ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ МИГРАНТОВ И ИХ СЕМЬЯМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-16-71005а/Ц 

  

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается система помощи детям из семей мигрантов и их родителям. Дается краткий обзор психологических особенностей детей вынужденных мигрантов, а также программа психокорекционной помощи. Также описывается система помощи семьям по адаптации в российской образовательной среде. 

Ключевые слова: дети мигрантов, семьи мигрантов, межэтническое взаимодействие, тревожность, коррекционно-развивающая работа.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

Социальная ситуация вынужденной миграции оказывает влияние на психологическое развитие ребенка. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности детей-беженцев и мигрантов. Во-первых, высокий уровень посттравматического стресса (ПТСР), который более всего характерен для вынужденных переселенцев – беженцев, поскольку бегство всегда вызвано военными действиями, жестокостью, преследованиями, каждый ребенок-беженец проходит через травматический опыт, вызывающий характерные симптомы (Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Тарабрина Н.В., Черепанова Е.М., Щепина А.В. и др.). Но и для детей из семей мигрантов характерны повышенная тревожность и страхи. Во-вторых, для ребенка характерен «культурный шок» [1]. Проблема культурной «раздвоенности», конфликта ценностей, а также другие трудности, связанные с необходимостью социокультурной адаптации к изменившимся социальным условиям затрагивают каждого ребенка-мигранта (Вершок А.Б., Фарнхем А., Бочнер С.). В-третьих, исследователи отмечают, что у такого ребенка присутствует ощущение «утраты», «несчастности». Главной утратой и, соответственно, главной мечтой для них является «дом» как символ экзистенциальной защищенности (Ахерн Ф., Грининг П.). В-четвертых, многие дети-мигранты «педагогически запущены», они часто обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутрисемейную напряженность (Вершок А.Б., Володина И.С., Шарова О.С.). Все это приводит к серьезным отставания в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития, не связанным с органическими поражениями ЦНС.

У детей-мигрантов значимо больше встречается страх наказания; распространенность этого страха у детей не мигрантов в несколько раз ниже, что объясняется традиционным стилем общения с взрослыми. Значимо больше распространен среди детей – мигрантов страх боли, что, скорее всего, связано с большей степенью выраженности телесного сознания у представителей восточной культуры [1].

С целью оказания психологической помощи детям и семьям мигрантов были разработаны коррекционно-развивающие программы, призванные нивелировать психоэмоциональные, личностные и поведенческие нарушения, вызванные миграцией и новыми социокультурными условиями.

Цель программы психологической помощи детям это создание благоприятных психологических условия для гармоничного всестороннего развития детей-мигрантов в период социокультурной адаптации.

Задачи:

  1. Развитие позитивной самооценки.
  2. Снижение уровня личностной тревожности.
  3. Коррекция страхов.
  4. Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
  5. Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом.
  6. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  7. Обучение ребёнка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
  8. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  9. Формирование навыков конструктивного взаимодействия между собой и представителями других этносов.
  10. Развитие эмпатии.

Для того чтобы результат работы с детьми-мигрантами был устойчивым, коррекция должна носить не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данной категории детей.

Важно, чтобы работа с детьми-мигрантами начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованиям, боли) и коррекции страхов. Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами, позволяющими выработать навыки конструктивного общения между собой и представителями других этносов, а также к развитию адекватной самооценки. В работе с подростками – мигрантами наиболее эффективной является групповая форма работы, т.к. с точки зрения коррекционного и развивающего результата она обладает большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:

- умение выработать совместное решение;

- терпимость к другим мнениям и позициям;

- необходимость поиска компромиссов;

- способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- стремление к диалогу;

- умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.

Работа по программе построена с учётом принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

 В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком – мигрантом в ходе совместной работы:

- контакт с ребёнком.

- уважительное отношение к личности ребёнка и его этносу.

- положительное внимание к внутреннему миру ребёнка.

- безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом, социокультурных особенностей этноса.

- сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Каждое коррекционное занятие состоит из 3-х этапов: вводной части, основного содержания и заключения. Для каждого этапа отведено определённое время, сформулированы задачи, представлены средства проведения, а также определена роль ведущего. Следующие апробированные методы работы использованы при реализации нашей коррекционно-развивающей программы:

  • групповой тренинг;
  • библиотренинг;
  • дискуссии;
  • мозговые штурмы;
  • беседы;
  • ролевые игры;
  • психогимнастика.

Таблица 1

Тематический план проведения коррекционно-развивающей программы

п/п

Цель занятия

Основное содержание

упражнения

выполняемые действия

1

Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. Развитие доброжелательности.

1.Представление

2.Пластическое изображение гнева

3.Рисование собственного гнева

4.Будте добры

1.Оформление карточки визитки

2.Пластическое изображение гнева

3.Рисунок, лепка

4.Работа с памятью

2

Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом.

1.Пожелания

2.Галерея

негативных портретов (А)

3. Галерея

негативных портретов (Б)

4. Галерея

негативных портретов (В)

5.Письма гнева

1.Приветствие

2.Работа с воображением

3.Работа с воображением, обсуждение

4.Обсуждение портретов

5.Написание письма

3

Обучение ребёнка отреагированию собственного гнева, обучение контролю за своими агрессивными импульсами. Развитие симпатии и благодарности к окружающим.

1.Здравствуйте

2.Соознание гнева через сенсорные каналы

3.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (А)

4.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (Б)

5.Подарок соседу

1.Приветствие

2.Обсуждение гнева

3. Написание рецепта гнева

4. Обсуждение гнева

5.Памятное пожелание

4

Обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Установление определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом.

1.Непослушные шарики

2.Ввод правил

3.Закрепление правил в ролевой игре

4. Сказка: «Сказка о Дрюпе Дрюпкине»

1.Игра с шариками

2.Ввод правил

3.Закрепление правил

4.Обсуждение сказки

5

Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.

1.Построимся?

2.Снежная баба

3.Апельсин

4.Сдвинь камень

5.Сказка «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил»

1.Построения

2.Изображение снежной бабы

3.Релаксирующая гимнастика

4.Релаксирующая гимнастика

5.Обсуждение сказки

6

Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.

1.Игра в мяч

2.Черепаха

3.Расслабление в позе «Морской звезды»

4.Когда душа поёт

5.Пожелания

1.Приветствие

2.Релаксирующая гимнастика

3.Релаксирующая гимнастика

4.Работа с воспоминаниями

5. Написание письма

7

Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеале снять) деструктивные элементы в поведении. Развитие эмпатии.

1.Электрический ток

2.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации

3.Ролевая игра

4.Цветы в подарок

1.Вводная игра

2. Сочинение истории по картинкам

3. Ролевая игра

4.Прощание с предписанием положительных качеств участникам

8

Развитие социального доверия и мотивации к сотрудничеству

  1. Приветствие;
  2. Упражнение «Молекулы»;
  3. Работа с ассоциациями;
  4. Составление звездных систем;
  5. Упражнение «Кусочек планеты»;
  6. Рефлексия;
  7. Прощание.
  8. Приветствие;
  9. Упражнение «Передача энергии»;
  10. Упражнение «Ладошки»;
  11. Упражнение «Помогаем другому»
  12. Упражнение «Узор»
  13. Рефлексия;
  14. Приветствие;
  15. Упражнение «Электрическая цепь»;
  16. Упражнение «Моделирование ситуаций»
  17. Упражнение спина к спине;
  18. Упражнение «Моделирование ситуаций»
  19. Упражнение «Лицом к лицу»
  20. Рефлексия;
  21. Приветствие;
  22. Упражнение «Путанка»;
  23. Упражнение «Ладошки»;
  24. Упражнение «Я хожу в школу»;
  25. Рефлексия;
  26. Ритуал
  27. приветствия с мячом;
  28. Игры и упражнения
  29. Приветствие;
  30. Игра «Школа кенгуру»;
  31. Разыгрывание ситуаций для
  32. Упражнение «Поймай комара»;
  33. Рефлексия;
  34. Прощание.
  35. Приветствие;
  36. Игра «Что лежит в портфеле»;
  37. Игра «Школа для животных»;
  38. Упражнение «Волны»;
  39. Рефлексия;
  40. Прощание.
  41. Приветствие;
  42. Упражнение «Урок и перемена»;
  43. Игра «Школа для людей»;
  44. Упражнение «Полянка»;
  45. Рефлексия
  46. Прощание.

Ритуал приветствия с мячом;

Игры и упражнения

9

Отработка навыков взаимодействия на разных уровнях; развитие интереса к личности другого человека;

Прощание.

Ритуал приветствия с мячом;

Игры и упражнения

10

Тренировка умения выражать словами те эмоции, которые человек может испытывать

Прощание.

1.Вводная игра

2.Игра на доверия, обсуждение

3.Игра на взаимодействие

4.Игра, формирующая умение слушать

11

Развитие навыков взаимодействия

Прощание.

 
 

Разрядка школьной тревожности;

1. Приветствие;

2. Обсуждение правил общения в кругу;

3. Пересказ сказки;

4. Создание рисунков;

5. Рефлексия;

6. Прощание.

Вводная игра

2.Игра на доверия, обсуждение

3.Игра на взаимодействие

4.Игра, формирующая умение слушать

 

Проработка школьных страхов;

проработки школьной тревожности;

1. Ритуал приветствия с клубком

2. Сюжетная игра

3. Разыгрывание этюдов со школьными ситуациями (опрос, контрольная работа. Ответ у доски и т.д.)

4. Подвижная игра

5. Обсуждение занятия

 

Тренировка гибкости поведения;

 

Вводная игра

2.Игра на доверия, обсуждение

3.Игра на взаимодействие

4.Игра, формирующая умение слушать

5.Игра на формирование доверия

12

Развитие социальных эмоций.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зарядка»;

3. Чтение сказки «Неизвестный цветок»;

4. Инсценировка сказки в группах;

5. Рефлексия;

6. Прощание.

Вводная игра

2.Рисование поступков, обсуждение

3.Обсуждение сказки

4. Инсценировка сказки

5.Обсуждение занятия

13

Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.

1.Приветствие

2.На ошибка учатся

3.Сказка: «Детская демократическая республика»

4.Нахал

1.Приветствие

2.Проигрывание сделанной ошибки в ситуации

3.Обсуждение сказки

4.Разыгрывание жизненных ситуаций

14

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие чувства доверия и поддержки в коллективе.

1.Объединенния в группы

2.Корабль среди скал

3.Трио

4.Умение слушать

5.Восковая палочка

1.Вводная игра

2.Игра на доверия, обсуждение

3.Игра на взаимодействие

4.Игра, формирующая умение слушать

5.Игра на формирование доверия

15

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие умения устанавливать контакт с окружающими.

1.Комплимент

2.сто мячей

3.Групповой портрет

4.Самокритика

5.Выход из контакта

1.Вводная игра

2.Игра на установление контакта

3.Рисование группового портрета

4.Обсуждение качеств личности

5.Обыгрывание ситуации выхода из контакта

16

Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие сотрудничества в мини-группах.

1.Приветствие

2.Головомяч

3.Точка зрения

4.Сказка: «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»

1.Вводная игра (приветствие)

2.Игра в мяч

3.Обсуждение актуальной проблемы

4.Обсуждение сказки

17

Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.

1.Приветсвие

2.Работа с фотографиями

3.Символическое изображение эмоций

4.Цвета эмоций

5.За что мы любим

1.Вводная игра

2.Определение эмоционального состояния человека по фотографии

3.Пластическое изображение эмоций

4.Пластическое изображение цвета

5.Характеристика импонируемых людей

18

Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.

1.Линия

2.Танцы-противополож-ности

3.Изображение различных предметов и явлений природы

4.Я грустный, когда 5.«Агрессор» и «жертва» меняются местами

1.Вводная игра

2.Пластическое изображение противоположных эмоций

3.Пластическое изображение предметов и явлений природы, обсуждение

4.Проработка эмоционального состояния

5.Проигрывание ситуаций

19

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости.

1.Молекулы

2.Реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания

3.Наша семья

4.Только вместе

1.Вводна игра

2.Работа с ассоциациями, обсуждение

3.Изображение семейного портрета

4.Игра с мячом

20

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости. Формирование чувства значимости.

1.Тропинка

2.Хвасталки

3.Сказка «Светлячок»

4.Мне в тебе нравится…

1.Вводная игра

2.Рисование поступков, обсуждение

3.Обсуждение сказки

4.Высказывание комплиментов

21

Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости.

1.Передай апельсин

2.Сказка: «Байка про Егора-мухомора.»

3.Копилка хороших поступков

4.Тетрадь моих достижений

5.Чемодан

1.Вводная игра

2.Обсуждение сказки

3.Работа с памятью

4.Оформление тетради – достижений

5.Памятное пожелание

22

Закрепление позитивного отношения к школе;

 

Вводная игра

2. Сюжетная игра, обсуждение

3.Игра на взаимодействие в школьных ситуациях

4.Игра, формирующая умение воспринимать другого

5.Обсуждение занятия

23

Повышение самооценки участников группы;

1. Приветствие;

2. Игра «Встаньте те, кто…»;

3. Упражнение «Ладошка»;

4. «Маяк»;

5. Рефлексия;

6. Прощание.

Вводная игра (приветствие)

2.Игра в мяч на знание других и себя, приобщение к группе

3.упражнение на эмоциональную поддержку со стороны Другого

4.Интерактивная игра на повышение самооценки

5. Обсуждение занятия

6. Ритуал прощания

Целю психологической помощи семьям детей-мигрантов: гармонизация детско-родительских отношений в семьях мигрантов.

Основные задачи:

- осуществление психологического просвещения родителей в отношении психологических особенностей детей – мигрантов и способы взаимодействия с ними в период адаптации;

- помочь близким взрослым создать комфортную для ребёнка семейную среду в период адаптации к новым социокультурным условиям;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Методы работы:

  • просветительская деятельность;
  • лекции;
  • семинары;
  • беседы коррекционно-развивающего направления;
  • совместные игры;
  • упражнения.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий для семей мигрантов можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1

Давайте познакомимся

знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

2

Невербальное общение

формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

3

Я и ты

развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе

развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

4

Мир детский и мир взрослый

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

сознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

5

Проблемы детей и проблемы родителей.

Активное слушание как способ решения

проблем детей.

прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания

прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

6

Активное слушание (продолжение)

продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях

продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях.

7

Поощренья и наказания

знакомство с принципами использования поощрений и наказаний

знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

8

Как мы чувствуем друг друга

научится «чувствовать» друг друга

научится «чувствовать» друг друга.

9

Трудный случай (по схеме балинтовской группы)

повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми

повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.

10

Заключение

обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе

обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

С родителями детей-мигрантов также эффективно проводить индивидуальные и групповые консультации носящими как просветительский характер, так и психокоррекционный (коррекция родительского отношения).

Примерная тематика групповых консультаций:

  1. Психологические особенности детей подросткового возраста (необходимы при наслаивании возрастных кризисов на кризисы адаптационные);
  2. Социокультурные особенности России, их влияние на психическое развитие детей различных этносов (в особенности при языковых барьерах);
  3. Особенности адаптации детей-мигрантов;
  4. Особенности и проблемы общения детей-мигрантов с учителями и сверстниками;
  5. Психолого-педагогические и социальные условия успешной адаптации детей-мигрантов в новой образовательной среде.

В случаях выраженных нарушений родительского отношения и детско-родительских взаимоотношений провести индивидуальную психокоррекционную работу с семьей мигрантов при участии (консультации) специалиста (психолога, педагога) данной национальности. Индивидуальная психокоррекция должна проходить с учетом национальных особенностей мигрантов.

 

Литература

1. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. – М., 2001. – № 2. – С. 16-32.

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Черкасова С.А. Психологическая помощь детям мигрантов и их семьям. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.