СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
УДК 159.923.2
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций студентов, представляющих собой общие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных ситуациях взаимодействия. А также приведены данные исследования связи личной социальной ответственности и ценностных ориентаций студентов
Ключевые слова: ценностные ориентации, социальная ответственность, личная социальная ответственность, иерархия нормативных идеалов, уровни личной социальной ответственности.
В юношеском возрасте происходит усиленное формирование системы ценностных ориентаций, что оказывает значительное влияние на формирование личности. В этом возрасте появляются предпосылки, необходимые для создания ценностных ориентаций: овладение понятийным мышлением, появление достаточного морального опыта, занятие определенного социального статуса.
Формирование системы ценностных ориентаций связано с существенным расширением общения, пониманием разнообразия форм поведения, взглядов, идеалов. В юношеском возрасте появляются убеждения, что говорит о качественном переломе в формировании системы моральных ценностей.
Значительная часть авторов рассматривают ценности как смысловые образования, которые объединяют когнитивную и мотивационные сферы, с одной стороны, являясь критериями оценки действительности, с другой сторон, ценности становясь регуляторами поведения, придают смысл действиям индивида. Вместе с индивидуальным уровнем существования ценностей (основные смысловые идеи и цели, которыми в жизни руководствуется конкретный, ценности представляются и как культурно-нагруженные образования. При выполнении своих ролей в социуме, люди нередко обращаются к тому, что считается правильным, желательным в данном социуме, т. е. к культурным ценностям [14].
Г. Меррей представляет ценности в связи с потребностями. К ценностям он относит физическое благополучие, собственность, власть, знание, аффлиацию, идеологию и эстетические формы.
Г. Оллпорт, считая, что большинство ценностей личности формируется под влиянием моральных норм общества, отмечает также ряд ценностных ориентаций, не связанных с нормами морали: эрудиция, любознательность, общение и т. д. Ценности и моральные нормы развиваются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления, становясь средствами, условиями достижения внутренних ценностей, ставшими целями личности. Полагая, что усилия человека найти порядок и смысл в жизни обусловливаются ценностями, Г. Оллпорт представляет ценностные ориентации как черты более глубокого уровня. Он выделяет шесть различных ценностных ориентаций, полагая, что у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей: теоретические, экономические, политические, социальные, эстетические, религиозные.
Ценности представляют собой основу, определяющую переживания и поведения людей. Представляется актуальным следующее определение ценностей, как эксплицитных или имплицитных концепций желаемого, характеризующих человека или группу и определяющих выбор типов, средств и целей поведения.
Среди важных свойств системы личностных ценностей выделяют многомерность, которая заключается в том, что критерий их иерархии – значимость для личности – отражает различные содержательные аспекты, определенные влиянием тех или иных форм социальных отношений. Личностным ценностям как смысловой регуляции жизнедеятельности человека принадлежит важная роль, и, таким образом, возникает проблема их соответствия социальным ценностям, которые приемлемы в обществе, социальной или референтной группе [4].
Имеются различные взгляды на классификацию ценностей. По мнению Б.Г. Ананьева, ценности условно можно разделить на ценности материальные, социально-политические и духовные [1]. Э. Олдемейер определяет четыре вида ценностей, в качестве критерия выделяя области их функционирования: ценности межличностных отношений; ценности в области отношения «человек-природа»; ценности, обращенные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания; ценности, обращенные на собственное «я».
Ценности являются регуляторами социального поведения личности и группы. Выделяют различные функции ценностей: ориентир жизни человека; механизм социального контроля; поддержание социального порядка, воплощение ценностей в поведении и участие в нормообразовании.
Однако ценности не функционируют непосредственно: они реализуются в системе ценностных ориентаций индивида, являясь важнейшим элементом общей структуры диспозиций личности. Б.Г. Ананьев отмечает, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации [1]. Следовательно, в психологии при анализе ценностей определяется их значение для личности, прежде всего, как регулятора поведения и деятельности, основания для мотивации.
