СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
*Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №15-16-71005а/Ц
УДК 159.99
Аннотация. В статье рассматривается проблема поликультурной образовательной среды. Дается анализ подходов к пониманию данного явления. Предложена авторская модель поликультурной образовательной среды и представлено ее структурно-содержательное описание.
Ключевые слова: образовательная среда, поликультурное образование, модель поликультурной образовательной среды.
В условиях реализации одной из стратегических целей государственной политики в сфере гражданского воспитания подрастающего поколения – формирования единой гражданской нации, модель поликультурного образования должна отражать этносоциальную, этнополитическую структуру нашего общества.
Среда является источником разнообразного культурного опыта и представляет собой совокупный набор влияний. Элементы культуры в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания трансформируются в образовательный средовый ресурс. Качество окружающей среды зависит от качества средовых ресурсов. Чем большее количество фрагментов культуры будут преобразованы в образовательный ресурс, тем более богатой, с точки зрения воздействия, будет образовательная среда. Поликультурная среда исторически формируется путем взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных и региональных культур, многоообразных и разноликих, для которых не существует четких критериев, позволяющих личности выбрать одну или другую культуру в качестве духовного ориентира.
Автор статьи придерживается понятия образовательной среды, которая сформулирована А.В. Хуторским. Под образовательной средой он понимает «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика» [7]. Основные требования, которым должна отвечать сформированная образовательная среда, заключаются в следующем: обеспечен непрерывный процесс развития учащегося; существует наличие взаимосвязи между обучающимися и воздействиями воспитательного характера, которые осуществляются последовательно в рамках среды образования; обозначены четкие образовательные ориентиры; создан положительный эмоциональный фон.
На системе образования лежит значительная часть ответственности за то, чтобы каждого человека воспитать носителем определенной национальной культуры, знающим свои корни. Если он не сформировался в своей культурной национальной традиции, если не является носителем родной культуры, то он не способен уважительно относиться к другой культуре, видеть в ней интересное, ценное, чувствовать и понимать её, быть открытым для восприятия культуры других людей. И, более того, быть готовым и открытым для приобщения к ценностям родной культуры других людей, представителей иной национальной культуры.
Поэтому первая составляющая в формуле поликультурного образования – воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.
Формируя в ребёнке понимание того, что его родная культура является неразрывной частью общероссийской культуры и элементом мировой культуры, мы формируем в нём сознание гражданина России и гражданина мира. Он открыт всему лучшему, ценному в культурах других народов, знает иностранные языки.
Окончив школу или учреждение профессионального образования, став взрослым, он, оказавшись в любом уголке России и мира, будет ощущать себя комфортно, будет, если так можно сказать, культурно самодостаточным: он – носитель культуры своего родного народа, знает культуру других народов России и народов, живущих за пределами России.
Учёные считают, что исторически сложившееся разнообразие национальных и этнических культур создало благоприятные условия для диверсификации поликультурного образования, ставшего единственным возможным способом для создания в школах благоприятной социальной и психологической среды, в которой каждый ученик, независимо от идентичности, имеет равные возможности реализовать свои потенциальные способности в процессе обучения. В исследованиях по проблеме поликультурного образования учёными введено и такое понятие, как «поликультурное образовательное пространство», которое рассматривается как «система социальных институтов, функционирующих на основе их взаимодействия, характеризующаяся гуманистической направленностью, создающая условия для формирования «человека культуры» и его бесконфликтного вхождения в социум на основе культурной идентификации и принятия общечеловеческих культурных норм и ценностей. Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства выступает человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования связаны с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.
Многие исследователи проблем поликультурной образовательной среды считают, что её основными характеристиками являются: открытость, способность быстро реагировать на возникающие образовательные потребности человека и общества. Поликультурная среда призвана помогать учитывать особенности учащихся, принимать во внимание их культурную самобытность, способствовать более успешной адаптации учащихся к инокультурным условиям посредством образования. По мнению таких учёных, как Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова, поликултурная образовательная среда представляет собой личностное пространство, поскольку основным субъектом его реализации выступает ученик. Это пространство «диалога», потому что только диалогические отношения обеспечивают полнокровное взаимодействие различных субкультур.
Поликультурное образование предполагает рассмотрение культурных и воспитательных интересов различных национальных и этнических меньшинств и обеспечивает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями и акцентом на диалоге культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде [6].
Теоретический анализ научных исследований проблем образования в поликультурной среде позволяет рассматривать поликультурное образование как систему обучения и воспитания, при которой учащиеся на теоретическом и практическом уровнях овладевают системой знаний, умений и навыков, выработанных в рамках нескольких культурных картин мира с присущими им научно-рациональными, этносоциальными, этнопсихологическими, религиозно-конфессиональными и языковыми особенностями [8].
Поликультурное образовательное пространство школы, как специально организованная среда, определяет направленность, динамику, характер, степень и глубину процессов социализации и индивидуализации всех субъектов образовательного процесса. Моделирование поликультурной образовательной среды представляет собой развивающуюся сеть взаимодействий всех субъектов образования разного типа и уровня, учитывает насыщенность ее культурами разных народов. Целью моделирования поликультурного образования является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Для эффективного использования возможностей, которые предоставляет поликультурная образовательная среда, авторами в ходе исследования, была разработана модель поликультурной образовательной среды (рис.1).
Рис.1. Модель поликультурной образовательной среды
Методологической основой предложенной модели является культурологический и полисубъектный/диалогический подходы. Модель представляет собой целостное образование, включающее совокупность структурных и функциональных компонентов. Структурными компонентами являются: субъекты поликультурной образовательной среды; поликультурная внутренняя и поликультурная внешняя среды, а также технологии поликультурного образования и воспитания.
Школьная образовательная среда являет собой совокупность различных материальных средств образования и межличностных отношений, сложившихся между администрацией, преподавателями, учащимися и родителями. Все они представляют собой образовательную среду в процессе своего функционирования. Образовательная среда, в свою очередь, влияет на каждого из них. Каждый участник образовательного процесса в школьной среде, осуществляя свою деятельность, использует пространственно-предметные элементы среды в контексте социальных и социо-культурных отношений. Субъектами поликультурной образовательной среды школы являются обучающиеся – коренные жители и дети-мигранты, их родители, педагоги, представители разныхкультурных групп социума. В процессе взаимодействия субъекты поликультурной образовательной среды оказывают на нее воздействие, в то же время образовательная среда воздействует на каждого субъекта [9].
Поликультурная внутренняя среда включает основные и вспомогательные среды. К основным средам следует отнести обучающую, воспитывающую и развивающую среды, поскольку без них не возможен образовательный процесс. Воспитание в поликультурной среде, будучи социально и психологически обусловлено полиэтническим характером взаимодействия в современном мире, выступает фактором преодоления разобщённости народов, объединения их усилий по пути к прогрессу. Оно выражает идею межкультурного взаимодействия в содержании образования ценностей различных этнических систем. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
Предполагая учёт культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, поликультурное воспитание предусматривает:
– адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
– взаимодействие между людьми с разными традициями;
– ориентацию на диалог культур;
– отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов [6].
Изучая развивающий потенциал образовательной среды, многие авторы отмечают её вариативность. Например, Е.А. Ходырева, принимая во внимание свойство образовательной среды, определяет соответствующий её тип следующим образом: «Вариативная образовательная среда – это такой тип отношений между образовательными институтами и образовательными программами, который позволяет реализовывать различные варианты развития человека, общностей, проживающих на данной территории, и образовательных систем» [цит. по: 1]. Поликультурная образовательная среда можетразвиватьу учащихся такие качества, как патриотизм,толерантность; способствовать освоению школьниками основных принципов межкультурноговзаимодействия и межнационального общения вполикультурнойсредесовременной России.
Для реализации вышеназванных основных сред используются вспомогательные среды: информационная, социализирующая и коммуникативная.
Так, информационная составляющая среды в контексте нашего исследования предполагает достоверность представления информации в развитии межэтнических отношений в государстве. Этот факт отмечен в Концепции государственной политики Российской Федерации и предполагает, что информационная среда, в том числе и информационно-образовательная, должна обладать способностью преобразовывать и содержательно реализовывать взаимодействие между народами страны, обогащать политический потенциал общества, а также выполнять функции урегулирования межнациолнальных конфликтов, способствовать формированию нравственных качеств и норм поведения, соответствующих культурным традициям общества [5].
Понятие «социальная среда» в широком смысле подразумевает макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности. В узком смысле слова в число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения.
Социальная среда в контексте понимания «личность – среда» предполагает, прежде всего, что конкретная личность развивается в конкретных общественных отношениях. С учётом того, что личность существует в четырех сферах жизнедеятельности – семейной, профессиональной, культурно-досуговой, общественной, её социальное пространство конкретно обозначено, в связи с чем ставится задача подготовки личности для успешного её функционирования именно в этих сферах жизнедеятельности. Сила среды, воздействующей на личность в социуме, может быть или детерминирующей, или индифферентной, или перевоспитывающей и т. д.
Таким образом, связь «человек – окружающие условия» еще не есть феномен поликультурной среды. Для его осуществления необходимо взаимодействие, которое выражает воздействие одного на другое и соответствующее восприятие такого воздействия. Последнее должно проявиться в социальных преобразованиях, носящих печать индивидуальности субъекта в его взаимодействии с окружающей средой. В этом и состоит «социальность» среды, ее общественно значимый характер.
Компонентами взаимодействия могут быть и сами люди, и вещественные элементы среды, но их «социальность» приобретает смысл лишь тогда, когда они поставлены между индивидами, дополняя и конкретизируя их отношения.
