БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ В РЕЖИМЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СЕАНСА
УДК 159.9.019.43
Аннотация. В статье рассматривается одно из фундаментальных направлений консультативной психологии, методологические подходы, техники и стратегии работы, встречающиеся в практике содействия личностным изменения клиентов. Авторы обращаются к конкретным примерам диалога консультанта и клиента для иллюстрации общих методологических принципов.
Ключевые слова: дисфункциональное поведение, когнитивная модификация, невротическая депрессия, бихевиоральная ориентация, десенсибилизация, методы оперантного обусловливания, поведенческий тренинг.
В рамках поведенческого консультирования существует множество подходов, имеющих общие особенности: акцентирование настоящего, а не прошлого и внимание к изменению дисфункционального поведения (Д. Вольпе, Д. Доллар, Д. Кромбольц, К. Торесен, Р. Хосфорд). К современному бихевиоральному направлению относятся следующие подходы:
- прикладной анализ поведения;
- необихевиоральная медиаторная модель «стимул – реакция»;
- теория социального научения, «скрытого кондиционирования»;
- когнитивная модификация поведения.
По сути эти четыре подхода различаются степенью использования когнитивных концепций и методов. На одном крае континуума – прикладной анализ поведения, фокусирующийся исключительно на наблюдаемом поведении и игнорирующий какие бы то ни было опосредующие когнитивные процессы. На другом – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, в существенной степени опирающиеся на когнитивные теории.
Новый этап в развитии поведенческой психологии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью «чистого» поведенческого консультанта является изменение поведения; мишенью когнитивного – изменение восприятия себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие консультанты признают и то другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческие подходы, явилась невротическая депрессия. Аарон Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности (1967). А. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:
- пессиместический взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредотачивается на негативных сторонах, несмотря на признание, что жизнь приносит удовольствие большинству людей;
- безнадежность в отношении будущего: депрессивный субъект, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;
- сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.
Согласно рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса (1962) тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые клиент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь ему заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику. Как и в когнитивной терапии Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, в том числе домашним заданиям [3].
У поведенческих и когнитивных психологов обнаруживается ряд общих черт (Doyle, 1987): И те и другие:
1. Не интересуются причинами расстройств или прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие консультанты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем;
2. Смотрят на сеанс как на процесс научения, а на консультанта как на учителя; поведенческие психологи учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления;
3. Дают своим клиентам домашние задания, с тем, чтобы они практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов.
Бихевиоральная ориентация воздействий в консультативном сеансе направлена на снятие симптомов конкретного поведения. Изменение центральных процессов начинается с периферии, а тренировка желаемых актов осуществляется через подкрепления и наказания. Процесс коммуникации разделяется на отдельные элементы или действия. Например, индивиду говорится, что первые два акта деятельности выполняются легко (+ локус), а вторые – затрудненно (- локус).
Акты |
I |
II |
III |
IV |
Локусы |
Ты аккуратно выполняешь задания. |
Ты достаточно творческий человек. |
Но ты не всегда внимательный. |
Ты очень неорганизованный человек. |
Клиенту предлагается вести протокол. Это гасит депрессию, вызванную картиной неуспехов. Поведенческие задания могут даваться в воображаемом (или идеомоторном) и реальном планах. Выявленные стереотипы поведения выстраиваются в пирамиду по сложности.
Открытый план (что я умею)
Воображаемый план (что я могу достигнуть)
В качестве вариации может выступать игровая ситуация суда. Анализируется какой-либо отрезок жизни. Психолог в роли адвоката убеждает, что клиент достиг определенной высоты совершенства (А. Добрович).
Подкрепление является основной процедурой воздействия в поведенческом консультировании. Наряду с подкреплением со стороны консультанта, члены группы осуществляют подкрепление, выражая друг другу одобрение, высказывая похвалу или проявляя внимание. Если социальное подкрепление является мощным методом формирования желательного поведения, то не менее важным является самоподкрепление. Участники группы узнают о том, как подкреплять себя, чтобы усилить самоконтроль и стать менее зависимыми от других.