Таким образом, ценностными ориентациями являются общие принципы, которыми определяется поведение человека в разнообразных ситуациях взаимодействия. Генетически они формируются путем присвоения социального опыта под влиянием социальной ситуации, в которой совершается деятельность человека, ее наиболее значимых, смыслообразующих моментов. Ценности – это определенные нравственные позиции, занимающие человеком по отношению к социальной реальности, которыми определяются инвариантные правила взаимодействия личности с этой социальной реальностью и лежащие в основе конкретных установок, мнений и верований. На данном уровне и совершается изменение социально-типического в индивидуально-типическое.
Существует три основных варианта понимания психологической сущности индивидуальных ценностей:
трактовка ценности в одном ряду с такими дефинициями как мнение, представление или убеждение;
как разновидность или подобие социальных установок;
третий подход приближает их к понятиям потребности и мотива, подчеркнув их реальную побуждающую силу [9].
В теории универсального содержания и структуры ценностей, предложенной М. Рокичем и Ш. Шварцом [7], ценности определяются как представления людей о целях, служащих в жизни руководящими принципами. Ценности являются некоторыми представлениями, т. е. категориями, с помощью которых человек обозначает различные явления мира. Ш. Шварцем предложена типология ценностей, в которой дана интерпретация типов ценностей как способов организации категорий. Он объединил все ценности в 10 различных типов мотивации поведения человека, основанных на главной цели: Власть, Достижение, Гедонизм, Традиция, Стимулирование, Саморегуляция, Универсализм, Доброта, Конформность, Безопасность.
Ценности разделены на два класса: терминальные (в соответствии с критериями выбора цели и способов ее достижения) и инструментальные(в соответствии с критериями, стандартами оценки модуса поведения). Стало быть, по мнению Ш. Шварца, ценности не являются свойствами, присущими объекту, а становятся критериями действия человека, оценивания своих действий и выстраивания своего отношения к миру.Так как типы ценностей создают интегральную мотивационную структуру, то возможна их системная связь с другими переменными (установками, поведением и т. д.) [10].
В ценности включены пять необходимых черт: они всегда являются представлениями или верованиями; знания о состояниях, достижение которых желательно; следы специфических ситуаций; включают возможность селекции определенных событий в жизни индивида или в эволюции его поведения; имеют некоторую степень важности. Отмечается существование личностных ценностей на двух уровнях: нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Уровень нормативных идеалов является более постоянным, в нем отражаются представления индивидуума о том, как следует действовать, тем самым определяя его основные жизненные принципы поведения. Уровень индивидуальных приоритетов более зависим от внешней среды и сопоставляется с собственными конкретными поступками.
Помимо этого, процесс формирования ценностных ориентаций связан со становлением социальной личностной зрелости, что, в свою очередь, по-видимому, взаимосвязано с проблемой личной социальной ответственности как ответственности человека за свои действия перед самим собой и перед обществом.
Первоначально данная тема поднималась в философско-психологических работах. Свое отражение данная тема нашла в работе Э. Фромма «Иметь или быть». По мнению автора, ответственное бытие – это такое бытие человека в мире, когда обладание («иметь») не превалирует над самим бытием, а имеет служебное значение. Категория личной социальной ответственности рассматривается также в работах М. Хайдеггера, ассоциируясь с заботой одного человека о других людях. Собственно такая забота дает возможность рассмотреть сквозь поверхностное внешнее бытие подлинный смысл человеческого бытия, увидеть истинный смысл человеческой жизни. При всем том до середины 80-х годов прошлого века социальная ответственность личности не рассматривается как самостоятельный феномен в психологии и представлена только частными характеристиками (А. Маслоу, Э. Мунье, Д. Оллпорт и др.).
Содержание и структура феномена социальной ответственности личности показывает свою предметность и конкретность в области предметно-практической жизнедеятельности людей, в которой они выступают как социальное отношение – социальное взаимодействие, нацеленное на создание максимально благоприятных условий для выявления человеческой универсальности, на осуществление всех его продуктивно-творческих сил и способностей [13]. Подлинная социальная ответственность личности появляется еще до поступка и отражает внутреннее «Я» в его интенции – заботе о «Мы» в широком смысле.
В конце 80-х годов прошлого века данная тема приобрела особое значение, первоначально рассматриваясь как ответственность бизнеса перед обществом. На современном этапе социальная ответственность бизнеса понимается как «ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом» [15].
