УВЛЕЧЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ КАК КРИТЕРИЙ ИХ УСПЕВАЕМОСТИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников. Психологи, педагоги, родители особенно обеспокоены чрезмерным увлечением компьютерными играми детей, поскольку компьютерная игра занимает сегодня значительное место в жизни ребенка и существенно влияет на процесс формирования и развития его личности. Приводится анализ ряда психолого-педагогических исследований, рассматривающих проблему игровой деятельности, опосредованной информационными компьютерными технологиями. В статье представлены результаты пилотажного исследования характера взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников.
Ключевые слова: игровая компьютерная деятельность, увлеченность компьютерными играми, школьная успеваемость, младшие школьники.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Персональный компьютер помогает современному человеку не только в работе, в учебе, но и в проведении досуга. Все большее распространение и популярность приобретают компьютерные игры. Психологи, педагоги, родители особенно обеспокоены чрезмерным увлечением компьютерными играми детей. Компьютерная игра занимает сегодня значительное место в жизни ребенка и существенно влияет на процесс формирования и развития его личности [1].
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Исследования отечественных психологов (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством развития личности и в младшем школьном возрасте.
Однако нас, в большей степени, интересует проблема игровой деятельности младших школьников, опосредованной информационными компьютерными технологиями.
Изучению взаимодействия детей с компьютерами посвящено множество исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В рамках изучения проблемы выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации предметом исследования являются в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время в этой области накоплен обширный материал (Ш. Тёкл, М. Коул, С. Пейперт, М. Гриффитс, Д. Джентайл, Э. Свинг, O.K. Тихомиров, А. Е. Войскунский, В.П. Зинченко, А.Г. Шмелев и другие) [2].
В качестве отдельной проблемы рассматривается использование компьютеров во внешкольной деятельности ребенка. Наиболее распространенной формой включения новых технологий во внешкольную активность ребенка является использование компьютерных игр. М. Коул и его сотрудники специально разрабатывали и моделировали принципы построения внеурочной программы обучения на базе новых компьютерных технологий, которая бы объединяла игру, обучение и общение в целях создания оптимальных условий для развития ребенка [6].
По мнению М. Коула [6], интернет может быть основой построения когнитивно-коммуникационной развивающей среды принципиально нового типа. Разработанная М. Коулом учебная среда получила название «пятое измерение» и представляет собой одну из наиболее перспективных в реализации «зоны ближайшего развития» ребенка. С. Пейперт [14], разделяя точку зрения М. Коула, отмечает, что «компьютер обычно шаг за шагом ведет ребенка за собой».
Д. Джентайл и Э. Свинг [12] приводят результаты исследований, подтверждающих гипотезу о понижении академической успеваемости при повышении игровой увлеченности. Этот факт можно объяснить тем, что игрок тратит большую часть своего времени на игру, в ущерб учебной деятельности. Ученые исследовали, как телевизор и видеоигры влияют на внимание детей.Они наблюдали более 1300 детей школьного возраста, которые проводили в течение года по несколько часов в день у телевизора или за играми. Опрос учителей показал, что эти дети стали испытывать трудности в концентрации внимания и усвоении материала после того, как начали регулярно смотреть телевизор и играть в видеоигры. Такие явления особенно ярко проявились у тех школьников, которые смотрели телепередачи и играли в видеоигры в общей сложности более 2 часов в день.
Американские психологи Университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) провели исследование, результаты которого показали, что чем больше времени пользователи Интернет проводят в Сети, тем больше они подвержены эмоциональным нарушениям [13]. По мнению исследователей, информационная перегрузка может являться очевидной причиной стресса.
В конце прошлого века П. Уоллес [16] был предложен термин «психология Интернета» для обозначения круга научных интересов, изучающих психологические аспекты деятельности, опосредованной современными информационными системами. Основные направления исследований в этой области ориентированы на изучение влияния Интернет-деятельности на познавательные способности человека и изучение зависимости от Интернета.
М. Шоттоном [15] в 80-х годах прошлого столетия было установлено, что подростки с признаками компьютерной зависимости чаще других теряют контроль не только в различных сферах деятельности, но и в социальных отношениях. М. Шоттон отмечал также опасность истощения эмоциональной сферы подростка, поскольку очевидный проигрыш в игре порождает череду негативных эмоциональных всплесков.
В 80-е годы ХХ века в Советском Союзе были проведены эмпирические исследования, которые в дальнейшем стали основой для работы в области «психологии Интернета». Исследование игровой компьютерной деятельности впервые было выполнено в школе О.К. Тихомирова в те годы, когда были сформулированы основные положения психологии компьютеризации [8]. Было справедливо отмечено, что в условиях информатизации структура высших психических функций развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения. Согласно концепции О.К. Тихомирова, у пользователя компьютера мышление приобретает абстрактно-логический характер с хорошо развитыми прогностическими функциями.