Действия психолога базируются на повышение самооценки и снятия тревожности. Возможные приемы достижения цели:
1. Сознательное усиление нежелательного симптома. Например, ученик избыточно краснеет, бледнеет, у него дрожат руки в ситуациях ответственности. Ему предлагается максимально покраснеть в спокойной обстановке, посмотреть в зеркало и оценить степень деформации.
2. Подключение контроля, ведущее к обратному эффекту. Например, девочка в интернате страдала от того, что все над ней издевались вербально. Одна из возможных рекомендаций: «Стань в 11 часов у окна, лицом к классу. Позволь каждому однокласснику говорить то, что он хочет. А сама подумай о мотивах высказывающих, о их мимике, актерских данных». Индивид становится хозяином ситуации.
Реориентационный тренинг направлен на раскрытие веера новых возможностей (А. Адлер). Это не исправление ошибок, а обретение новых ориентиров, расширение пространства, раздвижение психологических горизонтов. Выделяются три аспекта реориентации: постижение самого себя, развитие многомерности психологического видения и преодоление стереотипов, кристаллизованных паттернов поведения.
Групповое консультирование на базе бихевиоральной техники осуществляется с помощью когнитивных и поведенческих техник (Д. Уотсон, Г. Тарп). Например: Контракт. В нем описывается поведение, которое должно быть представлено, изменено или должно прекратить свое существование. Вознаграждения, связанные с достижением этой цели, и условия, при которых это вознаграждение будет получено, оговариваются. Индивиду предоставляется функция разрешителя.
Моделирование. Это техника, включенная в режим поведенческих групп, особенно в группах обработки социальных навыков и тренингов уверенности в себе. Модель, которая соотносится с наблюдателем по полу, возрасту, расовой принадлежности и базовыми жизненными позициями, имитируется и презентируется с большей вероятностью и успешностью. Модель, обладающая некоторой степенью престижа и статуса, компетентностью и значимостью, увеличивает тенденцию к своему воспроизведению [1].
Тренировка поведения. Целью этой техники является подготовка членов группы к вынесению желаемого поведения за ее пределы, когда моделирование, осуществляемое внутри группы, уже не подходит. Поведение практикуется в контексте, ассимилирующем реальный мир. Проигрывание поведения способствует обучению социальным навыкам и стереотипам. Особые факторы, такие как голос, качество речи, жесты, позы тела, контакт глазами и другие поведенческие проявления, обретают особую значимость. Тренировка желаемых актов поведения осуществляется через поощрения и наказания.
Инструктирование. В дополнение к моделированию и тренировке поведения членам группы иногда необходим инструктаж. Этот процесс обеспечивается общими принципами, облегчающими демонстрацию желаемого поведения. Работая с альтернативными решениями, консультант должен помнить, что некоторым из клиентов нужны четкие директивные, иногда парадоксальные рекомендации. Члены группы отрабатывают новые формы поведения на групповой сессии на основе восприятия эмоциональных и когнитивных реакций партнеров по общению и консультанта, являющихся базой самовосприятия и самораскрытия. Существуют два аспекта обратной связи: это похвала или поощрение поведения, а также конкретные предложения по его коррекции или модификации допущенных ошибок.
Когнитивная реконструкция (переобуславливание). Это процесс определения и оценки конкретных мыслительных паттернов и понимание того негативного влияния, которое конкретные мысли оказывают на наше поведение, а также обучение тому, как заменить эти мысли на более реалистичные и подходящие.
Специальные методы, направленные на изменение познавательных процессов и их последствий, связаны с подавлением нежелательных мыслей (скрытое обусловливание), с перестройкой автоматизированного познания (познавательное переструктурирование) (Ellis, 1977; Beck, 1979), с техникой обращения с проблемами (тренинг для снятия проблем) и с познавательными методами преодоления стресса («прививка против стресса», тренировка управления стрессом) (Meichenbaum, 1977).
