ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ НАПРЯЖЕННОГО ТРУДА ПО ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923 Аннотация. В статье обосновывается необходимость психологического консультирования субъектов напряженного труда. Показывается связь психологической безопасности личности с толерантностью к неопределенности как ожидаемых результатов такого консультирования. Раскрываются возможности построения целенаправленной работы психологов-консультантов по обеспечению психологической безопасности субъектов напряженного труда. Ключевые слова: психологическая безопасность личности, толерантность к неопределенности, субъект напряженного труда, психологическое консультирование.
Современная реальность характеризуется быстрым темпом жизни, сложными и напряженными условиями труда, обширным количеством контактов, различного рода информационно-психологическими воздействиями, стрессовыми и конфликтными ситуациями в семье, по местам учебы, работы и т.д. Обстоятельства подобного рода детерминируют появление сложных состояний у человека: стресса, фрустрации, негативизма, дезадаптации, соматических и невротических расстройств. Они провоцируют конфликтность, приводят к разрушению межличностного и межгруппового взаимодействия. В условиях явного нарушения психического благополучия человека происходит очевидная фрустрация его потребности в психологической безопасности [6]. Проблема психологической безопасности в настоящее время получила широкое освещение в исследовательском пространстве (Баева И.А., Краснянская Т.М., Татьянченко Н.П., Третьяков В.П. и др.). Большое исследование понятия «психологической безопасности» было проведено С.К. Рощиным и В.А. Сосниным [1], которые рассмотрели содержание этого понятия в толковых словарях различных стран. Ими было установлено, что психологическая безопасность в основном связывается не столько с отсутствием угрозы, сколько с состояниями, чувствами и переживаниями человека. В частности, в словаре Чэмберса (англ. яз.) понятие «безопасность» раскрывается как «состояние, чувство или средства пребывания в безопасности». С этим же понятием в нем связывается отсутствие «тревожности или озабоченности», обладание уверенностью, стабильностью. В Оксфордском словаре говорится о состоянии «более, чем уверенности». Словарь современного американского языка, помимо указания на «свободу от опасности, риска», увязывает безопасность со свободой от озабоченности, сомнений. Французский «Лярус» безопасность отождествляет с уверенностью и отсутствием беспокойства. В немецком словаре безопасность раскрывается с использованием характеристик надежности и уверенности, возможностью рассчитывать на что-либо. Опираясь на проведенный теоретический анализ словарных трактовой, С.К. Рощин и В.А. Соснин понятие психологической безопасности интерпретируют как «состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем» [1]. Психологическая безопасность личности является залогом душевного равновесия человека, способствует его личностному развитию. Самым позитивным образом она отражается на мироощущении и уверенности субъекта в различных сферах жизнедеятельности [11], стимулирует его познавательную и деятельностную активность. Причинное поле психологической безопасности личности достаточно обширно. В частности, в организационном пространстве она увязывается с развитием правосознания субъекта [5], с уровнем его медиативной компетентности, обеспечивающей способность урегулировать конфликты [4]. Нами [13] установлена тесная связь психологической безопасности с такой интегральной характеристикой личности как толерантность к неопределенности. Свидетельствуя о готовности субъекта к возникновению внешних перемен, которые могут быть как предсказуемыми, так и непредвиденными, она обеспечивает его способность воспринимать действительность адекватно и реагировать объективной включенностью в происходящее, не причиняя вреда своему психологическому здоровью. Таким образом, ориентация на развитие толерантности к неопределенности может выступать приоритетным направлением консультативной поддержки любых категорий субъектов. Особая сложность, ответственность, экстремальность профессиональной деятельность делает приоритетной развитие толерантности к неопределенности, в первую очередь, у субъектов напряженного труда. Повышенно востребованным развитие толерантности к неопределённости для данной категории лиц становится в кризисные для человека периоды. Человек толерантный к неопределенности воспринимает кризис как нечто закономерное, требующее определенного выхода из возникшей ситуации, и способен справиться с ним, не причиняя себе вреда. Человек интолерантный к неопределенности в период кризиса не способен положительно реагировать на сложившиеся новые обстоятельства, вследствие чего может спровоцировать личностный стресс, недомогания, нервно-психические расстройства. Выявление субъектов, переживающих кризисные периоды жизни и способных в силу этого действовать на рабочем месте неадекватно, может входить в задачи психологического аудита организации [7]. При всем разнообразии возможных кризисов, их подразделяют на три основные группы: 1. Адаптационные кризисы. К ним относятся кризисы, которые инициируются изменением ситуации профессионального развития и разрешаются благодаря формированию психологических новообразований, обеспечивающих приспособление индивида к новым условиям профессионального становления и реализации. К примеру, на этапе производственной адаптации субъект напряженного труда сталкивается с недостатком знаний и практических навыков для выполнения производственных задач, а также с трудностями вхождения в новый коллектив, в новую профессиональную общность. 2. «Надситуационные» кризисы. Главная их особенность заключается в том, что они возникают в условиях стабильной ситуации профессионального развития и инициируются не путем изменения предъявляемых требований, а через повышение требований к себе, снижение своей профессиональной самооценки, повышение уровня притязаний и т.д. Разрешаются эти кризисы не через адаптацию к ситуации, а через реализацию индивидуальности профессионала, проявляющуюся в его отношении к своим профессиональным достижениям и перспективам, в оценке реализации своих требований, своего потенциала, своих потребностей. К этой группе относится кризис профессионального роста, который возникает примерно на четвертом –пятом году самостоятельной деятельности, когда специалист начинает без особых проблем справляться с решением основных производственных задач, обретает определенный и устойчивый статус в трудовом коллективе. При этом изменяется его отношение к себе и своим профессиональным успехам, возникает потребность в изменении ситуации профессионального развития. Тем самым он создает новую ситуацию профессионального развития, которая и переживается человеком как кризисная. К надситуационным относится и кризис социально-профессиональной самоактуализации, который переживает специалист, достигший высокого уровня профессионализма. Изменение профессиональной «Я-концепции», в особенности ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социальным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, а также профессиональные деформации заставляют специалиста искать новые области приложения своих сил, новые способы самореализации. 