ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КРИЗИСНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
УДК 159.922
Аннотация. Проблема кризисного консультирования в современных условиях приобретает особую актуальность. Широкое разнообразие ситуаций, относимых к кризисным, требует специализации технологий его проведения. Кризисные ситуации, переживаемые в младшем школьном возрасте, имеют свою специфику. Неразработанность данного направления кризисного консультирования требует к себе особого внимания.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, младший школьный возраст, экстремальные ситуации, кризисное консультирование.
Введение
Современные реалии развития подрастающего поколения характеризуются неоднозначными, зачастую небезопасными событиями повседневной жизни, с присущими ей стрессовыми факторами и экстремальностью, преодоление которых зачастую требует профессиональную помощь и поддержку. Такие глобальные социальные проблемы как международные конфликты, стихийные бедствия, технологические катастрофы, терроризм, межличностное насилие, ставят перед психологами задачу изучения реакций человека на травматические стрессоры, а так же оказание психологической помощи пострадавшим.
Особое внимание психологов-консультантов вызывают кризисные состояния – состояния, выходящие за рамки повседневной жизни, бывающие в жизни каждого человека и возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства. Любой кризис, как психотравмирующее событие, переживается взрослыми совершенно иначе, чем детьми младшего школьного возраста. Знание особенностей основных психотерапевтических подходов к консультированию детей этого возраста, равно как и особенностей социальной ситуации развития необходимы практикующим специалистам для построения эффективной и адекватной стратегии работы с клиентами этой категории. Следовательно, решение данных проблем невозможно без обращения к феноменологии психологической травмы, без понимания того, что происходит в структуре личности под воздействием экстремального события, на каких уровнях личностной организации возникают разрушительные изменения, ведущие порой к возникновению посттравматического стрессового расстройства. От компетентности и профессионализма психолога-консультанта в немалой степени зависит степень травмативации и уровень негативных последствий для ребенка.
Теоретическое обоснование
Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Чрезвычайная значимость детско-родительских отношений в формировании личности ребенка привлекала внимание многих психологов самых различных направлений. Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.
Значимость детско-родительских отношений в становлении и развитии личности трудно переоценить. Вся совокупность качественных характеристик детско-родительских отношений зависит от множества взамообуславливающих факторов и оказывает заметное влияние как на психо-эмоциональное состояние ребенка, так и на его установки и поведенческие паттерны, проявляемые им уже на стадии взрослости. Они определяют психологическую безопасность личности во взрослой жизни [4], а также стратегии поведения, предпочитаемые субъектом в экстремальных ситуациях [7].
Детско-родительские отношения также могут рассматриваться как одно из популярных понятий, активно разрабатываемые в психолого-педагогической литературе в русле различных концепций. Отсюда и вытекает неоднозначный подход к определению этого явления. Логично считать, что детско-родительские отношения – это многоплановое понятие, включающее в себя как непосредственное отношения родителей и ребенка в их взаимовлиянии, взаимодействии, в котором активно проявляются индивидуально-типологические характеристики личности и ее навыки социального взаимодействия и построения межличностных характеристик.
Человек, как правило, всегда обладает определенным ресурсом и потенциалом. То же самое можно утверждать и об определенных взаимоотношениях, которые складываются между людьми, и детско-родительские отношения не являются исключением. Можно с определенной долей уверенности говорить о том, что специфичность и неоднозначность (амбивалетность) этого вида отношений могут служить для терапевта как источником, первопричиной всех затруднений, так и быть тем ресурсом, который позволит успешно и эффективно разрешить задачу, стоящую перед консультантом.
Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений считается, по мнению большинства исследователей, одним из ведущих факторов развития качеств личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович и др.). Влияние родителей на становление у детей моделей и способов адекватного поведения очень велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния: 1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. 2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) берет в качестве примера для подражания. 3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [1, с.160]. Основываясь на работах отечественных исследователей, детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.
Анализ работ психологов указывают, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка [3]. Неоспоримым является тот факт, что детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано в первую очередь с воспитательными воздействиями на него. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором развития личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Особенно важна роль семьи в кризисных ситуациях. Очевидно, что родители уже в первые годы воспитания ребенка нуждаются в существенной психологической поддержке [14].
Кризисные состояния – это особые, выходящие за рамки повседневной жизни состояния, случающиеся в жизни каждого человека и возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы. К внешним причинам можно отнести ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей, родственников; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия, а также ситуации стихийных бедствий, авто – и авиакатастроф и др. Среди внутренних причин можно выделить возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы. Кризисные ситуации могут явиться следствием попадания в экстремальные условия жизнедеятельности [5]. Состояние ребенка в ситуации кризиса насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество, тоска, отчаяние. Воспринимая кризис как нечто болезненное, ребенок «бежит» от своих переживаний, замыкается в себе или наоборот, становится агрессивным. Это помогает ребенку справиться со своей проблемой, эмоциями, но во многих ситуациях ребенок не в состоянии самостоятельно решить эту проблему. В этом случае необходима помощь специалистов – психолога или же социального педагога.
Основной целью консультирования детей в кризисных ситуациях является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими, в преодолении затруднений, встретившихся на жизненном пути. Задача специалиста, оказывающего помощь, состоит в том, чтобы помочь ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом, буквально «проживая» вместе с ним его ситуацию, говоря о его чувствах как о естественных в этой ситуации, специалист помогает ребенку избавиться от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст. В процессе консультирования могут осуществляться попутные процессы социального обучения и социального воспитания. Особенности этих процессов заключаются в том, что травмирующая ситуация значительно затрудняет и без того сложное вхождение каждого человека в социум и дальнейшее его освоение. Прежде всего, это касается детей. Поэтому стратегическая цель кризисного консультирования – подготовить ребенка к самообеспечению личной безопасности в экстремальных и кризисных ситуациях в ближайшей и более отдаленной перспективе [8.
Необходимо сразу отметить тот факт, что эмоционально-волевая сфера ребенка наиболее чувствительна к действию экстремальных и повреждающих факторов [6]. Дети, в отличие от взрослых, неправильно могут оценивать реальную опасность, что способствует усилению страхов. При травмирующей ситуации психогенный эффект может возникать значительно позже происшедшего травмирующего события [10].
Психологическая травма, имеющая отношение обычно к неожиданному, в высшей степени стрессовому внешнему событию или происшествию, как правило, не типичному для детского опыта, приводит ребенка в отчаянье, переполняя его до такой степени, что он не способен с ней справиться. Психологическая травма происходит, когда человек, столкнувшись с тяжелым потрясением, чувствует себя беспомощным перед лицом неминуемой опасности, страха и инстинктивного возбуждения. Для психологической травмы характерны следующие симптомы: повторное переживание травматического события (ночные кошмары и воссоздание этого события в игре); избегание стимулов или ситуаций, ассоциирующихся с событием или напоминающих о травме; «замораживание» общей реактивности; возросшее возбуждение (повышенная настороженность, раздражительность, бессонница) [11].
Основываясь на многолетних наблюдениях за детьми, пережившими травму, Л. Терр выделила четыре особенности, характеризующие детей, переживших травматическое событие: повторяющиеся, навязчивые, угнетающие визуальные воспоминания о событии; повторяющееся поведение (многократное разыгрывание трагического эпизода в игре или поведенческие идиосинкразии); специфические страхи, связанные с травмой; изменение отношения к людям, к различным аспектам жизни и к будущему. Л. Терр сообщает, что дети снова и снова переживают происшедшее во сне, в игре, в драматизации и повторяющихся визуализациях. Изменения в установках ребенка, по-видимому, возникают из убеждения, что непременно произойдут и другие травматические события, и что жизнь надо терпеть, но любить ее невозможно. Первичная реакция детей на психологическую травму обычно вызывает заторможенность познавательных процессов (в том числе памяти, школьной успеваемости и научения), аффектов, межличностных отношений, контроля импульсов и поведения, а также вегетативных функций, и приводит к формированию симптомов [9].
Последствия травмы могут зависеть от нескольких факторов, в частности, от того, как быстро после травмирующего события ребенок получил квалифицирующую помощь, насколько мощны его собственные защитные механизмы: самооценка, вера в свои силы, навыки решения проблем, а также от веры в то, что он способен справиться с изменившейся ситуацией, и от имеющейся у него системы эмоциональной поддержки. Л. Терр указывает, что самый большой вред можно нанести ребенку, откладывая обращение за помощью. Травма не «заживает» сама по себе. Она уходит все глубже и глубже – ребенок стремится похоронить ее под защитами и стратегиями, при помощи которых он пытается справиться с ситуацией. И, в конце концов, подавление, замещение, сверхгенерализация, идентификация с агрессором, расщепление, пассивность, переходящая в активность, вытеснение и самоанестезия одерживают верх. Собственно говоря, после того, как ребенок задействует все эти механизмы защиты и преодоления, травма может «выглядеть» лучше. Но она продолжает оказывать влияние на характер ребенка, на его сны, чувства, связанные с сексом, доверием и планами на будущее [13].