Первоначально члены группы могут опробовать групповые упражнения, позволяющие понять, как различать ограничивающие утверждения и утверждения, расширяющие возможности. После того, как клиент выберет несколько реалистичных когнитивных утверждений, начинается когнитивное моделирование, в ходе которого члены группы воображают себя в конкретной ситуации и подставляют эти утверждения вместо самоограничивающих и саморазрушающих. На финальной стадии когнитивной реконструкции в конце каждой сессии дается домашнее задание, а затем результаты оцениваются в начале следующей.
Решение проблем. Это когнитивно-поведенческая стратегия, которая обучает индивида способам, помогающим справляться с проблемами в повседневной жизни. Основная цель состоит в определении наиболее эффективного способа решения проблемы и обеспечения систематической тренировки когнитивных и поведенческих навыков, которые позволяют клиенту применить их и более успешно справляться со схожими проблемами в будущем. Выделяется пять стадий: принятие ориентации на решение проблем, их определение, формулирование целей, «мозговой штурм», принятие решения, основанное на альтернативах, применение выбранного решения и оценка его эффективности.
Десенсибилизация (изначально называемая реципрокным торможением или ингибицией) используется в качестве метода преодоления фобий, страхов и тревожности. Основная идея заключается в том, что человек не может расслабиться и бояться одновременно. С клиентом работают в состоянии глубокой мышечной релаксации, несовместимой со страхом. Консультант и клиент создают иерархию состояний тревоги. Это аспекты предметов, событий или ситуаций, вызывающих страх или тревогу от наименее до наиболее пугающих. Например, иерархия состояний тревоги по поводу змеебоязни может выглядеть следующим образом: змея в соседнем округе, змея в соседней комнате, змея в комнате клиента, но в безопасной клетке, змея на полу, змея, прикасающаяся к клиенту. Затем эта иерархия и релаксация объединяются для создания систематической десенсибилизации. Клиент десенсибилизируется, то есть делается менее чувствительным к тому, что он ранее считал пугающим. На этапе собственно десенсибилизации консультант организует чередование состояний релаксации и визуализации всех элементов иерархии, начиная с низшего. При малейшем возникновении тревожности визуализация прекращается и предъявляется ослабленная версия вызвавшего тревожность элемента.
Аверсивная техника основана на отрицательном подкреплении, в частности, использовании санкций, связанных с депривацией, системой штрафов и др. Эти противоречивые по своему характеру воздействия постулировались в деятельности М.В. Бехтерева, выработавшего отвращение (от англ. «аversion» – отвращение) к алкоголю у больных алкоголизмом путём введения специальных средств [4].
Существуют бихевиоральные техники, ориентированные на тренировку навыков (методы оперантного обуславливания) и социального научения (А. Бандура, Н. Миллер). Цели коррекции формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм.
Следующая модель поведенческой техники предоставляет наибольший интерес, поскольку цели консультации формулируются в терминах научения новому поведению, отсутствующему в поведенческом репертуаре клиента. Сюда можно отнести оперантное научение (одиозные «жетонные» программы), поведенческий тренинг и приемы когнитивной терапии. «Жетонная экономика» представляет собой такую форму внешней организации поведения индивида, в которой клиент в жестко контролируемой среде (тюрьма, больница, интернат, школа) получает привилегии, деньги или какие-либо другие материальные блага в обмен на «жетоны», которыми он вознаграждается за выполнение социально одобряемого поведения(5).
Программы поведенческого тренинга исходят из презумпции дефицита поведенческого репертуара и специфицируют консультативные цели. В когнитивных программах, направленных на решение поведенческих проблем, делается ставка на ликвидацию разрыва между внешним и внутренним поведением, на изменение «образа мыслей», ошибочных посылов, установок и предположений клиента. Основные функции в консультативном процессе состоят в том, чтобы идентифицировать специфические псевдоконцепции, дезадаптивные контрибуции и проводить совместно с клиентом анализ их разумности и валидности (Р. Мак-Фолл, Д. Мейхенбаум).
Консультирование методом тренировки, например уверенности в себе, варьируется в зависимости от субъективных нужд клиентов. Некоторые застенчивые клиенты желают научиться вести беседу в различных социальных ситуациях. Другие клиенты не страдают застенчивостью, но желают обучиться более эффективно общаться с определенными лицами, например с начальниками, особенно при переговорах о повышении зарплаты, успешной отдачи приказаний другим, отказе в просьбах, общении с агрессивными сослуживцами, преодолении домогательств, достижении независимости от родителей, вселяющих чувство вины. Консультативный процесс включает в себя тренировки в реальном мире. Логично давать специальные домашние задания. От застенчивого человека можно потребовать назначить свидание определенной женщине перед следующим сеансом. Другому можно дать задание сказать на работе «нет» в ответ хотя бы на одну просьбу к концу следующей недели. Такие задания ясны и точны в отношении того, что ожидается от клиента, и должное поведение тренируется заранее [2].
Критика бихевиоральной парадигмы. Поведенческое консультирование, как подход ориентированный на действие, подвергают критике за чрезмерное акцентирование поведенческого уровня, механистичность, манипулятивность и обезличивание, поскольку он игнорирует важность понимания себя в процессе изменения.
Таким образом, консультирование, основанное на бихевиоральном подходе, позволяет расширить границы психологической помощи в реальном изменении поведения за счет модификаций стимульно-реактивных связей личности, увеличения потенциала мыслей, чувств и исключения нежелательных способов реагирования. В настоящее время модифицируются старые и расширяются спектры новых консультативных техник.
Поведенческие техники и упражнения.
Техника 1. «Когнитивный фокусинг»
Упражнение «Специфический фокусинг». Попросите клиента расслабиться и снять мышечное напряжение. Пусть он откинется в кресле и закроет глаза, если захочет. Попросите его обо всем забыть и направить внимание внутрь себя, пока вы зачитываете сцену для упражнения. Если он пришел к вам без определенной проблемы, предоставьте ему аналогию, чтобы открыть главные источники его дискомфорта, например, такую:
«Представьте, что вы сидите в кладовке, заставленной коробками. В каждой коробке находится одна из ваших проблем. У всех проблем разные коробки, и в самой большой коробке лежит самая большая проблема. Теперь представьте, что вы передвигаете коробки по одной и расставляете их по углам так, чтобы можно было сесть. С относительно удобного нагромождения в центре комнаты внимательно изучите окружающие вас коробки. Вытащите ту, которую больше всего хочется открыть, и откройте ее. Выньте проблему из коробки и посмотрите на нее. Повертите ее, осмотрите со всех сторон. Постарайтесь отстраниться от себя и увидеть свою реакцию на нее».
Когда клиент выберет проблему из своей «кладовой», попросите его сфокусироваться на том, что он чувствует по поводу этой проблемы, сконцентрироваться на той эмоции, которая лучше всего описывает его общее состояние в связи с проблемой. Это будет нелегко для всех клиентов – для кого-то в большей, а для кого-то в меньшей мере. Многие клиенты научились предохранять себя от выяснения чувств как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Чувства – явление сложное, составное, и поэтому многим клиентам трудно просто воспринять общее впечатление. Клиенты должны собрать воедино все свои жалобы и внутренние ощущения, которые могут возникнуть в их мозгу, чтобы осознать общее чувство.
Когда он определит общее ощущение, подключите его к тщательному анализу различных нюансов и компонентов этого чувства. Поскольку обычно чувства бывают сложными, то вокруг центрального ощущения тревоги можно различить элементы гнева, вины, обиды, ревности и т. д.
Теперь попросите клиента припомнить во всех подробностях другие подобные ситуации, в которых он испытывал такие же эмоции. («Всегда ли вы тревожились, когда встречали свою бывшую жену? Когда вы встречали кого-то еще, например, ее бывшую подругу или вашу тещу? Опишите эти ситуации. Скажите мне точно, что вы чувствуете по поводу каждой из них».) Попросите клиента эмоционально отреагировать на каждую ситуацию, так, чтобы вы могли убедиться, что это несомненная ассоциация общего ощущения тревоги со встречами. Ситуации могут извлекаться как из прошлого, так и из настоящего.
