ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматривается формирование в ходе образовательного процесса общекультурных компетенций будущих специалистов и бакалавров социальной сферы.
Ключевые слова: культуроёмкость изучаемыхдисциплин,принцип преемственности, двухуровневый подход к получению образования..
Общая культура будущего специалиста социальной сферы представляет собой универсальное единство, включающее в себя: с одной стороны, процесс накопления знаний, опыта и качественной их реализации в деятельности и поведении, а с другой стороны, сложную систему качеств, выражающуюся совокупностью ценностей, норм, идеалов; определяющую отношение к себе и окружающему миру, к учебной и будущей профессиональной деятельности; включающую в себя духовность и нравственность, эстетику, толерантность и патриотизм, а также готовность и стремление к личностному и профессиональному развитию.
Одна из тенденций современного развития отечественной системы образования связана с ростом востребованности специалистов, способных реализовать принцип «образование через всю жизнь». Такая парадигма предъявляет повышенные требования к совершенствованию системы непрерывного профессионального образования.
В то же время процессы гуманизации и демократизации общественной жизни приводят к признанию культуры как важнейшей (наряду с экономикой и политикой) ее составляющей, показателем духовно-нравственного состояния общества. Эта тенденция иначе ставит проблемы воспитания, образования и развития личности будущего специалиста, ведет к увеличению доли культуроемкости их содержания, технологий и организационных форм.
Вуз, в котором обучаются наши студенты – социальный. Миссией филиала РГСУ в г. Анапе является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров, магистров, обладающих современными знаниями и навыками для системного, инновационного развития социально-трудовой сферы Юга России на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.
Начиная с 2003 года, в филиале РГСУ в г. Анапе получение высшего образования для значительной части студентов осуществляется в системе: социальный колледж – вуз, это, прежде всего, касается таких специальностей и направлений подготовки, как «Социальная работа», «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент организации», «Менеджмент», «Юриспруденция».
Обучаясь в колледже, наши студенты проходят несколько ступеней образования: они получают обязательное среднее (полное) образование, среднее профессиональное образование базового или повышенного уровня; после чего получают право, после сдачи вступительных экзаменов, продолжить обучение по профильной специальности в РГСУ или другом вузе по сокращенной программе. Таким образом, за годы обучения они получают два государственных диплома – о среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании, решается главная задача при подготовке специалистов – правильная ориентация в выборе профессии.
Обучение студентов в системе: ссуз – вуз – основано на принципах преемственности образовательных программ и означает, что программы среднего профессионального уровня плавно переходят в более сложные профессиональные программы вуза.
Изучение результатов двухуровневой, непрерывной подготовки специалистов выпускающими кафедрами филиала показали ее очевидное преимущество, подтвержденное временем.
Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества и, прежде всего, на образование, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, его культурной составляющей, в том числе и специалистов по социальной работе, тем более, что к настоящему времени в России закончился очень важный этап становления системы социальной работы: обеспечены нормативно-правовые и административно-организационные условия для создания инфраструктуры социальной защиты населения, регионального и федерального уровней.
Сегодня наблюдается повышение ответственности регионов за укрепление интеллектуального потенциала на местах, развитие региональной системы непрерывного профессионального образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной, инновационной социально-ориентированной политики, подготовки высококвалифицированных кадров. Кроме того, отмена в современной России «советского силового» распределения выпускников приводит к невозвращению студентов в регионы после окончания центральных вузов, что еще более повышает заинтересованность регионов в развитии собственной системы подготовки и переподготовки специалистов. Как правило, центральная роль в становлении системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит университетам,
Реализуя образовательную концепцию филиала, мы опираемся на программу развития образования в Краснодарском крае, которая основана на Концепции региональной политики в области образования на Кубани, краевой программе «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани». Образовательная политика администрации Краснодарского края, соответствуя основным положениям Национальной доктрины образования, учитывает его региональные особенности, потребности рынка труда и выступает важнейшим фактором социально-экономического развития региона.
В процессе реализации региональной образовательной политики на Кубани сложился ряд направлений, по которым обеспечивается реальная непрерывность и преемственность образования. Среди таких направлений: объединение разноуровневых образовательных структур, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку специалистов и др. Анализ состояния и хода развития краевой системы образования свидетельствует об актуальности постановки проблемы подготовки специалистов для социальной сферы, обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании подрастающего поколения.
В настоящее время в системе профессионального образования происходит усиление культурологической направленности образовательного процесса. В педагогической практике эта проблема рассматривается в одном из главных аспектов – формирование общей культуры личности как одна из важнейших задач образования.
