ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ МИГРАНТОВ И ИХ СЕМЬЯМ
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-16-71005а/Ц
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматривается система помощи детям из семей мигрантов и их родителям. Дается краткий обзор психологических особенностей детей вынужденных мигрантов, а также программа психокорекционной помощи. Также описывается система помощи семьям по адаптации в российской образовательной среде.
Ключевые слова: дети мигрантов, семьи мигрантов, межэтническое взаимодействие, тревожность, коррекционно-развивающая работа.
Социальная ситуация вынужденной миграции оказывает влияние на психологическое развитие ребенка. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности детей-беженцев и мигрантов. Во-первых, высокий уровень посттравматического стресса (ПТСР), который более всего характерен для вынужденных переселенцев – беженцев, поскольку бегство всегда вызвано военными действиями, жестокостью, преследованиями, каждый ребенок-беженец проходит через травматический опыт, вызывающий характерные симптомы (Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Тарабрина Н.В., Черепанова Е.М., Щепина А.В. и др.). Но и для детей из семей мигрантов характерны повышенная тревожность и страхи. Во-вторых, для ребенка характерен «культурный шок» [1]. Проблема культурной «раздвоенности», конфликта ценностей, а также другие трудности, связанные с необходимостью социокультурной адаптации к изменившимся социальным условиям затрагивают каждого ребенка-мигранта (Вершок А.Б., Фарнхем А., Бочнер С.). В-третьих, исследователи отмечают, что у такого ребенка присутствует ощущение «утраты», «несчастности». Главной утратой и, соответственно, главной мечтой для них является «дом» как символ экзистенциальной защищенности (Ахерн Ф., Грининг П.). В-четвертых, многие дети-мигранты «педагогически запущены», они часто обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутрисемейную напряженность (Вершок А.Б., Володина И.С., Шарова О.С.). Все это приводит к серьезным отставания в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития, не связанным с органическими поражениями ЦНС.
У детей-мигрантов значимо больше встречается страх наказания; распространенность этого страха у детей не мигрантов в несколько раз ниже, что объясняется традиционным стилем общения с взрослыми. Значимо больше распространен среди детей – мигрантов страх боли, что, скорее всего, связано с большей степенью выраженности телесного сознания у представителей восточной культуры [1].
С целью оказания психологической помощи детям и семьям мигрантов были разработаны коррекционно-развивающие программы, призванные нивелировать психоэмоциональные, личностные и поведенческие нарушения, вызванные миграцией и новыми социокультурными условиями.
Цель программы психологической помощи детям это создание благоприятных психологических условия для гармоничного всестороннего развития детей-мигрантов в период социокультурной адаптации.
Задачи:
- Развитие позитивной самооценки.
- Снижение уровня личностной тревожности.
- Коррекция страхов.
- Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
- Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом.
- Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Обучение ребёнка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия между собой и представителями других этносов.
- Развитие эмпатии.
Для того чтобы результат работы с детьми-мигрантами был устойчивым, коррекция должна носить не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данной категории детей.
Важно, чтобы работа с детьми-мигрантами начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованиям, боли) и коррекции страхов. Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами, позволяющими выработать навыки конструктивного общения между собой и представителями других этносов, а также к развитию адекватной самооценки. В работе с подростками – мигрантами наиболее эффективной является групповая форма работы, т.к. с точки зрения коррекционного и развивающего результата она обладает большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:
- умение выработать совместное решение;
- терпимость к другим мнениям и позициям;
- необходимость поиска компромиссов;
- способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- стремление к диалогу;
- умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Работа по программе построена с учётом принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком – мигрантом в ходе совместной работы:
- контакт с ребёнком.
- уважительное отношение к личности ребёнка и его этносу.
- положительное внимание к внутреннему миру ребёнка.
- безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом, социокультурных особенностей этноса.
- сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Каждое коррекционное занятие состоит из 3-х этапов: вводной части, основного содержания и заключения. Для каждого этапа отведено определённое время, сформулированы задачи, представлены средства проведения, а также определена роль ведущего. Следующие апробированные методы работы использованы при реализации нашей коррекционно-развивающей программы:
- групповой тренинг;
- библиотренинг;
- дискуссии;
- мозговые штурмы;
- беседы;
- ролевые игры;
- психогимнастика.
Таблица 1
Тематический план проведения коррекционно-развивающей программы
№ п/п |
Цель занятия |
Основное содержание |
|
упражнения |
выполняемые действия |
||
1 |
Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. Развитие доброжелательности. |
1.Представление 2.Пластическое изображение гнева 3.Рисование собственного гнева 4.Будте добры |
1.Оформление карточки визитки 2.Пластическое изображение гнева 3.Рисунок, лепка 4.Работа с памятью |
2 |
Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. |
1.Пожелания 2.Галерея негативных портретов (А) 3. Галерея негативных портретов (Б) 4. Галерея негативных портретов (В) 5.Письма гнева |
1.Приветствие 2.Работа с воображением 3.Работа с воображением, обсуждение 4.Обсуждение портретов 5.Написание письма |
3 |
Обучение ребёнка отреагированию собственного гнева, обучение контролю за своими агрессивными импульсами. Развитие симпатии и благодарности к окружающим. |
1.Здравствуйте 2.Соознание гнева через сенсорные каналы 3.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (А) 4.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (Б) 5.Подарок соседу |
1.Приветствие 2.Обсуждение гнева 3. Написание рецепта гнева 4. Обсуждение гнева 5.Памятное пожелание |
4 |
Обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Установление определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом. |
1.Непослушные шарики 2.Ввод правил 3.Закрепление правил в ролевой игре 4. Сказка: «Сказка о Дрюпе Дрюпкине» |
1.Игра с шариками 2.Ввод правил 3.Закрепление правил 4.Обсуждение сказки |
5 |
Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности. |
1.Построимся? 2.Снежная баба 3.Апельсин 4.Сдвинь камень 5.Сказка «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил» |
1.Построения 2.Изображение снежной бабы 3.Релаксирующая гимнастика 4.Релаксирующая гимнастика 5.Обсуждение сказки |
6 |
Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности. |
1.Игра в мяч 2.Черепаха 3.Расслабление в позе «Морской звезды» 4.Когда душа поёт 5.Пожелания |
1.Приветствие 2.Релаксирующая гимнастика 3.Релаксирующая гимнастика 4.Работа с воспоминаниями 5. Написание письма |
7 |
Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеале снять) деструктивные элементы в поведении. Развитие эмпатии. |
1.Электрический ток 2.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации 3.Ролевая игра 4.Цветы в подарок |
1.Вводная игра 2. Сочинение истории по картинкам 3. Ролевая игра 4.Прощание с предписанием положительных качеств участникам |
8 |
Развитие социального доверия и мотивации к сотрудничеству |
|
Ритуал приветствия с мячом; Игры и упражнения |
9 |
Отработка навыков взаимодействия на разных уровнях; развитие интереса к личности другого человека; |
Прощание. |
Ритуал приветствия с мячом; Игры и упражнения |
10 |
Тренировка умения выражать словами те эмоции, которые человек может испытывать |
Прощание. |
1.Вводная игра 2.Игра на доверия, обсуждение 3.Игра на взаимодействие 4.Игра, формирующая умение слушать |
11 |
Развитие навыков взаимодействия |
Прощание. |
|
Разрядка школьной тревожности; |
1. Приветствие; 2. Обсуждение правил общения в кругу; 3. Пересказ сказки; 4. Создание рисунков; 5. Рефлексия; 6. Прощание. |
Вводная игра 2.Игра на доверия, обсуждение 3.Игра на взаимодействие 4.Игра, формирующая умение слушать |
|
Проработка школьных страхов; |
проработки школьной тревожности; |
1. Ритуал приветствия с клубком 2. Сюжетная игра 3. Разыгрывание этюдов со школьными ситуациями (опрос, контрольная работа. Ответ у доски и т.д.) 4. Подвижная игра 5. Обсуждение занятия |
|
Тренировка гибкости поведения; |
Вводная игра 2.Игра на доверия, обсуждение 3.Игра на взаимодействие 4.Игра, формирующая умение слушать 5.Игра на формирование доверия |
||
12 |
Развитие социальных эмоций. |
1. Приветствие; 2. Упражнение «Зарядка»; 3. Чтение сказки «Неизвестный цветок»; 4. Инсценировка сказки в группах; 5. Рефлексия; 6. Прощание. |
Вводная игра 2.Рисование поступков, обсуждение 3.Обсуждение сказки 4. Инсценировка сказки 5.Обсуждение занятия |
13 |
Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации. |
1.Приветствие 2.На ошибка учатся 3.Сказка: «Детская демократическая республика» 4.Нахал |
1.Приветствие 2.Проигрывание сделанной ошибки в ситуации 3.Обсуждение сказки 4.Разыгрывание жизненных ситуаций |
14 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие чувства доверия и поддержки в коллективе. |
1.Объединенния в группы 2.Корабль среди скал 3.Трио 4.Умение слушать 5.Восковая палочка |
1.Вводная игра 2.Игра на доверия, обсуждение 3.Игра на взаимодействие 4.Игра, формирующая умение слушать 5.Игра на формирование доверия |
15 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие умения устанавливать контакт с окружающими. |
1.Комплимент 2.сто мячей 3.Групповой портрет 4.Самокритика 5.Выход из контакта |
1.Вводная игра 2.Игра на установление контакта 3.Рисование группового портрета 4.Обсуждение качеств личности 5.Обыгрывание ситуации выхода из контакта |
16 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие сотрудничества в мини-группах. |
1.Приветствие 2.Головомяч 3.Точка зрения 4.Сказка: «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море» |
1.Вводная игра (приветствие) 2.Игра в мяч 3.Обсуждение актуальной проблемы 4.Обсуждение сказки |
17 |
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей. |
1.Приветсвие 2.Работа с фотографиями 3.Символическое изображение эмоций 4.Цвета эмоций 5.За что мы любим |
1.Вводная игра 2.Определение эмоционального состояния человека по фотографии 3.Пластическое изображение эмоций 4.Пластическое изображение цвета 5.Характеристика импонируемых людей |
18 |
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей. |
1.Линия 2.Танцы-противополож-ности 3.Изображение различных предметов и явлений природы 4.Я грустный, когда 5.«Агрессор» и «жертва» меняются местами |
1.Вводная игра 2.Пластическое изображение противоположных эмоций 3.Пластическое изображение предметов и явлений природы, обсуждение 4.Проработка эмоционального состояния 5.Проигрывание ситуаций |
19 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости. |
1.Молекулы 2.Реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания 3.Наша семья 4.Только вместе |
1.Вводна игра 2.Работа с ассоциациями, обсуждение 3.Изображение семейного портрета 4.Игра с мячом |
20 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости. Формирование чувства значимости. |
1.Тропинка 2.Хвасталки 3.Сказка «Светлячок» 4.Мне в тебе нравится… |
1.Вводная игра 2.Рисование поступков, обсуждение 3.Обсуждение сказки 4.Высказывание комплиментов |
21 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости. |
1.Передай апельсин 2.Сказка: «Байка про Егора-мухомора.» 3.Копилка хороших поступков 4.Тетрадь моих достижений 5.Чемодан |
1.Вводная игра 2.Обсуждение сказки 3.Работа с памятью 4.Оформление тетради – достижений 5.Памятное пожелание |
22 |
Закрепление позитивного отношения к школе; |
Вводная игра 2. Сюжетная игра, обсуждение 3.Игра на взаимодействие в школьных ситуациях 4.Игра, формирующая умение воспринимать другого 5.Обсуждение занятия |
|
23 |
Повышение самооценки участников группы; |
1. Приветствие; 2. Игра «Встаньте те, кто…»; 3. Упражнение «Ладошка»; 4. «Маяк»; 5. Рефлексия; 6. Прощание. |
Вводная игра (приветствие) 2.Игра в мяч на знание других и себя, приобщение к группе 3.упражнение на эмоциональную поддержку со стороны Другого 4.Интерактивная игра на повышение самооценки 5. Обсуждение занятия 6. Ритуал прощания |
Целю психологической помощи семьям детей-мигрантов: гармонизация детско-родительских отношений в семьях мигрантов.
Основные задачи:
- осуществление психологического просвещения родителей в отношении психологических особенностей детей – мигрантов и способы взаимодействия с ними в период адаптации;
- помочь близким взрослым создать комфортную для ребёнка семейную среду в период адаптации к новым социокультурным условиям;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Методы работы:
- просветительская деятельность;
- лекции;
- семинары;
- беседы коррекционно-развивающего направления;
- совместные игры;
- упражнения.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для семей мигрантов можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
1 |
Давайте познакомимся |
знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье. |
знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье. |
2 |
Невербальное общение |
формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. |
формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. |
3 |
Я и ты |
развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе |
развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе. |
4 |
Мир детский и мир взрослый |
Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. |
сознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. |
5 |
Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей. |
прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания |
прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. |
6 |
Активное слушание (продолжение) |
продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях |
продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях. |
7 |
Поощренья и наказания |
знакомство с принципами использования поощрений и наказаний |
знакомство с принципами использования поощрений и наказаний. |
8 |
Как мы чувствуем друг друга |
научится «чувствовать» друг друга |
научится «чувствовать» друг друга. |
9 |
Трудный случай (по схеме балинтовской группы) |
повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми |
повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми. |
10 |
Заключение |
обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе |
обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе. |
С родителями детей-мигрантов также эффективно проводить индивидуальные и групповые консультации носящими как просветительский характер, так и психокоррекционный (коррекция родительского отношения).
Примерная тематика групповых консультаций:
- Психологические особенности детей подросткового возраста (необходимы при наслаивании возрастных кризисов на кризисы адаптационные);
- Социокультурные особенности России, их влияние на психическое развитие детей различных этносов (в особенности при языковых барьерах);
- Особенности адаптации детей-мигрантов;
- Особенности и проблемы общения детей-мигрантов с учителями и сверстниками;
- Психолого-педагогические и социальные условия успешной адаптации детей-мигрантов в новой образовательной среде.
В случаях выраженных нарушений родительского отношения и детско-родительских взаимоотношений провести индивидуальную психокоррекционную работу с семьей мигрантов при участии (консультации) специалиста (психолога, педагога) данной национальности. Индивидуальная психокоррекция должна проходить с учетом национальных особенностей мигрантов.
Литература
1. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. – М., 2001. – № 2. – С. 16-32.
Черкасова Светлана Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
е-mail:
Черкасова С.А. Психологическая помощь детям мигрантов и их семьям. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.