Детская реакция на травму и проживание ее отличается от реакции взрослого. Наблюдатель может выглянуть из окна и увидеть ребенка, который катается на велосипеде или играет спустя считанные часы после ужасного события, в то время как взрослый, переживший то же самое событие, сидит на диване в гостиной, рыдает и говорит о том, что произошло. Глядя на ребенка, у взрослого могут возникнуть следующие мысли: «Ого, ребенок играет на улице и наслаждается жизнью. С ним все в порядке! Посмотрите, он уже забыл об этом. Лучше оставить его в покое. В конце концов, мы не хотим причинить ему боль разговорами о том, что произошло. Он уже все забыл – довольно!» Это широко распространенное, но, увы, ошибочное мнение приводит к тому, что взрослые не заботятся о том, чтобы создать безопасную обстановку для переживаний ребенка, дать ему возможность снова и снова разыгрывать событие, рассказывать о том, что он пережил, и задавать вопросы, которые его беспокоят. Немедленное терапевтическое вмешательство имеет для ребенка, пережившего травму, критическое значение, так как поможет снизить последствия трагического события и предотвратить возникновение психологических нарушений в будущем.
Л. Терр выделяет две категории детской травмы в зависимости от этиологии: травма вследствие единичного, внезапного стрессора;травма вследствие повторяющихся или длительных суровых испытаний [9, с.78].
Хотя изменения, возникающие у детей в результате каждого вида травмы, несколько отличаются, лечатся они сходным образом. В основном психотерапевты занимаются с детьми, пережившими травму второго типа и используют длительную или экспресс-терапию. Реакция на кризис при этих видах травмы различна [2, с.23].
Игровая терапия рекомендуется в качестве терапевтической среды, поскольку игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от травматических событий. Таким образом, игра обеспечивает детям необходимую безопасность для выражения и исследования таящихся внутри чувств. Естественная реакция детей состоит в разыгрывании или обыгрывании травматического опыта, в неосознанном усилии проникнуть в его суть, преодолеть травму, ассимилировать то, что произошло, обрести чувство контроля над ситуацией.
Игра помогает защитить ребенка, силы "эго" которого ограничены, предоставив ему возможность проработать внешние трудности без необходимости идентифицировать и обозначать болезненное событие как свое собственное. Этот процесс позволяет ребенку проработать тяжелые травматические события, без того, чтобы рассказывать о них о них взрослым – что само по себе становится для ребенка дополнительным испытанием.
У детей нередки случаи проявления физиологического компонента стресса. При этом могут возникать симптомы сильных стрессовых расстройств: мигрени (или другие головные боли), расстройства желудка, кожные заболевания.
Следует отметить один немаловажный факт о влиянии семейной системы, к которой принадлежит ребенок на проживание им травмирующей ситуации и ее последствия. В дисгармоничных, неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьях гораздо реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей. Также в дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка [15].
Основным принципом построения работы консультанта является индивидуальный подход и дифференциация с учётом возрастных и личностных особенностей детей младшего школьного возраста.
Основными задачами, стоящими перед терапевтом является: 1. Достижение отреагирования детьми значимых для них психологических переживаний, связанных с пережитой ситуацией насилия, т.е. воздействие на "фокус" болезни. 2. Уменьшение частоты и выраженности невротической симптоматики. 3. Увеличение уровня адаптации.
Наиболее эффективной и краткосрочной, является проблемно-ориентированная психотерапия, использующая интегративно – эклектический подход в подборе индивидуальных психотерапевтических методик, с учётом возрастных и личностных особенностей детей. Определяющие признаки проблемно-ориентированной терапии: ориентированность на проблему, на клиента, плюрализм методов, структурированность.
Одна из главных целей – ориентирование ребёнка на терапевтическую среду, понимание задач и процесса терапии, формирование содружественного альянса с психологом. Возможно применение различных психотерапевтических методик в зависимости от возраста, травмирующей ситуации, личностных особенностей ребёнка, а также фабулы переживаний. Так, в 7-10 лет могут использоваться сказкотерапия с активизирующими метафорами; игровая психотерапия, предусматривающая отреагирование и своеобразное дистанцирование от негативных эмоций, связанных с пережитой ситуацией. В 10-15 лет к вышеперечисленным методам добавляются групповая и семейная психотерапия [16, с.39-51].