Самое важное – попробуйте определить, какая мысль возбудила эмоцию в каждой из этих схожих ситуаций. В каждом случае определите, что клиент говорил себе, какое значение он приписывает ситуации. Проследите источники каждого из компонентов, чтобы понять, не ведут ли они к центральному ошибочному убеждению, которого придерживается клиент.
Затем постарайтесь помочь клиенту изменить эмоцию. Первым делом попросите его сконцентрироваться на схожей ситуации, которая не вызывает общего негативного ощущения. «Было ли когда-нибудь такое, чтобы встреча с бывшей женой не расстроила вас? Опишите, что вы тогда чувствовали». Напомните клиенту, что он должен не просто вспомнить, а воссоздать испытываемые чувства. Если ваш клиент может только припомнить негативное общее ощущение, попросите его сфокусировать внимание на том, как могут чувствовать себя в подобных ситуациях другие люди.
Далее попросите клиента сосредоточиться на мыслях, убеждениях или на том, что он говорит сам себе во время этих схожих ситуаций, которым присуще другое общее ощущение. («Опишите, о чем вы думали в тех случаях, когда вы не чувствовали тревогу при встрече с ней»). Помогите клиенту проанализировать эти чувства.
Наконец, попросите клиента поработать над заменой чувств, которые у него были изначально, на чувства из других ситуаций. Ключевым моментом в смене эмоций является изменение мыслей. Пусть индивид представит, какие у него были мысли в случаях, когда он не испытывал тревоги, и перенесет их на тревожащие его ситуации.
Техника 2. «Выживание и убеждения»
Упражнение. Пересмотрите основной список убеждений клиента. Помогите ему решить, улучшает или ухудшает его способность решать специфические насущные и социальные проблемы приверженность таким мыслям. Если убеждение не помогает, помогите ему спланировать стратегию его изменения. Ели когда-то убеждение было полезным, а в настоящее время – нет, помогите ему осознать перемену.
Используя технику пустого стула, попросите клиента проиграть обе стороны – иррациональную идею и контраргументы, приводя доказательства за и против центрального убеждения.
Помогите индивиду расчленить иррациональные убеждения на их составные части и разыграйте каждую из них, зная, что клиент их опровергает. Например, мысль «Я могу потерять контроль над собой и опозориться перед всеми» имеет много компонентов, которые можно проиграть. Консультант может выступать в роли клиента, который хочет все контролировать или который стыдится в роли тревожного клиента сторонних наблюдателей, которые видят его смущение и т.д., в то время как клиент оспаривает каждый компонент.
В большинстве случаев будет лучше, если консультант смоделирует ролевую игру, прежде чем это попробует клиент.
Техника 3. «Ресинтезирование ранних воспоминаний»
Упражнение «Работа с образами». Попросите клиента представить себе ситуацию, в которой испытываются сильные эмоции. Потратьте на это некоторое время. Помогите для живости воображаемого использовать все ощущения. Когда сцена будет отчетливой, попросите его сфокусировать внимание на своем центральном убеждении, гештальте, ориентире.
Проинструктируйте клиента, чтобы он сосредоточился на первом или самом раннем воспоминании, в котором сформировалось это убеждение. Концентрируйтесь на исходной ситуации, когда возникла эмоция. Попросите клиента снова представить сцену и ясно ее визуализировать. Для облегчения этого можно произносить свое ложное убеждение голосом ребенка или подростка.
Относительно деструктивных убеждений спросите своего клиента: «Какие ошибки есть в Вашей интерпретации события? Как Вы могли его неверно воспринять? Что неправдоподобного говорили Вы себе? Почему Ваша интерпретация была ошибочной? Кто или что навели Вас на ложное восприятие?»
Обсудите вместе с клиентом то, что он оценивает актуальную ситуацию так же неверно, как неверно он оценил и прошлую. Скорректируйте раннее ошибочное убеждение. Попросите клиента представить, как он переделывает ситуацию, придерживаясь полезных, реалистических мыслей вместо того, во что он верил изначально. Попросите его представить, как он ведет себя и чувствует по-другому, обладая другим образом мышления.
