ФОРМИРОВАНИЕ ФИТНЕС-КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.923
Аннотация. Процесс физического и умственного развития, достижение оптимального уровня психического здоровья и душевного равновесия определяют как фитнес. Формирование фитнес-культуры необходимо для достижения личностью способности самостоятельно управлять процессом физического совершенствования и стабилизации психоэмоциональной сферы. Наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в рамках психологического сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: здоровьесбережение, психологическое сопровождение, фитнес-культура личности.
Термин «фитнес» близок к смысловому значению «положительное здоровье» и представляет собой оптимальное качество жизни, хорошую физическую подготовленность и ведет снижению риска заболеваний. Различают следующие виды фитнеса:
общий – в нем обнаруживается тесное единство и согласованность определенных компонентов жизнедеятельности человека: социального, интеллектуального, духовного и физического;
физический – двигательная активность – важнейшая составная часть общего фитнеса, направленная на достижение и поддержание физического благополучия. В результате занятий данным видом фитнеса достигается хорошее физическое состояние организма, снимается нервно-психическое напряжение;
спортивно-ориентированный – направлен на подготовку организма к решению спортивных задач на определенном уровне. Данная разновидность фитнеса во многом совпадает с занятиями массовым спортом.
Таким образом, фитнес-культура отражает способы физкультурно-оздоровительной деятельности направленные на развитие и формирование физических и психических способностей человека, укрепление его здоровья и повышение работоспособности. Соответственно фитнес-культура личности – это качественное, системное, динамическое свойство, определяющее ее образованность и физическую подготовленность, отраженные в видах и формах активной физкультурно-оздоровительной деятельности, здоровом стиле жизни.
В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений фитнеса, способный удовлетворить разнообразные потребности людей, как в двигательной активности, оздоровлении организма, так и эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Основной идеей занятий было и остается здоровьесбережение – единство и гармоничная взаимосвязь физического и психического здоровья. Очевидно, систематические и правильно организованные занятия различными видами физических упражнений являются наиболее эффективным и доступным средством не только укрепления здоровья, развития и совершенствования своего тела, повышения работоспособности, но и обретения психической стабильности и эмоционального равновесия [1].
Ряд исследований в области физического воспитания подтверждает положительное влияние оптимальных оздоровительных и спортивных нагрузок на соматический компонент здоровья (И.В. Соколова, 2000, И.А. Герц, 2001). Однако эти исследования не касаются особенностей психического здоровья людей и воздействия на него средствами оздоровительной физкультурной деятельности. На деле практически не обеспечивается реальная взаимосвязь соматического и психического компонента.
Работу с психическим компонентом, в основном, можно встретить только в фитнесе для беременных. Следовательно, одной из приоритетных задач, требующей своего решения и стоящей перед отраслью оздоровительной физкультуры, является поиск инновационных технологий, которые сочетали бы в себе средства и методы комплексного оздоровления организма занимающихся. И, прежде всего, содействовали бы не декларативному, а реальному формированию аксиологических ориентиров на достижение оптимального уровня здоровья как фитнес культуры личности.
Критерием успешности занятий в фитнес-центрах, по реализации их основной задачи, является наличие здоровья, поддержание его статуса на максимально хорошем уровне, отсутствие ухудшения здоровья [2]. На наш взгляд, для решения поставленной задачи необходимо создание особых психолого-педагогических условий.
Наиболее эффективно процесс формирования фитнес-культуры личности может осуществляться в рамках психологического сопровождения. Ученые определяют его как совместную предметную деятельность по развитию и формированию личности с использованием разнообразных форм групповой и индивидуальной психологической работы, граничащей с обучением и коррекцией. В данном случае, его правомерно рассматривать как целостную динамическую многоуровневую систему мероприятий, направленную на обеспечение эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности и формировании фитнес-культуры людей, занимающихся в фитнес-ценрах [3].
Наиболее действенным средством психологического сопровождения, по мнению многочисленных исследователей, является психологический тренинг как метод развития способности к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в том числе и общением, и изменение нерациональных форм поведения. Использование системы научно-обоснованных методов воздействия на личность (моделирование и анализ ситуаций, ментальный и релаксационный психотренинг) позволяют, с одной стороны, получить ощутимые результаты в физическом фитнесе, а с другой – сформировать ряд характеристик, обеспечивающих человеку возможность проявить свою активность и в других сферах жизни и деятельности с высокой эффективностью.
При этом работа в физкультурно-оздоровительных центрах должна вестись по трем направлениям:
1. Обеспечение соматического здоровья – входит в обязанности медицинской службы (врачебный контроль, анализ антропометрических показателей, диагностика функционального состояния организма, определение границ частоты сердечных сокращений, в зависимости от возраста и физической подготовленности, оценка композиции тела – определение процента мышечной и жировой ткани, рекомендации по выбору вида фитнеса в зависимости от полученных результатов);
2. Обеспечение психического здоровья – входит в обязанности психологической службы и осуществляется в рамках психологического сопровождения (диагностика и коррекция психических состояний, развитие рефлексии, обучение приемам саморегуляции, психогигиенические рекомендации, психологическая релаксация, психологическое просвещение, проведение психологических тренингов, применение индивидуальных методов работы, повышение мотивации к занятиям, стимулирование имеющихся достижений в области физкультурно-оздоровительной деятельности);
3. Развитие и поддержание физического здоровья – входит в обязанности тренеров и инструкторов (определение исходного уровня физической подготовленности с помощью специальных тестов и контрольных упражнений; выбор технологии проведения занятий, предполагающий программирование тренировки, основанное на полученных данных и рекомендациях медицинской и психологической службы; индивидуализация физических нагрузок, при необходимости – построение индивидуальных фитнес-программ; применение научно обоснованных средств и методов тренировки).
Таким образом, одним из базовых компонентов формирования и освоения здоровьесберегающих стратегий является фитнес-культура, обеспечивающая биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру сущностных сил и способностей людей и являющаяся устойчивым качеством личности, что не ограничивает понятие «здоровья» физическим развитием, морфофункциональными возможностями организма и двигательными качествами. Наряду с этим важнейшими ее составляющими выступают мировоззрение и потребностно-мотивационная сфера личности.
В связи с этим и формирование фитнес-культуры личности должно быть ориентировано на устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и стремление получения и обновления знаний в этой области в течение всей жизни. Именно в процессе собственной, активной деятельности личностью приобретается ценностное отношение к своему здоровью. Получив системные, компетентные знания, касающиеся особенностей своего организма, форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности, а так же различных восстановительных методик для снятия стрессов, эмоционального напряжения, человек приобретает возможность самостоятельно управлять процессом своего физического совершенствования и повышения уровня психического здоровья. Это обусловлено тем, что решать проблему оздоровления в наш наполненный стрессами век, используя только традиционные формы занятий физическими упражнениями без коррекции психического компонента (уровня самооценки, тревожности, агрессивности), является неоправданным. Поэтому формирование фитнес-культуры предоставляет людям реальную возможность получения глубоких знаний в данной области с целью перехода всех форм фитнес-практики в устойчивый процесс самопознания, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.
Литература
1. Небытова Л.А. Фитнес для Вас. – Ставрополь, издательство «Графа», 2009. – 228 с.
2. Небытова Л.А. Аквафитнес. Плавание: оздоровительное и реабилитационное. – Ставрополь, издательство «Орфей», 2010. – 176 с.
3. Небытова Л.А. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности: Дисс…канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004.
Небытова Лилия Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры физической культуры ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».
e-mail:
Небытова Л.А. Формирование фитнес культуры личности в рамках психологического сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.