Специалисты, которые встречаются с ребенком, пережившим психологическую травму, как правило, уже знают или догадываются о случившемся, однако взрослые должны помнить, что детям трудно говорить о случившемся. Поэтому от психолога требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком – выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответственность за деятельность родителей, если они причастны к травме.
Но здесь необходимо учитывать следующее. Во-первых, насколько мы можем доверять ребенку. Ведь он может и фантазировать. В этом случае взрослые должны знать, что нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман. Очевидно одно: ребенок нуждается в помощи, ему необходима уверенность в том, что ему верят. Во-вторых, вопрос закрытости информации. Это очень серьезная проблема. Вопрос очень сложный этически. Необходимо ли сообщать, в полицию или другие государственные органы о том, что рассказал ребенок? Единого мнения по этому поводу не существует.
Очень большую роль играет пол психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком.
Дети, находящиеся в кризисной ситуации, воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию (особенно в семье). Это необходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком и строго соблюдаться. Заранее следует оговорить, как ребенок может вмешиваться в процесс, например изменять регламент. Одна только регулярность работы дает ребенку ощущение твердой почвы под ногами[12, с.660].
Поскольку детям в некоторых ситуациях трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется "проработать" психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка «Три поросенка» прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там есть момент, когда разрушаются домики поросят и они вынуждены спасаться. Сказка для детей из семей алкоголиков – «Аленький цветочек», так как там «своей любовью надо расколдовать чудовище». Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.
К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации.
К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом. Это и пластилин, работа с которым позволяет ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные особенно в кризисной ситуации. Краски, которые можно брать в рот и которые легко отстирываются от детской одежды [10, с.136-138].
Для эмоциональной саморегуляции может быть применен приборчик, сконструированный на основе гальванической реакции кожи. Дело в том, что кожно-гальваническая реакция (КГР) является показателем нашего эмоционального состояния. Поэтому достаточно ребенку взять в руки этот приборчик, как тот начинает проигрывать ту или иную мелодию, в зависимости от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции.
Для работы с последствиями различных психологических травм предлагаются всевозможные кукольные наборы для игры. Это кукольная операционная с операционным столом, хирургом и т.д. Это – кабинет зубного врача, больничная палата, где на кровати лежит кукла с загипсованной ногой и рукой. Это набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию, и т.п.
Для работы с семейными травмами предлагаются наборы «семейных» кукол: куклы – мама, папа, подростки, младенцы, бабушка, дедушка и т.д. Все эти куклы имеют вторичные половые признаки.
Естественно, применение таких средств сильно облегчает работу психологов, учителей и социальных работников.
В наших условиях непросто найти все перечисленные средства, но всегда можно, имея несложный набор кукол, плюшевых и других игрушек, проиграть практически любую ситуацию. Фантазия довершит сходство с реальностью[17].
Итак, кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Примерами таких событий могут быть: невосполнимая утрата (смерть близкого, утрата здоровья, трудоспособности и т.д.); недопустимое поведение другого (предательство, не оправдание надежд, физическое или сексуальное насилие и др.); объективные изменения статуса, материального положения, жизненных перспектив (увольнение, потеря сбережений, жилища, банкротство). Объединяющая черта этих ситуаций в том, что происшедшее «недопустимое событие» нельзя отменить, оно становится данностью существования.
Если переживая критическую ситуацию ребенок не находит способов адаптации и не примиряется с новыми обстоятельствами жизни, его психологическое состояние изменяется: он погружается в разрушающие переживания.
Поскольку кризисное консультирование преимущественно направлено на работу с состоянием клиента, психолог-консультант должен обладать умениями работать с различными разрушающими эмоциональными переживаниями. Прежде всего, это: гнев, чувство вины, страх и тревога, депрессия, переживание горя. Особенное внимание здесь уделяется риску развития суицидного поведения.
Консультирование младших школьников (как и детей любого возраста) выстраивается в соответствии с анализом истории развития, социальной ситуации развития, основных новообразований данного возраста и ведущего типа деятельности – учебной. Кризисное консультирование младших школьников может иметь место в следующих случаях: потеря близкого человека; развод; тяжелое заболевание; насилие; потеря работы; ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
Организация и результаты исследования
Кризисное консультирование младших школьников, проведенное нами, проходило в виде индивидуальных занятий.
За консультационной помощью к школьному психологу обратилась родительница учащейся 3-го класса М. в возрасте 9 лет и учащегося 2-го класса В. в возрасте 8 лет. К моменту обращения родители учащихся находились на начальной стадии бракоразводного процесса. Родительницу детей беспокоило психо-эмоциональное состояние детей, в виду нарастающего очага психологического напряжение в семье.
