ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ СЧАСТЬЯ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье обозначены консультативные подходы к работе со студентами по проблеме переживания счастья. В теоретической части работы рассмотрены различные подходы к трактовке счастья, оно также рассмотрено с позиций психологической безопасности личности. В эмпирической части статьи представлен опыт консультативной работы по проблеме развития переживания счастья.

Ключевые слова: счастье, переживание, психологическая безопасность личности, психологическое консультирование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Введение

Поиск счастья – извечный удел человечества. Данная проблема в психологии требует научного рассмотрения, что указывает на множество сторон в изучении данного феномена. Изучение материала по данному вопросу, показало, что феномен счастья до сих пор остается актуальным, несмотря на долгую историю внимания к нему. О счастье говорят, что это высшее состояние радости, чувство удовлетворения от приобретения предмета страстного желания, ликующей удовлетворённости от того, что цель достигнута. Так как желания и цели у людей разные, то и счастье каждый понимает по-своему. Значимость счастья для каждого человека делает актуальным поиск консультативных подходов к содействию в достижении этого состояния.

Теоретическое обоснование проблемы

Любой человек имеет свой взгляд на счастье: для одних – это материальный достаток, для других понимание смыла в жизни, для третьих – это объединение разных факторов: хороших эмоций, здоровья и др. Как можно описать понятие «счастья» с философской точки зрения? То как люди понимают «счастья» чаще всего зависит от эпохи и культуры.

Основных представлений о счастье в античной философии было два. Одно гедонистическое (основано Аристиппом из Кирены род. ок. 435 – ум. ок. 355 гг. до н.э.), в нем счастье – сиюминутное наслаждение, чувственная радость и удовольствие выступало как мотив и цель всего человеческого поведения. Второе эвдемонистическое (термин «эвдемония» введён Аристотелем) – счастье рассматривалось как влечение к полному, устойчивому благу, счастье воспринималось как мотив и цель всех побуждений. Но для эвдемонистического счастья наличие внешнего фактора и оценки со стороны, обязательно, т.е. данное направление, считается объективным. Объективность эвдемонистического направления подтверждается этимологией слова eudaimonia, которое переводится как «судьба человека под покровительством богов». Под объективностью, в данном случае, подразумевается вмешательства извне, то есть божественного или случайного фактора, который влечет за собой состояние счастья.

Понятия счастья в античности, так или иначе, касался каждый философ. Так, в I веке до н.э. римским философом Варрон было насчитано 289 различных взглядов на счастье, так, например, для Аристотеля «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладатели добродетелью, счастливы. Тот, кто зависит только от себя счастливее всех» – продолжать этот список можно бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно.

С начала новой эпохи, понимание и достижение счастья ознаменовалось новым взглядом. Счастье в библейском понимании это, прежде всего смирение, с тем, что дано человеку – и физически и метафизически. Здесь можно указать, что этимологический анализ термина «счастье» разрешает в какой-то степени подойти к описанию этого философского понятия. Корень этого слова – «часть»; «участь», «участник», «причастность», «причастие» – однокоренные ему слова. В русском языке приставка «с» означает объединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастность чему-то. Таким образом, в данном контексте понятие «счастье» можно понимать как соединение с некоей частью – собственной долей, то есть понимание своей судьбы, своего места и предназначения. Счастье в таком понимании, становится возможным, когда в жизни появляется смысл, цель, предназначение, появляется осмысленность. Счастье в жизни человека свидетельствует о его полной психологической безопасности [5].

В истории понятия счастья можно обозначить одну основную дихотомию: «объективное-субъективное» его понимание. К объективному понятию относится эпоха Античности, затем субъективное понимание счастья постепенно начинает укрепляться в раннехристианском учении, которое вне зависимости от внешних факторов заключается в ощущении состояния счастья. Двойная обусловленность счастья заложена в его двойственной субъективно-объективной природе. Объективная, бытийная, связана с обстоятельствами и условиями жизни человека, и субъективная, которая связывает внутренний миром человека и определяет его восприятие жизни и отношение к ней. Таким образом, данная дихотомия из философии попадает в психологию, где также присутствуют объективный, субъективный подходы к психологии счастья, и именно психология в последние десятилетия пытается обнаружить способ разрешения этой дихотомии, рассматривая счастье как целенаправленное переживание, обобщая представление счастья как объективного блага и как субъективного переживания.

В российской религиозной философии XIX – начала XX века, развернулась бурная критика идеи счастья как ведущего основания и объяснительного принципа жизни человека. Понятие счастья, также как и понятия пользы и наслаждения, не может быть нравственным и не может быть основой этики, утверждал В. Соловьев. Желание счастья бессодержательно: из него выводятся абсолютно различные учения, счастье равнозначно остановке всех дерзаний и непонимание добра и зла. Такие философы как В. Розанов, Н. Бердяев, А. Введенский противопоставили принцип стремления к смыслу жизни принципу стремления к счастью. По-прежнему счастье рассматривается как субъективное переживание, но уже не скрытое в себе, а целенаправленное переживание, рожденное реализацией замысла путем действий в мире. В поддержку этого понимания свидетельствуют эмпирические исследования позитивной психологии последних лет.