Анализ социологической и психолого-педагогической литературы показал, что в России увеличивается количество исследований по проблеме формирования культуры будущего специалиста. Рассматривая различные стороны общекультурного становления и развития студентов, педагоги и ученые говорят о необходимости формирования духовно-нравственной и толерантной культуры (что особенно важно в условиях многонациональной Кубани), этической и эстетической, информационной и коммуникативной культуры.
Важнейшими факторами формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» являются: ориентация на качество профессиональной подготовки; организация образовательного процесса с ориентацией на современные стратегии и модели обучения; использование инновационных технологий и методик обучения; ценностное самоопределение личности студента.
Модель формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» представляет собой многоуровневую структуру, схематически отражающую процесс организации формирования общей культуры студентов и включающую в себя три основных компонента: содержательный компонент (единые для системы «колледж-вуз» учебный план и учебная программа формирования общей культуры); технологический компонент (личностно-ориентированные, практико-ориентированные, культуросообразные и блочно-модульные технологии); организационный компонент (совокупность форм, методов и средств, способствующих повышению мотивации обучения и воспитания будущих специалистов и их общекультурному и профессиональному развитию). В основу построения модели положена идея преемственности, системности и непрерывности формирования общей культуры.
Механизм формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» включает организацию данного процесса на основе:
- обеспечения преемственности, системности и непрерывности процесса формирования общей культуры через введение в образовательный процесс единых для системы «колледж-вуз» учебного плана и учебной программы формирования общей культуры (спецкурс «Культура руководителя социальной сферы», введение регионального компонента в такие дисциплины, как «История России», «Культурология», «Социология», «Экология» и др.), а также реализации принципов индивидуализации и дифференциации, культуросообразности и гуманизации;
- практико-ориентированных, личностно-ориентированных, культуросообразных и блочно-модульных технологий, способствующих соответственно созданию благоприятной творческой атмосферы, позволяющей раскрывать будущим специалистам свои индивидуальные творческие и личностные способности; построению образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений; реализации общекультурной направленности обучения и воспитания будущих специалистов; обеспечению преемственности и непрерывности изучения и освоения учебно-тематического материала, а также формирования и развития общекультурных качеств личности на основе интеграции блоков и модулей учебного курса.
Нужно отметить, что в Анапе для этого есть все условия, т.к. наш город имеет древнюю культуру, изучить которую помогают памятники древности. В городе созданы богатый краеведческий музей, океанариум. Поэтому в практике обучения широко применяются экскурсии, работа по созданию совместных проектов с Центрами культуры, участие в проведении многочисленных фестивалей, проводимых в Анапе. Кроме того используются различные формы, методы и средства, позволяющие повысить мотивацию обучения и воспитания будущих специалистов и способствовать их общекультурному и профессиональному развитию.
Сегодня рынок труда предъявляет требования не столько к уровню теоретических знаний, сколько к профессионально-практическим умениям и навыкам, полученным во время обучения. Поэтому филиал РГСУ в г. Анапе заключил договоры о партнерском сотрудничестве с различными организациями по основным направлениям своей деятельности: органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, Управлением внутренних дел, судебными органами, финансовыми и торговыми компаниями, учреждениями культуры, УСЗН и другими социальными центрами Краснодарского края, курортными учреждениями, где студенты проходят производственную и преддипломную практику. Это дает возможность нашим студентам показать свои возможности и решить вопрос с трудоустройством, получить место работы по приобретенной специальности.
Особые отношения сложились с Центром социальной помощи семье и детям «Перекресток», предназначенном для помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Уже на протяжении пяти лет наши студенты проходят в нем практику, проводят научные исследования, а студентка пятого курса Склярова Людмила уже получила приглашение на работу в Центре в качестве специалиста по социальной работе.
Опыт работы данного учреждения заслуживает внимания, как место, где формируются на практике личностные, профессиональные и общекультурные качества.
Государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Центр социальной помощи семье и детям «Перекресток» осуществляет социальное обслуживание женщин, детей в отделении в соответствии с Уставом государственного учреждения социального обслуживания населения Краснодарского края от 22 февраля 2005 года № 161 «О порядке и условиях социального обслуживания семей и детей в полустационарных государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края».
Социальную помощь в Центре могут получить все обратившиеся женщины, имеющие регистрацию на территории Краснодарского края. К ним относятся подвергшиеся психофизическому насилию в семье, находящиеся в остром эмоциональном или психологическом кризисе, конфликтной ситуации, не допускающей проживания в семье.