Анализ современных отечественных психологических исследований опосредствованной Интернетом деятельности позволил нам выделить следующие направления: влияние компьютерных игр на личностные особенности человека (М.В. Бредихина, И.В. Бурмистров, А.Е. Войскунский, Е.А. Кабанова, Ю.В. Фомичева, С.А Шапкин); влияние компьютерных игр на проявление агрессивного поведения играющего (Ю.Д. Бабаева, В.Н. Буркова, М.Л. Бутовская, В.П. Казначеев, В.И. Медведев); влияние увлеченности компьютерными играми на процесс обучения детей (В.Г. Болтянский, Е.П. Велихов, Е.Ю. Заничковский, В.В. Рубцов).
Ряд современных исследователей (О.Р. Ельмикеев, М.А. Исайкина, Л.С. Ямпольский) утверждают, что компьютерные игры оказывают развивающее действие на игрока: способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями и логическими операциями, дают представление о способах манипулирования предметами и символами, способствуют быстрому и эффективному тренингу сенсомоторных функций [3; 4; 11].
Точку зрения о негативном влиянии компьютерных игр на когнитивную и эмоциональную сферы ребенка разделяют А.Г. Мазур, Н.П. Маркова, И.Я. Медведева, М.Н. Миронова, Е.А. Репринцева, Ю.С. Шевченко, Т.Л. Шишова. По мнению Т.В. Шишовой, особенно увлечены компьютерными играми так называемые «проблемные дети», т.е. дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении. Иными словами, чем больше у ребенка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в реальность виртуальную [11].
Признаком игровой компьютерной увлеченности младших школьников является время, проводимое за компьютером, в результате чего происходит сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, в частности компьютерной игры, и отказ от других видов деятельности. Увлечение компьютерными играми наиболее характерно для детей младшего школьного и подросткового возраста, особенно мальчиков. Одной из основных причин увлечения компьютерными играми исследователи считают, потребность в игре как таковой, свойственной человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Также можно указать следующие причины, которые в той или иной степени влияют на возникновения увлеченности от компьютерной игры:
1) отсутствие или недостаток общения и доверительных, эмоциональных отношений в семье;
2) отсутствие у ребёнка увлечений, хобби, интересов, не связанных с компьютером;
3) отсутствие у ребенка навыков взаимодействия с окружающими, отсутствие друзей [7].
Школьная успеваемость школьника определяется не столько способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Среди основных мотивов в младшем школьном возрасте выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой-интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательного и социального мотивов [5].
В целом, дети, играющие в a title="Статья "В чм вред, а в чём польза от компьютерных игр?" " href="http://shkolazhizni.ru/archive/0/n">компьютерные игры </a>, отличаются широт"й кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие «компьютерно-развитые» дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной успеваемости младших школьников.
Однако есть и негативная сторона увлечения компьютерными играми. Учитывая, что время, проводимое ребенком за компьютерной игрой, обычно никак не контролируется родителями, то может возникнуть опасность, что киберпространство станет для ребенка реальностью жизни. В таком случае учеба, подготовка к занятиям, чтение книг и творчество уже требуют усилий от ребенка.
Все выше изложенное и обусловило выбор темы нашего пилотажного исследования «Взаимосвязь увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников», целью которого явилось теоретическое и экспериментальное изучение характера взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников и возможной профилактики негативного влияния компьютерных игр. В исследовании участвовали 32 учащихся 4 класса в возрасте 10 -11 лет, из них 12 девочек и 20 мальчиков. Общая гипотеза исследованиязаключалась в утверждении о том, что существуют разнонаправленные взаимосвязи увлеченности младших школьников компьютерными играми и их школьной успеваемостью.
Для определения уровня увлеченности компьютерными играми была разработана авторская анкета. Данная анкета состоит из 15 вопросов, представленных тремя блоками. Каждый блок соответствует одному из критериев увлеченности компьютерными играми.
Вопросы первого блока направлены на выявление частоты и продолжительности затраченного времени на компьютерные игры в течение дня, месяца и года. Анализ ответов на вопросы второго блока показывает предпочтения детей в выборе жанра компьютерных игр. Третий блок содержит вопросы, позволяющие определить уровень увлеченности компьютерными играми, степень и характер оказываемого ими влияния на детей.
