ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЛИЧНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПРОЕКТОВ

  

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье показано, что  личность автора  Проекта жизни выступает в качестве интегрирующего начала.  Она  характеризуется  как многомерная и деятельная реальность субъекта,  которая  способна  осуществлять в ситуациях неопределённости разноплановые выборы,  креативно  выстраивать уникальную жизнь и  нести ответственность  за совершаемые  действия и поступки. Введение категории личности обнаруживает в авторе профессиональных и жизненных проектов  пристрастное, диалогичное и полидеятельностное  существо. Автор считает, что  ответственность выступает «мерилом» уровня вероятности воплощения всего выстроенного человеком многообразия проектов жизни. Основной идеей является мысль о том, что выстраивая проекты своей жизни, человек изменяет не только своё будущее, но и самого себя, т.е. в соответствии с проектом проектирует себя,  создаёт собственные характеристики, развивается.

Ключевые слова: личность,  интегратор,  профессиональные  и жизненные Проектысубъект, неопределённость,   выборы,  креативность,  уникальность, ответственность,  действия, поступки, трансформация,  опыт, человек, актуальность,  знания,  переживания, события,  представления,  ресурсы,  изменения,  умения,   навыки,  стратегии, взаимодействия,  способности,  ожидания,  предиспозиции.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Обращение к профессиональным и жизненным проектам студентов позволяет детализировать  видение ими  своего будущего с разных ракурсов, а также понять   величину  реализуемого  авторства.   Вместе с тем, несомненно, существование того,  что объединяет и интегрирует их в единое целое,  образующее жизненную реальность конкретного человека. В качестве такого интегрирующего начала выступает личность автора  Проекта жизни. Личность  рассматривается нами в качестве многомерной и деятельной реальности субъекта,  которая  способна  осуществлять в ситуациях неопределённости разноплановые выборы,  креативно  выстраивать уникальную жизнь и  нести ответственность  за совершаемые  действия и поступки.

 Сформированность субъектности личности  обусловливает включение в регуляцию поведения высших уровней её мотивации и  ценностей [2; 4; 5  и др.].   Введение категории «личность» в изучение проектов  студентов обусловлено тем, что она даёт возможность занять особую позицию при рассмотрении  данного вида активности и сделать определённые выводы относительно особенностей  феноменологии проектной деятельности.  Выступая, по мнению А.Г. Асмолова [1], одновременно участником историко-эволюционного процесса, носителем социальных ролей и программ  социотипичного поведения,  субъектом выбора индивидуального жизненного пути, личность, в принципе, не сводима к какому-либо одному измерению, обнаруживающемуся в природе, в обществе и в индивидуальной жизни.

        Выстраивая Проекты, личность обнаруживает особенности, которые являются закономерным следствием одновременной эволюции природы, истории общества и развития его индивидуальной жизни.  Понимание данного обстоятельства открывает возможность «многослойной» интерпретации феноменологии проектов жизни,  учитывая факты, как устоявшиеся, составившие достояние исторического процесса, так и образовавшиеся  в ходе приобретения человеком жизненного опыта. Немаловажно и то, что введение категории личности обнаруживает в авторе профессиональных и жизненных проектов  пристрастное, диалогичное и полидеятельностное  существо [1].    

Признание за проектирующей деятельностью необходимого уровня свободы, с одной стороны, открывает простор для изучения обширного многообразия проектов жизни, а с другой стороны, способствует осмыслению уровня ответственности человека за их реализацию.  Именно ответственность выступает «мерилом» уровня вероятности воплощения всего выстроенного человеком многообразия проектов жизни. Вместе с тем, категория личности, не исчерпывается только проявлениями ответственности.  Она раскрывает себя как многообразие индивидуальных качеств, устойчивая и целостная система которых обеспечивает самобытность и разнообразие выстраиваемых автором профессиональных и жизненных проектов.   Интегрируясь личностным началом, они образуют собой мощную творческую силу, определяющую уникальность выстраиваемых проектов.

Введение категории «личность» в рассмотрение особенностей построения профессиональных и жизненных проектов открывает новые ракурсы анализа и разработки проблематики.  Они сводятся к необходимости учёта  специфики природного, социального и индивидуального в личности и создаваемых ею проектах.  Личностный модус построения профессиональных и жизненных Проектов человека  трактуется нами в качестве такого уровня поведенческой активности, который позволяет высветить в ней созидательно-интегрирующую роль личности автора, которая связана  с  действиями, придающими  им движущую силу,  утверждающими  целостность, обеспечивающие  креативность,  закрепляющие  связи с реальностью,   проецирующие  свою  уникальность. Рассмотрим обозначенные позиции несколько подробнее.  Придание проектам жизни движущей силы как один из аспектов созидающей роли личности  в их построении рассматривается нами в качестве сложного акта трансформации  ее потребностей,  желаний, стремлений, интересов, мотивов и других   энергетических образований  в ресурс разработки и реализации ею проектов в той или иной сфере жизни [5]. 