Далее, попросите клиента по-другому представить себе затруднения в настоящем. Исправьте ошибочное убеждение настоящего точно так же, как было исправлено предыдущее.
Техника 4. «Объяснительный стиль»
Упражнение. Пусть ваши клиенты составят список своих центральных проблем. Например: «У меня неприятности во взаимоотношениях».
Помогите им решить, сколько из этих проблем являются долговременными и вряд ли изменятся. Например: «Я буду всегда портить отношения» или «Я испытываю трудности прямо сейчас».
Как много глобальных проблем по сравнению со специфическими? Например: «У меня ни с кем не может быть хороших взаимоотношений» или «У меня неприятности в отношениях с Магомедом»
Уверены ли ваши клиенты в том, что сами вызвали свои проблемы, или же думают, что некие внешние силы создали их? Например: «Что-то не так во мне, если у меня проблемы в общении» или «Мне не везет со взаимоотношениями».
Помогите клиентам найти альтернативные объяснения. Если они оценили свои проблемы как внутренние и постоянные, превратите их во внешние и временные. Проделайте то же самое, если они оценили проблемы как внешние и преходящие. Заметьте, как изменяются ощущения клиента, какие эмоции у него возникнут.
Техника 5. «Антикатастрофицирующая практика»
Упражнение. Перечислите ситуации, в которых клиент «катастрофизирует». Запишите предрекаемый им в каждой ситуации урон. На континууме от 0 до 10 отметьте значение того урона, который индивид предполагает («0» означает отсутствие каких-либо потерь, «10» – ужасающие потери).
После дискуссии, опровергающей преувеличение, попросите клиента представить лучший возможный исход для каждой ситуации. Отметьте этот исход на том же континууме от 0 до 10. Пусть клиент, опираясь на прошлый опыт, решит, что более вероятно – наилучший исход или катастрофа.
Если необходимо, попросите клиента использовать континуум для предсказания опасности в предстоящей ему ситуации, которой он боится. После того, как событие произойдет, пусть клиент сверится со шкалой и оценит, насколько точно он предсказал степень опасности.
Индивиды должны упражняться в декатастрофицировании регулярно, пока они не будут оценивать предполагаемую опасность более реалистично.
Техника 6. «Контроль над эмоциями»
Упражнение. Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз переживали сильное чувство тревоги – например, панику перед экзаменом или перед важной игрой или страх перед разговором о повышении в должности или оплате труда. Попробуйте проанализировать, что стало причиной тревоги – рациональные представления и желания или иррациональные представления. Вот пример рационального представления, или, другими словами, желания: «Я бы очень хотел хорошо сдать этот экзамен, но, если не получится, я могу пересдать его потом. А если уж я его вовсе не сдам, то как-нибудь переживу эту неприятность».
А вот иллюстрация иррационального представления или категорического требования: «Я должен сдать этот экзамен. Если я не смогу этого сделать, значит, я просто тупица и мне ничего не светит в этой жизни».
Теперь вспомните тот случай, когда вы переживали депрессию из-за неудачи или отказа. Попробуйте проверить, не вы ли сами сформировали это чувство депрессии на основе своего рационального и иррационального представления. Попробуйте вспомнить, в каких именно словах оно выражалось.
Вот пример рационального представления или желания: «Я бы очень хотел выиграть, но я способен принять и проигрыш. Буду тренироваться, чтобы в следующий раз играть лучше. Кроме того, я могу получать удовольствие от игры, даже если проигрываю».
Теперь рассмотрим пример иррационального представления или требования: «Я просто обязан выиграть. Если я проиграю, то, значит, ничего не стою ни как спортсмен, ни как человек».
А теперь вспомните случай, когда вы были очень рассержены или злы, и поочередно предположите: вначале что ваш гнев был вызван наличием рационального представления или желания, затем наличием иррационального представления или категорического требования.
Вот пример рационального представления или желания: «Мне хотелось бы, чтобы начальник сам понял, что я заслуживаю повышения, и предоставил мне новую должность. Если он этого не делает – значит, не ценит мою работу. Это весьма неприятно, но совсем не конец света».
