ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

УДК159.923.2

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты исследования различий социально-психологических свойств личности студентов с разным уровнем самоактуализации. Отмечается, что для респондентов с высоким уровнем самоактуализации характерны более уверенный, независимый стиль межличностных отношений, тенденция обладать особым мнением, отличным от мнения большинства, неконформность, реалистичность базы суждений и поступков.

Ключевые слова: самоактуализация, ориентация во времени, потребность в познании, автономность, стремление к творчеству, автономность, социально-психологические свойства личности.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Обучение в современной высшей школе обязано не только качественно формировать у студентов предметные знания и умения, но и являться фактором развития социальных компетентностей личности, позволяющих жить в современном мире [1]. Эффективным средством социализации личности, осуществляющим функции обогащения ее внутреннего мира, развития мотивационно-личностных ресурсов, сконцентрированных на повышение общей и социальной культуры, должна стать профессионально-образовательная среда [6].

Системообразующим элементом гуманистического направления в психологии стала теория самоактуализации [4], центральной идеей которой становится идея, что осознанное стремление к наибольшему вероятному выявлению потенциала личности и его реализации в практической жизнедеятельности путем самоактуализации является необходимым условием полноценного развития индивида.

Введенное нейрофизиологом К. Гольдштейном в науку понятие «самоактуализация» и «самореализация» означает основной и единственный мотив в человеческой жизни, проявляющийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей, которые определяются как состояние дефицита, мотивирующих человека на его пополнение [2].

А. Маслоу определяет самоактуализацию как всепоглощающее, яркое, самозабвенное переживание, с глубокой концентрацией и безусловной погруженностью в него [7], как желание личности к самовоплощению, к актуализации заложенных в ней потенций, проявляющееся в стремлении к видовой идентичности. По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это развитие личности, освобождающее человека от дефицита проблем роста и «ненастоящих», воображаемых проблем жизни, что дает возможность личности обращаться к «настоящим» проблемам жизни, – и не только обращаться, но и устоять перед ними, и взяться за их решение. Таким образом, самоактуализация означает скорее не отсутствие наличия проблем, а продвижение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим [6]. Каждый человек, по мнению А. Маслоу, обладает потенциальными возможностями для роста и совершенствования. В каждой личности от рождения заложены творческие потенции, которые у большинства людей угасают в результате «окультуривания». Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворения базисных потребностей [5].

В теории А. Маслоу акцентируется, что выбор в направлении самоактуализации человек должен реализовывать в каждой ситуации выбора. Отказ от усилий по абсолютной реализации потенциала опасен появлением патологии или даже метапатологии. Считается, что отказ от развития способствует нервным, психическим расстройствам, опасным инволюцией, «свертыванием» отдельных способностей. Нарастание инволюционных тенденций, втягивание в процессы инволюции значительных групп людей, отдельных регионов и стран опасно угрозой деградации для всей цивилизации [7].

По мнению А. Маслоу, самоактуализация есть стремление личности стать тем, кем она может стать. Следовательно, самоактуализироваться – означает стать личностью, достигшей вершины своих возможностей. Самоактуализация не должна непременно проявляться в виде творческих усилий, выражающихся в создании творений искусства. Любая личность может актуализировать свой потенциал, то есть реализовывать в жизни свои возможности, воплощать в жизнь наилучшим образом то, что она делает; формы самоактуализации крайне разнообразны. Собственно на этом высшем уровне иерархии потребностей больше всего проявляется отличие индивидов друг от друга.

Теории К. Роджерса свойственны все важнейшие положения гуманистической психологии. Важнейшими движущими силами функционирования личности также является тенденция к самоактуализации как потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности [9].