 Данную трансформацию опосредуют:  опыт человека, суммирующий накопленные к актуальному моменту знания о возможном и невозможном в жизни;  позитивные и негативные переживания  относительно прошедших событий его жизни;  субъектные представления  о собственных ресурсах, которые  необходимы для  изменения;  обладание  эффективными и неэффективными умениями,  навыками, стратегиями взаимодействия с миром; наличие  способностей для  получения  дополнительных  источников  трансформации;  ожидания и «предчувствия» будущего как сформировавшиеся на текущий момент и постоянно изменяющиеся у человека в пространстве времени  предиспозиции  относительно значимых  жизненных событий и их дальнейшего  развития.

Атрибутами обозначенной трансформации внутренней энергии в деятельностную  активность,  связанную с жизненным проектированием, выступают: универсальность, самодетерминированность, кумулятивность, относительная преемственность,   несоотнесённость  внешнего и внутреннего, развитие.  Универсальность рассматриваемой трансформации проявляется в том, что вне зависимости от характеристик субъекта проектирования в основе акта построения и реализации им любого профессионального или жизненного проекта  лежит процесс трансформации потребностей, влечений, интересов, мотивов и других энергетических образований, относящихся к определённой сфере его жизни, в ресурс разработки и реализации  проектов.

Самодетерминированность состоит в том, что, придавая проектам движущую силу,  человек, по сути, обусловливает, подпитывает их собственной энергией.  Это открывает   принципиально ненасыщаемую и неограниченную возможность  продуцирования им  всё новых и новых проектов, обеспечения их широкого разнообразия, вариативности темпов и объёмов их реализации.   

Кумулятивность трансформации подразумевает объединение в рамках проектной активности  всех породивших её внутренних источников энергии. Полнота их вовлечения в процесс построения  и реализации проекта жизни определяет его содержательные и динамические характеристики. Относительная преемственность трансформации заключается в том, что она обусловлена  предшествующим развитием личности. Мы исходим из того, что данный процесс неизбежно основывается на предыдущих достижениях развития личности. Его базисом является некоторая личностная структура, которая достигла к актуальному моменту определённого уровня, способного обеспечить направление, объём и  концентрацию  движущей силы. 

Вместе с тем, непрерывность развития личности, несовместимая с достаточной устойчивостью проектных процедур,  позволяет говорить  об относительности обозначаемой в рамках проекта преемственности трансформаций внутренней энергии  и внешней активности человека.  По мере трансформации внутренней психической энергии в энергию действия в рамках построения и реализации проекта может происходить как умножение движущих сил, так и их спад.  Этот процесс протекает, не подчиняясь, в принципе, каким-либо жёстко заданным эталонам, нормативам и  критериям.

Важной характеристикой трансформации человеком внутренней энергии в деятельностную активность, связанную с проектированием, является и то, что её процесс неизбежно оказывает влияние на развитие самой его личности.  Выстраивая проекты своей жизни, человек изменяет не только своё будущее, но и самого себя, т.е. в соответствии с проектом проектирует себя,  создаёт собственные характеристики, развивается. Утверждение целостности профессиональных и жизненных проектовкак аспект созидающей роли личности автора  в их построении видится нам в том, что при всём возможном разнообразии направленности проектов на созидание разных, мало пересекающихся аспектов жизни, они концентрируются на построении единой, целостной жизни, жизненного пространства  самовыражения конкретного человека. Целостность профессиональных и жизненных проектов человека обнаруживается на нескольких уровнях: бытийном, ресурсном, функциональном, инструментальном и процессуальном.

Бытийный уровень состоит в том, что, сколько бы одновременно проектов человек не реализовывал, они выстраиваются в едином русле проживания им собственной уникальной жизни.  Соответствующий процесс, при всей множественности его составляющих,  вынужденно укладывается в единую логику внешних и внутренних обстоятельств, формирующих канву жизни личности  автора проектов.  Ресурсный уровень обнаруживается в том, что, каким бы оригинальным ни был профессиональный или жизненный проект, на всех этапах своей разработки и реализации он базируется на использовании одних и тех же личностных ресурсов  его  автора.  В  нём участвуют одни и те же  личностные структуры. Не каждый проект требует привлечения всех ресурсов в полном объёме, но они сохраняют потенциальную готовность для  своего полномасштабного привлечения.

Функциональный уровень раскрывается в том, что при всей кажущейся разнонаправленности профессиональных и жизненных проектов человека они объединяются, сводятся в единое целое реализацией присущего именно ему комплекса потребностей, интересов, влечений. Все проекты предназначаются для того, чтобы сделать жизнь человека максимально субъективно привлекательной, соответствующей системе ценностных приоритетов личности их Автора.

 Инструментальный уровень проявляется в том, что, несмотря на различие выстраиваемых человеком проектов жизни по своему содержанию, их целостность обнаруживается в использовании автором единого стиля и стратегий проектирования своей жизни.  В проектах, относящихся к разным сферам жизнедеятельности,  личность  осознанно или неосознанно использует единые типовые для нее  приёмы и средства построения своей жизни. Процессуальный уровень состоит в том, что каждый автор выстраивает проекты своей жизни с использованием единого, наиболее личностно приемлемого для него арсенала процедур и операций. Таким образом, в различных профессиональных и жизненных проектах должна прослеживаться процессуальная целостность [3; 4].  

Целостность профессиональным и жизненным проектам человека придают сформированные у него личностные смыслы, которые обусловливают  «пристрастность человеческого сознания» (Леонтьев А.Н.). В основе выбора одним и тем же человеком сферы построения будущих профессиональных и жизненных проектов лежит единый для него личностный смысл, который  задаёт единую систему параметров оценки её состояния в разных сферах и образует собой шкалу «удовлетворённости – неудовлетворённости» текущими, возможными и наиболее ожидаемыми в отношении них параметрами. Выбор  Проекта  определяется той целью, которую человек видит перед собой в качестве стратегической для построения всей своей жизни.   Цели проектов построения разных аспектов жизни рассматриваются на личностном уровне только при условии  отсутствия  противоречия  по отношению к её основному содержанию.

 Пути  и средства построения проекта  не   должны противоречить ключевым жизненным ценностям его автора.   Всё многообразие возможных путей и средств построения  профессиональных и жизненных проектов подвергается анализу и структурации  с позиции доминант сформированной у человека ценностной сферы.  Интенсивность, темп, сопряжённость проекта с другими проектами и другие параметры его реализации определяются личностными смыслами,  регулирующими процесс построения жизни конкретного человека.  Установки  к реализации проекта в той или иной конфигурации, с теми или иными динамическими характеристиками, изначально  предзаданы  общей логикой построения человеком своей жизни. В целом, личностные смыслы направляют и определяют основные параметры проектирования человеком своей жизни.

Таким образом, целостность выстраиваемых человеком профессиональных  и  жизненных проектов  обеспечивается единством его авторства,  сконцентрированного на уровне личностных смыслов и проявляющегося  на бытийном, ресурсном, функциональном, инструментальном и  процессуальном уровнях.   Выстраивая тот или иной проект, он утверждает своим наличием целостную логику, свойственную автору проектной активности и распространяющуюся, в принципе, на все принадлежащие ему проекты.  Обеспечение креативности профессиональных и жизненных проектов  связана с реализацией им соответствующих действий, характеризующихся нестандартностью замысла, процесса и достигаемого на их основе результата.  Разработка проекта жизни основывается на генерировании и выработке автором идей, на осмыслении и последующем создании замысла,  его цели, алгоритма, средств реализации, обладающих  свойствами новизны, неожиданности и непредсказуемости.  

На всех ключевых этапах  разработки  проекта  человеку приходится иметь дело с многомерной, неопределённой и мало прогнозируемой на личностном уровне реальностью жизни.  Креативность актуализируется в связи с необходимостью  преодолевать неопределённость своей собственной жизни  на основе ее  «снятия» при  построении  проекта.  Креативность «пронизывает» собой весь процесс работы человека над проектом. Получаемый в итоге результат обладает существенной новизной и  нестандартностью как с позиции самого  автора проекта, так и его ближайшего окружения.