При приеме женщин, детей на обслуживание в отделение производился их медицинский осмотр. В случае необходимости получения медицинской помощи женщины, дети, направляются в соответствующее учреждение органов здравоохранения. В случае угрозы жизни и здоровью женщины, ребенка специалисты отделения принимают меры оперативного информированиясоответствующих служб (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, органов и учреждений здравоохранения и пр.).
Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего, временно проживающего в отделении, несет его мать, а также учреждение, в рамках действующего законодательства, обеспечивающее безопасное пребывание лиц, находящихся в условиях временного проживания.
В Центре им оказываются социально-правовые услуги : содействие в консультировании по социально-правовым вопросам, консультирование по вопросам, относящимся к компетенции органов социальной защиты населения, связанным с правами граждан и защитой своих интересов, и содействие в оформлении необходимых документов и многое другое. Именно к этой работе привлекаются наши студенты, многие из которых имеют практику проведения подобных консультаций в Центре социального консультирования, созданного и успешно функционирующего при филиале.
Кроме того, студенты филиала участвуют в оказании социально-психолого-педагогических услуг, которые включают в себя:
- проведение психологических тренингов;
- содействие в приобретении навыков конструктивного взаимодействия в семье, способов примирительного общения;
- содействие в организации досуга несовершеннолетних, находящихся вместе с матерью.
Сотрудники ЦСО «Перекресток» вместе с нашими студентами согласно критериям организации работы Центра ежегодно проводят анализ эффективности работы Центра по методике, отраженной в таблице 1.
Таблица 1
Контуры, предметы и методики оценки эффективности социальной работы
Контуры оценки эффективности |
Предметы оценки эффективности |
Виды методик оценки эффективности |
1.Деятельность различных учреждений системы социальной защиты населения |
Используемые формы и методы управления социальной защитой. Результаты деятельности за определенный период времени. Результаты выполнения целевых программ |
Методики оценки эффективности форм и методов управления. Методики оценки результативности. Методики оценки выполнения целевых программ |
2. Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающего социальную защиту |
Условия труда – физические, социальные, организационные, социально-психологические. Ресурсное обеспечение социальной защиты. Мотивация персонала |
Методики оценки условий труда. Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат). Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации |
3.Уровень (качество) квалификации персонала, обеспечивающего социальную защиту |
Методики оценки квалификации персонала. Методики оценки эффективности подготовки иповышения квалификации персонала |
Методики оценки квалификации персонала. Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала |
4.Качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан |
Виды обслуживания. Формы, методы итехнологии социального обслуживания. Результаты социального обслуживания |
Методики оценки видов социального обслуживания. Методики оценки эффективности форм, методов и технологий социального обслуживания. Методики оценки результатов социального обслуживания |
При использовании данных методов приходится считаться стак называемыми «неожиданными реакциями клиентов», когда они обращаются в орган соцзащиты с жалобами, вопросами, просьбами, в которых находят выражение их потребности.
С точки зрения структур, управляющих процессом соцобслуживания, важно обладать информацией об удовлетворяемых, не полностью удовлетворяемых и по каким-то причинам не удовлетворяемых потребностях своих клиентов. Это, как показывает практика, позволяет более целенаправленно строить работу по социальному обслуживанию, добиваться необходимых ресурсов, использовать новые формы и методы и др.
Студенты специальности «Социальная работа» участвуют в информационно-просветительской деятельности ЦСО «Перекресток», привлекая внимание общественности к проблемам женщин, оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпуском буклетов «Женщина в опасности», «Остановим насилие». Участвуя в этой работе, они изучают литературу по проблеме семейного насилия с целью повышения уровня социального обслуживания в Центре, являются слушателями обучающего семинара по современным направлениям повышения социального обслуживания населения.
Таким образом, практическая деятельность в Центре способствует профессионально-личностному развитию будущего специалиста социальной сферы, обучающихся как в социальном колледже, так и в вузе.
Однако кафедры филиала продолжают искать новые подходы к подготовке бакалавров и магистров социальной работы, пути совершенствования образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Литература
- Никитина Н.И. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования. – М., 2004.
- Мартыненко О.И. Формирование общей культуры будущего специалиста в системе «Колледж – вуз». – Астрахань, 2009.
- Моргайлик М.А. Социальное самочувствие молодёжи в условиях общества риска. – Анапа, 2011.
- Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М: Просвещение, 2011.
Захарчук Людмила Михайловна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Анапа.
e-mail:
Захарчук Л.М. Формирование общей культуры будущего срециалиста социальной сферы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.