Развод родителей может являться одной из кризисных ситуаций, способных оставить глубокий след на формировании личности ребенка. Развод – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Семейный конфликт, уход одного из родителей и развод становятся для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса. Во-первых, потому, что два человека, которых он любит больше всех, и от которых зависит его эмоциональное равновесие, находятся в состоянии войны. Дети в таких семьях страдают от стресса или других негативных явлений больше, чем их родители, так как структура семьи является важным аспектом развития ребенка. Стресс, возникающий вследствие распада семьи, дети разных возрастов переживают неодинаково.
Для начала охарактеризуем состояние мальчика на момент обращения за помощью. В. испытывал чувство потери, брошенности и вины, – он полагал, что развод произошел из-за них с сестрой. Классный руководитель неоднократно обращал внимание на стойкое снижение эмоционального фона ребенка, который стал раздражительным и плаксивым.
У старшей сестры М. также возникли проблемы в поведении и успеваемости. Она часто злилась на родителей из-за развода, чувствовала себя одинокой и беспомощной. Последствия развода родителей, уже отрицательно сказавшиеся на состоянии ребенка, могут также негативно сказаться и на всей последующей его жизни. «Битва» родителей в доразводный период привела к тому, что у детей снизилась успеваемость, страдает дисциплина, как в школе, так и дома, возникают конфликты с друзьями.
Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа для каждого ребенка, состоящая из двух блоков.
Первый блок собрал в себя методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.
В работе были задействованы: Цветовой тест М. Люшера (Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов); «Несуществующее животное» (Цель: выявление особенностей личности); «Лесенка характера» Дембо-Рубинштейн (Цель: исследование уровня самооценки); Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Во второй блок были включеныметодики, направленные на выявление семейных предпочтений: Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х. (Цель: изучение особенностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений); Цветовой тест отношений М. Эткинда (Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений); Методика Рене Жиля (Цель: исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими).
Следует также заметить немаловажный факт, что травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции.В процессе консультационной работы акцент был сделан на то, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу. Также невозможно отрицать тот факт, что дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога.
На протяжении работы с детьми акцент делался на строго индивидуальный подход. В работе выразилось стремление понять проблемы каждого конкретного ребенка, понять, какое значение имеет именно его способ реагирования на развод родителей, какие психические процессы вступают в действие и как могут эти предпосылки отразиться на будущем душевном развитии ребенка.
Развод относится к категории потери, и с этой позиции в работе рекомендованы следующие этапы работы:
1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д., испытываемых детьми.
2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации.
3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.
4. Оказание помощи в семейной реорганизации.
Первый блок работы включает диагностику, содержащей в себе цели диагностики невротического синдрома и факторов риска, формирование обще программы работы.
Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа для каждого ребенка, состоящая из двух этапов. После диагностического этапа последовала разработка плана консультационной работы, включающей элементы совместной работы с родителями.
Второй блок работы это установочный. Необходимо привлечь родителей к совместной работе и разделить с ними ответственность за прохождение терапии. На данном этапе решаются вопросы организационного плана: схема работы, количество совместных встреч, создается установка на работу.
Третий блок включает собственно консультационную деятельность. На данном этапе целью ставится гармонизация процесса развития ребенка, изменение родительских установок и позиций, изменение и обучения новым формам работы, а также расширение знания о психологии воспитания.
Этапы работы с детьми и их семьей.
1.Первичная консультация: знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка); знакомство с ребенком, установление контакта; диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя).
2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.
3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка. На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.
Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживающих развод в конфликтном, то есть не в самом «благополучном» варианте, показывают, что родители за своими осложнившимися отношениями, как правило, забывают о присутствии ребенка в их жизни и не заботились о его психологическом состоянии. Дети разумеется не могут оставаться в этой ситуации полноценно психологически здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.
Были предложены упражнения, которые помогли бы детям снять напряжение. Они особенно полезно детям, ведь им особенно сложно выразить свои чувства по поводу развода. После выполнения упражнения проводилась беседа с ребенком.
Упражнение 1. Игра «Морщинки». Время: 2-3 мин. Возраст: 4-9 лет.
Цель: избавление от напряжения в забавной форме.
1. Несколько раз вдохни и выдохни.
2. Широко улыбнись своему отражению в зеркале.
3. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки.
4. Подними и опусти плечи.
5. Расслабь мышцы лица.
6. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно», – и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.