Построение профессиональных и жизненных проектов является действием, относящимся к высшей форме творческой активности человека. Посредством разработки и реализации проектов своей жизни человек наиболее полно выражает свой внутренний мир в единстве его интеллектуальных способностей, энергетических ресурсов, волевых возможностей, мировоззренческой направленности.  Обладание креативностью является глубинной характеристикой, априори присущей личности автора,  которую он в явной или неявной форме «передаёт» и  «транслирует» своим проектам. Свойственная креативности свобода в оценке альтернатив и осуществлении выборов сочетается при построении проекта жизни с высочайшей ответственностью его автора за своё будущее. В целом, говорить о  креативности профессиональных и жизненных проектов человека,  значит подчёркивать свойственную им нестандартность, нетипичность, преобразовательно-творческую природу как на процессуальном, так и на результативном  уровнях.

Закрепление связи профессиональных и жизненных проектов с реальностью как аспект созидающей роли личности автора в их построении нами увязывается со свойственной ему способностью отражать, фиксировать и воспроизводить реальный мир  на всех этапах их разработки и реализации. Данная связь, в соответствии с экзистенциальной традицией, закреплена в самой проектируемой сущности. По Ж.-П. Сартру [6], само бытие, а также весь духовный и повседневный мир личности, обладают атрибутом «самотождественности», которое не допускает разрыва границы между ними. «Бытие», в его понимании, выступает как непрерывный континуум «трансфеноменальной» реальности. Выбор сферы жизни как вектора построения профессионального или жизненного проекта всегда выступает реальным результатом «материализации»   некоторой неудовлетворённости личности  текущим состоянием своей жизни. Основу формирования данной неудовлетворённости составляет  ценностно-смысловая сфера, которая образует  своеобразный оценочный фильтр событий, происходящих в жизни человека или  только ожидаемых им.  Разработка профессиональных и жизненных проектов всегда предполагает опору на реальные возможности автора по его практической реализации.  Определением содержания и организационных параметров проекта своей жизни  он подтверждает реальность сформированных у него ресурсных возможностей, которые необходимы для   его реализации.   Можно говорить о том, что, выстраивая проект своей жизни, человек «дешифрует» свою внутреннюю реальность, достигая на этой основе большей связи проекта и объективной реальности.

В основе личностного опосредования лежит внутренний мир  личности автора, который занят   выстраиванием  профессионального или жизненного проекта. Можно предполагать, что значимую роль в нём выполняют когнитивные и эмоционально-волевые психические процессы, а также ценностные образования личности. Смысловая детерминированность состоит в том, что каждое явление, связанное с выстраиваемыми автором профессиональными и жизненными проектами, обладает  общим и личностным смыслом. Разрыв связи с реальностью превращает профессиональные и жизненные проекты в пустые прожекты, не обладающие шансами практического внедрения на практике. Особенно непродуктивным вариантом является навязывание  замысла или алгоритма реализации проекта, не совместимого с собственными интересами личности.

Уникальность личности  автора проекта проецируется на всю архитектонику выстраиваемых им профессиональных и жизненных проектов. Она  прослеживается    также в том,  что они существуют не изолированно друг от друга, а  образуют некоторое множество проектов жизни конкретного автора. Наряду с внутренней уникальностью образующих его элементов, данное множество обладает собственной уникальностью, которая связана с образованием некоторой иерархии проектов  по приоритетности их реализации.  Содержательный анализ показывает, что уникальность проекта обеспечивается рядом индивидуальных особенностей автора, к которым можно отнести:  интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, мотивационно-потребностные и  характерологические особенности человека.  Она транслируется как на каждый проект по отдельности, так и на всю систему проектов, относящихся к авторству конкретного субъекта.

 В целом, можно говорить о том, что личностный модус построения профессиональных и жизненных проектов позволяет увидеть созидательно-интегрирующую роль их автора, которая заключается в придании проектам движущей силы, в утверждении им целостности, в  обеспечении креативности,  в закреплении связи с реальностью и в  проецировании им своей уникальности.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Личностные особенности и детерминации социальных представлений // Идеи системности в современной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова. – М., 2005.
  3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 1999. – № 5. – С. 38-44.
  4. Кимберг А.Н., ЛузаковА.А.Личностные проекты: мотивационные, когнитивные и ситуационные детерминанты// Научный журнал Кубанской гос. академии управления, 2012. – № 78.
  5. Котова И.Б., Аветян А.М. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта  // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2013. – № 5. – С. 65-71.
  6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – С. 319-345.

Об авторе

Гусейнов Руслан Джангирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, директор Дербентского филиала Московского государственного гуманитарного университета  им. М.А.Шолохова

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Гусейнов Р.Д. Личность как интегратор профессиональных. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.