АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
УДК 159.99
Аннотация. В статье проводится анализ психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью. Анализируются основания для выделения типологии клиентов, раскрывается проблематичность имеющихся исследований.
Ключевые слова: психологическая помощь, психологические особенности, типология клиентов, обращающихся за психологической помощью.
Особенности условий, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, характеризуются кардинальными и постоянными изменениями, представляющими собой, по сути, кризисные ситуации социальной жизни. Эти ситуации априори являются трудными ситуациями для человека, факторами его невротизации, эмоциональной нестабильности, что, несомненно, с одной стороны ставит принципиально новые задачи, чем ситуации прежней жизни, а с другой стороны предъявляют к человеку определенные и совершенно иные требования в сторону повышения личной ответственности индивида за свою жизнь. В связи с этим, большое значение имеет оказание грамотной и эффективной психологической помощи.
Развитие практической психологии, в контекст которой формировались и совершенствовались различные формы и виды психологической помощи произошло относительно недавно. В России практическая психология как отдельный вид деятельности выделился в 80-х годах прошлого века, что, несомненно, определяет отношение людей к психологической помощи, влияет на психологическую культуру людей, определяет особенности обращения людей за психологической помощью. Эта особенность характеризуется противоречием между высокой потребность в психологической помощи в силу ряда объективных причин и низкой частотой обращения, обращением за психологической помощью только в критических и экстренных случаях, когда ситуация достигает состояния трудноразрешимой (С.Н. Костромина, Е.В. Зиновьева, А.В. Шаболтас). Противоречивость отношения к психологической помощи заключается в том, что, несмотря на заявленную высокую готовность обращаться за психологической помощью, оказавшись непосредственно у психолога, клиенты начинают избегать ее, отказываясь от сотрудничества с психологом (Р.Р. Попова, А.Н. Соболева). Исследования обнаруживают наличие множества негативных установок и стереотипов в отношении психологической помощи у российских клиентов, что определяется, в том числе, и низким уровнем психологической культуры всего российского общества. В совокупности, перечисленные противоречия оказывают влияние на эффективность оказания психологической помощи, и заставляют искать пути ее повышения, одним из которых является анализ психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью.
Знание психологических особенностей людей, которые обратились за психологической помощью, позволят:
1) четко выделять особенности психологических проблем, в соответствии с которыми можно определять наиболее эффективные направления и формы психологической помощи;
2) структурировать процесс оказания психологической помощи, начиная от планирования самой помощи, заканчивая выбором методических подходов и методов, адекватных для личности самого клиента.
3) разработать эффективную систему психологического просвещения, подходящего для каждого клиента, в соответствии с его социально-демографическими и индивидуально-психологическими особенностями.
Кроме того, систематизация знаний о психологических особенностях клиентов и соответствующих им запросов позволят структурировать обучение специалистов в этой области, повысит эффективность подготовки и переподготовки практических психологов, психологов-консультантов. это в свою очередь окажет влияние на развитие позитивной профессиональной идентичности практических психологов [3; 5].
Анализируя подходы к определению важности тех или иных индивидуально-психологических особенностей клиентов в рамках зарубежной психологии, следует указать на то, что психологическая помощь за рубежом сформировалась на основе основных психологических школ психоанализа, бихевиоризма, гуманистической и экзистенциальной психологии. Соответственно, круг проблем и личностных проблем клиента определяется теоретической концепцией, лежащей в основе практической психологической помощи.