Вот еще варианты упражнений для детей, переживших развод. Если родители враждуют, ребенок не сможет расслабиться.
Упражнение 2. «Что Нам Делать с Этим Чувством?»
Время: 5 мин. Возраст: 3-8 лет. Цель: выражение своих чувств.
1. Если ты расстроен, злишься, грустишь или испытываешь другое негативное чувство, представь, что ты можешь с ним сделать.
Например, если ты злишься, ты можешь закричать, заорать, выйти из комнаты или выбросить злость в мусорное ведро, а также:
- поджарить «гневный» омлет из «злобных» яиц,
- нарисовать портрет собственной злости.
2. А затем сделай то, что представил – например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.
Удивительно, как быстро дети, находящиеся во власти настроения, могут его изменить. Опыт показал, что обсуждение проблемы с детьми не всегда приносит результаты. А определенные упражнения позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления.
Упражнение 3. «Самолет».
Время: 3 мин. Возраст:6-9 лет.
Цель: преодоление страха перед ограничениями и самоограничением. Развитие уверенности и установление равнoвecuя между «свободой» и «самоконтролем».
1. Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямои разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
2. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи?
3.Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься.
В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!
Упражнение 4. «Тропический остров».
Время: 3 мин. Возраст: 6-9 лет.
Цель: ощутить прелесть места, где можно побыть наедине со своим «Я».
1. Сядь поудобнее. Можешь закрыть глаза. Ты видишь прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где ты однажды побывал, которое видел на картинке или любое нарисованное твоим воображением.
2. Ты – единственный человек на этом острове. Кроме тебя там только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь?
3. Ты видишь чистый берег и воду. Поплавай в море. Какое оно? Какая погода на твоем острове?
4. Как ты себя чувствуешь там, совершенно один? Захвати это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.
Упражнение 5. «Путешествие в волшебный лес».
Время: 3 мин. Возраст: 6-9 лет.
Цель: ощущение покоя, снятие волнения. Решение проблем. Обретение собственного места в прекрасном лесу.
1. Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
2. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
3. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
4. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.
Определенные усилия были направлены на то, как помочь ребенку привыкнуть к разводу.
В общих чертах необходимо объяснить, почему они решили развестись. Надо определенно дать понять детям, что его вины в этом нет.
Взрослые могут снизить уровень напряжения, высказывая сочувствие к переживаниям детей. Обычно дети, достаточно общающиеся с обоими родителями, лучше учатся в школе.
Так как невозможно предугадать, что произойдет с ребенком в будущем, необходимо, чтобы все дети, пережившие развод родителей, получили эмоциональную поддержку и научились справляться со стрессом.
Для того чтобы снизить негативные последствия развода для детей, важно информировать родителей о важности сохранения контактов ребенка с обоими родителями и необходимости поддерживать уверенность ребенка в том, что они его по-прежнему любят, внимательно относиться к его чувствам и переживаниям. Следует помочь бывшим супругам заключить родительский договор, предусматривающий определение доли участия каждого в воспитании ребенка.
Оценка результатов консультирования – одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, – это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. В общем возникает вопрос: оказывает ли какое – либо позитивное воздействие психологическое консультирование.
Для оценки результатов консультирования конкретного клиента использовались ряд критериев. Три основных:
- социальная приспособленность;
- личностные особенности;
- успешность учебы.
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. Следовательно и переживание этого события состоит из нескольких этапов. Чтобы отразить динамику состояния детей, кроме первичной диагностики была проведена вторичная, которая отразила результаты работы психолога.
Таблица 1
Показатели первичной диагностики (обследуемый В.), 8 лет
Использованные методики |
Социальная приспособленность |
Личностные особенности |
Успешность учебы |
Цветовой тест М. Люшера |
Нарушена, проявляет закомплексованность, плаксивость, боязливость |
Ранимость, неуверенность в себе, подавленное состояние, высокий уровень тревоги |
Низкая мотивация к обучению |
Лесенка характера Дембо-Рубинштейн |
- |
Неадекватная заниженная самооценка |
- |
При психологическом исследовании мальчик обнаружил средний уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля в приложении 1). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке В. изобразил кладбище).
В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность»). Наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным.
Таким образом, полученные данные позволяют наблюдать достаточно высокий уровень тревоги, отмечаемый у ребенка и, как следствие, отсутсвие ощущения безопасности и принятия со стороны значимых взрослых.
В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность В. к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.