Пример иррационального представления или требования: «Я – хороший работник, а потому мой начальник обязан оценить меня по достоинству и дать мне повышение. А если он этого не делает, то он подлец и заслуживает того, чтобы его чертов бизнес провалился в тартарары!»
Когда вы чувствуете себя по-настоящему тревожно, подавленно, когда вы злитесь, жалеете или ненавидите себя, настойчиво ищите свои рациональные и иррациональные представления. Постарайтесь осознать, что рациональные представления отражают ваши предпочтения и антипатии – то есть то, чего вы хотите или не хотите, а иррациональные – выражают ваши безусловные требования и категоричные обязательства, которые вы возлагаете на себя, на окружающих и на весь мир. Упражняйтесь в поисках этой разницы упорно и старательно, пока не научитесь легко и почти автоматически находить ее. Старайтесь безоговорочно принять реальное положение вещей, которое заключается в том, что какими бы законными и уместными ни были ваши цели и желания, они не имеют ничего общего с догматическими и ненужными требованиями.
Техника 7. «Скрытое подкрепление»
Упражнение «Внешние вознаграждения». Рациональные убеждения клиентов могут подкрепляться при помощи внешних вознаграждений. Любые действия, которые выполняются достаточно часто (например, поедание конфет), могут выступать в качестве положительного подкрепления для более редких поступков (рациональное мышление). Следовательно, клиент может вознаграждать себя каждый раз, когда он замещает иррациональную мысль рациональной. Клиенты могут намеренно связывать положительное подкрепление с желаемой мыслью или действием всегда, когда пожелают, и их нужно в этом поощрять. Необходимо их поддерживать в том, чтобы в своей практике они могли аккумулировать маленькие вознаграждения в большие в зависимости от значимости тех перцептивных и поведенческих барьеров, которые они захотели бы преодолеть. Таким образом, конфета может быть существенным подкреплением для преодоления небольшого препятствия, но в качестве вознаграждения за победу над действительно крупной проблемой клиент может поставить себе целью взять большой отпуск.
Техника 8. «Деперсонализация»
Упражнение «Общественное значение». Научите клиента различать воспринимаемое событие и его мысли об этом событии. Помогите посмотреть на событие с позиций общественной и личной значимости. Общественное значение можно увидеть, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Напомните, что у него уже есть общественный взгляд, так как в течение всей своей жизни он мог наблюдать за другими в тысяче различных ситуаций. Помогите клиенту перенести свое восприятие других людей на себя.
Для того, чтобы перевести значение событий из разряда личного в общественное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия эмоциональные переменные, интенсивное самонаблюдение и определенные метафизические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше индивиды смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее.
После того, как было раскрыто понятие общественного значения событий, помогите клиенту составить список основных ситуаций, с которыми он сталкивался, а также общественных и личных коэффициентных значений для каждой из них. Сначала нужно будет проинтерпретировать событие с позиций общественности после того, как они автоматически восприняли его с личной точки зрения. По мере постепенного развития клиенты смогут все больше и больше приближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов замещать персональное восприятие общественным во время самого события.
Техника 9. «Наведение мостов высшего порядка»
Упражнение. Попросите клиента сосредоточиться на старом убеждении и создать в своем воображении модель типичной сцены, где оно проявляется особенно ярко. Сцену необходимо представить в ярких деталях, задействовав все виды ощущений. Запишите все перцептивные и понятийные переменные, связанные с образом.
Перечислим перцептивные переменные:
Визуализация. То, что пациент рисует в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты. Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух или трехмерная? Видит ли клиент в этой сцене себя? На чем сфокусировано внимание клиента, на каком элементе сцены он сосредоточен? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы размеры клиента по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?
Другие ощущения. Слуховые – может ли клиент отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Обонятельные – какие клиент ощущает запахи? Кинестетические – какая температура? И так далее.
Понятийные переменные. Любая существенная мысль, которая возникает у клиента до, во время и после работы с воображением, должны записываться. Консультант помогает клиенту точно установить эти мысли. Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.