Анализ исследований показывает, что выделение тех иных психологических особенностей, важных для процесса психологической помощи и ее эффективность, зависит от взгляда на структуру личности, специфику ее развития в онтогенезе, особенностей выделения движущих сил развития. Так, в рамках психоаналитического направления, важными для оказания эффективной психологической помощи особенностями клиентов являются механизмов защиты, взаимодействие между ид и супер-эго, личностными особенностями, определяемые характером прохождения всех стадий психосексуального развития и фиксацией на той или иной стадией (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн, А Грин, Винникот и др.). В рамках адлерианского направления, важным является степень развития чувства общности, стремления к превосходству, и комплексна неполноценности, вида компенсации, используемого человеком. А так же при организации процесса психологического консультирования важным является совпадение целей психолога и клиента, в противном случае, результат консультирования будет малоэффективен и оба участника процесса столкнутся с явлением «переноса», затрудняющим дальнейшее оказание психологической помощи (А. Адлер). Для последователей гуманистического направления значимыми психологическими особенностями являлась самооценка, картина мира клиента, формируемая в рамках его феноменологического поля, конгруэнтность, определяемая степенью соответствия опыта клиента и реальным состоянием ситуации (К. Роджерс), особенности преобладающей жизненной мотивацией и степенью ее осознанности (А. Маслоу). Представители экзистенциального направления, указывали на важность осознания экзистенциальной составляющей картины мира клиента, и особенности переживания экзистенциального вакуума, страха смерти, и одиночества (А. Лэнгле, В. Франкл, Л.А. Пергаменщик, И. Ялом и др.).
Таким образом, анализируя состояния исследований психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью в зарубежной психологии можно говорить об их огромном разнообразии, связанным с разнообразием теоретических подходов, на которых основана практика оказания психологической помощи. При этом, представители всех направлений подчеркивают важность исследования картины мира клиента, поскольку это позволяет работать в рамках тех стереотипов, установок, которые формируются у человека в том числе и на бессознательном уровне. Анализ картины мира клиента позволяет избежать сопротивления и защит в процессе оказания психологической помощи и делает ее более эффективной.
В традициях отечественной психологии, в отличие от зарубежных, понятие «психотерапии» и «психологической помощи» являются разделенными. Под психологической помощью понимается совокупность действий специалиста в области практической психологии по отношению к другому человеку, группе людей или самому себе, целью которых является создание условий для улучшения его/их психологического состояния, актуализации его/их внутренних ресурсов и повышения его/их личной, а в ряде случаев, и профессиональной эффективности, определяется совокупностью основных направлений профессиональной деятельности психолога. Основными направлениями психологической помощи традиционно указывались индивидуальное и групповое консультирование. Именно в рамках этих направлений практической психологии в отечественной психологии были реализованы исследования особенностей клиентов и созданы их типологии.
В зависимости от понимания целей психологического консультирования исследователям уделялось внимание там или иным психологическим особенностям. Так Г.С. Абрамова считает важным у клиента степень осознанности собственного поведения, спектра разнообразия поведенческих паттернов, что позволяет клиенту «…создавать осознанные нешаблонные способы действия, в соответствии с возможностями культуры и сохранять психологическое здоровье» [1, с. 186]. Схожей точки зрения придерживается Р. Кочюнас, который важными особенностями клиента считал наличие черт зрелой личности [8, с. 25-32].
А.Ф. Копьев большое внимание уделял уровню самозамкнутости личности, признаками которой являются страх самораскрытия, ощущения дискомфорта от глубинного и личностного общения [7].
С.А Капустин в соответствии с основной целью психологического консультирования выделяет степень развития оценочной позиции, разрушение которой позволяет человеку расширить свое сознание и спектр направление, способствующих самоопределению [6].
Наиболее цельно проблема изучения психологических особенностей клиента определена в исследованиях Н.Н. Обозова, поскольку основной задачей психолога является доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, что можно эффективно сделать только в той форме, которую человек готов принять. В связи с этим Н.Н. Обозовым была разработана типология клиентов и определены способы работы и поведения по отношению к разным типам клиентам [9]. Так по характеру запроса на психологическую помощь он выделят такие типы клиентов как:
- неуверенный в себе (цель обращения за психологической помощью – снятие с себя ответственности за принятие жизненно важных и необходимых решений);
- уверенный в себе клиент (цель обращения за психологической помощью- подтверждение его точки зрения на сложившуюся проблему);
- все знающий, доверяющий только себе (цель обращения за психологической помощью поиск собеседника);
- жаждущий «выговориться» (цель обращения за помощью – получение от психолога любви, принятия, сочувствия).
Кроме этого им выделены типы клиентов в зависимости от особенностей восприятия психических явлений, способу работы со своими проблемами, пола клиента, телосложения клиента.
Таким образом, в попытках систематизировать типы клиентов Н.Н. Обозов выделял социально-демографические, физиологические критерии, так же обозначаемые им критерии были обусловлены самой психологической проблемой.
В рамках отечественной практической психологии был введен термин «трудных клиентов» и описаны их индивидуально-психологические особенности как тех, кто обращается за психологической помощью в рамках индивидуального консультирования (Е.Г. Бельская), так и тех, кто работает в формате группового консультирования и тренинга (А.Е. Дружинин, А.Л. Замулин, И.А. Венщикова).
В русле систематизации и структурирования психологической помощи были сделаны исследования типов клиентов в зависимости от отношения к психологической помощи (А.Н. Соболева). Отношение клиентов к психологической помощи определяется совокупностью знаний, представлений о психологической помощи, и соответствующих этим знаниям и представлениям чувствам и эмоциям клиента по отношению к психологам и психологической помощи. При этом в зависимости от отношения клиенты подразделяются на адекватно относящихся (отношение соответствует реальности) и неадекватно относящиеся отношение не соответствует реальности).
Анализ исследований психологических особенностей клиентов, обращающихся за различными видами психологической помощи показал, что особняком стоят исследования, в которых выделяются отдельные стороны личности людей, получающих психологическую помощь. Так, В. Ж. Зуева в своих исследованиях показала, что смысловая организация половой идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью, характеризуется внутренней конфликтностью в восприятии себя как женщины. Ф.Г. Майленова отметила, что основными характеристиками клиентов, психологической помощи выступают коммуникативные трудности и нежелание принимать ответственность за значимые события в своей жизни. Г.И. Малейчук указывает на часто встречаемые в клинической практике тревожность, нарциссизм, зависимость, инфантильность и др.
Несмотря на кажущееся разнообразие в исследовании как отдельных качеств и сторон – психологических особенностей личности клиентов, так и попытки их систематизации, можно выделить следующие существенные недостатки имеющихся работ, позволяющие говорить о необходимости систематического и обобщенного анализа личности клиента, обращающихся за психологической помощью:
1. Разработка проблемы психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, носит практико-ориентированный характер, поскольку проводится, как правило, в рамках клинического опыта в психотерапии, психологическом консультировании, тренинговой работе.
2. Разнообразие методологических оснований, положенных в основу типологии клиентов, приводит не только к разнообразию выделяемых психологических особенностей, но и к их противоречивости.
3. Ограниченность выделенных особенностей личности клиентов анализом самоотношения; взаимодействия с окружающими людьми; общего функционирования в жизненном пространстве, способности управлять миром.
4. Стремление создать универсальную типологию клиентов не в зависимости от характера их психологического переживания, а в зависимости от доминирующих характеристик их личности, успешности в психотерапии, особенностей взаимоотношений с психологом и т.д.
5. Исследования ограничиваются анализом индивидуально-психологических особенностей клиентов, обращающихся в основном за индивидуальным и групповым консультированием и отсутствуют работы, посвященные особенностям клиентов, ориентированных на психопрофилактическую, психодиагностическую и другие направления психологической помощи.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: Академия, 1996. – 126 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. «Эмоциональное выгорание» как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. – № 2. – С. 25-27.
4. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.
5. Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Исследование особенностей содержательного аспекта профессиональной идентичности практических психологов // Прикладная психология и психоанализ, 2014. – Т. 2. – С. 2.
6. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии, 1993. – №5. – С.50-56.
7. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал, 1992. – № 1. – С. 33-48.
8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 150 с.
9. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. – 49 с.
Гурылева Любовь Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
e-mail:
Еремина Лариса Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
e-mail:
Нагорнова Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти
e-mail:
Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Анализ исследований психологических особенностей клиентов как фактора эффективности психологической помощи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.