История научного исследования счастья в психологии пока непродолжительна, поскольку возникла данная область исследования сравнительно недавно. В 1960-е гг. американские исследовательские организации стали задавать людям вопросы о счастье и удовлетворенности. Появились ранние классические работы. Среди них: «Модель человеческих тревог» Кентрила; «Структура психологического благополучия» Бредберна. Исследования проводили, не только в Америке, так, в Европе в рамках программы «Евробарометр» были обследованы страны Общего рынка.

В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья». В 1994 г. исследователь Венховен выпустил свой объемный трехтомник «Корреляты счастья», где проанализированы 630 крупнейших исследований со всего мира. Изучение терапевтического воздействия на счастье меняющее образ жизни, показали что такие работы очень важны, поскольку, как выяснилось, многие виды психотерапии, никак не влияют на ощущение счастья. Однако было установлено, перемена форм досуга, например, более активное занятие спортом, эффективно как для страдающих депрессией, так и для других людей. Досуг – это та сфера, которая находится в нашей власти и ею можно управлять, чтобы усилить чувство удовлетворенности [1].

В настоящее время есть несколько основных групп теорий открывающих природу происхождения счастья. С одной стороны, это теоретическое обобщение всего накопленного материала по данной проблеме, начиная со времен античности, с другой – они основываются на современных практических исследованиях. Рассмотрим некоторые современные теории.

В телических теориях утверждают, что при достижении цель или удовлетворении потребности человек может достичь счастья.

В теории потребностей говорится, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые субъект старается удовлетворить. Потребности могут быть осознанными и неосознанными. В любом случае субъект начинает ощущать себя счастливым после удовлетворения своих желаний. И то, что удовлетворение потребностей, достижение целей, желаний ведет к появлению ощущения счастья, является общепризнанным фактом [8, с. 361]. Также предполагается, что подавляющая масса людей испытывают чувство счастья при достижении доминирующей цели. Цели и желания принято считать более осознанными, чем потребности.

Теория А. Маслоу – яркий тому пример. В своей теории «иерархии потребностей» он полагал, личные цели человека являются мотивацией для того, чтобы сделать собственную жизнь значимой и осмысленной. А. Маслоу писал, что невозможно, чтобы у человека полностью отсутствовали желания и потребности, такое состояние не вечно. Если одна потребность удовлетворена, то на ее место становится другая и начинает управлять усилиями и вниманием человека. Удовлетворение одной потребности сменяется шумным требованием удовлетворить другую. Человеческую жизнь можно охарактеризовать тем, что человек всегда чего-то желает. Психолог считал, что все человеческие потребности врожденные, и все находится в иерархической подчиненности или преимущественности, т.е. все потребности находятся в определенной очередности. За основу взято предположение, что потребности находящиеся в низу этой схемы являются доминирующими и без удовлетворения этих потребностей человек не сможет осознать потребности следующего уровня находящегося выше. По А. Маслоу последовательность основных нужд является основой мотивации человека, и чем выше человек сможет стать на этой лестнице, тем лучшие качества он сможет продемонстрировать. Также стоит отметить что не имеет значение как высоко поднялся человек в иерархии потребностей, если потребности низкого уровня не будут удовлетворятся происходит регресс и человек останется на этом уровне пока не удовлетворит его в достаточной мере [12].

В теории сравнения, счастье рассматривается как сравнение результатов актуальных условий и норм, принимаемых личностью. Таким образом, человек формирует некий взгляд о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает данную ситуацию с этим эталоном. Если условия лучше чем стандартные, то тогда человек видит свою жизнь как удовлетворяющую и счастливую. Устанавливать стандарт для себя можно по своему желанию, исходя из собственных взглядов или установок родителей. Стандарты в разных ситуациях могут меняться. С помощью данной теории предсказать, какие события человек воспримет как позитивные или негативные невозможно, но возможно прогнозировать воздействия, производимые данными событиями [8, с. 40].

Последователи подхода, базирующегося на ассоциативных связях памяти, полагают, что ощущение счастья напрямую связано с навыком человека к построению обширной структуры позитивных ассоциаций. Это связано с тем, что для людей характерно вызывать из памяти те воспоминания, которые согласуются с их настоящим эмоциональным настроением. Если человек научился формировать позитивные связи и ассоциации, то большинство событий будет вызывать у него приятные эмоции.

С любопытной точки зрения вопрос счастья рассматривается в теории деятельности. Последователи этой теории утверждают, что «Счастье – сопутствующий продукт человеческой деятельности». Так, например восхождение на гору может доставить больше удовольствия, чем само покорение вершины. Значит счастье не цель, а путь. На сегодняшний день теории деятельности, смотрят на деятельность как на обширное поле исследований. Тому пример хобби и т.п. В этих теориях бытует мнение что субъективная удовлетворенность уменьшается при осознанной деятельности. Концентрация усилий на достижении целей и задач, необходима для достижения счастья и счастье при этом является побочным продуктом [8, с.119].

Теория американского психолога М. Чиксентмихайи является наиболее ярким примером теории деятельности. В своей теории М. Чиксентмихайи говорит о том, что человек добиваясь высоких целей поставленных перед собой, находясь в предельном напряжении сил физических и умственных, может получить от этого массу положительных эмоций в своей жизни. Испытываемые ощущения в этот промежуток времени могут быть и неприятными, но в итоге переживания подобного рода близки к тому, что человек обычно называет счастьем.

Данная теория построена на представлении потока – состояния абсолютного погружения в деятельность, когда все уходит в сторону, а удовольствие от процесса так велико, что человек готов заплатить за то чем занимается. Чтобы достичь состояния абсолютного погружения в деятельность или оптимального сознания – внутренней упорядоченности, человеку необходимо собственную психическую энергию (внимание) направить на решение определенной, реальной задачи и если навык и опыт человека соответствует поставленной задаче, его сознание упорядочивается [13].

Еще одна теория о счастье – теория наслаждения и боли. Взгляд на то, что, достигая цель и удовлетворяя потребности, субъективно человек ощущает счастье, это затрагивает тему тесной взаимосвязи удовольствия и боли.

Данные концепции базируются на утверждении, что если человек в чем-либо нуждается, это значит, что его потребности не удовлетворены. Основным положением данного подхода является следующее: чем сильнее депривация, тем больше наслаждение по достижении желаемой цели.

По мнению В. Татаркевича [11], взгляд на то, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит массу подтверждений. Например, если человек испытывает очень сильное удовлетворение, значит, он также очень сильно испытывает негативные эмоции. Одним из доказательств того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является тщательный взгляд на психологические затраты, и вовлеченность в поставленную цель. Если человек потратил много сил на достижение, значимой цели, то причиной разочарования будет неудача, а ощущением счастья будет удача. Но если человек не очень заинтересован в достижении успеха, то и сильного разочарования не будет, неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах М. Татаркевича, при повышении источников удовольствия автоматически повышаются причины боли. Противоположными полюсами эмоциональной жизни представляются удовольствия и огорчения. Но у них имеются общие черты. Зачастую эти противоположные эмоции объединяются в единое целое и могут порождать друг друга. Как говорил Шекспир «от грусти не далеко до радости, а от радости до грусти». Поводом возникновения удовольствия часто служит огорчение и наоборот. Данная точка зрения имеет аналог в древности. Подобное высказывал еще Платон. Высказывание о том, что удовольствие и неудовольствие связаны, нередко основывается на таком рассуждении: удовлетворение потребностей есть удовольствие, а удовлетворенная потребность вызывает ощущение пустоты и поэтому не приятно. Изредка высказывается мнение, что удовольствие идет следом за неприятностью, но что особо важно в этом заключается в ослаблении огорчения, что по существу есть облегчение. Мольте говорил «наше благополучие – это только отсутствие зла», но есть и обратное утверждение «страдание – это уменьшение удовольствий».

Французский психолог второй половины XIX в. Ф. Буйе писал о том, что не следует определять удовольствия через уменьшение страданий, как и страдание через уменьшение удовольствий из двух главных форм эмоциональности удовольствие является позитивной формой. Однако эти две теории являются ошибочными. Удовольствие всегда ощущается положительно, а не его отсутствие. По отношению к огорчению происходит то же самое. Однако снижение неприятных ощущений может доставлять удовольствие, также и неприятные ощущения могут быть вызваны снижением удовольствия.

Утверждение пессимистов, что страдание – это состояние, естественное для человека и от этого состояния могут освободить только внешние благоприятные состояния. Мало вероятно, что такое утверждение может быть верным. Однако и противоположное утверждение не может быть верным, например высказывание Эпикура: «Естественное состояние человека – это состояние радости, а страдание лишь результат действия внешних обстоятельств». Человек от природы наделен склонностью чувствовать страдания. Но он также наделен склонностью чувствовать и радость. Кто-то склонен чувствовать радость, а кто-то склонен к отрицательным эмоциям.

Приятные состояния структурированы также как и неприятные, и их разновидностей столько же, сколько и у неприятных состояний. Но данная симметричная структура не свидетельствует о равной пропорции тех чувств, которые испытывают люди. Человек склонен радоваться красоте больше, чем печалится о безобразном, но болезни его огорчают больше, чем радует здоровье. Всели, и всегда окрашивают эти чувства? Сказать что несчастье по своей природе более продолжительно чем счастье, или то, что оно естественней и полней невозможно. Различия состоят скорее в том, что проще разрушить, чем создать. Один миг – несчастный случай, гибель близкого человека – это в одно мгновение может разрушить гармонию и удовлетворение жизнью, нарушить психологическую безопасность личности [4], но чтобы одно мгновение смогло создать гармонию жизни, предположить не легко.

Несчастный случай бывает частой причиной несчастья, чем счастливый случай причиной счастья. Наслаждение от общения с людьми, уважение, покой, трудно обрести вновь, утеряв это в несчастье, нелегко восстановить это так, чтобы разбитое не напоминало о себе вновь. Поэтому от несчастья перейти к счастью труднее, чем наоборот [11, с. 71]. Восстановление нарушенной психологической безопасности личности, связанной со счастьем, требует значительных усилий, связанных с восстановлением личностных смыслов, жизненных ориентиров, позитивной временной перспективы [7]. Но, по крайней мере, можно перейти к нейтральному состоянию, об этом хорошо написал Шатобриан «нас не хватит даже на то чтобы быть долго несчастными».

Интересной является теория обратного эффекта Соломона, данная теория предполагает взаимосвязь удовольствия и боли. В данной теории предполагается, что утрата чего-то хорошего ведет к состоянию несчастья, а утрата чего-то плохого ведет к ощущению счастья. Это субъективное ощущение счастья или несчастья будет уменьшаться по мере привыкания субъекта к плохому или хорошему.

Адепты восходящей теории полагают, что ощущение счастья субъективно и есть сумма некоего числа не больших удовольствий (сумма не больших позитивных переживаний). Счастливая жизнь, в общем, представляется накоплением счастливых моментов. Капелька за капелькой накапливаются приятные переживания в море счастья. Сторонником такого подхода был Дж. Локк.

В противовес данному подходу «нисходящая» теория базируется на теоретическом предположении о том, что определяющим является установка на отношение для переживания счастья (позитивное или негативное) и эта устанавливает некоторый характер взаимоотношений индивида и внешнего мира. Т.е. счастливым человек может быть в той или иной ситуации, только, благодаря своей оптимистической установке, а несчастным в случае пессимистической установки, и при этом реальная ситуация на это не влияет. Следовательно, накапливать позитивный жизненный опыт можно благодаря развитию в нутрии себя позитивного отношения к миру. Этот взгляд на счастье основывается на опосредованном влиянии личностных установок на понимание, каких либо событий в жизни человека. Например, некоторые люди могут трактовать массу событий, происходящих с ними, позитивно. Об одном из своих героях Стендаль писал так «нечто не мешало бы его счастью, если бы он умел этим счастьем наслаждаться». Данные слова наилучшим образом характеризуют данный подход.

Судьба и личность человека не так противоположны, как считается. Как судьба имеет влияние на человека, так и человек способен влиять на судьбу. События, которые человек считает посланием судьбы, зачастую оказываются результатом его дел. Однако и сам человек может формироваться под влиянием судьбы. Счастье человека может зависеть от его склонностей и наоборот. На счастье и несчастье судьба оказывает двойное влияние; напрямую дает человеку радость и огорчение и опосредованно формирует склонность к радости или огорчению. Двояко на счастье и несчастье влияет и личность: во-первых, склонностью к радости или огорчению, а во-вторых, судьба формирует человека так, как он будет относиться к ней, радоваться или огорчатся ею.

Склонности человека говорят о нем, есть врожденные и приобретенные, какие-то склонности могут появиться и исчезнуть и личность является подвижной структурой, образ жизни и времени создают и меняют ее. Первый образ личности составляют врожденные склонности, и эта личность не зависит от его судьбы, в дальнейшем она меняет его, но иногда первый образ может остаться не измененным до конца жизни. В жизни бывают обстоятельства и не зависящие от личности человека, эти обстоятельства, случай, происшествие к которому человек не имеет ни какого отношения. Но этот случай и натура человека создают счастье человека. На счастье человека напрямую влияют склонности человека, и из этих склонностей складывается характер человека и этот характер имеет прямое действие на счастье и несчастье человека. И быть счастливым, когда ты равнодушен, скучен и беспокоен, трудно. Также не получится быть счастливым без привязанностей и труда, однако не всякие привязанности и труд доставляют счастье.

Характер человека может быть деятельным или пассивным, один деятельный практик, другой – созерцатель, жизнь обоих может быть равнозначно богата. Жизнь деятельного человека прикована к его делам, он поглощен ими, ему некогда думать о своих чувствах, об окружающем его мире и о жизни. Размышлять о своем счастье ему некогда. В отличие от пассивного, который, в свою очередь, боится вырваться из своего мира.

Несомненно, характер человека влияет на восприятие собственной жизни, счастливая она или нет. Иногда, без относительно судьбы, характер человека определяет его счастье. На Эльбе на своем доме Бонапарт Наполеон приказал высечь надпись «Бонапарт всегда счастлив». Внутренний фатум человека формирует его характер. Одни подчиняется ему, другие имеют желание и умение бороться с ним за свое счастье [11].

В конфликте «восходящей» и «нисходящей» теорий счастья появляются следующие спорные вопросы: Является ли внутренней характеристикой человека способность быть счастливым, или счастье – это состояние, появляющаяся в определенный момент как реакция человека на позитивные события в его жизни? Те, кто говорит, что это склонность или личная характеристика полагают, что счастье это не чувство или эмоция, а умение реагировать данным образом. Таким образом, в «нисходящей» теории предполагается, что счастливый человек может временно чувствовать себя несчастным. «Восходящая» теория допускает, что у счастливого человека может быть множества счастливых моментов.

Быть счастливым это навык, который возможно приобрести. Счастье как любой другой навык, возможно, наработать и эта наработка перейдет в привычку. Пока нет наработанного опыта, счастливые моменты будут случайны и неустойчивы, в худшем варианте, возможно, что человек выработает привычку быть несчастным. Научится быть счастливым можно так же, как научиться быть успешным.

В жизни все люди хотят быть счастливыми, но в жизни получается не то, иногда человек отказывается от счастья в угоду других желаний (чтобы он понял как мне больно, Я хочу, чтобы было сделано по-моему и т.д.). Быть счастливым человеку мешает не кто-то или что-то, а, по сути, он сам [3].

Переживание счастья это не однозначный процесс, который включает в себя понятие деятельности, временное понятие (здесь и сейчас), психологически внутреннее. Также данный процесс может иметь характер как осознанный так и не осознаваемый. Также мы видим, что переживание счастья может быть гармонизирующим внутренний мир человека. И, как следствие всего этого, человек, переживающий или находящийся в состоянии счастья, может кардинально изменить свой образ жизни.

Однако не стоит забывать о психологической безопасности человека. Человек, переживающий состояние счастья, находится в эйфории. Данное состояние может вызвать у человека потребность испытывать это ощущение как можно чаще. Это может привести человека к поиску средств позволяющих достигать этого состояния или поиску психологических методов достижения этого состояния, то есть к психологическому воздействию извне. Известно, что такими способами психологического воздействия чаще всего пользуются религиозные секты разного толка. И тут мы подходим к проблеме психологической безопасности, что подразумевает адекватное отражение опасности и конструктивного регулирования поведения с целью сохранения целостности и стабильности личности в различных, включая сложные, напряженные, экстремальные ситуации (Баева И.А., Ковдра А.С., Краснянская Т.М., Татьянченко Н.П., Тырсикова А.Д. и др.) [6].

Люди, нуждающиеся в личной защищенности во время психологического стресса, имеющие неудовлетворенные потребности, переживающие неудачи, разочарованные в своей жизни, чаще сталкиваются с нарушением психологической безопасности личности. Они нуждаются в катарсисе – психологической разрядке, способствующей уменьшению, снятию психотравмирующей ситуации. В основе данного процесса лежат чувственные мотивации и возможность удовлетворения данной потребности. Такие состояния понижают интеллектуальный контроль, снижают уверенность в себе, приводят к формированию синдрома зависимости [9]. Их укрепление достаточно часто связано с тем, что человек не берет ответственность за собственную безопасность и личное счастье на себя, а перекладывает на другого [10].

Ощущение защищенности появляется, как только человек сознательно берет ответственность и меняет обстоятельства собственного душевного баланса и гармоничного развития. Когда происходит нарушение одной из частей этого баланса, то это приводит к дестабилизации душевного состояния человека. В этом случае человек старается защититься специфическими «защитными механизмами». Эти механизмы нужны, для того чтобы «обезболить» отрицательные эмоции страх, но при этом эти механизмы скрывают и искажают действительность. Чувство безопасности, отсутствие беспокойства за будущее гарантируется во многом осуществлением собственных возможностей [5].

При всей значимости достижения людьми полноты переживания счастья в настоящее время подходы к организации психологического содействия этому состоянию остаются мало разработанными.

Организация исследования

Объектом исследованияявлялись студенты ПГЛУ разных факультетов в количестве 37 человек. Возраст студентов 17-19 лет, группа, смешанная по гендерному признаку не дифференцирована. Также группа состояла из представителей разных культур. Исследование не преследовало цели выявить различий восприятия счастья в гендерных группах и восприятия счастья в различных культурах.

При проведении данного исследования были использованы следующие методики: «Оксфордский опросник счастья» М. Аргайл; «Опросник самоотношния» В.В. Столин; «Тест на оптимизм» Ч. Шейера и М. Карвера; «Опросник СЖО» (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолик); «Личностный опросник EPI (вариант А)» Г. Айзенка.

Результаты исследования

В ходе исследования было выявлено; по «Оксфордской методики счастья» 86,5% респондентов имеют высокий показатель. Это указывает на то, что данный процент студентов считают себя счастливыми. 13,5% респондентов имеют средний показатель, что указывает на то, что данный процент студентов считает, что они находятся в зоне комфорта.

Показатели по «тест на оптимизм Шейера и Карвера»: высокий уровень имеют – 13% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов считают себя оптимистами); средний уровень имеют – 54% респондентов (это указывает на то что данный процент студентов считают, что они адекватно воспринимают жизненный процесс с определенной долей оптимизма); низкий уровень имеют – 32% респондентов (что указывает на то, что этот процент студентов воспринимают мир в пессимистических тонах).

Тест опросник СЖО шкалы С1 (цели в жизни данная шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность) и С2 (процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни). Шкала С1: высокие показатели у – 81% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов имеет цель в жизни и это придает их жизни насыщенность); средние показатели у – 16% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов далеких планов на будущее не строит, но имеет цели на ближайшее время) и низкие показатели у – 3% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов не имеет цели в собственной жизни).

Шкала С2: высокие показатели у – 84% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов ведет активный образ жизни, интересуется жизнью и являются активными участниками жизни); средние показатели у – 8% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов жизнью интересуется не активно и эмоциональная насыщенность жизни их удовлетворяет) и низкие показатели у – 8% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов в собственной жизни не активны и эмоциональная насыщенность их жизни низка).

Опросник самоотношения Столина шкала S (интегральная внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя) высокие показатели у – 32.5% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов воспринимает себя адекватно с полным принятием себя со всеми достоинствами и недостатками); средние показатели у – 54% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов считает, что они имеют некоторые недостатки, которые стоило бы устранить или подкорректировать) и низкие показатели у – 13,5% респондентов (это указывает на то, что данный процент студентов имеет заниженную планку самопринятия, и считают что они имеют определенные недостатков).

Из полученных данных с применением математических подсчетов выявлено, что из 37 обследованных студентов, 22 студента (59% в целом) воспринимают себя счастливыми, 10 студентов (28%) находятся в комфортной зоне и имеют потенциал для роста и 5 студентов (13%) находятся в той зоне, где сказать что «Я счастлив» не возможно.

Также был проведен корреляционный анализ полученных данных. Статистический анализ был проведен с помощью специальный пакета анализа данных SPSS.

На основании полученных данных эмпирического исследования, таких факторов как оптимизм; цели в жизни, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; глобальное самоотношение внутреннее не дифференцированное чувство «за» и «против» самого себя; личностная направленность экстраверт-интроверт. На основе корреляционного анализа данных свойств установлено, что такие свойства как счастье, оптимизм, цель в жизни (СЖО), процесс жизни(СЖО) имеют статистически значимые связи. Из этого можно предположить, что данные свойства влияют друг на друга и имеют влияние на субъективное состояние счастья человека. А такой фактор как личная направленность интроверсия-экстроверсия значимых корреляционных связей с субъективным состоянием счастья не имеет. Из чего можно предположить, что личностная направленность на то, что человек счастлив, влияния не имеет. Также стоит отметить, что такое личностное свойство как самоотношение прямой статистической связи с субъективным понятием счастья не имеет, но с такими свойствами как оптимизм, цель в жизни, процесс жизни, имеются статистически значимые связи, что допускает мысль о косвенном влиянии на субъективное понятие счастья человека. Самоотношение и личностная направленность интроверсия-экстроверсия статистически значимых связей не имеет.

Разработка и апробация консультативной практики

Для психологического консультирования студентов нами было решено использовать групповую коррекционную работу в парадигме гештальта, принципы и технические процедуры которой связаны с настоящим.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип «здесь и сейчас». Это функциональное понятие того, что индивид делает в данный момент. Это может быть воспоминание далекого прошлого являющейся частью «сейчас», а ближайшее прошлое не является «сейчас». «Живи сейчас, пусть настоящее заботит тебя, а не то, что было или будет».

Гештальткоррекция исходит из того, что люди вместо того, чтобы использовать собственную энергию для решения насущных задач тратят ее на сожаление о прошлом или на опасения и тревоги, связанные с будущим. Доминирующим моментом психологического процесса, выступает процесс «здесь и сейчас», когда психолог предлагает клиенту оставаться в потоке текущих переживаний, не выходя из него и тем самым, приобретая опыт проводить параллели между своим переживанием ситуации и самой ситуацией.

2. Принцип «Я – ты» указывает на желание к открытому и прямому контакту между людьми. Часто члены коррекционной группы делают свои высказывания не напрямую, не конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что демонстрирует их нежелание и опасение говорить прямо и однозначно. Психолог предлагает членам группы общаться напрямую, также он предлагает им делать высказывания в адрес конкретных лиц. Прямое столкновение интересов и желаний мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний. Психолог в процессе работы просит клиента заменять объективизированные формы высказывания типа: «Что-то давит у меня в груди», на субъективизированные формы высказывания: «Я подавляю себя». Это дает возможность клиенту посмотреть на себя как на активного субъекта, а не как на пассивный объект, с которым делаются разные вещи.

4. «Континуум сознания» может использоваться как отдельный метод работы, но он также является неотъемлемой частью всех технических процедур. Это акцентированное внимание на спонтанном процессе переживаний, способ подведения человека к непосредственному переживанию и отказу от интерпретации и вербализации своих переживаний. Ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением миром способствуют осознание своих чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями собственного тела.

Виды работы в гештальт-группе

1. Драматизация. Эта техника, основанная на гипертрофированном развитии определенной драматической ситуации в жизни клиента, которая была выявлена в процессе коррекционной работы. Послужить к началу действия может какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. Затем путем анализа содержания, которое находилось в первоначальной фразе или жесте, клиент с помощью психолога аккуратно подходит к сложному действию в виде вербально двигательной монодраме, которая направлена на осознание данного эмоционального содержания и его значение. Психолог помогает клиенту раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов, стимулируя актуальные переживания с помощью соответствующих форм экспрессии и предпринимать действия.

Подобная драматизация различных личностных сторон клиента, может касаться не завершенных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т.п. Особенно драматическую форму, приобретает иногда ход некоторых процедур, однако психологу не стоит стремиться к внешним, «эстетическим» эффектам, поскольку желаемый результат достигается за счет изменения внутренних представлений, связанных с выполняемыми действиями, а не богатством экспрессии.

Ниже приведены описания нескольких консультативных сессий, в которых принимали участия члены гештальт – группы.

Случай 1. Описание данной сессии является самообращение студентки с просьбой оказать психологическую поддержку в ситуации утраты чувства счастья. Студентка, учащаяся ПГЛУ, самообращение (в дальнейшем клиент-Кл.) и консультант – Кн.

Кл. – Здравствуйте, могу ли Я обратиться к вам за помощью?

Кн.– Конечно.

Кл. – Не знаю с чего начать.

Кн.– Ну можете рассказать, что вас беспокоит.

Кл. – В общем, Я рассталась со своим парнем и теперь у меня такое ощущение как будто мир потерял краски. Как будто все по-другому.

Кн.– Я могу предположить?

Кл. – Да.

Кн.– То, что Я слышу, похоже, что вы «потеряли» свое счастье.

Кл. – Да, да, точно, потеряла даже не поняла, как это случилось. Все было так хорошо, с ним Я чувствовала себя самой счастливой.

Кн.– Я могу поинтересоваться, как вы расстались, что случилось?

Кл. – Да конечно. Он с родителями переехал в другой город. Все случилось так неожиданно летом, когда мы были на каникулах. Какие-то семейные обстоятельства. И он был вынужден уехать вместе с ними.

Кн.– Я правильно понял, что причиной вашего расставания были жизненные обстоятельства, такие как переезд, а не сора?

Кл. – Да все правильно, Этот переезд произошел так неожиданно. Я даже не успела нечего понять.

Кн.– Скажите, а у вас есть возможность созваниваться, как-то общаться.

Кл. – Да мы часто созваниваемся и подолгу разговариваем.

Кн.– Если Я правильно понимаю, он тоже расстроен этим событием?

Кл. – Да он тоже говорит что не находит себе место, в общем расстроен.

Кн.– Если Я правильно понял, вам не удалось попрощаться?

Кл. – Да не удалось.

Кн.– А если бы у вас была возможность сейчас сказать ему что-нибудь, что бы вы сказали?

Кл. – Я бы сказала, что он самый красивый, самый лучший, самый сильный, что он солнышко в моей жизни.

Кн.– Хорошо, теперь Я могу вас попросить от собственного имени и поблагодарить своего друга за это. Ну, например, «Спасибо тебе, благодаря тебе Я стала красивой» ну и так далее.

Кл. – Проговаривает, благодарит и присваивает каждое качество себе.

Кн. – Как вы?

Кл. – Хорошо, как будто стало теплее. Улыбается.

Кн.– Хорошо Я могу предложить вам еще кое-что, чтобы вы могли поддерживать свой общий положительный фон?

Кл. – Да конечно.

Кн.– Вы, наверное, слышали такую расхожую фразу « Любовь это химия».

Кл. – Да, иногда сама говорила подружкам.

Кн.– Ну да, это – правда, человеческий организм способен вырабатывать такое вещество как эндорфин, он естественным путем вырабатывается в нейронах головного мозга и обладает способностью влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют, «гормоном счастья» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава – любое переживание, связанное с этими категориями человеческого существования, повышают уровень эндорфина в крови.

- Чего вас лишили, так вот. Чтобы повысить уровень эндорфина в организме, можно слушать любимую музыку, заниматься спортом (неизнуряющи), организовать новые позитивные впечатления, съесть шоколад и тому подобное. Все это приводит к естественному повышению уровня эндорфина в крови, что повышает настроение, самочувствие ну и тому подобное.

Кл. – Не думала что это так серьезно, надо будет попробовать.

Кн.– Хорошо, надеюсь, что это поможет вам справится с данной ситуацией.

Кн.– Наша беседа помогла вам, Я смог вам помочь?

Кл. – Да конечно, наша беседа меня очень поддержала. И ваш рассказ про «гормон счастья» меня очень заинтересовал. Планирую этим воспользоваться.

Кл. – Спасибо, до свидания.

Кн.– До свидания.

Комментарий к консультативной сессии 1: На начальном этапе консультативной сессии поддерживается феноменологическое поле клиента, идет побуждение клиента осознавать то, что с ним происходит на данный момент. В данном случае исследуется то, что проявляется в процессе консультативной сессии, прослеживаем взаимосвязи и отношение настоящего с фоном опыта, то, что клиент вспоминает в настоящий момент, то что не закончено и имеет влияние на его существование «здесь и сейчас». Процесс также поддерживается с помощью перифраза, прояснения, отражения чувств и т.д.

«Кн.– Я правильно понял, что причиной вашего расставания были жизненные обстоятельства, такие как переезд, а не сора?»

В дальнейшем из процесса сессии видно, клиентка озвучивает эмоционально окрашенные характеристики, которые, как она считает, присущи ее партнеру.

 «Кл. – Я бы сказала, что он самый красивый, самый лучший, самый сильный, что он солнышко в моей жизни».

В теории гештальт-консультирования считается, что естественное состояние человека – это не раздельное, целостное уникальное бытие, не делимое на два. В гештальт консультировании, консультант старается интегрировать раздельные части, присвоить себе и тем самым завершить гештальт, создать целостную, полную картину [2, с. 217].

Затем была проведена познавательная беседа, где популярно было рассказано о физиологических процессах организма и даны рекомендации.

Случай 2. Описание данной сессии является самообращение студента с просьбой оказать психологическую поддержку и помощь. Студент, учащейся ПГЛУ, самообращение (в дальнейшем клиент-Кл.) и консультант – Кн.

Кл. – Здравствуйте.

Кн. – Здравствуйте, чтобы вы хотели от нашей встречи.

Кл. – Да как-то странно об этом говорить.

Кн. – Попробуйте все-таки сформулировать свой вопрос, ведь вы для чего-то вышли.

Кл. – Ну да в общем, если можно так сказать Я хочу быть счастливым.

Кн. – Да действительно это интересно.

Кн. – И вы имеете об этом какое-то представление, как это должно быть?

Кл. – Нет, не совсем, так в общих чертах.

Кн. – Можете рассказать о своем представлении, как вы представляете счастье.

Кл. – Ну это когда должна быть хорошая работа, должен быть свой дом или квартира, должна быть машина ну потом должна быть любящая жена, дети ну и т.д.

Проговаривая это, клиент сжимает кулаки, мнет какой-то листок.

Кн. – Знаете то, что Я слышу, похоже на то, что вы знаете, что такое быть счастливым. Имея все это, по-моему, любой человек будет счастлив.

Кл. – Ну да (продолжает сжимать кулаки).

Кн. – А что с вами происходит, Я смотрю, вы сильно сжимаете кулаки, как будто что-то хотите сделать?

Кл. – Ну да Я вам это все это рассказываю, а сам почему-то злюсь.

Кн. – На меня.

Кл. – Не пойму.

Кн. – Давайте немного поэкспериментируем, вы можете сейчас усилить это чувство и попробуйте продолжить движение руки, чтобы вам хотелось сделать ими.