Коммуникативная среда предполагает непрерывное взаимодействие субъектов образования с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Изучение иных культур, их особенностей и закономерностей позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с её представителями, а также может существенно изменить и отношение к собственным культурным ценностям. Рассматривая коммуникативные уменияв качестве содержательного элемента поликультурной среды школы, мы можем определить их как готовность и способность понять и быть понятым другими, адекватное отражение контекста общения, владение различными стилями общения и умение их применять в соответствии с ситуацией, способность ориентироваться в сложной динамике межличностных отношений.
На состояние внутренней поликультурной образовательной среды влияют внешние среды:
1) уровень экономического развития страны/региона;
2) социальная политика государства/региона;
3) интеллектуальный потенциал общества/социума;
4) региональная культура;
5) исторические традиции и т. п.
Анализ понятия «поликультурная среда» в её историческом и пространственном аспектах позволил выделить особенности многонационального региона и рассмотреть поликультурную среду в нашем исследовании как духовно богатую атмосферу деловых и межличностных контактов, определяющих кругозор, стиль мышления и поведения субъектов, включенных в неё, стимулирующую в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям; развитие позитивного взаимодействия между людьми, группами, культурами, представляющими различные этносы, культуры, религиозные конфессиии т. п.
Важное место во внешнем поликультурном пространстве приобретают ресурсы всемирной сети Интернет. Возможности Интернета рассматриваются нами как особый способ изучения поликультуры в условиях глобального образования, как средство межкультурного общения.
Рассматривая многоаспектное понятие образовательной среды, следует акцентировать внимание на том, что не надлежаще рассматривать ее как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу», но необходимо – в качестве индивидуальной среды для каждого обучающегося, среды для формирования собственного «образа Я», создания условий для самоактуализации обучающегося, его личностного роста и т.д.
Технологии поликультурного образования и воспитания – это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами поликультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий. Первый тип – это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др. Второй тип технологий – это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учётом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии. Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся. Это работа по вариативным образовательным программам для тех, кто хочет изучать родной язык, или культуру другого народа; участие в деятельности культурных обществ; учебно-исследовательские задания [4]. Особую роль играют интерактивные и проблемно-поисковые образовательные технологии, в ходе которых школьники приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае учащийся становится субъектом педагогического процесса, который строится при конструировании его непосредственного опыта.
В соответствии с этим, в русле современных подходов к образованию учитываются интересы и предпочтения личности, которая может не только действовать в соответствии с предъявляемыми ей социокультурными образцами, но и обучаться и воспитываться «вопреки» этим образцам. К.Д. Ушинский отмечал, что в основании «особой идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» [3].
В результате образование становится акцентированным на том, чтобы помочь человеку осознать и обогатить своё «Я», найти своё место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание. Средоориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой. В контексте рассмотрения образовательной среды наиболее перспективным будет обращение к «теории возможностей» Дж. Гибсона. Вводя категорию возможностей, автор акцентирует внимание на активном начале человека-субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие [2]. Вследствие того, что целью образования выступает развитие нравственной, самодеятельной творческой личности, ученик становится активным творческим развивающимся субъектом учебного процесса, чему способствует правильно и рационально организованная поликультурная образовательная среда.
В настоящее время идет активная дискуссия, посвящённая рассмотрению вопроса о сущности и содержании образовательного процесса, об условиях и среде, в которой происходит процесс обучения и развития, то есть образовательной среде, особенно в поликультурном пространстве.
Литература
- Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и опреление понятия // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:(дата обращения: 12.07.2015).
- Исаев И.Ф., Ильинская И.П. Проблема методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде / Научные ведомости БелГУ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/problema-metodologicheskih-osnovaniy-formirovaniya-lichnosti-shkolnika-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede#ixzz3fhd45RTu(дата обращения: 12.07.2015).
- Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Вопросы психологии, 1993. – № 1. – С. 13-23.
- Концепция развития системы языковой, социальной и культурной интеграции детей мигрантов средствами московского образования // Pandiaweb. Социальная сеть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.pandia.ru/text/78/109/3590.php(дата обращения: 12.07.2015).
- Макулов С.И. Информационно-образовательная среда средней общеобразовательной школы и ее потенциальные возможности для формирования поликультуры школьников // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:(дата обращения: 12.07.2015).
- Хакимов Э.Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ, 2009. – № 3. – С. 189-191.
- Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 12.07.2015).
- Чупалова Д.Г. Развитие поликультурного образования в многонациональной школе (на материале начальных школ республики Дагестан) / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Махачкала, 2005.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Куликова Татьяна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
e-mail:
Куликова Т.И. Структурно-содержательная модель поликультурной образовательной средырофилактика подростковой агрессивности в условиях средней школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.