Таблица 2
Показатели вторичной диагностики (обследуемый В.), 8 лет
Использованные методики |
Социальная приспособленность |
Личностные особенности |
Успешность учебы |
1. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) |
Уровень выше среднего |
||
2. Несуществующее животное |
Нарушена, проявляет закомплексованность, плаксивость, боязливость |
Неадекватная заниженная самооценка |
- |
По результатам теста тревожности (табл. 2) наибольший уровень проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
В период развода как можно наблюдать развивается большая привязанность к матери (как в раннем возрасте), это является способом восстановления доверия ребёнка к матери. Также можно говорить о снижении эмоциональной лабильности (необоснованные изменения настроения).
Первичная диагностика девочки показывает следующие результаты (табл. 3).
При психологическом исследовании М. обнаружила высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля в приложении 2).
Таблица 3
Показатели первичной диагностики (обследуемый М.), 9 лет
Использованные методики |
Социальная приспособленность |
Личностные особенности |
Успешность учебы |
Цветовой тест М. Люшера |
Проявляет признаки социальной дезаптации, замкнутость, недоверие к окружающим, враждебность |
Подавленное эмоциональное состояние, повышенный уровень тревожности |
Низкая мотивация к обучению, наблюдается снижение успеваемости по всем предметам |
Лесенка характера Дембо-Рубинштейн |
- |
Самооценка средняя |
- |
В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность»).
Несмотря на то что М. социально ориентирована, любознательна (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает ее уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками.
В сфере семейных отношений следует отметить явное предпочтение отцу на фоне враждебного поведения к матери. Обследование испытуемой показали достаточно высокий уровень тревожности, отмечаемый у ребенка и, как следтствие, отсутсвие ощущения безопасности и принятия со стороны значимых взрослых, что характерно в ситуации конфликтного развода родителей.
По результатам повторного тестирования можно говорить о некотором снятии напряжения и уровня тревожности у М., что связано с проработкой и устранением гнева на родителей (особенно на мать), которые лишают ее так необходимой ей стабильности (табл. 4). Часто повторяющийся плачь, говорящий об остроте состояния ребенка, больше не проявляются в повседневном поведении М. . Что дает основания к благоприятному прогнозу. У М. остался страх по поводу дальнейшей жизни, обусловленный нестабильностью и неизвестностью.
Таблица 4
Показатели вторичной диагностики (обследуемой М.), 9 лет
Использованные методики |
Социальная приспособленность |
Личностные особенности |
Успешность учебы |
1. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) |
Уровень тревожности средний |
||
2. Несуществующее животное |
Уровень адаптированности ребенка повысился, исчезли отрицательные агрессивные реакции на взрослых и одноклассников |
Самооценка средняя |
Уровень успеваемости повысился, но не достиг уровня до семейного кризиса |
Для ребёнка ситуация нестабильности, изменение (разрушение) представления о семейной сплоченности, любви может служить жизнеопределяющим фактором. Дети становятся неуверенными в себе, испытывают множество страхов (потерять возможность общения с кем-то из родителей, потерять поддержку родителей, страх перед построением новых семейных отношений (появление отчима, мачехи) и т.п.). Возможно использование ребёнком полученного опыта в своей жизни (осознанно или бессознательно), что негативно скажется на их личной жизни в будущем.
Подводя итоги, можно сказать что родитель, с которым остается жить ребенок после развода, позволяет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному партнеру. В этом случае это делают оба родителя, пытаясь организовать коалицию с ребенком, для того чтобы получить от него поддержку или отомстить бывшему супругу. Дети, таким образом, оказываются втянутыми в конфликт лояльности. Это чревато нарушением процесса формирования эго-идентичности, снижением самооценки и самопринятия, появлением комплекса неполноценности, поскольку связано с обесцениванием образа родителя, являющегося неотъемлемой частью собственного образа «Я» ребенка.
В актуализации прежних конфликтов и возникновению новых очагов напряжения между разводящимися супругами участвуют и прародителями (бабушками и дедушками) и значительно осложняют процесс реорганизации семьи. Возникают разнообразные структурные нарушения: межпоколенные коалиции между прародителями и внуками, ролевые инверсии (бабушка (дедушка) берут на себя материнскую функцию воспитания внуков), конкурентные отношения между прародителями и родителями и снижение статуса и авторитета последних (нарушение по параметру иерархии).
