К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ РАЙОНАМИ ПРОЖИВАНИЯ
УДК 159.923 Статья подготовлена по результатам научного исследования, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (грант № 12-16-02004 а (р)). Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу индивидуально-личностных особенностей детей 11-12 лет, имеющих суицидальные наклонности и не имеющих таких наклонностей. Цель данной работы – изучение суицидальных наклонностей у детей в связи с неблагоприятными районами проживания. Для изучения личностных особенностей, позволяющих выявить суицидальные наклонности, были использованы следующие методики: опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой), методика «Список жизненных событий», шкала личностной тревожности, шкала явной тревожности (Прихожан А.М.). У детей с суицидальными наклонностями выявлен повышенный уровень максимализма и явной тревожности в сочетании с невысоким уровнем антисуицидального фактора. Отмечено, что большинство детей с суицидальными наклонностями проживают в неблагоприятных районах. Возможно, эти районы находится в местах геопатогенных зон. Ключевые слова: суицидальные наклонности детей, тревожность, дизонтогенез, неблагоприятные районы проживания, геопатогенные зоны.
К неблагоприятным районам проживания можно отнести районы, имеющие природные неблагоприятные факторы. Под патогенной зоной – подразумевается участок поверхности Земли, часть площади или вся площадь здания либо помещения, в пределах которого (которой) проявляется действие патогенных факторов. Исходя из природы патогенных факторов, наиболее опасными для человека являются геопатогенные факторы (геологические — неоднородности строения земной коры (трещины, разломы, подземные водные потоки, их этажные пересечения, пустоты, рудные тела и т.п. и энергоинформационные — геобиологические сети) [2]. Элементы архитектурных форм и их пропорции, а также рельеф местности оказывает влияние на естественное импульсное электромагнитное поле Земли [2, 3]. Геопатогенные зоны вызывают физиологические изменения в организме человека, такие как смещение кислотно-щелочного равновесия; изменение лейкоцитарной формулы крови; увеличение скорости оседания эритроцитов; снижение электрического сопротивления кожных покровов; тахикардия и др. [7]. В геопатогенной зоне происходят изменения сердечных сокращений, частоты дыхательных движений. Как показывают результаты некоторых исследований, аномальные зоны оказывают опосредованное влияние на органы эндокринной системы, вызывая изменения функциональных систем организма, и свидетельствует о первичности гормонального механизма реализации ответа на стресс [2]. Выявлено, что геопатогенные зоны вызывают психологический стресс, синдром хронической усталости и вызывают изменения в поведенческих реакциях человека. Галяутдинова С.И. с соавт. (2012) изучали влияние геопатогенных зон на психическую сферу школьников, проживающих в Башкирии [6]. Полученные результаты показывают различия в уровне тревожности, агрессивности и когнитивной сферы в зависимости от района проживания. Известно также, что геопатогенные зоны влияют на суицидальное поведение. Прошутин В.Л. (2001) проанализировал случаи завершенных суицидов в г. Ижевске за десять лет [12]. Все геопатогенные зоны были разбиты на три типа. Первый тип имел значения естественного импульсного электромагнитного поля Земли выше фонового уровня. Второй тип имел значения естественного импульсного электромагнитного поля Земли ниже фонового уровня. Третий тип имел колеблющиеся значения естественного импульсного электромагнитного поля Земли, как в сторону повышения, так и в сторону понижения в течение суток. Проведенный анализ показал, что количество суицидов больше в геопатогенных зонах третьего типа. Автор делает вывод о том, что изученные геопатогенные зоны на территории города Ижевска третьего типа можно отнести к вероятному фактору риска завершенных суицидов. Как известно, суицид определяется как умышленное самоповреждение со смертельным исходом [14]. Суицидальное поведение проходит несколько периодов: пресуицидальный, суицидальный и постсуицидальный период. Пресуицидальный период начинается антивитальными переживаниями и заканчивается реализацией суицидальной попытки. Суицидальный период длится от суицидальных мыслей до завершенного суицида. Постсуицидальный период включает ближайший постсуицид длится от 1 недели, ранний постсуицид – до 1 месяца, поздний постсуицид – до полугода. У детей в возрасте до 11 лет приходится 14 суицидальных попыток. У подростков на один завершенный суицид приходится 100 суицидальных попыток. Многие авторы отмечают наличие суицидальных проявлений у детей и подростков с депрессивными расстройствами и шизофренией [1, 4, 10, 13]. В ранней нашей работе мы показали, что подростки, склонные к суицидальному поведению имеют высокий уровень депрессии и отличаются ранимостью к жизненным невзгодам с яркими эмоциональными проявлениями [8]. Таким образом, суицидальные проявления могут сопровождать психический дизонтогенез, т.е. нарушение психического развития. К.С. Лебединская и В.В. Лебединский (2011) указывают на необходимость сравнительного изучения нормальных и патологических закономерностей протекания психических процессов [9]. В поисках механизмов нарушений психической деятельности важно опираться на положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития [5]. Цель данной работы – изучение суицидальных наклонностей у детей в связи с неблагоприятными районами проживания. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Выявить индивидуально-личностные особенности у детей, имеющих суицидальные наклонности. 