КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматриваются особенности конфликтов в подростковой среде как одного из факторов нарушения психологической безопасности личности. Обозначаются возможности предупреждения и преодоления подростковых конфликтов с использованием практики психологического консультирования.
Ключевые слова: конфликт, подростковая среда, психологическая безопасность, психологическое консультирование.
Введение
Конфликты занимают значительное место в нашей повседневной жизни. Они разворачиваются в политической, экономической, хозяйственной и других сферах. Для нас особый интерес вызывают межличностные конфликты. Проведенные исследования (АриесФ., Анцупов А.Я., Выготский Л.С., Кле М., Шипилов А.И., Эриксон Э. и др.) [1, 2, 4, 8, 11] позволили достаточно разносторонне охарактеризовать психологическую природу конфликтов, рассмотреть их разновидности, разработать подходы к их профилактике и преодолению. Между тем, как и любое явление, конфликты не остаются неизменными. Прежде всего, наблюдаются изменения в социальном восприятии конфликтов. В современных условиях происходит постепенная смена отрицательного отношения к конфликтам на положительное отношение. Так, уже оформилось представление, согласно которому конфликт рассматривается в качестве двигателя развития. С нашей точки зрения, оно не лишено смысла в том случае, если разрешение конфликта позволяет «снять» актуализировавшееся в нем противоречия. Вместе с тем, среди всей массы ежесекундно разворачивающихся по всему миру конфликтов над численностью продуктивных конфликтов продолжает превалировать численность негативных конфликтов, несущих негативизм, жестокость, разрушение, влекущих, тем самым, нарушение психологической безопасности личности [9, 10]. По итогам утраты реальной подконтрольности над окружающим миром, личность лишается чувства внутреннего благополучия и способности продуктивно развиваться. Следствием является разочарование в себе, в жизни, способные в комплексе породить суицидальные намерения [7]. В немалой степени этому способствуют изменения социальной структуры общества, интенсивные процессы расслоения населения по имущественным признакам, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межличностные и межгрупповые конфликты непродуктивного характера. Кроме опасностей, продуцируемых непродуктивными конфликтами, следует отметить разрушительность конфликтов, окрашенных возрастной спецификой. К таким конфликтам можно отнести конфликты, возникающими между сверстниками – подростками.
Подростковый, или пубертатный, возраст занимает совершенно особое место в развитии человека [3, 5, 6]. Это возраст, в течение которого формируется личностная рефлексия, интенсивное самосознание, самоутверждение и самореализация. Немаловажно и то, что переживания подростков отличаются от переживаний младших школьников более обобщенным характером. Имея немаленький социальный опыт, подростки способны осознавать свои переживания, выражать их и понимать, чем они были вызваны. Вместе с тем, подростки чрезмерно требовательны к себе и окружающим. Стремясь подчеркнуть свою взрослость, они не только демонстрируют ее своими «взрослыми» поступками, но и образуют особенную субкультуру со своими нормами, установками, специфичными формами поведения, одеждой, языком, символическими ритуалами и атрибутами, закрытыми от взрослых. По сути, тем самым, они образуют «собственный мир», со своими жесткими правилами, представлениями, отношениями. Свойственная им категоричность, приверженность к полярному восприятию мира негативно отражается на состоянии подростковой среды. С каждым годом в коллективе подростков увеличивается агрессивность. Конфликтные ситуации порождаются подростками практически каждый день и в школьной среде, и на улице. Необходимость отстаивать «взрослость» создает благоприятную основу для возникновения у них тревожности, которая, в свою очередь, вызывает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением [12, 13]. Оно выражается в асоциальных действиях: алкоголизме, наркомании, вандализме, хулиганстве, нарушении общественного порядка и др. основной трудностью в проявлении социальной компетентности становится свойственное данному возрасту неумение правильно соотнести свои возможности и притязания с реальными результатами деятельности, общения. Довольно часто подростки демонстрируют неадекватные реакции на неуспех в достижении целей, сопровождающиеся чувством эмоционального неблагополучия. Это обнаруживается в упорном игнорировании неудач при взаимодействии с другими, в чрезмерной настойчивости и нежелании снизить собственные притязания в том или ином виде социальной деятельности. Такие реакции у подростка, как правило, связаны с полным отрицанием мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, в низком уровне его социальной компетентности; со стремлением обвинить в своих неудачах кого-то другого или ссылкой на объективные обстоятельства, с чувством обиды и восприятием ситуации как несправедливой. Мнимое отстаивание подростками «взрослости» может спровоцировать демонстративное и вызывающее ими по отношению к окружающим людям, поведение. В подобной ситуации, очевидно, что необходимо более детальное изучение особенностей подростковых конфликтов и выработка подходов к их профилактике и «переводу» на более продуктивные их формы.