3. Кризисы самоопределения. Их главная особенность заключается в том, что они инициируются кризисами жизненного пути, но по форме и по содержанию являются профессиональными, т.е. оказывают существенное влияние на процесс становления и реализации профессионала. Данные кризисы связаны не с профессиональным, а с психологическим возрастом человека и наиболее сильно проявляются в возрасте 29-33 и 39-43лет, т.е. совпадают по времени с 22 нормативными кризисами взрослости 30 и 40 лет. Психологически такие возрастные кризисы связаны с переоценкой профессиональных ценностей, с изменением представлений о себе как профессионале, т.е. о своих возможностях, о своих профессиональных успехах и ожиданий от профессиональной карьеры. В период этих кризисов человек ставит перед собой вопросы, затрагивающие основы его профессионального бытия: «Что я достиг в профессии?», «Действительно ли я выбрал ту профессию, которая мне нужна?», и т.д. [2]. Существенную помощь в периоды кризиса по формированию у человека чувства гармонии с самим собой и миром, устранению тревожности и нервозности, развитию эмоциональной стабильности, т.е. всего того, что является залогом психологической безопасности личности, способен психолог-консультант. Психологическое консультирование субъектов напряженного труда может осуществляться по следующим направлениям: профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, профессиональная адаптация и профориентация. Уточним, что профессиональная диагностика определяется как система процедур и методов, направленная на выявление уровня развития, сформированности тех качеств, которые желательны и важны для определенных видов деятельности [9]. Профконсультация представляет собой взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения [8]. Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов [3]. Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» [14]. C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активном у творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [12]. Выделяют четыре варианта адаптации: - отрицание – сотрудник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с реальностью (обычно он увольняется в первые же месяцы); - конформизм – полное принятие ценностей и норм организации, готовность подчиняться правилам игры; такие работники составляют в коллективе основную массу; - мимикрия – соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой; - адаптивный индивидуализм – характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных; сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо работает в коллективе [12]. В задачи психолога при работе с субъектами напряженного труда входит подбор для них такого варианта адаптации или составление комбинации ее составляющих, который в наибольшей степени отвечает задачам психологической безопасности личности. Важным инструментом обеспечения психологической безопасности личности выступает профориентация. Посредством профориентации консультант определяет пригодность к труду, профессиональную пригодность, включающие толерантность к неопределенности. Пригодность к труду – способность человека определять широкий спектр видов трудовой деятельности, определяющаяся, прежде всего, физическим и психическим здоровьем. Профессиональная пригодность – более узкое понятие: наличие определенных качеств (физических, психофизиологических, психологических), которые способствуют осуществлению эффективной деятельности в избранных видах производства [2]. При осуществлении профориентации психолог-консультант использует профессиографические сведения. С помощью профориентации психолог-консультант может проводить профессионализацию субъекта напряженного труда, т.е. помочь в осуществлении профессиональной деятельности с помощью осуществления определенной системы знаний, норм, навыков. Деятельность психолога по развитию у субъектов напряженного труда толерантности к неопределенности может также включать: - работу с кризисом профессиональных экспектаций, т.е. с кризисом, возникающим у субъекта напряженного труда, когда не совпадает реальная профессиональная жизнь с ожиданиями. - работу с кризисами профессионального становления. В основе возникновения кризисов профессионального становления лежит комплекс различных факторов: - изменение социально-экономической ситуации профессионального развития (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, смена места жительства, перерыв в работе), - подготовку к возрастанию профессиональных требований к человеку (внедрение новой техники и технологии, вступление в новую должность, участие в конкурсах на замещение, аттестациях, конкуренция среди специалистов на рынке труда), - оптимизацию профессиональных притязаний личности (рост профессионализма, неудовлетворенность своим положением, статусом, возрастные психофизиологические изменения, снижение работоспособности), - нормализацию состояния полной поглощенности профессиональной деятельностью (трудоголизм), - содействию переживаний нормативных возрастных кризисов (кризис 30 лет, кризис 40 лет). - работу по профессиональному просвещению. Профессиональное просвещение предполагает помощь психолога-консультанта в усвоении субъектом напряженного труда психологических знаний необходимых для работы. К примеру, преподавателям техники эффективного коммуникативного общения со студентами; следователю – техник по распознаванию невербальной информации и т.д. Профессиональное просвещение включает в себя профинформационный урок, профинформационная беседа, профинформационные игры, профинформационные стенды и т.д. Таким образом, психологическое консультирование субъектов напряженного труда обладает потенциалом непосредственного влияния на развитие психологической безопасности личности. Психологическая безопасность личности, способствует развитию толерантности к неопределенности субъектов напряженного труда, что способствует формированию благоприятной атмосфере взаимодействия внутри коллектива и успешным условиям труда. Рассмотренные в статье направления работы психолога-консультанта позиционируются нами как необходимые этапы работы с сотрудниками на предприятии, которые позволят в дальнейшем избежать ситуаций нервно-психологического истощения и профессионального выгорания работников. Развитие психологической безопасности личности на сегодняшний день является одним из наиболее важных проблем, требующей ответственной и трудоемкой работы психологов на предприятии.
Литература
Чагова Марина Аслановна – студентка магистратуры Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет e-mail:
Чагова М.А. Психологическое консультирование субъектов напряженного труда по проблемам психологической безопасности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |