АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.923.2 Аннотация. В статье обсуждается проблема активизации позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. Приведены результаты диагностики компонентов познавательной деятельности студентов и их динамика с первого по пятый курс. Названы психолого-педагогические условия активизации положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивация учения, студенты вуза.
Перед современным высшим профессиональным образованием стоят важные задачи, решение которых связано с новым подходом к организации учебно-познавательной деятельности студента. Помимо знаний необходимо активно формировать познавательную и профессиональную мотивацию студентов, обучать их продуктивным способам усвоения учебного материала, развивать познавательные способности и творческий потенциал. Только активный, знающий, высокомотивированный студент сможет стать конкурентоспособным и занять достойное место в жизни. Во многом это определяется особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе и использованием инновационных педагогических технологий, а так же качеством работы профессорско-преподавательского состава. Но в первую очередь отношение к учебно-познавательной деятельности зависит и от самого студента, от того, насколько упорно он будет овладевать знаниями, от его психологических возможностей, сформированности потребностно-мотивационной сферы, которые во многом обеспечивают эффективность процесса овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с профилем деятельности. Значительный вклад в решение проблем, связанных с вопросами отношения к учебной деятельности был внесен Абраменковой В.В., Божович Л.И., Ганелиной Ш.И., Зейлигером Е.О., Зюбиным Л.М., Ивановым Г.П., Леонтьевым А.Н., Морозовой Н.Г., Славиной Л.С. и другими. Работы этих авторов показывают, что успешность учения и интерес к нему связаны с осмысленностью учения, входят в систему отношений учащихся к познавательной деятельности. Проанализировав большинство исследований, понятие «отношение к учебно-познавательной деятельности» мы сформулировали следующим образом: им является целостная система сознательных, избирательных, индивидуальных связей с различными сторонами учения и познания, отражающих характер потребностей, мотивов, интересов, оценок и эмоциональных проявлений субъекта вузовской системы обучения, обеспечивающих успешность процесса и результата усвоения предметных знаний, и получения умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [2, 3]. Выполненные научные исследования, посвященные проблеме отношения студентов к познавательной деятельности, хотя и создали определенную теоретическую базу, но в то же время не позволяют разрешить ряд существенных вопросов, возникающих в современной вузовской практике. К их числу относятся: отношения студента к познавательной деятельности на разных этапах обучения в вузе, включая адаптационный период; связь функционирования психических процессов и отношения к познавательной деятельности; систематизация видов (сторон) отношения человека к учебной деятельности; целенаправленное развитие позитивного отношения студента к учебно-познавательной деятельности; интеллектуальная удовлетворенность процессом и результатами овладения знаниями, умениями и навыками. Новые тенденции в развитии общества, науки и образования выявили и другие вопросы, тем самым еще более актуализировав данную проблему с точки зрения переосмысления условий для формирования позитивного отношения обучающегося к познавательной деятельности. Другими словами, на данном этапе развития общества перед высшей школой стоят новые задачи, решение которых связано с новым подходом к организации воздействий на личность студента, которая должна являться объектом пристального внимания, как отдельных педагогов, так и вузовской системы образования в целом. Исходя из вышеизложенного, сформулирована следующая проблема исследования: каково отношение студентов к учебно-познавательной деятельности на разных этапах обучения в вузе, и какие психолого-педагогические условия обеспечат формирование позитивного отношения студентов к учебе. Решение этой проблемы составило цель нашей работы. Для выявления исходных данных об уровнях сформированности всех сторон отношения студентов к учению, а также уровня развития познавательных способностей был осуществлен констатирующий эксперимент. Его базой стал экономический факультет Ставропольского государственного университета. Были обследованы студенты первого, третьего и пятого курсов специальности «Финансы и кредит». В ходе диагностики использовались следующие методики: методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина); методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин); анкета «Познавательный интерес»; методика «Удовлетворенность-неудовлетворенность познавательным процессом»; методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов); комплекс экспресс-методик диагностики познавательных способностей (О.В. Соловьева [3]). Сводные результаты констатирующей диагностики отражены в таблице 1 Таблица 1 Динамика отношения студентов 1-5 курсов к учебно-познавательной деятельности
Из таблицы видно, что первокурсники и студенты пятого (выпускного) курса имеют средние и высокие показатели, характеризующие в основном положительное и нейтральное отношение к учебе. Студенты третьего курса имеют низкие показатели по большинству из представленных методик. Причинами этого, на наш взгляд, может служить следующее: смещение мотивации на удовлетворение возросших материальных потребностей и необходимость работы для получения средств, что существенно мешает учебе; ригидность познавательной деятельности, обусловленная снижением интереса к данной профессиональной направленности; нервно-психическое напряжение, связанное с выходом на производственную практику, где студенты сталкиваются с профессией; накопившаяся неудовлетворенность профессиональной компетентностью и претензии к низкому профессионализму части профессорско-преподавательского состава [1]. В этой связи именно на средних курсах задача формирования позитивного отношения будущих специалистов к учению стоит наиболее остро. Поэтому в качестве опытно-экспериментальной базы для проведения формирующего эксперимента мы избрали группу студентов-третьекурсников. Основываясь на результатах проведенного теоретического исследования, а также на данных констатирующего этапа, мы разработали экспериментальную программу формирования позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. В систему мер по формированию позитивного отношения к учению входит активизация учебно-познавательной деятельности студентов, развитие познавательных мотивов, потребностей, интересов, способностей, оценочного отношения студентов к учению и потребности в продуктивном межличностном общении, осуществляемое преподавателем при активном содействии психологической службы вуза. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов представляет собой действия преподавателя в условиях учебного процесса вуза, направленные на оптимизацию учения, умственного напряжения, развитие волевых усилий в ходе овладения знаниями, умениями и навыками, согласование действий всех психических процессов и состояний. Процесс формирования позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности эффективен при соблюдении таких психолого-педагогических условий, как: осознанное принятие студентами значимости развития различных сторон отношения к учению, построение процесса обучения в контексте личностно-ориентированного и деятельностного подходов, внедрение в учебный процесс экспериментальной программы формирования позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности [2]. В заключение подчеркнем, что отношение студентов к учебно-познавательной деятельности должно выступать как ценностная ориентация человека, как осознание смысложизненной необходимости познания, направленного на расширение и углубление профессиональных и общекультурных компетенций.
Литература
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». e-mail:
Соловьева О.В. Активизация положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |