ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматривается исследование, при интерпретации которого, доказано, что арт-терапия является эффективным средством профилактики подростковой агрессивности в условиях средней школы.
Ключевые слова: подростки, агрессия, профилактика, тревожность, арт-терапия.
Проблема агрессивности в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики [6].
Психологи Р. Бэрони Д. Ричардсон считают, что «агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное» [1, c. 29].
По мнению С.Н. Дубинина, «агрессивность служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, но в то же время, может формировать отрицательные черты характера» [2, с. 43].
Агрессивный ребенок является членом классного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений, микроклимат классного коллектива, его нравственные ценности влияют на формирование личности ребенка, на особенности его поведения и межличностные взаимоотношения со сверстниками [4, с. 105]. Поэтому, организуя и проводя профилактическую работу с агрессивными детьми в школе, на наш взгляд, эффективно использовать методы и приемы группового арт-терапевтического взаимодействия. При этом необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения агрессивности ребенка, как действенный компонент воздействия на личность.
Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития [3, с. 42]. Именно поэтому арт-терапию будет эффективно использовать в школе.
Цель нашей работы: профилактикаподростковойагрессивности.
Предметом исследования является использование методов арт-терапии как средства профилактики агрессивности детей в школьной среде.
Мы предположили, что если составить и реализовать в школе программу арт-терапевтической работы, которая будет иметь системный характер, то она может стать эффективным средством профилакти кидетскойагрессивности.
Нами было проведено исследование уровня агрессивности на базе МБОУ ООШ № 33 пос. Первомайского Красноармейского района. В нем приняли участие 20 учащихся в возрасте 10-12 лет.
Для того, чтобы оценить уровень агрессивного поведения была проведена методика, разработанная психологами Б. Бассоми Р. Дарки [5, с. 384]. На наш взгляд является актуальным использовать этот опросник в нашем исследовании для диагностики агрессивных реакций. Представленная методика хорошо показывает обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления ребенка всоциальнойсреде. Результаты опроса в группе представлены на рисунке 1.
Рис.1. Результатыдиагностикиагрессивности подростков
Из рисунка видим, что высокий уровень враждебности наблюдаетсяу 13 респондентов. Значит, реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий, присуща 65% испытуемых. Часто у таких детей может возникать чувство подозрительности в диапазоне от недоверия и осторожности поотношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Высокий уровень агрессивности наблюдается у 75% исследуемых (15 респондентов). Из этого следует, что поведение ребят характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Им характерно выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Такие дети всегда готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, отличаются вспыльчивостью, грубостью.
Для профилактики агрессивного поведения нами была составлена и реализована психокоррекционная программа.
Цель программы: профилактика агрессивности с помощью методов арт-терапии.
Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:
- создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия;
- обучение способам выражения своих чувств;
- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия;
- актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.
- повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтеыреса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
- позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального – что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
- приобретение навыков рефлексии;
- создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
- как результат – снижение агрессивности, ее профилактика
Работапопредложеннойпрограммеарт-терапевтических занятий проводилась систематично в течение полугода с 26 октября по 14 мая 2015 г еженедельно.
Программа составлялась при консультации психологов Давлетовой А.И., Алексеевой О.А. и на основе работ Копытина А.И., Свистовской Е.Е., Киселевой М.В., Лебедевой Л.Д., Ремшмидт Х.
По результатам реализации программы, мы ожидали получить:
Продолжительность занятия:40-60 минут.
Количество подростков в группе: 7-20 человек.
Для проведения занятий использовались различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей – старые журналы, репродукции, фотографии, диски с музыкой. Для театрализованных представлений (перфоманса) – грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.
Структура занятий
Первый этап. Настрой.
Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа – подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» («каракули Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.
Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.
Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.
Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.
Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.
Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, агрессия, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.
Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.
Пятый этап. Рефлексивный анализ
Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я».
Для подтверждения того, что программа профилактики агрессивности методами арт-терапии является эффективной, было проведено повторное исследование.
По методике Б. Басса и Р. Дарки, повторно оценили уровень агрессивного поведения детей. Результаты повторного опроса в группе представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки
Из рисунка видим, что высокий уровень враждебности наблюдается у трех респондентов. Значит, реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий, присуща всего 15% испытуемых.
Высокий уровень агрессивности наблюдается также у 15% исследуемых (3 респондента). Из этого следует, что поведение этих ребят характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений.
Результаты первичного и повторного исследования значительно отличаются друг от друга. Об этом свидетельствует данные по критерию Фишера. Данные по выборкам по U-критерию Манна-Уитни (U=0) отличаются при любой вероятности допустимой ошибки.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что программа профилактики методами арт-терапии показала значительное снижение агрессивных тенденций и негативных психических состояний детей.
Агрессивность в школьной среде – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социально-психологическая проблема, которая нуждается в решении. Проведенное исследование показывает, что с детьми необходимо проводить профилактическую работу в школе, направленную на предупреждение и коррекцию агрессивности.
Наиболее эффективный метод профилактики агрессивности – арт-терапия.
Составленная психокоррекционная программа профилактики методами арт-терапии позволяет в условиях школы воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.
Мысформироваликомпетенциивсфересамосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностнуюипредметнуюрефлексию.
Из вышесказанного следует, что программа показала свою эффективность. Мы рекомендуем ее использовать в школах с целью профилактики агрессивности, формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности.
Литература
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
- Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков // Среднее профессиональное образование, 2010. – № 4. – С. 41-44.
- Копытин А.И. Арт-терапия. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
- КопытинА.И. Практикумпоарт-терапии. – СПб., 2011. – 448 с.
- ПлатоновЮ.П. Основыэтническойпсихологии: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2013. – 452 с.
- Соловьева О.В., Гнидин О.П. Особенности агрессивности заключенных и правопослушных граждан: сравнительный анализ и психологическая профилактика. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.03.2015).
Кравченко Нина Викторовна – магистрант 1-го года обучения направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование ООП «Управление образовательной организацией» филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани, РФ.
Научный руководитель Давлетова Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани.
e-mail:
Кравченко Н.В. Профилактика подростковой агрессивности в условиях средней школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.