Проведенное анкетирование позволило нам получить информацию о количестве времени, которое дети уделяют компьютерным играм, о предпочтениях в выборе жанров компьютерной игры и о степени их увлеченности играми. Так при ответе на вопрос «Сколько времени в день ты тратишь на компьютерные игры?» было установлено, что практически половина детей (47%) играют в компьютерные игры от 1 до 2 часов в день, 25% детей тратят на компьютерные игры более 2 часов в день, 16% – менее 30 мин., и 13% – уделяют компьютерным играм полдня.
При ответе на вопрос «В какой из жанров игры тебе нравится играть?» было выявлено, что девочки в большей степени предпочитают играть в головоломки и аркады, где от них требуется умственная работа и сосредоточенность, мальчикам же нравится играть в игры стратегического жанра, где нужно строить дома, руководить войсками, также им нравиться квесты и ролевые игры, где необходимо выполнять различные задания, управляя своим героем.
На вопрос «Принимаешь ли ты пищу во время игры за компьютером?» 20% опрошенных ответили утвердительно. Еще 50% детей ответили «иногда». И только 30% испытуемых ответили отрицательно. Утвердительный ответ говорит об увлеченности детей компьютерными играм и неспособности «оторваться» от них.
Согласно методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой мы определили уровни школьной мотивации учащихся (рис. 1).
Для 9% детей характерен высокий уровень школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.
У большинства детей (59%) уровень школьной мотивации находится на уровне выше среднего. В основном это дети, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой.
У 16% детей развитие школьной мотивации находится на среднем уровне. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.
Низкий уровень школьной мотивации выявлен у 16% детей. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Анализируя результаты методики «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), следует отметить, что у 16% детей в большей степени выражена направленность на отметку, т.е. стремление рассматривать главным результатом учебной деятельности поставленную учителем отметку (рис. 2).
Согласно многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла (детский вариант) мы изучили личностные характеристики младших школьников (экстраверсия, эмоциональная возбудимость, самоконтроль) (рис. 3).
По шкале «экстраверсия» у 9% детей наблюдается низкая степень выраженности данной черты. Для таких детей характерно проявление недоверчивости, обидчивости, неспособности скрывать свои отрицательные эмоции и строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В их поведении часто наблюдаются эгоцентризм и упрямство. По шкале «эмоциональная возбудимость» у 47% учащихся данная черта также является ярко выраженной. У этих детей наблюдается повышенная возбудимость, двигательная активность и неустойчивость внимания. По шкале «самоконтроль» у 15% детей выявлено высокое значение данного фактора, что говорит об их хорошей социальной приспособленности и более успешном овладении требованиями окружающей жизни. У 16% детей выявлен низкий показатель данного фактора, что свидетельствует о неумении контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов и плохой организованности.
В рамках проводимого нами экспериментального исследования был проведен анализ классного журнала испытуемых учащихся для определения уровня школьной успеваемости и интереса к конкретному учебному предмету (таблица 2).
Таблица 2
Распределение учебных предметов по среднему баллу и уровню школьной успеваемости учащихся
Учебный предмет |
Средний балл успеваемости учащихся |
Уровень школьной успеваемости* |
Количество учащихся (%) |
Информатика |
4,3 |
высокий |
21 (66%) |
Литература |
4,2 |
высокий |
|
Русский язык |
3,9 |
средний |
11 (34%) |
Математика |
3,4 |
средний |
* Градация уровней школьной успеваемости: низкий (≤3,0); средний (от 3,1 до 4,0); высокий (≥4,1).
Анализ школьных журналов позволил нам получить средний балл учебной успеваемости каждого учащегося. Сопоставив полученные результаты учебной успеваемости с количеством времени, проводимым испытуемыми за компьютерной игрой, мы выявили взаимосвязь между данными показателями. В таблице 3 представлены сводные данные по двум показателям: времени, проводимом испытуемыми в день за компьютерной игрой и показателем школьной успеваемости.
Таблица 3
Сводная таблица данных, полученных из анкеты «Увлеченность компьютерными играми» и анализа школьных журналов
(количество испытуемых, %)
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между жанром игры и школьной успеваемостью, мы объединили детей в группы по жанрам компьютерной игры, далее подсчитали показатель средней успеваемости каждой группы (таблица 4).