Кл. – Начинает действовать.

Кн. – Чтобы быть счастливым нужно, чтобы была престижная работа, машина, деньги, яхта, лучше всего иметь собственное дело, бизнес.

Кл. – Хватит (выкрикивает со злостью, бросает на пол скомканный листок бумаги).

Кн. – Ты злишься?

Кл. – Да.

Кн. – На меня.

Кл. – Нет.

Кн. – Можешь сказать на кого?

Кл. – На родителей.

Кн. – А почему понимаешь?

Кл. – Мне не нравится когда они начинают говорить о том, что нужно то-то, то-то и то-то, тогда будет тебе счастье.

Кн. – Ну они то считают что это так, они хотят, чтобы ты был счастливым.

Кл. – Это все здорово, но Я хочу не этого.

Кн. – Ты-то сам знаешь, чего хочешь?

Кл. – Да знаю.

Кн. – Это совпадает с тем, что говорят родители?

Кл. – Не очень.

Кн. – Ты сейчас о чем-то думаешь.

Кл. – Ну да.

Кн. – Можешь сказать о чем.

Кл. – У нас разные взгляды на жизнь, на все.

Кн. – Ну да мы все разные и на мир смотрим по-разному, и представления о счастье могут быть разными.

Кн. – Тебе хочется что-то еще сказать.

Кл. – Нет, как-то стало спокойней.

Кн. – Ну хорошо одна просьба, сейчас можешь поблагодарить своих родителей, например, так «Спасибо вам за все, что вы сделали для меня, но свое счастье Я буду строить сам».

Кл. – Проговаривает, улыбается.

Кн. – Мы можем закончить.

Кл. – Да. Спасибо.

Комментарий к консультативной сессии 2: Даная консультативная сессия начинается с исследования феноменологического поля клиента. На данном этапе идет побуждение клиента к осознаванию с повышением интенсивности основного конфликта «здесь и сейчас». Вовремя исследования на поверхность поднимается раздражение клиента [2, с. 242].

Кн. – А что с вами происходит, Я смотрю, вы сильно сжимаете кулаки, как будто что-то хотите сделать?

Здесь появляется возможность эксперимента. В эксперименте получает развитие незавершенное действие или ситуация, обнаруженная в процессе сессии. Клиент воспроизводит не только то, что было или может быть, но и соединяет реальность с тем, что ему необходимо на данный момент [2, с. 248].

Кн. – Давайте немного поэкспериментируем, вы можете сейчас усилить это чувство и попробуйте продолжить движение руки, чтобы вам хотелось сделать ими.

Кл. – Начинает действовать.

Кн. – Чтобы быть счастливым нужно, чтобы была престижная работа, машина, деньги, яхта, лучше всего иметь собственное дело, бизнес.

Кл. – Хватит (выкрикивает со злостью, бросает на пол скомканный листок бумаги).

Кн. – Ты злишься?

Кл. – Да.

Кн. – На меня.

Кл. – Нет.

Кн. – Можешь сказать на кого?

Кл. – На родителей.

Кн. – А почему понимаешь?

Кл. – Мне не нравится когда они начинают говорить о том, что нужно то-то, то-то и то-то, тогда будет тебе счастье.

Экспериментальная ситуация помогает клиенту обнаружить и осознать ситуацию. В дальнейшем когда осознана обнаруженная ситуация это помогает клиенту принять решение в дальнейших своих действиях: Кл. – Это все здорово, но Я хочу не этого.

Таким образом, происходит снижение внутри личностного конфликта, клиент получает удовлетворение в данной ситуации.

Выводы

На основании полученных данных эмпирического исследования, можно предположить, что такие факторы как оптимизм; цели в жизни; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; глобальное самоотношение «за» и «против» самого себя; данные свойства влияют друг на друга и имеют влияние на субъективное состояние счастья человека. А такой фактор как личная направленность интроверсия-экстроверсия значимых корреляционных связей с перечисленными факторами не имеет. Из чего можно предположить, что личностная направленность на то, что человек счастлив, влияния не имеет. Также стоит отметить, что такое личностное свойство как самоотношение имеет косвенное влияние на субъективное понятие счастья человека. В данном исследовании подтверждения связи личностной направленности экстраверсии – интроверсии с понятием счастья не обнаружено.

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт терапии. – М.: Психотерапия, 2011.
  3. Козлова Н.И. Счастье как умение. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www . Psychologos
  4. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности . // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 299-305.
  5. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии) : дисс. … докт. психол. наук. – Таганрог, 2006.
  6. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность : монография. – Пятигорск, 2011.
  7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 3. – С. 221-225.
  8. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002.
  9. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие // Сибирский психологический журнал, 2010. – № 4. – С. 63-65.
  10. Соломонов В.П. Психологическая безопасность. – М.: Дрофа, 2008.
  11. Татаркевичь В.О Счастье и совершенстве человека. – М.: Прогресс, 1981.
  12. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуалтзации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www/ psychology.ru/library/
  13. Чиксентмихайи М. Поток [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www hopesandfears.com

 

Об авторе

Доценко Евгений Геннадьевич – студент 6 курса по специальности 030301.65 – Психология (квалификации: «Психолог. Преподаватель психологии») Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Доценко Е.Г. Психологическое консультирование студентов в связи с переживанием счастья. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.