2. Выявить взаимосвязь между показателями суицидального риска и уровнем тревожности и стресса у детей, имеющих суицидальные наклонности. Сравнить эти группы. Для изучения личностных особенностей, позволяющих выявить суицидальные наклонности, были использованы следующие методики: опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), методика «Список жизненных событий», шкала личностной тревожности, шкала явной тревожности [11]. В исследование было взято 40 детей в возрасте 11-12 лет. По результатам опросника суицидального риска было выделено две группы детей: группу с показателями в пределах нормы (контрольная группа, 34 испытуемых) и группу детей, имеющих выраженные наклонности к суициду (группа риска, 6 детей). Далее использовался непараметрический критерий сравнения средних Манна-Уитни (U). Корреляционный анализ проводился с использованием критерия Спирмена (rs). Статистическая обработка проводилась посредством программы Statistica 10.0. для среды Windows. У детей контрольной группы, что составляет 85% от всей популяции исследуемых детей данной возрастной группы, отмечается высокий уровень антисуцидального фактора, что указывает на то, что даже при высокой выраженности всех остальных факторов этот фактор снимает глобальный суицидальный риск. Дети этой группы глубоко понимают чувство ответственности за близких и чувство долга. Дети этой группы имеют развитое представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязни боли и физических страданиях. У детей группы риска, что составляет 15% данной группы детей, отмечается повышенный уровень максимализма по методике Разуваевой по сравнению с детьми, имеющими нормальные показатели: 5,3±0,67 и 2,82 ±0,32 соответственно при p=0,016. Кроме того, у детей группы риска отмечается более высокий уровень явной тревожности 2,5±0,22 по сравнению с (1,74±0,09) при p=0,018. Следовательно, детям группы риска свойственен инфантильный максимализм ценностных установок, который распространяется на все сферы жизни. Отмечается аффективная фиксация на неудачах. Отмечается повышенный уровень максимализма и явной тревожности в сочетании с невысоким уровнем антисуицидального фактора. Что дает основание рассматривать данную группу детей, как имеющую высокий уровень сформированности суицидальных намерений. Корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена выявил многочисленные связи у детей контрольной группы. Уровень стресса, выявляемый по методике «Список жизненных событий» связан с такими показателями суицидального риска как демонстративность и аффективность – rs=0,45 и rs =0,34 соответственно при p<0,05. Уровень стресса у детей контрольной группы связан с желанием добиться сочувствия и понимания, готовность реагировать на пихотравмирующую ситуацию эмоционально. Школьная тревожность связана с уникальностью (rs=0,36, p<0,05), самооценочная тревожность с несостоятельностью (rs=0,35, p<0,05), магическая тревожность с уникальностью (rs=-0,32, p<0,05), общая тревожность с несостоятельностью (rs=0,34, p<0,05). Явная тревожность связана с демонстративностью, аффективностью, уникальностью и социальным пессимизмом – rs=0,35, rs=0,39, rs=0,46, rs=0,46 при уровне значимости p<0,05. Кроме того, явная тревожность связана с уровнем стресса (rs=0,48). Необходимо отметить, что у детей группы риска подобных связей выявлено не было. Возможно, наличие связей у детей контрольной группы между уровнем тревожности, уровнем стресса и показателями суицидального риска указывает на системную работу психологических показателей для адаптации детей к социуму. Подобные связи могут служить маркерами нормального развития на данном отрезке онтогенеза. Тогда как нарушение этих связей приводит к дизонтогенезу, проявляющемуся в склонности к суицидальному поведению. Мы обратили также внимание на то, что большинство детей с суицидальными наклонностями проживают в неблагоприятных районах. Возможно, эти районы находится в местах геопатогенных зон. Таким образом, неблагоприятный район проживания может быть одним из суицидальных факторов. Для решения этого вопроса необходимо более углубленное изучение с привлечением специалистов по определению зон биологического дискомфорта на территории проживания. Литература 1. Амбрумова А.Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. – Л., 1991. – С. 32-35. 2. Богданов Ю.А. Новое в исследовании энерго-информационного влияния природных и техногенных систем на вещество // Проблемы гармонизации человечества: материалы международного семинара. – Киев, 1995. – С. 25-33. 3. Воробьев В.В. Что такое город? // Проблемы гармонизации человечества. Материалы международного семинара. – Киев, 1995. – С. 52-55. 4. Вроно Е.М. Об особенностях суицидального поведения подростков с различными типами депрессий: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 1984. – 17 с. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 519 с. 6. Галяутдинова С.И., Белан Л.Н., Гумерова Р.Б. К вопросу о влиянии зон биологического дискомфорта на человека // Вестник БашГУ. – 2012. – Т. 17. – № 3. – С. 1403-1406. 7. Гладкова А.Н. Оценка влияния геопатогенных зон на адаптационные процессы в живом организме // Отчет по НИР УкрНИИФЭЗ. – Харьков, 1993. 8. Куксо П.А., Галяутдинова С.И. Индивидуальные проявления личности подростков и юношей, склонных к суицидальному поведению // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции – М.: Логос, 2012. – 302-303. 9. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 303с. 10. Личко А.Е. особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуаций характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. – Л., 1991. – С. 9 – 15. 11. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с. 12. Прошутин В.Л. О феномене геопатогенных зон // Проблемы экспертизы в медицине. – 2001. – Т. 1. – № 3. – С. 24-30. 13. Славгородский Я.М. Клиническая динамика и терапия психических расстройств у подростков-девочек в постсуицидальном периоде: автореферат дис. ... канд. мед. наук. – М., 2000. – 23 с. 14. Усачева Елена Михайловна. Социально-психологические аспекты суицидальных отравлений у детей и подростков: Дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. – 135 c.
Куксо Полина Александровна – кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» e-mail: Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» e-mail: Куксо П. А. Галяутдинова С. И. К вопросу изучения суицидальных наклонностей у детей в связи с неблагоприятными районами проживания. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). |