ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА УДК 159.9.316 Статья написана в рамках исследования по гранту Комитета Науки МОН РК «Разработка психолингвистических методов социальной и политической коррекции поведения граждан РК» «Грантовое финансирование научных исследований» 1578/ГФ2 Аннотация. В данной статье рассматриваются использование языкового сознания как психологические основы предотвращения религиозного экстремизма. Ключевые слова:языковое сознание, религия, экстремизм Языковое сознание – это оформление национального языка общественного сознания. Выбор языковых форм задает характер и направленность описаний и объяснений, посредством которых строится знание о мире. Языковое сознание – компонент национального общественного сознания. Оно реализуется в процессе речемыслительной деятельности индивидов в ходе восприятия и отображения действительности на основе лингвокреативного мышления и его механизмов. Языковое сознание, как отличное от когнитивного и национального, понимается, во-первых, как особенности культуры общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие; во-вторых, как совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их функциональных особенностях, о нормах произношения и словоупотребления; в-третьих, как механизм адаптации этноса к окружающему миру и образ мира, детерминированный определенными социальными связями того или иного этноса; в-четвертых, языковое сознание – это проявление особенностей речевого поведения представителя определенного этноса, которые актуализируются в социокультурных ситуациях. Анализ структуры языкового сознания у представителей разных этносов позволяет отметить наличие в их сознании универсального и специфичного. Это выявляется в результате анализа концептов, которые могут в совокупности составлять концептосферу той или иной культуры. Социокультурный опыт – это этнокультурная информация, передающаяся как память народа из поколения в поколение, отражающая в себе образное видение мира и его образ, преломленный через экологический и национально-культурный колорит. Оно проявляется в ассоциативном мышлении и ценностных ориентациях этносов и представляет совокупность различных знаний (языковые, экстралингвистические, психолингвистические) знание социально-неязыковых культурных конвенций. Краткий обзор работ, посвященных изучению особенностей специфики языкового сознания, показал важность и актуальность данной проблемы в психолингвистике. Исследование языкового сознания носителей разных культур и выявление общего и специфического в их образах мира в настоящее время имеет огромное значение. Для нас представляет огромный интерес изучение специфики языкового сознания у учащихся, т.к. именно в школьном возрасте наблюдается сензитивный период для формирования языкового сознания. Необходимость разработки языкового сознания в Республике Казахстан обусловлена такими причинами как проявлением экстремизма среди населения страны, безработицей, принимающей как явные, так и скрытые формы, а также слабыми позитивными установками, способствующими появлению выше перечисленных негативных факторов. Главным атрибутом национального самосознания является этническая самоидентификация. Механизм его актуализируется по формуле «нас» с «не – нами», «мы – они». Его индикаторами выступают: 1) этническая самоидентификация; 2) национальный характер; 3) установки, влияющие на направленность этнических отношений; 4) социокультурные оценки; 5) этнически обусловленные модальные ценности. Языковое сознание не существует отдельно от общественного национального, когнитивного сознания. Оно, представляя собой одновременно часть этих сознаний, акцентирует внимание на языковом оформлении их. Кроме того, оно, как самостоятельное, актуализируется в процессе речемыслительной деятельности индивидов, реализации их речевого и этнического поведения в ходе восприятия и отображения действительности при помощи когнитивных механизмов, на основе лингвокреативного мышления, лингвокреативной интерпретации, актуализации различных видов знания в процессе представления своеобразной языковой картины мира. Языковое сознание – это превращенная форма жизнедеятельности человека, способ вербализации человеческого социокультурного опыта и его национально-культурного осознания, включающее в себя материальное (языковое знание как материальный субстрат сознания), и идеальное (психические состояния, семантика, актуализирующиеся в процессе ментальной деятельности. Многие учёные, как в Казахстане, так и за рубежом занимались изучением языкового сознания. По мнению авторов, с сознанием связываются высшие формы психического функционирования: способность к мысли, разумности, творчеству, рефлексии, способность понимать скрытые свойства мира, вырабатывать абстрактные отвлеченные и обобщенные представления, формировать моральные понятия, нести ответственность за свои действия, способность осуществлять масштабные действия