Ожидание – предвосхищение индивидом того, что произойдет в ситуации.
Оценивание – как клиент оценивает себя в течение сцены.
Самоэффективность – как оценивает свою способность эффективно выполнить задание.
Выгода – предполагаемое вознаграждение или выгода, которую, как думает клиент, он сможет извлечь из ситуации.
Наказание – неприятности, которые клиент предвидит.
«Я-концепция» – установки клиента относительно своей ценности как человеческого существа.
Атрибуции – мотивы и установки, которые клиент приписывает другим людям в сцене. Цель – почему клиент в этой сцене занимает ведущее место.
Консультант вместе с клиентом находит логические ошибки, которые могут всплыть в его интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается. Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за неизбежность и т. д.
После того, как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, консультант просит клиента представить сцену, связанную с новым убеждением, к которому он хочет проложить мост. Это должна быть модельная сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше. Как и первая сцена, она тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.
Запишите все перцептивные переменные клиента в новой сцене. Когда список будет завершен, обратите внимание клиента на контраст между двумя различными точками зрения на образ. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Консультант должен сконцентрировать свое внимание на поиске атрибуций, ожиданий, «Я-концепции» и оценок, которые производит клиент в новой сцене. Консультант записывает корректные рассуждения, имеющиеся в визуализации клиента.
В работе с воображением делается пауза. Консультант и клиент обсуждают различия между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.
Теперь консультант готов к тому, чтобы провести обусловливание высшего порядка. Клиент представляет первоначальную сцену в течение двух минут. Постепенно, одно за другим, консультант вводит перцептивные и понятийные представления из новой сцены, в то время как клиент мысленно рисует изменения, пока они не станут отчетливыми. Процесс продолжается до тех пор, пока не будут внедрены все элементы новой сцены. Когда это будет успешно выполнено, клиент будет в состоянии представить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами, которые связаны с новой.
Зачастую вся процедура записывается на пленку, так, чтобы клиент мог работать над обусловливанием дома по два-три раза в неделю. При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и клиент с большей вероятностью готов принять новое мышление.
Техника 10. «Погружение»
Эта техника напоминает «систематическую десенсибилизацию», но без контр-обусловливания. Сущность её в том, что клиент, испытавший переживания страха и тревоги, связанные с определённой ситуацией, с помощью воображения погружается в ситуацию опасности, в то время как консультант стремится поддерживать с помощью детализированной обратной связи соответствующие переживания. Обычно защитное торможение включается примерно через 20-40 минут, хотя весь сеанс может длиться до двух часов. Важна подробная проработка всех деталей ситуации. Возможно использование техники НЛП.
Резюмируя выше сказанное, отметим, что эффективность работы консультанта определяется хорошо организованной концептуальной основой. Чтобы стать профессионалом, необходимо ассимилировать как на личностном, так и на интеллектуальном уровнях иногда противоречащие друг другу подходы, теории. Обращение консультанта к обозначенным стратегиям позволяет изменить жизнь клиентов, помочь им преодолеть кризис внутриличностной конфликтности, состояние, характеризующееся ослаблением целостности, идентичности и интеграции «Я-концепции». Для консультанта весьма важно уметь четко обосновывать адекватность приемов, которые он использует в своей работе. В идеальном варианте они должны подходить к уникальной ситуации клиента и помогать ему в эксперименте с новыми формами поведения
Литература
- Ахмедов Т.И., Жидко М.В. Психотерапия в особых состояниях сознания – М.: Фолио, 2011.
- Берн Э. Групповая психотерапия – М.: Академический проект, 2000.
- Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб.: Речь, 2009.
- Пезешкиан Н. Психотерапия поведенческой жизни. – СПб.: Речь, 2012.
- Уолен С., Бусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. – М., 2007
Сутаева Аида Рамазановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности Дагестанского Государственного Университета.
e-mail:
Камилов Камиль Абдурахманович – аспирант Университета Российской Академии Образования (УРАО) г. Москва.
e-mail:
Сутаева А.Р., Камилов К.А. Бихевиоральные техники в режиме консультативного сеанса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.