В новейших направлениях по изучению самоактуализации интерес исследователей смещен на исследование предельных моментов самоактуализации. По мнению А.Г. Асмолова, поведение человека понять лишь как историю поведения, а психология личности – лишь только как историю развития изменяющейся личности в изменяющемся мире [3]. Развитию личности сопутствует переход от формально-ролевых взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловым взаимоотношениям в контексте социально-исторического образа жизни. Этот переход происходит в проблемно-конфликтных ситуациях, положительное разрешение которых чрезвычайно затруднено или даже невозможно на основе ранее усвоенных стереотипов поведения. Такие ситуации неопределенности появляются не только, когда имеются внутренние и появляются внешние преграды в жизнедеятельности, но и в результате постановки личностью перед собой сверхзадач. Что бы ни стало причиной возникновения такой ситуации, в неопределенной ситуации перед личностью возникает проблема выбора, что требует ее ориентировки в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного выбора история формирования личности становится историей отклоненных и созданных ею альтернатив. С этой точка зрения А.Г. Асмолов рассматривает феномены самореализации и самоактуализации [3].

Целью нашего исследования стало изучение различий в социально-психологических свойствах личности студентов с разным уровнем самоактуализации.

В исследовании применялись тест самоактуализации (САТ) и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Рассматривая результаты проведения теста самоактуализации, можно отметить, что по средним значениям выборка характеризуется средним уровнем самоактуализации.

Так, 32% респондентов имеют высокие показатели по шкале ориентация во времени, т.е. это юноши и девушки, способные получать наслаждение от актуального момента, который не сравнивается его с прошедшими радостями и не обесценивается ожиданием будущих успехов. Это респонденты, которые хорошо постигают экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь» (см. рис. 1).

12% испытуемых имеют низкий результат, который свойственен людям, невротически погруженным в переживания прошлого, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе (см. рис. 1).

Рассматривая показатели по шкале ценностей, можно отметить, что 14% респондентов имеют высокий показатель. Следовательно, девушками и юношами разделяются ценности самоактуализирующейся личности, к которым А. Маслоу относит истину, добро, красоту, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простоту, легкость без усилия, игру, самодостаточность. Выбор перечисленных ценностей определяет на стремление к здоровым отношениям с людьми и гармоничному бытию, отсутствие желания манипулировать людьми в своих интересах. Низкие показатели по шкале ценностей имеют 6% испытуемых (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровню самоактуализации

 

Положительный взгляд на природу человека сформирован у 4% студентов. Эти респонденты отличаются верой в человека, в могущество его возможностей, что интерпретируется как устойчивая основа для искренних и гармоничных межличностных отношений, симпатия и доверие к человеку, честность, доброжелательность.

28% респондентов имеют низкий уровень по шкале представлений о природе человека, т. е. склонны воспринимать природу человека скорее как отрицательную. Для них не присущи искренние и гармоничные межличностные отношения, им не свойственны доброжелательные, доверительные отношения с людьми (см. рис. 1).

У 26% студентов отмечается высокий уровень потребности в познании. Эти респонденты всегда открыты новым впечатлениям, их отличает бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, который не связан прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. По мнению А. Маслоу, такой уровень познание более точен и эффективен, так как его процесс не искажают желания и влечения, личность при этом не склонна судить, оценивать и сравнивать. Она просто видит то, что есть и ценит это. Низкую степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире имеют 18% испытуемых, что свидетельствует о неблагополучии учебной деятельности данных респондентов (см. рис. 1).

Рассматривая показатели шкалы креативности или стремления к творчеству можно отметить, что 28% испытуемых характеризуются творческим отношением к жизни, для 10% респондентов выявлено низкое стремление к творчеству (см. рис. 1).

Рассматривая показатели автономности, являющуйся главной мерой психического здоровья личности, ее полноты и целостности, следует отметить, что 26% юношей и девушек имеют высокие показатели. 2% респондентов имеют низкий уровень автономности. Согласно точки зрения, существующей в гуманистической психологии, понятие автономности связано с такими чертами, как жизненность и самоподдержка (Ф. Перлз), направляемость изнутри (Д. Рисмен), зрелость (К. Роджерс). Самоактуализирующейся личности свойственны автономость, независимость и свободн, что, впрочем, не означает отчужденность и одиночество. Согласно Э. Фромму, автономность означает позитивную «свободу для» в отличие от негативной «свободы от».