Принято различать корпоративную социальную ответственность и личную социальную ответственность субъекта бизнеса. В соответствии с корпоративной социальной ответственностью организацией учитываются интересы общества, на себя берется ответственность за воздействие их собственной деятельности на работников, акционеров, заказчиков, поставщиков, местные сообщества и иные заинтересованные стороны общественной сферы.
Возможные отношения индивидуума к феномену социальной ответственности можно выразить следующими позициями, которые нашли отражение в ряде исследований [8, 2]:
единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров;
бизнес должен делать максимально доступный вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды;
социальная ответственность бизнеса сокращает долгосрочные потери прибыли, создавая в долгосрочной перспективе благоприятное социальное окружение.
Целью исследования стало выявление связи личной социальной ответственности и ценностных ориентаций студентов.
В исследовании приняли участие 40 студентов первого курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Возраст респондентов – от 17 до 19 лет.
В исследовании применяли: методику Шварца для изучения ценностей личности [7] и методику диагностики социальной ответственности, разработанную Н.В. Анненковой [2, 3]. При применении данной методики можно выявить уровни личной социальной ответственности индивидуума по отношению к другому, компании и обществу.
Анализируя результаты исследования нормативных идеалов у испытуемых, можно отметить, что наиболее значимы ценности достижения, самостоятельности, гедонизма, и власти(см. табл. 1). В нормативных идеалах личности отражаются взгляды индивидуума о том, как необходимо поступить, устанавливая, таким образом, его жизненные принципы поведения. Следовательно, жизненными принципами поведения для респондентов являются личный успех в соответствии с социальными стандартами, свобода мысли и действия, удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью и социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами, что вполне согласуется с другими исследованиями ценностных ориентаций в юношеском возрасте[11; 12].
Данные ценности не вступают в конфликт друг с другом и относятся к ценностям самовозвышения и открытости изменениям.
Анализируя результаты исследования индивидуальных приоритетов у испытуемых, можно отметить, что на первом месте также находится «достижение», на втором – «самостоятельность» и на третьем – «гедонизм». Далее следует «стимуляция» – необходимость новизны и состязательности в жизни, нужные для поддержания оптимального уровня активности организма (см. табл. 1). Данные ценности по Ш. Шварцу также не вступают в противоречие.
Таблица 1
Ценностные ориентации респондентов
Ценности |
Ранги декларируемых (нормативных) идеалов |
Ранги личностных (индивидуальных приоритетов) |
Конформность |
7 |
8 |
Традиции |
10 |
10 |
Доброта |
8 |
6 |
Универсализм |
9 |
9 |
Самостоятельность |
2 |
2 |
Стимуляция |
5 |
4 |
Гедонизм |
3 |
3 |
Достижения |
1 |
1 |
Власть |
4 |
5 |
Безопасность |
6 |
7 |
Последние места в иерархии нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов заняли «традиции» – ценность уважения и поддержания обычаев, принятия и признания идей, существующих в определенной культуре и религии, «универсализм» – терпимость, понимание и защита благополучия всех людей и природы. Следует отметить, что по сравнению с более ранними исследованиями происходит как изменение иерархии ценностных ориентаций, так соотношения нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов [5, 6].
Анализ результатов исследования по методике диагностики социальной ответственности показал, что в выборке преобладает средний уровень показателей социальной ответственности (см. рис.1).
Рис. 1. Показатели социальной ответственности (%)
Проведенный корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона выявил взаимосвязи между показателями социальной ответственности и нормативных идеалов (см. табл. 2). Имеется обратно пропорциональная зависимость показателей общей личной социальной ответственности и показателей нормативных идеалов: традиции и власти. Таким образом, высокий уровень общей личной социальной ответственности определяется низкой значимостью для респондентов уважения и поддержания обычаев, принятия и признания идей, существующих в определенной культуре и религии, а также низкой значимостью достижения социального статуса, престижа и влияния на людей.
Таблица 2.