Организация исследования
Научное исследование было нами реализовано на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 16 г. Пятигорска. Эмпирическую выборку составили учащиеся 9 – 10 классов. Всего в исследовании приняли участие 29 учащихся. При его организации в полной мере были соблюдены требования Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 1996 года.
Изучение особенностей подростковых конфликтов, реализованное нами, проводилось с использованием следующего пакета тестовых методик: тест описания поведения К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; диагностика психологических особенностей подростков – личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка); диагностика эмоциональной сферы – методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора.
Результаты исследования
На основе методики Дж. Тейлора установлено, что низкий уровень тревожности наблюдается у 3,4%, большинство учащихся (75,9%) показали средний уровень тревожности, из них 41,4% – с тенденцией к низкому, 34,5% – с тенденцией к высокому уровню. Четыре человека из класса (13,8%) показали высокий уровень тревожности, особую тревогу вызывают учащиеся с очень высоким уровнем тревожности – 6,9% испытуемых.
Методика К. Томаса позволила установить, что большинство подростков (30%) предпочитают добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, 28% идут на уступки, в чем-то проигрывают, в чем-то выигрывают. 7% испытуемых выбрали такую типичную для них форму поведения в конфликте, как приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Избегают конфликта 14% учащихся. При выше перечисленных формах поведения ни одна из сторон не достигает успеха; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, радует, что больше 21% испытуемых выбирают сотрудничество.
Таким образом, представленные эмпирические данные очень хорошо иллюстрируют психологические основания тому, чтобы говорить о наличие тенденции к нарушению психологической безопасности личности. Очевидна необходимость обучения подростков конструктивному решению своих проблем в личностной и межличностной сферах, находить выход в конфликтных ситуациях, приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Организация и результаты формирующего исследования
Задачами формирующего этапа исследования выступила разработка и апробация программы тренинга консультативной помощи направленной на предупреждение и выход из конфликтов для подростков.
Программа направлена на подростков, которые хотят предупредить конфликт в самом его начале, или же выходить из конфликтных ситуаций не теряя самообладания, сохраняя свое лицо и не теряя дружеских отношений с окружающими. Это же и является целью программы.
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
1.Повышение коммуникативной и социально – психологической компетентности подростков.
2. Содействие вовладении способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.
3.Обучение подростков тому, как вести себя в конфликтных ситуациях, что предполагает понимание причин возникновения конфликтов.
4. Ознакомление подростков с приемами, помогающими справиться с плохим настроением, раздражением, переутомлением.
К помещению, в котором проводится тренинг, предъявлялись требования:
- просторная, проветриваемая комната, возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, возможность включать видео- и аудиоаппаратуру;
- помещение запиралось изнутри для предотвращения возможных помех;
- наличие стульев – по количеству участников.
От участников тренинга требовалось наличие предметов: рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши. От ведущего требовалось наличие предметов: бумаги для письма и рисования (разного формата), доски или ватмана, видео- и аудиоаппаратуры (по возможности), аудиокассет с различной музыкой, принадлежности для рисования, карточек для имен с булавками. Продолжительность занятий определялась в самом начале работы. Целесообразно проводить занятия два – три раза в неделю по два часа.
После проведения этапа контактного консультирования, было осуществлено постконтактное консультирование, заключающееся в повторном диагностическом исследовании.С этой целью были повторно проведены методики констатирующего этапа.
По опросникуК. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов» установлено, что после коррекционной программы 28% испытуемых выбирают сотрудничество. Подростки, предпочитающие добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, в процентном соотношении составляют 7% от общего количества, идут на уступки теперь – 44%. На том же уровне остались, такие формы поведения, как приспособление и избегания, соответственно 7% и 14%.
По личностному опроснику EPI (методика Г. Айзенка) установлено, что после коррекционной программы общительность, адаптированность и работоспособность возросли у 6,9% подростков. Эмоциональная устойчивость (стабильность) возросла на 10,4%.