Высокий балл по шкале спонтанности у 14% испытуемых группы означает, что они способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, что они способны естественному поведению, к демонстрации окружающим своих эмоций. Высокий показатель означает уверенность в себе и доверие к окружающему миру, соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия, что свойственно самоактуализировавшимся людям. Самоактуализация для этой группы респондентов является образом жизни, а не мечтой или стремлением. Для 20% группы характерен низкий уровень спонтанности, что означает не уверенность в себе и недоверие к окружающему миру (см. рис. 1).

Высокий уровень по шкале самопонимание у 34% респондентов показывает наличие чувствительности, сензитивности испытуемых к своим желаниям и потребностям. Они свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, не склонны подстраивать собственные вкусы и оценки под внешние социальные стандарты. Низкий уровень по шкале самопонимания, выявленный у 10 % респондентов, присущ людям неуверенным, ориентированным на мнение окружающих. По мнению Д. Рисмена, это люди – «ориентированные извне» в отличие от «ориентированных изнутри» (см. рис. 1).

Высокий уровень аутосимпатии, являющейся естественной основой психического здоровья и цельности личности, характерен для 10% участников исследования. Следовательно, для них характерна осмысливаемая положительная Я-концепция, являющаяся основой устойчивой адекватной самооценки. 6% респондентов имеют низкие показатели аутосимпатии, что характеризует их как людей невротичных, тревожных, неуверенных в себе.

По шкале контактность для 30% испытуемых характерны высокий уровень общительности, умения устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, склонность ко взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, что является необходимой основой синергической установки личности. Низкий уровень по шкале контактность отмечается у 10% испытуемых, что определяет неспособность быстрого установления глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, применяя принятую в отечественной социальной психологии терминологию, низко выраженную способность к субъект – субъектному общению (см. рис. 1).

Шкала гибкости в общении сопоставляется с наличием или отсутствием социальных шаблонов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокий уровень показателей у 34% респондентов характеризует их, как людей, склонных к аутентичному взаимодействию с окружающими, способных к самораскрытию. Такие испытуемые напрвлены на личностное общение, им не характерна склонность прибегать к фальши или манипуляциям, они не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкий уровень показателей (4% респондентов) характерен для ригидных, не уверенных в своей привлекательности людей, они сомневаются в том, что интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие (см. рис. 1).

Нами были выделены три подгруппы по шкале ориентация во времени, являющейся одной из основных шкал самоактуализации. Таким образом, первую подгруппу с высоким уровнем самоактуализации (шкала ориентация во времени), составили 32% респондентов, вторую подгруппу со средним уровнем – 56% испытуемых и третью подгруппу с низким уровнем – 12% студентов, принявших участие в эксперименте (см. рис. 2).

Выявлены достоверные различия между показателями самоактуализации в подгруппах (см. рис. 2). Таким образом, подгруппа с высоким уровнем самоактуализации отличается высоким уровнем по шкалам ориентации во времени, ценности и креативность. Студенты этой подгруппы живут настоящим, не откладывая свою жизнь на будущее и не пытаясь найти пристанище в прошлом. Ими хорошо понимается экзистенциальная ценность жизни «здесь и теперь», их отличает способность наслаждаться настоящей жизнью признавая ее достоинства, не сравнивая ее с прошедшими радостями и не обесценивая ожиданием предстоящих успехов.

Для студентов с низким уровнем характерны невротическая погруженность в прошлые переживания, завышенное стремление к достижениям, мнительность и неуверенность в себе, им несвойственна способность к бытийному познанию – бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

 

Рис.2. Показатели самоактуализации

 

Анализируя результаты проведения методики диагностики межличностных отношений Т. Лири в подгруппе с высоким уровнем самоактуализации, можно отметить, что для испытуемых характерна умеренная выраженность показателей независимый – доминирующий, прямолинейно – агрессивный, недоверчиво – скептический, зависимый – послушный и ответственно – великодушный. Следовательно, респонденты этой подгруппы уверенны в себе, умеют быть хорошим советчиком, наставником и организатором, им характерны свойства руководителя, искренность, непосредственность, они готовы принять помощь от окружающих, им необходимо их доверие, их признание, они отличаются выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (см. рис.3). Эти показатели свидетельствуют об адаптивном поведении испытуемых данной подгруппы и вполне согласуются с характеристиками самоактуализирующейся личности: ориентированностью на реальность, принятие себя, других людей, природного мира такими, как есть, спонтанностью, самостоятельностью и независимостью.

Для данной группы характерны низкие значения шкалы покорный – застенчивый, что говорит о том, что испытуемым не свойственны застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности, повышенное чувство вины.

Достаточно высокие показатели получены по шкале властный – лидирующий, сотрудничающий – конвенциальный, независимый – доминирующий. Высокие баллы по шкале властный лидирующий означают определенную нетерпимость к критике, переоценку собственных возможностей. Можно отметить некоторое превосходство над окружающими, тенденцию иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе. И в то же время некоторая избыточность стиля межличностного отношения (сотрудничающий – конвенциальный) проявляется в компромиссном поведении, определенной несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

 

Рис. 3. Средние значения показателей методики диагностики межличностных отношений Т. Лири

 

Для испытуемых подгруппы со средним уровнем самоактуализации характерен средний уровень показателя властный – лидирующий, респонденты отличаются нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей. Эти показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.

Наиболее низкие показатели выявлены по шкале покорный – застенчивый, что говорит о том, что испытуемым также как и в предыдущей, подгруппе с высоким уровнем самоактуализации не свойственны застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности, повышенное чувство вины.

Респонденты этой подгруппы характеризуются уверенным, независимым, соперничающим стилем межличностных отношений, искренностью, непосредственностью, прямолинейностью, настойчивостью в достижении цели, реалистичностью базы суждений и поступков, большим по сравнению с респондентами с высоким уровнем самоактуализации скептицизмом и неконформностью, стремлением к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.

Для испытуемых подгруппы с низким уровнем самоактуализации характерны умеренные показателя по всем шкалам. Для этой подгруппы характерны уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя, стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели, реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность. В то же время им более свойственна скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.

Таким образом, можно отметить, что имеется достоверные различия в социально-психологических свойствах личности студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации по шкалам: «независимый – доминирующий», «недоверчивый – скептический», «сотрудничающий – конвенциальный» и «властный – лидирующий». Респонденты с высоким уровнем самоактуализации отличаются более уверенным, независимым стилем межличностных отношений, тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, неконформностью, реалистичностью базы суждений и поступков и что впрочем, не мешает им сотрудничать с референтной группой, поддерживать дружелюбные отношения с окружающими. Высокий уровень самоактуализации личности предполагает способность субъекта скорее жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах, гибкость субъекта во взаимодействии с окружающими людьми, общительность, способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими и в то же время разборчивость в принятии групповых норм. Самоактуализирующаяся личность независима и свободна, способна быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, не боясь своего естественного поведения, демонстрации окружающим своих эмоций.

 

Литература

1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Мужичкова Ю.Е. Особенности профессионального становления личности студента – будущего специалиста в сфере экономики и финансов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Научно-образовательный журнал. – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011. – №4. – С. 122-125.

2. Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э.В. Соколова / Пер. с нем. И.В. Стефанович. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 242 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. – 416 с.

4. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии // HPSY.RU Публикации.

5. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. – К.: Рута, 2001. – 320 с.

6. Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2009. – 25 с

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. – М.: Смысл, 1999. 425 с.

8. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. – М.: Рефл-бук; – Киев: Ваклер, 1997. – 304 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 478с.

 

Об авторе

Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Анненкова Наталия Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Особенности самоактуализации в студенческом возрасте.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.