Показатели корреляции показателей личной социальной ответственности и нормативных идеалов
ЛСО (общий) |
ЛСО (я-другой) |
ЛСО (я-компания) |
ЛСО (я-общество) |
|
Конформность |
-0,5476 |
-0,4769 |
-0,6039 |
0,5088 |
Традиции |
-0,7278 |
-0,2947 |
-0,7962 |
0,3052 |
Доброта |
0,2941 |
-0,1241 |
-0,0828 |
0,6716 |
Универсализм |
-0,0790 |
-0,3600 |
-0,1685 |
0,4922 |
Самостоятельность |
-0,5286 |
-0,2370 |
-0,3867 |
-0,0073 |
Стимуляция |
-0,4347 |
0,2117 |
-0,5674 |
-0,1104 |
Гедонизм |
-0,5379 |
0,2672 |
-0,6438 |
-0,2194 |
Власть |
-0,6806 |
-0,0036 |
-0,5103 |
-0,3149 |
Безопасность |
-0,4299 |
-0,1612 |
-0,4904 |
0,1932 |
Выявленаобратно пропорциональная зависимость показателей личной социальной ответственностиперед компаниейи показателей нормативных идеалов: традиции, гедонизма, стимуляции и конформности (см. табл. 2). Таким образом, декларирование уважения и поддержания обычаев, стремление соответствия ожиданиям социума, стремления к удовольствию, чувственному наслаждению, наслаждению жизнью характерно для респондентов, имеющих низкий уровень ответственности перед организацией.
Следует также отметить прямую связь личной социальной ответственности перед обществом и ценности доброта, мотивационные цели которой определяется Шварцем в сохранении и повышении благополучия близких людей (см. табл. 2).
Корреляционный анализ результатов исследования показал, что имеется обратно пропорциональная зависимость показателей личной социальной ответственности и индивидуальных приоритетов: традиции и стимуляции. Следовательно, чем в меньшей степени человек придерживается обычаев, существующих в культуре, и стремится к новизне, тем выше уровень личной социальной ответственности (см. табл. 3).
Таблица 3.
Показатели корреляции показателей личной социальной ответственности и индивидуальных приоритетов
ЛСО (общий) |
ЛСО (я-другой) |
ЛСО (я-компания) |
ЛСО (я-общество) |
|
Традиции |
-0,4859 |
-0,0685 |
-0,6125 |
0,1738 |
Доброта |
-0,3392 |
-0,3046 |
-0,5687 |
0,5823 |
Стимуляция |
-0,5420 |
0,2689 |
-0,6672 |
-0,1962 |
Гедонизм |
-0,3733 |
0,2873 |
-0,6231 |
-0,0278 |
Власть |
-0,1553 |
-0,0174 |
0,2057 |
-0,4804 |
Таким образом, в исследуемой группе показатели ценностных ориентаций связаны с личной социальной ответственностью, причем наиболее эти связи выражены с личной социальной ответственностью перед компанией.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
2. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личная социальная ответственность представителей российского бизнеса. // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. – М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2012. – С.30-31
3. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личностные характеристики индивидуальной социальной ответственности // Акмеология. 2012. – №S2. – С. 23.
4. Кагальницкая О.Г. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентаций девушек на начальном этапе профессионального самоопределения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
5. Камнева Е.В. Альтернативные ценностные представления в молодости // Известия ТулГУ. Серия Психология. Выпуск 4. – С. 38-44.
6. Камнева Е.В. Особенности соотношения нормативных и индивидуальных ценностей в молодости гендерный аспект // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: ПИ РАО, 2009. – С.116-120.
7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
8. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. д. э. н., проф. И.Ю. Беляевой, д. э. н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. – 504 с.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
10. Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Издательство Института психологии РАН, 2003. – 127с.
11. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Формирование морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования //Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2014. - № 4 (43). – С. 240-245.
12. Пименова Е.В.Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 19.12.2014).
13. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Челябинск: 2009. – 25 с.
14. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии, 1999. – №3. – С. 80-90.
15. Хваловская Н.О. Социальная ответственность бизнеса // Перспективы науки, 2010. – №7(09). – С.53-56.
Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры "Прикладная психология" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
e-mail:
Камнева Е.В. Связь ценностных ориентаций и личной социальной ответственности в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.