ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

  

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и функции и классификации совладающего поведения, локус контроля как детерминанта преодолевающего поведения. В статье представлены результаты исследования различий копинг-стратегий студентов с разным уровнем субъективного локуса контроля. Отмечается, что модели поведения интерналов, в сравнении с экстерналами, характеризуются большей активностью и просоциальностью и высокой степенью конструктивности.

Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, копинг-ресурсы, локус контроля, экстернальность, интернальность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

  

Увеличение информационных нагрузок и стрессовых ситуаций в период обучения в вузе несомненно ставит проблему преодоления стресса студентами в ряд наиболее актуальных. Поступление в вуз, адаптация к процессу обучения приводит к возникновению целого ряда стрессогенных ситуаций, что приводит к увеличению нагрузки на психологические механизмы, которые позволяют разрешать проблемные ситуации, предвосхищать их возникновение и снимать психическое напряжение, которое возникает под воздействием всевозможных стрессфакторов. Социальные стрессоры могут оказывать влияние продолжительное время, вызывая серьезные физические и психические изменения, как в организме, так и в структуре личности.

Активно исследуемое в настоящее время совладающее поведение (coping) определяется в качестве стабилизирующего фактора, цель которого помочь индивиду поддерживать психосоциальную адаптацию в течение периодов стресса. Копинг-стратегии являются осознанными стратегиями действий, которые предпринимает индивид в ситуации психологической угрозы, воспринимаемой как угрозу физическому, личностному и социальному благополучию [10, с. 98].

По мнению ряда авторов (М. Argile, R. Lazarus, D. Magnusson, S. Folkman, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.Ф. Бурлачук, Л.Г. Дикая, Е.Ю. Кожакова, А.В. Махнач, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер и др.), главный механизм, запускающий преодолевающее поведение, – ситуация. Но одинаковая ситуация может иметь разное значение для людей и, следовательно, может на них оказывать разное воздействие, что связано с личностными особенностями, выступающими опосредующим звеном между ситуацией и поведением.

Психологическая значимость копинга заключается в эффективной адаптации индивида к требованиям ситуации, в возможности овладения ею, ослабления либо смягчения этих требований ситуации, избегания или привыкания к ним и, следовательно, возможности погашения стрессового действия ситуации. В копинг-поведении можно выделить две функции: фокусирование на проблеме, то есть разрушение стрессовой связи среды и личности и фокусирование на эмоциях, которые направлены на управление эмоциональным дистрессом.

Начало формирования копинга происходит на стадии оценки личностью социальной ситуации для себя как стрессовой. Параметры и качество оценивания во многом определяются будущими стратегия совладания [8, с. 151-156]. Совладание является процессом, в котором на разных его этапах субъект применяет разные стратегии, даже совмещая их [1, с. 3-18].

Следовательно, главной задачей копинга является обеспечение и поддержание физического и психического благополучия человека, его удовлетворенности социальными отношениями [5].

Факторами совладания со стрессовой ситуацией являются не только ситуации и их личностный смысл, но и индивидуально-психологические особенности личности [4, с. 125-131].

К личностным ресурсам, которые являются основой формирования адаптационного поведения и от которых во многом зависит выбор варианта адаптации, относится интернальный локус контроля, представляющий собой умение контролировать свою жизнь и брать за нее ответственность [9, с. 419-421].

Формирование копинг-стратегий индивида в современных условиях глобальных изменений в обществе предполагает логику развития, которая не зависит от уровня экстремальности обстоятельств жизни, и определяется расширением репертуара совладающих стратегий, ростом адаптивных и внутренне ориентированных стратегий совладания на каждом этапе формирования личности. Экстремальность обстоятельств жизни интенсифицицует обращения личности к внутренним ресурсам и активизирует выбор ею адаптивных стратегий совладания с экстремальными условиями, что оказывает амбивалентное воздействие на личность, стимулируя ее развитие, с одной стороны, предъявляя более значительные требования к мобилизации личностных ресурсов, с другой стороны, что в условиях их дефицитарности, связанной с ранними этапами развития, может привести к астенизации и невротизации личности [6, с. 396-399].

Цель исследования: выявление особенностей копинг-стратегий студентов с интернальным и экстернальным локусами контроля.

Исследование проводилось на базе Финансового университета при Правительстве РФ. Количественный состав – 100 человек (50 юношей и 50 девушек), возраст которых – 17-19 лет.

Методики исследования: опросник SACS – «Стратегии преодолевающего поведения» [2, с. 251-259]; опросник уровня субъективного контроля УСК [3, с. 396-399].

Проведенное пилотажное исследование по опроснику уровня субъективного контроля УСК позволило отобрать по 25 испытуемых с эктернальным уровнем контроля и 25 испытуемых интернального уровня контроля.

Средние показатели в первой подгруппе юношей с экстернальным типом контроля составили 2,32 стена, что говорит о средней выраженности экстернальности. Показатели экстернальности находились в диапазоне от 1 до 3 стенов, причем показатели большинства испытуемых с экстернальным уровнем субъективного контроля (52 %) характеризуются показателем 3 стена (рис.1).

 

Рис 1. Показатели локуса контроля

Для респондентов-экстерналов не всегда видны связи между своими действиями и значимыми для них жизненными событиями. Они не во всех ситуациях способны контролировать эту связь и часто полагают, что значительное число событий являются результатом случая или действия других людей.

Средние показатели во второй подгруппе с интернальным уровнем субъективного контроля составили 7,88 стен, что говорит о значительной выраженности интернальности. Данная выборка характеризуется разбросом показателей от 7 до 10 стен (рис.1).

Для респондентов этой подгруппы большинство значимых событий в их жизни является результатом их действий, они в состоянии управлять ими, и, тем самым, респонденты с интернальным локусом контроля ощущают собственную ответственность и за то, что происходит в их жизни в целом.

Анализ результатов по опроснику SACS показал, что для выборки характерна высокая степень выраженности асоциальной (21,24 и 21,32 балла соответственно) и агрессивной (20,52 и 19,92 балла) стратегий. Очевидно, высокую выраженность асоциальной стратегии можно объяснить пропагандой СМИ и особенностями юношеского возраста. В то же время у экстерналов высокую степень выраженности имеет стратегия избегания (19,8 балла), которая проявляется в уходе от разрешения проблем, в том числе, путем фантазирования, поглощения еды, алкоголя, курения, приема наркотиков или лекарств, и низкий уровень стратегии вступления в социальный контакт (20,48 балла) (см. рис. 2, таблица 1). Они чаще проявляют социальную несмелость, и в тоже время в проблемных ситуациях их поведение по отношению к окружающим асоциально и агрессивно, что, возможно, определяется компенсаторным механизмом преодоления внутреннего дискомфорта или психологических комплексов неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающим.

 

Рис. 2. Показатели копинг-стратегий

Для интерналов характерно наличие активной стратегии (ассертивные действия составили 23,32 балла), они чаще вступают в социальный контакт (21,92 балла), прибегают к социальной поддержке (22,72 балла) (рис. 2, таблица 1). Респондентам с интернальным локусом контроля в ситуации преодоления стресса свойственны принятие ответственности за свое поведение, их поведение демонстрирует наличие самоуважения и уважения к другим, при вступлении в социальный контакт – честность и открытость в общении, наличие поцитивной установки и уверенности, которая определяется как комплексная характеристика личности, представляющая собой осознание человеком самоэффективности, стремление к самодостаточности, эмоциональную зрелость и уверенный поведенческий репертуар [8] и т. п.

Таблица 1.

Показатели поведенческих моделей преодоления по опроснику SACS – «Стратегии преодолевающего поведения»

Степень выражен-ности

Ассертивные действия

Вступление в социальный контакт

Поиск социальной поддержки

Осторожные действия

Импульсивные действия

Избегание

Непрямые действия

Асоциальные действия

Агрессивные действия

 

Экстерналы

С

Н

С

С

С

В

С

В

В

 

Интерналы

В

С

С

С

С

С

С

В

В

 

t-критерий Стьюд.

2,799

2,3345

2,135

1,18

0,5678

3,331

0,335

0,234

1,099

 
 

Таким образом, в юношеском возрасте у экстерналов высокую степень выраженности имеют стратегия избегания, пассивная стратегия, проявляющаяся в уходе от разрешения проблем, и низкий уровень вступления в социальный контакт, свидетельствует о более частом применении неконструктивных моделей копинга. Для интерналов в юношеском возрасте характерно наличие активной стратегии (высокая степень выраженности ассертивных действий), они чаще вступают в социальный контакт, прибегают к социальной поддержке. Модели поведения интерналов, в сравнении с экстерналами, характеризуются большей активностью и просоциальностью и высокой степенью конструктивности.

 

Литература

1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:переосмысливание, преобразование трудных жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-18.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство Питер, 2000. – С. 396-399.

4. Камнева Е.В., Зеленкова А.В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России, 2009. – № 4 (8). – С. 125-131.

5. Камнева Е.В. Психологические защитные ресурсы в юности: гендерный аспект // Человек в условиях мировых природных и социальных катаклизмов: Материалы XХVII Межд. науч. конф. – Санкт-Петербург, 17-18 мая 2010 г. / Под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н. Полторака. – СПб.: Полторак, 2010. – С. 23-27.

6. Кобзарева И.И., Прилепских О.С.Копинг-поведение человека в эпоху глобальных общественных трансформаций [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн, 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 2.12.2014).

7. Корнев К.И. Значение когнитивных факторов в процессе преодоления стрессовых ситуаций // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: Материалы конференции в 6 т. Т.3. Ч.1. Педагогика и психология. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. – С. 151-156.

8. Соловьева О.В., Папура А.А. >Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие. // Сибирский психологический журнал, 2010. – № 4. – С. 63-65.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

10. Lazarus R.S. Emotion and Adaptation, New York: Oxford University Press, 1991, p. 98.

 

Об авторе

Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Анненкова Наталия Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ширванов Алексей Амирбекович – доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации главный научный сотрудник ФГКУ ВПО «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Камнева Е.В., Анненкова Н.В., Ширванов А.А. Особенности совладающего поведения студентов с разным уровнем субъективного локуса контроля. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.