АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
УДК 159.923
Аннотация. В статье представлен обзор научных подходов, исследующих феномен ответственного отношения человека к своему здоровью и индивидуальные поведенческие стратегии реализации этого отношения.
Ключевые слова: отношение к здоровью, самосохранительное поведение, саморазрушительное поведение, рисковое и антирисковое поведение.
Значимость здоровья в жизни человека предопределила множество подходов к его осмыслению, среди которых можно выделить целое направление исследований, связанных с анализом индивидуальных стратегий отношения к своему здоровью. Понятие «отношение к здоровью» как предмет исследования впервые появилось в научной литературе в 1980 г. в публикациях Д.Н. Лоранского, С.В. Бастыргина, Л.В. Водогреевой и др. при описании исследования «Изучение мотивов гигиенического поведения и выявление типов отношения человека к здоровью». В исследовании И.В. Журавлевой показано, что на протяжении последних десятилетий феномен «отношение к здоровью» претерпел трансформацию, связанную с ростом инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ [3]. Теоретическое осмысление феномена здоровья привело к изменению вектора исследований – от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида и социально-культурных факторов формирования здоровья.
Отношение к здоровью – один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью – адекватного и неадекватного – практически невозможно.
Если в научном знании здоровье выступает предметом эпистемологических стратегий, то в повседневной жизни каждого человека имеют место поведенческие стратегии отношения к своему здоровью. Любое отношение человека к своему здоровью является компонентом и показателем его медицинской культуры. В этом отношении проявляются как общая культура человека, так и особенности социальной принадлежности, профессии, образования, возраста. Стремление делегировать приоритет ответственности за свое здоровье внешним обстоятельством является устойчивой характеристикой массового сознания, которая сформировалась в условиях патерналистского характера советского здравоохранения на протяжении последних десятилетий. В новых экономических обстоятельствах актуализировалась потребность увеличения личной ответственности индивида за свое здоровье. В настоящее время эта тенденция характерна в большей степени для молодых людей, лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности и хорошим здоровьем.
Отдельные авторы формулируют данный вопрос как проблему формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, а не к здоровью [6]. Как указывает Л.Н. Овчинникова, здоровый образ жизни это одновременно и терминальная (инициирует становление потребностей в здоровой жизни), и инструментальная ценность (служит средством сохранения здоровья). А подобная двойственность, по ее мнению, подтверждает возможность перехода ценностей-целей в ценности-средства и наоборот. На наш взгляд, более корректна позиция, заключающаяся в том, что формирование потребности в здоровом образе жизни происходит в процессе реализации ценностного отношения к здоровью [1]. Здоровый образ жизни – это проявление ценностного отношения к здоровью, инструмент достижения здоровья, и он не может рассматриваться как терминальная ценность. Поэтому следует вести речь о развитии ценностного отношения к здоровью.
Индивидуальные представления человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других – пренебрежение (неадекватное). Тем самым, различные типы отношения к здоровью определяют и различные типы поведения по отношению к собственному здоровью. В работах И.В. Журавлевой, В.А. Киселева, О.С. Шиловой исследуются основные поведенческие стратегии отношения к здоровью. Так, в основе изучения самосохранительного поведения лежит анализ ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре. Важность роли самосохранительного поведения связана с распространением таких заболеваний как сердечнососудистые, органы дыхания, травмы, отравления и др. Самосохранительное поведение означает наличие или отсутствие вредных привычек; информированность о болезнях, рисках, ценности здоровья; степень активного поведения относительно здоровья. В.Н. Киселев отмечает, что понятие «самосохранительное поведение» содержит в себе положительный вектор поведения человека. Но известно, что среди граждан имеет место и противоположное поведение, обусловленное зависимостью от алкоголя, наркотиков, азартных игр и др. Такое поведение трудно назвать «самосохранительным», оно в большей степени «саморазрушительное». И это два противоположных поведенческих типа отношения человека к своему здоровью.
Исходя из результатов социологических исследований В.А. Киселев показывает, что отношение граждан к своему здоровью структурировано, но здоровье как ценность не всегда выступает как самоценность. Отмечая, что отношение человека к здоровью «встроено» в систему отношений человека к окружающему миру, в том числе к предметному миру, исследователь предлагает оригинальную теорию, согласно которой здоровье для человека обладает «вещной» ценностью – по аналогии с ценностными характеристиками предметов материального мира, и может рассматриваться как «здоровье-хищник», «здоровье – жертва» и «здоровье спутник» [5].
Люди, предпочитающие жить с риском, острыми ощущениями, жить, как им нравится, даже, если это вредит их здоровью, вполне укладываются в тип отношения «здоровье-жертва». Крайней формой проявления этого типа отношения выступают систематическое следование вредным привычкам, приводящее к патологическим зависимостям. К этому типу можно отнести и тех граждан, которые проявляют малую осведомленность, низкую активность относительно заботы о своем здоровье. Данная позиция иллюстрируется исследованиями Л.С. Шиловой и О.В. Полозовой, которые свидетельствуют, что декларированное отношение к здоровью («наибольшая ценность») не подтверждается реальным отношением к нему.
Тех, кто считает, что здоровье важно для них наряду с работой, отдыхом, учебой, развлечениями, В.А. Киселев относит к типу «здоровье-спутник». В определенной степени тех, кто считает здоровье самым главным в жизни и критерием выбора вида отдыха, работы, можно отнести к типу «здоровье-хищник». В самом деле, не может здоровье (тело) выступать единственным критерием в профессиональном и духовном развитии человека. В этом типе отношения здоровье, особенно внешний вид, может выступать и знаком социального статуса, престижа (посещение солярия, фитнес и тренажер-залов, косметических салонов и пр.). Исключением здесь являются лишь представители тех профессий, которые требуют внимательного и постоянного ухода за внешним видом (макияж, осанка, одежда и пр.), например, телеведущие, манекенщицы и т. д.
Те опрошенные, которые считают, что «иногда» о здоровье можно забыть ради дополнительного заработка, демонстрируют инструментальный подход к здоровью. Их позиция, на наш взгляд, приближается, но полностью не совпадает с подходом «здоровье-спутник». Для них здоровье – не самоценность, но и не «жертва». Следует признать, что жесткой границы между этими стратегиями не существует. Тем не менее, они вполне «узнаваемы» и функционирующие.
В работах О.Ю. Камакиной, И.В. Журавлевой рассматриваются такие стратегии отношения к здоровью, как самосохранительная, рискованная. Самосохранительное поведение включает в себя комплекс поведенческих реакций, обусловленных этнокультурологическими особенностями региона, социальными, экономическими и политическими условиями среды проживания, сложившимися в данной местности образцами и стереотипами поведения, образом жизни индивида, а также нормами, интересами и ценностями общества в целом и конкретного индивида в отдельности [3, 4]. Являясь частью социального поведения, ему присущи те же самые принципы и регуляторные механизмы. Во-первых, это влияние на поведение двойной детерминации – по объекту (обусловленность условиями, ситуацией, различными «обстоятельствами») и субъекту (зависимость от интересов, ценностей, потребностей, установок) [2]. Во-вторых, самосохранительному поведению также свойственен иерархический принцип регуляции. Основным механизмом, детерминирующим самосохранительное поведение, являются ценностные ориентации, а приводят его в действие социальные нормы поведения [3].
Потребность в самосохранении заложена на генетическом уровне, но у человека она не ограничивается сохранением жизни и здоровья ради увеличения продолжительности жизни, а направлена на сохранение социального статуса и обеспечение адаптации в социальной среде.
Жизнь и здоровье используются как ресурс для выживания в социальной среде; и при возникновении угрозы потери определенного социального положения или нарушения социальных отношений к данному ресурсу начинают относиться слишком расточительно.
Некоторые авторы для конкретизации самосохранительного поведения, как деятельности, направленной на поддержание, достижение и приумножение здоровья, используют термин здравоохранительное поведение [4] или медицинская активность [5]. В отношении самосохранительного поведения можно выделить влияние на него существующих условий для поддержания здоровья, обеспечения здорового образа жизни и влияние на него, в зависимости от приоритетности целей и интересов, индивидуального стиля поведения. Похожие феномены, такие как рисковое и антирисковое поведение изучены А.В. Решетниковым, С.А. Ефименко [6].
Подробно анализируются отношение к здоровью и самосохранительное поведение в работах И.В. Журавлевой [3]. По ее мнению, в качестве интегральных показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, имеющая временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающая первые места в иерархии ценностей различных групп населения; удовлетворенность здоровьем, которая находится в тесной связи с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье, выражающаяся в соответствующих практиках.
Изучению привычек и отношения к здоровью среди молодежи посвящены работы Е.В. Веселовой (1992), О.С. Копиной (1990), И.В. Журавлевой (2002) и др. [3]. Все авторы пришли к выводу о сравнительно низком уровне заботы о здоровье и невысоком уровне знаний о нем у современной российской молодежи. В то же время, в ряде работ отмечается, что здоровый образ жизни является значимым для большинства студентов, имеет определённую жизненную ценность и, в целом, для современной студенческой молодёжи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм; практическая реализация принципов здорового образа жизни имеет место не более чем у одной трети студентов [7].
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности / неадекватности отношения к здоровью могут служить:
- на когнитивном уровне – степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;
- на эмоциональном уровне – оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на мотивационно-поведенческом уровне – высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;
- соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.
Механизмы и условия актуализации ответственного отношения личности к определенным аспектам личностного и социального развития, в частности в отношении к здоровью, рассмотрены И.С. Дидук. Она считает, что основным механизмом актуализации ответственного отношения в социальной ситуации является:
- осознание и принятие в соответствии с системой нравственных ценностей интересов своих собственных и других людей, вовлеченных в ответственную ситуацию, и совершение нравственного выбора;
- актуализация собственной самодостаточности, автономности, подкрепленной позитивным самоотношением;
- осознание собственной компетентности как достаточной для решения актуальной задачи [2].
Литература
- Белинская Т.В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Калуга, 2005.
- Дидук И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Смоленск, 2007. – 21 с.
- Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. – М., 2006.
- Камакина О.Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2010.
- Киселев В.А. Стратегии отношения к здоровью. // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров. – Екатеринбург: УГМА, 2009. – С. 125-133.
- Овчинникова Л.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога: Дисс. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003. – 194 с.
- Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. – М., 2008.
Козловская Галина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»
e-mail:
Козловский Константин Александрович – кандидат социологических наук
e-mail:
Козловская Г.Ю., Козловский К.А. Анализ индивидуальных стратегий отношения к своему здоровью в психологических исследованиях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.