с привлечением значительных природных и человеческих ресурсов. В данное время отравление языкового сознания является одним из самых острых проблем общества. Печально то что, у нас до сих пор нет никаких государственных учреждений компетентных в их урегулирований. Под лозунгом «Обучаем иностранным языкам, оказываем психологическую помощь» религиозные объединение собирают под свое крыло множество людей и пропагандируют свое течение. А главная причина того что многие попадаются на такие уловки это – религиозная неграмотность. Политическая, религиозная неграмотность и экономические противоречия доказали что общество нуждается в изучений особенностей языкового сознания. Сегодняшнее соотношение «рефлекторного направления» и «языкового действия» привели к возникновению термина «языковое сознание». В задействований соцальной сферы Республики Казахстан в плане длительного экономического развитие обеспечивающий благосостояние граждан, требует инвестиции в человеческий капитал. Успешность такого плана зависет от того на каком уровне будет творческое развитие индивидуальных личностей которые делают осознанный выбор в ряде экономических и соцальных взаимоотношений. Республика Казахстан не может обособляться от всемирных рыночных отношений. Нами для определения языковых концептов среди верующих использовался свободный ассоциативный эксперимент. Выбор такого метода исследования был обусловлен эффективностью его использования и простотой применения, т.к. благодаря его проведению нами были сделаны выводы об установках, существующих в языковом сознании. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи языкового сознания в предотвращении религиозного экстримизма, значению осознанности, изучению и появлению специфических компонентов языкового сознания в том числе изучению ментального лексикона индивида. Влияние какой либо информации на сознание индивида достигается результатами методов обработки и регулирования когнитивных структур. Когнитивные структуры дают осознанность материальному миру в человеческой психологии. В последствии этого через обработку информаций у индивида выстраивается концептуальная система. Решению проблем, возникающих в системе образования, нахождению новых творческо-инновационных путей будет способствовать развитие у индивидуальной личности навыков многоязычной, межкультурной коммуникаций и принятие смелых взаимотношений. Государство нуждается в компетентных индивидуальных личностях с сформированными научными идеями. В связи с этим изучение языкового сознания – психологические основы предотвращения религиозного экстремизма на сегодняшний день является одним из актуальных исследований. В сегодняшнем Казахстане анализируя категорий «ум», «сознание», «разум», «рассудок», «смысл» осмысляется систематизирование отношений в человеческой натуре. Человек не может быть без языка но может изменять отношение ко всему через язык. Без языка не может быть и мышления то есть понимания человеком другого человека. Могущество речи, языка безграничны с помощью языка можно восхвалять или даже обидеть человека. Не зря казахи поговаривают «правильное слово – половина удачи», «язык человека возвышает». На сегодняшний день не мудрено запутаться в бесчисленных не традиционных религиозных объединениях которые регистрируются и распространяются по всей нашей республике. Провозглашая себя «светской страной» мы ослабили контроль по отношению к государственной идеологий. Несмотря на то что сегодня многие ученые наперебой твердят о том что проблема многорелигиозности (многобожия) более последственна чем многонациональность, все же принимаемых мер в отношений многорелигиозности очень мало. Люди с отравленным сознанием даже понятия не имеют на что идут безоговорочно подчиняясь воле своего религиозного лидера. Доказательство этому неоднократное упоминание членов религиозных течений в организации криминальных событий. Ну разве это не таит опасность для общества? Проблема которая в данное время устрашает нас это – отравление языкового сознания. Язык непосредственно влияет на сознание человека. К примеру, нынешняя молодежь становиться жертвой религиозных течений. Опираясь на факты, хотим обратить внимание на то что если в начале 90-х годов в Казахстане было около 500 религиозных объединений то сейчас их число превышает 4000. С одной стороны этому способствует наш закон, который гласит что «объединие 10 человек дает возможность зарегистрироваться в религиозное объединение». Из-за хаотичной регистраций религиозных объединений и отсутствия всякого контроля над ними, они успели вовлечь в свои ряды тысяч наших соотечественников. Отказ граждан которые последуют религиозным течениям проводить соответсвующую медицинскую регистрацию для своих новорожденных и даже от необходимой прививки, оставление учебы школьников последователей религиозных течений, отказ слушать государственный гимн ставя руку на грудь, отказ почетать государственный флаг, провозглашение баптистов, евангелистов о том что «на земле не должно быть разделяющих страны границ» и уклонение от армии молодых людей, отказываясь отдать долг своей родине, все это противоречит национальным традициям и является явным доказательством что эти действия влияют на сознание людей, тем самым отрекая их от национальной идеологий. Стоит отметить что, молодежи да и в общем людям которые ушли на поводу религиозных общин с иным умыслом труднее всего приспособится в обычном обществе. А иногда даже невозможно. Так как их не заботят такие понятия как семья, родина, единство. Обычно наша молодежь часто ездит заграницу изучать религию по иным масхабам (традиция, путь). Лично мы смотрим с опасением на это и считаем, что нашей стране нужно по-больше такого рода учебных заведений. И соответсвенно наверное пришло время преграждать дорогу тем, кто решил изучать религию за границей. Да и к тому же на сегодняшний день неизвестно правильных ли путей придерживаются многочисленные девушки в платках, которых все больше в нынешнем обществе. А самое главное, несмотря на то, что уже давно поднимается вопрос о ожесточении закона «о свободе вероисповеданий и религиозных объединениях», который мог бы упорядочить такой беспорядок, но дело еще не сдвинулось с мертвой точки. Стоит отметить и то, что молодежь не осознанно идет на поводу религиозных течений, но из-за религиозной неграмотности и то что предпринимаемые меры весьма слабы, они попадают в сети религиозных течений. Поэтому мы думаем пришло время заступиться за наших соотечественников которые все еще ходят на поводу иных религиозных объединений. Рост молодежного экстремизма свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодежи, развитии асоциальных установок в сознании подрастающего поколения, которые вызывают противоправные образцы её поведения. Следовательно, необходим особый комплекс методов психолингвистической социальной и политической коррекции поведения граждан Республики Казахстан, в частности в условиях молодёжной среды, который будет способствовать профилактике противоправного поведения, основанного на почве экстремизма, а также влиять на формирование языкового сознания населения Республики Казахстан. Анализ показал: религиозный экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного казахстанского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют молодежь в своих политических интересах. Происходящие в стране религиозные процессы характерны и для Восточно-Казахстанского региона Республики Казахстан. Формирование у молодежи необходимых социальных качеств и жизненных ориентиров – важнейшая задача для любого государства. Таким образом, решение проблемы экстремизма и коррекции аномальной линии поведения среди молодёжи является актуальной и нуждается в дальнейшей разработке. В связи с этим, исследования проводятся в следующем направлении: целенаправленное исследование по изучению языкового сознания и национальных маркеров в учебном процессе; предлагаются психолингвистические методики формирования языкового сознания учащихся и разработка модели нового учебника, отражающего концептосферу общеобразовательного дискурса; предлагаются рекомендации для формирования языкового сознания в учебном процессе и разработка исследовательских методик прогнозирования и проектирования элементов общеобразовательного дискурса; впервые языковое сознание рассматривается как система ассоциативных парадигм целенаправленное исследование по развитию языкового сознания и предотвращения религиозного экстремизма личностно-психологических особенностей лиц, проживающих на территории Казахстана. Проблема формирования языкового сознания рассматривалась в современном обществе много раз. Такой интерес обусловлен как важностью изучения данного аспекта, так и необходимостью развития его в связи с распространением экстремизма, в основе которого лежит неверно сформированные установки, «неправильно оформленное» языковое сознание. Выяснилось, что языковое сознание влияет на понимание и принятие материалов по направлению создания общего восприятия мира. Проведенный этап исследования является фундаментальным для анализа современной ситуации, определения путей дальнейшего исследования языкового сознания как психологические основы предотвращения религиозного экстремизма Республики Казахстан и требует дальнейшего глубокого изучения. Литература
Амирбеков Шарипбек Агабаевич – доктор политических наук, профессор, ректор Государственного университета имени Шакарима города Семей. Сатиева Шолпан Серикбосыновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Государственного университета имени Шакарима города Семей. e-mail: Лебедева Ксения Сергеевна – магистр педагогических наук, преподаватель e-mail: Амирбеков Ш. А. Сатиева Ш. С. Лебедева К. С.Языковое сознание как психологические основы предотвращения религиозного экстремизма [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). |