Таблица 4
Влияние жанра компьютерной игры на школьную успеваемость
№ п/п |
Жанр компьютерной игры |
Показатель школьной успеваемости по группам |
Уровень школьной успеваемости |
1 |
Аркады |
4,3 |
Высокий |
2 |
Головоломки |
4,2 |
Высокий |
3 |
Стратегии |
4,1 |
Высокий |
4 |
Квесты |
4,0 |
Средний |
5 |
Ролевые игры |
3,8 |
Средний |
С целью установления тесноты связи между увлеченностью компьютерной игрой и школьной успеваемостью младших школьников, а также определения влияния увлеченности игрой на личностные качества детей, был проведен линейный корреляционный анализ множества критериев: время, проведенное за компьютерной игрой; уровень школьной успеваемости; экстраверсия; эмоциональная возбудимость и самоконтроль. В результате корреляционного анализа (r-Пирсон) мы выявили взаимосвязи между исследуемыми критериями:
1) существует обратная зависимость между двумя критериями “В” (время, проведенное за компьютерной игрой)и “У” (уровень школьной успеваемости), а именно чем больше времени дети уделяют компьютерным играм, тем ниже их уровень школьной успеваемости. Корреляционный коэффициент в данном случае составил r = -0,821, что говорит о сильной корреляции;
2) существует обратная зависимость между критерием В и критериями Э (r = -0,722), С (r = -0,69), а именно чем больше времени дети уделяют компьютерным играм, тем ниже степень выраженности таких черт личности как экстраверсия и самоконтроль. Выраженность данных черт личности мы рассматриваем как критерии успешной школьной успеваемости, следовательно, компьютерные игры опосредованно отрицательно воздействуют на школьную успеваемость;
3) существует прямая зависимость между критерием В и Эв, а именно чем больше времени дети уделяют компьютерным играм, тем выше эмоциональная возбудимость. Корреляционный коэффициент в данном случае составил r = 0,766, что говорит о сильной корреляции;
4) существует обратная зависимость между критерием У и критериями Эв. Корреляционный коэффициент в данном случае составил r = -0,73.
Теснота взаимосвязи для каждой возможной пары измеряемых критериев представлена в корреляционной матрице на рисунке 4.
Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что:
– существует взаимосвязь между жанром компьютерной игры и школьной успеваемостью младшего школьника;
– увлечение ролевыми компьютерными играми отрицательно влияет на школьную успеваемость младших школьников;
– временной период разовой игры младшего школьника обусловливает качества личности, необходимые для поддержания учебной мотивации и интереса к учебному предмету.
Рассмотренная в данной статье проблема взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников не исчерпывает задач, возникших перед психологией компьютерной игры, но обнаруживает необходимость комплексного изучения психологических особенностей игровой компьютерной деятельности, целостного рассмотрения данного феномена. Встает задача безопасного использования информационных технологий в процесс школьного и внешкольного обучения, создания новых возможностей гармоничного познавательного, социального и личностного развития детей.
Литература
- Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Т. 8. – №4. – С. 35-58.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Взаимодействие человека с компьютером // Психологический журнал. – № 1. – С. 89-100.
- Ельмикеев О.Р. Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения / Дис. ... канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2004. – 238 c.
- Исайкина М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников / Дис. …канд. пед. наук. – Саратов,
- Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. – М.: Когито-Центр,
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.П. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
- Могдалева Е.И. Компьютер: друг или враг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.junior.by/74-kompyuter-drug-ili-vrag.html (дата обращения: 26.05.2012).
- Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. – М.: Знание, 1997. Вып. № 1. – С. 30-66.
- Узыханова Б.Н. Особенности когнитивного и коммуникативного развития ребенка в телекоммуникационной среде, опосредованной компьютером / Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1993. – 24 с.
- Шишова Т.В. В плену у «умного ящика» // Народное образование, 2002.- № 8. – С. 76-182.
- Ямпольский Л.С. Имитационное моделирование при проведении компьютерных командно-штабных военных игр / Дис. ... канд. техн. наук. – Ульяновск, 2003. – 197 с.
- Gentile, D.A., Swing, E.L., Lim, C.G., & Khoo, F. Video game playing, attention problems, and impulsiveness: Evidence of bi-directional causality. // Psychology of Popular Media Culture, 2012. 1. рр. 62-70.
- Kraut R. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut [et al.]//American Psychologist, 1998. – № 53(9). pp. 1017-1031.
- Papert S. The Children's Machine: Rethinking School in the Age of the Computer, 1992.
- Shotton M. Computer Addiction? A Study of Computer Dependency. L.: Taylor and Francis,
- Wallace P. The psychology of the Internet // Cambridge University Press, 1999.
Куликова Татьяна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
e-mail:
Малий Дмитрий Владимирович – аспирант, ассистент кафедры технологии и сервиса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
e-mail:
Куликова Т.И., Малий Д.В. Увлеченность младших школьников компьютерными играми как критерий их успеваемости. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.