По результатам диагностики психоэмоционального состояния детей можно говорить об успешной реализации поставленных перед психологом задач консультирования:
- дети переходят из состояния раздробленности (хаоса, смятения, внутреннего беспорядка) к ощущению целостности (интеграции, внутреннего порядка, уверенности в себе);
- вместо ощущения безвыходности, безысходности, чувства «тупика», бессмысленности появляется видение перспективы;
- дети начинают принимать свои чувства и переживания, как адекватные сложившейся ситуации, предотвращается «уход» в себя, социальная дезаптация;
- дети приобретают мотив к активным действиям по отношению к своей жизни, к окружающим его людям.
Выводы
Ситуация развода является стрессовой для всех членов семьи, следовательно лучше, если в этот трудный период с родителями и ребёнком работают профессионалы, которые могут оказать помощь и поддержку. Квалифицированный семейный и детский психолог поможет предотвратить негативное влияние развода на жизнь ребёнка, смягчить психологический удар для всех членов семьи.
Развод родителей для ребенка младшего школьного возраста – потрясение. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть, незащищенность, отгороженность. Самое ближайшее последствие развода для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Поневоле меняются их условия привычного существования, главным условием для которого являются стабильность.
Лучшим способом минимизировать моральные и эмоциональные страдания – это обращение (даже в профилактических целях) к психотерапевту, который поможет ребенку и взрослым справиться со своими чувствами, порой такими, которыми люди стыдятся поделиться даже с самыми близкими. Родителям ни в коем случае нельзя игнорировать признаки детского неблагополучия, и стоит непременно обратиться к психотерапевту, как бы они не были поглощены собственными переживаниями. Ведь в конечном итоге это непременно отразится на дальнейшем психическом и физическом состоянии ребенка. Во многом политика, осуществляемая родителями в период развода, определяет травматичность этого события для детей. К тому же немаловажным фактором является характер детско-родительских отношений, установившихся в семье до кризисных событий. Именно семья является той средой, в которой ребенок, подчиняясь влиянию закономерностей функционирования семейной системы, а также индивидуально-психологическим характеристикам родителей формирует основные характерологические образования, формируясь как личность. Именно в семье у ребенка приобретаются умения преодолевать кризисные ситуации.
Проживание кризисных ситуаций у детей, значительно отличается от проживания тех же ситуаций взрослыми людьми. И в этом моменте существует реальная угроза для родителей неправильно истолковать поведение ребенка, а соответственно, неправильно на него отреагировать, что, в конечном счете, может привести к усугублению ситуации и положения ребенка в ней. Развод супругов – это кризисный момент для всей семьи, и зачастую взрослые за собственными переживаниями, не в состоянии заметить и правильно определить психоэмоциональное состояние ребенка, а также динамику и последствия переживаемых травматичных событий. И здесь трудно переоценить роль психолога-консультанта, деятельность которого при кризисном консультировании детей состоит нахождении способов адаптации и примирения с новыми обстоятельствами жизни, изменение психологического состояния.
Профессиональная помощь психолога-консультанта, оказанная на высоком уровне способна смягчить и предотвратить множество негативных явлений, могущих возникнуть в психической жизни детей, а также в сфере построения ими межличностных отношений (особенно при будущем выборе брачного партнера). Психолог-консультант при консультировании кризисных клиентов должен опираться на существующий ресурс, каким в ситуации разводе родителей может стать характер и потенциал детско-родительских отношений. Правильно приложенные усилия психолога приведут к гармонизации развития детей и стабилизации социальной обстановки вокруг них.
Литература
- Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др. // Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000.
- Вебб П. Игровая терапия с детьми, пережившими травму. – М., 2012.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии, 1982. – №1.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, 2013. – № 1 (23). – С. 59-64.
- Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: моногр. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 252 с.
- Краснянская Т.М.Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. Пятигорск, 2011.
- Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование стратегий поведения, предпочитаемых в экстремальных ситуациях // Научная мысль Кавказа, 2004. – № 3.
- Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. – Т. 49. – № 5. – С. 207-213.
- Льюис Ш. Ребенок и стресс. – М., 2010.
- Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Издательство: «Эксмо», 2011.
- Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2012.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2010.
- Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М.: Издательство: Генезис, 2012.
- Соловьева О.В. Федосеева А.А. Модель программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.04.2014).
- Тарабрина О.Н. Особенности ПТСР у детей. – М., Речь. 2009.
- Тарасевич Е.В. Насилие над детьми, его последствия и лечение. – М., Эксмо. 2011.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., Академия, 2010.
Зеленкова Мария Александровна – студентка 6 курса по специальности 030301.65 – Психология (квалификации: «Психолог. Преподаватель психологии») Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».
e-mail:
Зеленкова М.А. Использование потенциала детско-родительских отношений при кризисном консультировании в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.