ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РЕШЕНИИ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ

 

УДК 343.95; 159.9

English version:

Аннотация. В статье анализируется деятельность судебно-психологической экспертизы (СПЭ) и ее значение в решении правовых вопросов. Описаны виды СПЭ и предложена авторская модель деятельности судебно-психологической экспертизы, включающая цель, задачи, направления и методы работы судебного эксперта-психолога.

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза; виды судебно-психологической экспертизы; модель деятельности судебно-психологической экспертизы

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В последние годы специалисты, как уголовного, так и гражданского процесса все больше уделяют внимание судебно-психологической экспертизе и ее значению в решении правовых вопросов. Основанием для обращения к этой сфере деятельности послужил Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [1], а также труды Л.М. Балабановой (1998), М.М. Коченовой (1980; 2010), И.А. Кудрявцева (1988), Ф.С. Сафуанова (1998), Т.В. Сахновой (2000) и др.

Идея использования психологической экспертизы в правоохранительной и судебной деятельности впервые появилась на рубеже XIX–XX веков [4, c. 93]. В этот период она рассматривалась как «самостоятельный вид судебной экспертизы, состоящий в использовании профессиональных психологических познаний» [9, с. 306]. В последующем судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) стала представлять «исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела» [4, c. 93]. Ее основными видами явились:

-  экспертиза эмоциональных состояний, фиксирование психического состояния лица в момент восприятия событий;

-  установление способности стороны в процессе в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими;

-  определение способностей свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства;

-  выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности участников следственного и судебного процесса;

- исследование отличительных признаков функционирования в человеко-машинных системах – преимущественно в отношении ответчиков;

- определение содержания и иерархии основных мотивационных линий личности и выявление ее важнейших психологических особенностей;

- фиксирование соответствия возраста психического развития хронологически достигнутого [2, 3, 6, 8].

Значимость проведения судебно-психологической экспертизы состоит в том, что онанередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств уголовного и гражданского дела в процессе расследования и судебного разбирательства [4, c. 93].

Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день имеются различные подходы к изучению судебно-психологической экспертизы, в частности, труды Л.М. Балабановой (1998), М.М. Коченовой (1980; 2010), И.А. Кудрявцева (1988), Ф.С. Сафуанова (1998), Т.В. Сахновой (2000), Д.А. Сорокотягиной (2008) и др. Однако, несмотря на это остается недостаточно изучена и представлена модель деятельности судебно-психологической экспертизы. В литературе представлены различные модели, отражающие психологическую составляющую правового аспекта деятельности. Так, в частности в исследовании Соловьевой О.В., Гнидина О.П. представлена модель программы психопрофилактики агрессивности заключенных [7]. Руководствуясь данной моделью как образцом, мы  также схематично представим модель деятельности судебно-психологической экспертизы (рис. 1).

Системообразующимзвеном модели явилась ее цель – оказание помощи суду и органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или в гражданских спорах [4, с. 94]. Для успешной реализации обозначенной цели, по данным О.Э. Петруня, решаются следующие основныезадачи:

- установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки;

- установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, на транспорте);

- установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, способных влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации [4, с. 95-96].

Реализация вышеописанных задач, как показывает анализ литературы, осуществляется в трех направлениях работы – с подсудимым, потерпевшим и свидетелем. Эта работа включает три группы методов, используемых экспертом.

Первую группу составляют методы, позволяющие получить L-данные (термин L-данные, произошел от слова «Life») путем регистрации реального поведения человека. В рамках деятельности эксперта-психолога к этой группе можно отнести: 1) метод наблюдения во время беседы и проведения экспериментально-психологического исследования; 2) анализ дневниковых записей среднего медицинского персонала о поведении подэкспертных; 3) анализ показаний свидетелей и других материалов уголовного дела, в которых фиксируются особенности поведения и жизни подэкспертного лица.

Вторую группу составляют методы, позволяющие получить Q-данные (термин Q-данные, произошел от слова «Questionnaire»), путем использования различных опросников, шкал, тестов целью которых является – исследование различных сторон личности, психических состояний, структур самосознания, отдельных психических процессов, интеллекта и пр.

Третью группу составляют ОТ-данные (от словосочетания «Objective Tests»), получаемые при непосредственном патопсихологическом исследовании познавательных процессов и уровня интеллектуального развития [5, с. 31]. Таким образом, эксперт-психолог в судебной экспертизе имеет огромный арсенал методов, целью которых является получение «L», «Q», «ОТ» данных.

Подводя итог выше изложенного, отметим, что судебно-психологическая экспертиза имеет весомое значение в решении правовых вопросов, представляя собой «исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии» и она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств уголовного и гражданского дела в процессе расследования и судебного разбирательства.

 

Литература

  1. Комментарий к ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» / Под ред. В.П. Кашепова. – М.: Юстицинформ, 2003. – 240 с.
  2. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. – М.: Генезис, 2010. – 352 с.
  3. Малиновская Е.М. Судебно-психологическая экспертиза: вопросы классификации. // Современное право, 2008. – № 4. – С. 86-89.
  4. Петруня О.Э.Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.
  5. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика; Смысл, 1998. – 192 с.
  6. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. – М.: Городец, 2000. – 368 с.
  7. Соловьева О.В., Гнидин О.П. Особенности агрессивности заключенных и правопослушных граждан: сравнительный анализ и психологическая профилактика. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// ppip.su (дата обращения: 5.09.2014).
  8. Сорокотягина Д.А.,СорокотягинИ.Н.Судебнаяэкспертиза: Учебное пособие. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 336 с.
  9. Столяренко А.М.Прикладнаяюридическаяпсихология. – М.: Юнити-дана, 2001. – 639 с.

 

Об авторе

Ниценко Дарья Александровна – студентка Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

Ниценко Д.А. Судебно-психологическая экспертиза в решении правовых вопросов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.