По методике «Шкала тревожности» Дж. Тейлора установлено, что произошли значительные изменения показателей личностной тревожности подростков в сторону ее нормализации. Низкий уровень тревожности остался у 3,4%, увеличилось количество учащихся (79,3%) со средним уровнем тревожности, из них 51,7% – с тенденцией к низкому, а 27,6% – с тенденцией к высокому уровню. Пять человек из класса (17,3%) показали высокий уровень тревожности. Уменьшилось количество подростков, вызывающих особую тревогу с очень высоким уровнем тревожности, все 6,9% испытуемых перешли на другие уровни.
Применение методов математической обработки данных (х2-критерий) показал, что у подростков сформировался качественно новый уровень конфликтности. Мы видим ощутимое снижение показателя по шкале конкуренция (соперничество) – на 23%. Показатели по шкалам компромисс и сотрудничество у подростков возросли на 16% и 7% соответственно. Это означает, что подростки стали отдавать больше предпочтений конструктивным способам поведения в конфликтах, что само по себе являлось свидетельством позитивного развития конфликтности.
Показатели по шкалам избегание и приспособление остались на прежнем уровне. У подростков, не продемонстрировавших изменение конфликтности по этим показателям, позитивное изменение конфликтности, безусловно, происходило. Вероятно, требуется время для того, чтобы вывести этих подростков на качественно новый уровень.
Эмпирический показатель х² критерия по уровню конфликтности составил 29, что больше соответствующего табличного значения т – 1 = 4 степеней свободы, составляющего 18,46 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в поведении подростков в результате введения новой программы, экспериментально подтвердилась: поведение значительно улучшилось, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,001%.
Эмоциональная устойчивость (стабильность) возросла на 10,4%. Эмпирический показатель х² критерия по эмоциональной устойчивости (стабильности) составил 4,4, что больше соответствующего табличного значения т – 1 = 1 степеней свободы, составляющего 3,84 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в эмоциональном плане у подростков в результате введения новой программы, экспериментально подтвердилась: эмоциональная устойчивость (стабильность) стала выше, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.
На 6,9% снизился уровень очень высокой тревожности, количество учащихся со средним уровнем тревожности, с тенденцией к низкому увеличился на 10,3%, а с тенденцией к высокому уровню уменьшилось на 6,9%.
Эмпирический показатель х² критерия по уровню тревожности составил 11,8, что больше соответствующего табличного значения т – 1 = 4 степеней свободы, составляющего 9,49 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,05. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли по шкале тревожности подростков в результате введения новой программы, экспериментально подтвердилась: произошло снижение уровня тревожности, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.
Выводы
Итак, наша программа консультативной помощи, направленная на предупреждение конфликтов в подростковой среде и содействие подросткам в выходе из конфликтной ситуации, учитывала этапы формирования умений предупреждать, разрешать конфликты и находить выходы из него, предусматривающие систему методов и форм воспитания и обучения конструктивным способам урегулирования конфликтов; уровни конфликтности школьников. В результате проведенного эксперимента были получены данные, опираясь на которые можно утверждать, что предупреждение конфликтности подростков и повышение на этой основе уровня психологической безопасности их личности, может быть эффективным, если с подростками будет проводиться психологическое консультирование, направленное на снижение личностной предрасположенности к конфликтам и развитие навыков выхода из конфликтной ситуации.
Литература
- Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: «Народное образование», 1995. – 128 с.
- Анцупов А.Я., Малышев А.А. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение,1991. – 128 с.
- Белинский А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б. Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
- Бодалев А.А. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1980. – 296 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. – М.: Знание, 1976. – 96 с.
- Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. – Т. 49. – № 5. – С. 246-257.
- Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал, 2013. – № 4. – http://ppip.idnk.ru
- Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии) : дисс. … докт. психол. наук. – Таганрог, 2006.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований [Электронный ресурс] // Education Sciences and Psychology , 2013. – №1 (23). – С.59-64 (http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2109.pdf)
- Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социалного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с.
- Соловьева О.В., Левченко В.О. Особенности совладающего поведения современного подростка, отражающие связь с его личностной успешностью // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании, 2007: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. (15-25 декабря 2007). – Т. 16. – Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2007. – 91 с.
- Шумилин А.П. Конфликты в школьном возрасте / ред. А.П. Шумилин – М.: МГУ, 1986. – 121 с.
Зеленская Ольга Юрьевна – психолог-консультантг. Пятигорск
e-mail:
Зеленская О.Ю. Консультативное предупреждение подростковых конфликтов как основа психологической безопасности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.