ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье представлен анализ содержания профессиональной идентичности практических психологов системы образования, в контексте сравнения со студентами, получающими эту профессию. Описана динамика изменения содержания профессиональной идентичности у практических психологов системы образования с разным стажем профессиональной деятельности.

Ключевые слова: структура профессиональной идентичности, профессиональная идентичность практических психологов образования, приоритетные ценности, «образ Я», содержание профессиональной идентичности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Профессиональная идентичность определяется как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [4].

Содержательные аспекты профессиональной идентичности связны с качественными характеристиками элементов идентичности. Поскольку формирование идентичности в целом и профессиональной идентичности в частности не является процессом одномоментным, а продолжается на протяжении всей жизни (профессиональной деятельности) человека, то содержание профессиональной идентичности будет иметь свои особенности в зависимости от этапа профессиональной деятельности [1, 2].

Содержательные аспекты профессиональной идентичности включают в себя особенности Я-образа специалиста; место и ценность профессиональной деятельности, особенности представлений о своих функциональных обязанностях и статусно-ролевой позиции; ведущие мотивы профессиональной деятельности, особенности инструментального самоопределения, сформированность временной перспективы профессиональной деятельности.

При формировании выборки для сравнительного анализа динамики содержания профессиональной идентичности учитывался стаж работы: группы практических психологов системы с разным стажем профессиональной деятельности: до 1 года, от 1 до 5 лет и более 5 лет, в качестве контрольной группы взяты студенты – психологи 1 и 5 курсов очной формы обучения.

Для исследования особенностей образа Я специалиста, использовалась методика «Кто Я» (М. Кун), что позволило провести исследование различных (профессиональных, обобщенно-личностных) компонентов образа Я и анализ их соотношения у специалистов, находящихся на разных ступенях профессионального пути, анализ профессиональной представленности в социальной идентичности психологов образовательных учреждений и студентов. В ходе анализа результатов данных по методике М. Кун «Кто Я?» все названные испытуемыми компоненты были разделены в две группы: обобщенно-личностные и профессиональные. Профессиональные качества: психолог, педагог, консультант, учитель. Обобщенно-личностные качества: дочь, мать, человек, добрая, хитрая, любимая, хорошая и т.д.

Данные представлены на рисунке 1, они показывают, что основное место в структуре самосознания практического психолога образования занимают обобщенно-личностные качества – 86%. Профессиональные качества самосознания составляют лишь 14 %.

Рис.1. Процентное соотношение компонентов образа Я практических психологов образования

Особенностью профессионального самосознания и «образа Я» практических психологов образовательных учреждений является доминирование обобщенно-личностных качеств над профессиональными, соответственно профессиональная самооценка так же будет строиться на основе обобщенно-личностных качеств.

По результатам данной методики так же были выделены наиболее часто встречающиеся характеристики по всем группам респондентов, при этом, учитывались только те высказывания, которые имели более одного выбора. На основе качественного анализа было отмечено, что все группы испытуемых использовали для характеристики свое положение в семье (мать, дочь, сестра); профессиональную сферу (воспитатель, студентка, психолог); принадлежность к определенному полу (женщина, девушка), личностные характеристики (хорошая, умная, ответственная), однако процентное соотношение этих характеристик в каждой группе разное, так характеристика «человек» в группе работающих психологов указали 79,3%, в группе студентов очников 1-й курс – 61, 5%, в группе студентов очников 5-го курса 76,5%.

Качественный анализ выделенных наиболее часто встречающихся характеристик показал зависимость их от:

а) возраста – характеристика «девушка» наблюдалась только у студентов – очников, средний возраст которых 18 и 21 год; характеристику «женщина» применили работающие психологи (средний возраст 32 года),

б) семейного положения – характеристики «жена» и «мать» встречается только у психологов образовательных учреждений, для них эти социальные роли имеют большое значение, так как, большая часть которых имеет детей и находится замужем;

в) актуальной профессиональной роли и стажа работы – характеристику «студентка» употребили все студенты, характеристику «психолог» употребили работающие психологи.

В результате качественного анализа были выделены специфические характеристики каждой группы испытуемых, а так же характеристики общие для всех групп.

Характеристики, общие для всех групп испытуемых: человек, дочь, сестра, подруга.

Характеристика, общая для всех групп испытуемых, кроме работающих психологов: личность.

Характеристики, специфические:

1) для группы психологов образовательных учреждений: психолог, общительная, хозяйка дома, собеседник, умная, учитель биологии, красивая;

2) для студентов очной формы обучения 1-го курса: свободолюбивая, целеустремленная, жизнерадостная, блондинка, цветок, солнце, кошка, честная, обидчивая;

3) для студентов очной формы обучения 5-го курса: гражданин, будущая мама, будущий педагог.

Результаты, полученные по методике «Кто Я?» были проанализированы так же с точки зрения частоты встречаемости в процентах характеристик, свойственных актуальному профессиональному состоянию всех групп испытуемых. Для студентов очной формы обучения такой характеристикой являлась «студентка», для психологов – «психолог». Нужно отметить, что регистрировались только высказывания, носящие профессионально определенную нагрузку. Такие характеристики, как «работник образования», «коллега», вследствие своей неопределенности не регистрировались. Графически представленные данные (рисунок 2) свидетельствуют о том, что процентная доля лиц, имеющих профессионально значимую характеристику в группе психологов ниже, чем в группе студентов.

Рис.2. Соотношение доли лиц, с профессионально значимыми характеристиками

Применение метода математической статистики (критерия Фишера) позволило сопоставить выборки по данному качественно определяемому признаку. Сравнение было проведено между психологами и стальными группами попарно. В результате было доказано, что доля лиц, выделившей в самоописании профессиональную характеристику в группе психологов, статистически значимо ниже, чем во всех других группах испытуемых. Опираясь, на данные результаты, можно сделать вывод, о том, что особенности работы психологов в образовательном учреждении способствует созданию более размытого профессионального образа, и, соответственно, неопределенной профессиональной идентификации. Одна из причин такого положения вещей – отсутствие объекта профессиональной идентификации: как правило, психолог работает один в образовательном учреждении, профессионально изолирован.

Разделив группу психологов на три выборки по стажу работу до 1 года, от года до 5 и более 5 лет, мы получили следующее процентное распределение доли лиц, с наличием профессионально значимой характеристики в самоописании: наименьшее количество выборов характеристики «Я- психолог» наблюдаются в группе психологов со стажем работы от 1 года до 5 лет. Статистически значимые различия доли лиц, выделившей в своем самоописании характеристику такой профессиональной роли, наблюдаются между группой психологов, стаж работы которых не превышает 1 года и группой психологов, стаж которых определяется интервалом от 1 года до 5 лет. Т.е. период адаптации к профессии педагога – психолога в среднем составляет около 5 лет, полученные данные представлены на рисунке 1. Опираясь, на эти результаты, можно сделать вывод, о том, что стаж работы оказывает влияние на содержание профессионально значимых характеристик в образе я и в профессиональном самсознании практических психологов.

Рис.3. Динамика доли лиц, выделивших профессионально значимые характеристики в группе практических психологов системы образования с разным стажем профессиональной деятельности

Результаты, полученные по методу нестандартизированного самоотчета «Мое будущее как профессионала», позволяют определить временную перспективу профессионального развития. В ходе анализа результатов по данной методике было выявлено, что 60% психологов образовательных учреждений планируют оставаться в системе образования, в данной должности. Такие показатели, на наш взгляд, характеризуют общее состояние системы образования на сегодняшний момент (низкая заработная плата, низкий социальный статус и социальная привлекательность).

Данные, полученные по методу незаконченного предложения «Психолог – это…», дают возможность прояснить представления о функциональном образе психолога у разных групп респондентов. В ходе анализа высказываний, мы пришли к заключению, что наибольшее количество работающих психологов образовательных учреждений выделило две, на их взгляд, основные функции психолога – психотерапевтическую функцию (целитель, врач) и функцию помощника в решении проблемы. Студенты 5-го курса определили психолога как носителя знаний и помощника.

Почти четверть работающих практических психологов выделила основной – психотерапевтическую функцию психолога (психолог – это целитель душ). Этим фактом можно объяснить, почему менее 50% психологов описали себя через характеристику «Я – психолог»: считая психотерапевтическую функцию основной для психолога и не осуществляя ее в своей работе, работающие практические психологи образовательных учреждений соответственно не определяют себя как специалиста-психолога.

Данные, полученные по методу незаконченного предложения «Я как психолог…», позволяют прояснить реально выполняемые функциональные обязанности, а так же отношение к своей профессиональной деятельности. Анализ высказываний выявил неоднородность и большой разброс данных. 22,2% испытуемых проигнорировали этот вопрос, «Я как психолог стараются оказать помощь людям» (20%); «Я как психолог не определилась» (6,6%). Остальные высказывания в общей сложности составили 51,8% носили единичный характер, что свидетельствует о неоднородности и неопределенности и размытости образа практического психолога системы образования.

Наибольшая связь профессиональная идентичность обнаруживает с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении ответственности и в переживании собственной профессиональной самоэффективности, убежденности людей в возможность реализовать свой потенциал, интеллектуальные ресурсы в профессиональной деятельности, поэтому нами были исследованы особенности жизненных ценностей практических психологов образовательных учреждений, определен ведущий мотив профессиональной деятельности практических психологов; изучена потребность во взаимодействии с коллегами, реакции на свою профессиональную деятельность. Такое исследование проводилось при помощи морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), а так же авторской анкеты «Профессиональные параметры образа Я», которая позволяет выявить характеристику отношений с коллегами и администрацией, образ практического психолога образования, осознанные сильные и слабые стороны респондента как профессионала.

Данные, полученные при анализе морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) дают возможность выделить приоритет в жизненных сферах и ценностях практических психологов. Анализ результатов позволил определить приоритетные жизненные сферы в группе психологов – сфера общественной жизни, сфера профессиональной жизни, сфера семейной жизни; и приоритетные ценности – развития себя, сохранение индивидуальности, материальное положение. При анализе средних арифметических данных по приоритетным сферам и ценностям между психологами и педагогами образовательных учреждений, не было выделено статистически достоверных различий.

При анализе эмпирических данных статистически значимые различия в ценностях и сферах были выделены только при разделении выборки испытуемых психологов по стажу работы. Динамика изменения приоритетности ценностей графически представлена на рисунке 4.

Рис.4. Динамика изменения приоритетности ценностей у студентов и работающих психологов

В диаграмме представлены данные по тем ценностям, по которым было выделено статистически значимые различия внутри выборки психологов. Психологи со стажем работы от 1 года до 5 лет ценят креативность выше, чем студенты 5-го курса очного отделения. Ценность «сохранение индивидуальности» является более важной статистически достоверно для психологов, проработавшие от 1 года до 5 лет и более 5 лет, чем для студентов-пятикурсников.

Данные, полученные при анализе авторской анкеты «Профессиональные параметры образа Я», позволяют выявить ситуативное самоопределение, отражающее предпочтение в работе с определенным типом клиентов и определенным типом проблем. Анализе данных показал, что не смогли определиться с предпочтительным направлением в работе 15,5% психологов, выделили диагностику 6,6%, выделили коррекцию 24,4%; консультирование – 20%; просвещение – 8,9%. Выделили два приоритетных направления 33,5 %, из них диагностику и консультирование – 4,5%, консультирование и коррекцию – 6,7%; диагностику и коррекцию – 11,1%; диагностику и просвещение – 2,3%. В любом случае, самым излюбленным направлением психологов является диагностика, консультирование и коррекция. Наиболее стабильно приоритетным направлением остается коррекционно-развивающая работа, для всех групп практических психологов образовательных учреждений, независимо от стажа психологической работы, наиболее динамичным – консультирование. Наибольшее число выборов консультирования приходится на психологов, с опытом работы от 1 года до 5 лет. Применение методов математической статистики (критерия Фишера) позволило выявить статистически значимые различия в выборе консультирования как приоритетного направления у психологов, с опытом работы от 1 до 5 лет по сравнению с остальными группами психологов. Наиболее предпочитаемой группой клиентов, независимо от стажа работы, являются дети, в группе наименее предпочитаемой категории клиентов наиболее динамичной является группа членов педагогического коллектива. Наименее привлекательной группой клиентов для психологов со стажем менее года являются члены педагогического коллектива. Более лояльно, педагогов как своих потенциальных клиентов, принимают психологи, со стажем работы от 1 до 5 лет.

Данные, полученные при анализе авторской анкеты, позволяют выявить мотив профессиональной деятельности, общее отношение к профессии со стороны практических психологов, ресурсы поддержки. Анализ результатов отношения на уровне самооценки (субъективно) показал, что только 60% психологов констатируют положительную реакцию на свою профессиональную деятельность, 2,2% – отрицательную, 37,8% лишь иногда получают удовольствие от психологической деятельности. При разделении группы по стажу работу прослеживается такая же закономерность.

При анализе ведущего мотива психологической деятельности большее число респондентов выделило бытовой мотив (устраивают режим и условия работы) – 64,4%; у 11,1% респондентов ведущим оказался социальный мотив – признание окружающими успешности моей деятельности, 11,1% в качестве ведущего выделили личностный мотив – нравится профессия, люблю помогать людям. При разделении группы психологов по стажу работы, были выявлены следующие закономерности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Ведущий мотив психологической деятельности

 

Бытовой

Социальный

Личностный

Психологи, со стажем работы до 1 года

90%

-

10%

Психологи, со стажем работы от 1 до 5 лет

64%

23,5%

5,8

Психологи, со стажем работы более 5 лет

57%

7%

21,5%

Хотя бытовой мотив психологической деятельности остается ведущим, его доля со стажем работы уменьшается, на второе место выходит социальный и личностный мотивы профессиональной деятельности.

При анализе данных, характеризующих значимую оценку профессиональной психологической деятельности, было выделено, что приоритетность самооценки профессиональной состоятельности демонстрируют 27% практических психологов образовательных учреждений. Наибольшее значение по этому показателю обнаружено у начинающих психологов (55,5% психологи со стажем до 1 года), а наименьшее – самых опытных (9% у психологов, со стажем более 5 лет). Наиболее пропорциональное распределение этих данных у психологов со стажем от 1 до 5 лет – одинаковое процентное соотношение выборов (33,3%). У психологов со стажем менее 1 года отсутствуют выборы администрации в качестве ценящего их профессиональную деятельность.

Данные, полученные при анализе переживания профессиональной изоляции психологами образовательных учреждений, позволил сделать вывод о том, что 43,9% психологов субъективно переживают недостаток профессионального общения. У психологов, со стажем работы более 5 лет, резко снижается переживание профессиональной изоляции (26,7%), у психологов, со стажем работы до 1 года – 59%, у психологов, со стажем работы от 1 до 5 лет (44,8%).

Результаты проведенного исследования содержания и динамики профессиональной идентичности практических психологов образования позволяют сделать следующие выводы:

1. Особенностью профессионального Образа Я практических психологов образовательных учреждений является доминирование обобщенно-личностного компонента по сравнению с профессиональны, соответственно, профессиональная самооценка будет опираться на обобщенно-личностные качества, а не на профессиональные.

2. Опыт работы влияет на содержание профессионально значимых характеристик в образе Я. У психологов, со стажем работы от 1 до 5 лет количество данных характеристик резко падает, у психологов с опытом работы более 5 лет восстанавливается практически до прежнего уровня. Период адаптации к профессии составляет около 5 лет;

3. Объект идентификации у практических психологов образовательных учреждений отсутствует, что подтверждается присутствием в образе Я у испытуемых практических психологов неопределенных профессиональных характеристик.

4. В системе социальных самоидентификаций: наблюдает отнесение психологами себя к группе педагогов, присутствие таких социальных ролей как «педагог», «учитель биологии».

Литература

1. Гурылева Л.В. Формирование профессиональной идентичности практических психологов образовательных учреждений // Психология обучения, 2007. – № 1. – С. 11-21.

2. Гурылёва Л.В., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю. Технология формирования содержания когнитивного аспекта профессиональной идентичности студентов технических специальностей // Фундаментальные исследования, 2013. – № 1. – С. 69-72.

3. Лебедева Л.Д., Гурылёва Л.В. Роль социального пространства в формировании профессиональной идентичности психолога образования // Ученые записки РГСУ. – № 6. 2009. – С.184-189.

 4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.. Изд-во: МПСИ, 2004.

Об авторе

Гурылева Любовь Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Еремина Лариса Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Нагорнова Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно исследовательской части ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, Россия

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Исследование особенностей содержательного аспекта профессиональной идентичности практических психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.