ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
УДК 159.923
Аннотация. В статье раскрывается проблема готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Показаны результаты и анализ диагностики личностно-целевого (мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого), информационно-гностического (познавательного и операционного) и рефлексивно-оценочного компонентов готовности.
Ключевые слова: старшеклассник, выбор профессии, диагностика, критерии и показатели готовности.
Демократические перемены в современной России обусловили трансформацию рынка труда, повлекшие за собой резкую переориентацию с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие. Радикальная смена профессиональных приоритетов привела к дезориентации личности в пространстве рынка труда. Особенно в трудном положении оказываются выпускники школ, которым предстоит выбрать путь продолжения своего образования и, соответственно, будущую профессию.
Исследование данной проблемы является одним из перспективных направлений педагогической психологии. Значимость формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии раскрыта и в федеральных нормативно-правовых актах Российской Федерации: Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (1996); в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. В качестве ведущей цели выступает «совершенствование трудового воспитания старшеклассников на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора» (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.).
В этой связи требуется глубокое осмысление сущности понятия «осознанный выбор», «готовность к осознанному выбору профессии», выявление оптимальных условий для формирования готовности учащегося к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Проблема готовности к осознанному выбору будущей профессии к настоящему моменту не получила должного освещения в психолого-педагогической литературе. Однако теоретическому осмыслению различных аспектов выбора профессии способствуют научные труды, предметом изучения которых выступают различные аспекты выбора профессии: социальный (И.Н. Назимов, М.Н. Руткевич, М.Х. Титм, В.Н. Шубкин), психофизиологические и медико-биологические аспекты (В.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, И.Д. Карцев, Е.А. Климов, И.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Р.В. Овчарова, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников), педагогический (П.П. Блонский, Е.А. Казакова, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, А.Э. Попович, В.А. Сухомлинский, А.П.Чернявская, С.Т. Шацкий), психологический (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, А.Г.Лидерс, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова и др.).
Проблема готовности к выбору профессии исследована в трудах Ю.В. Казелецкого, О.И. Ларичева, Н.Ф. Наумовой, О.В. Овчинниковой, Н.В. Пилипко, И.А. Ревиной, Е.В. Шелобановой и др.
Изучению понятия осознанного выбора будущей профессии и самопознания большое внимание уделено в работах В.А. Аникеева, А.Г. Асмолова, А.Н. Даванова, А.В. Мудрика, М.В. Ретивых, Н.С.Пряжникова, С.Г. Тумаковой, С.А. Дружилова, С.Н. Чистяковой.
Педагогические условия, руководство процессом выбора профессии обобщены и представлены в работах Ю.П. Аверичева, Л.В. Ботяковой, Е.Д. Варнаковой, Ю.К. Васильева, А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, А.Я. Наина, А.И.Постоваловой, В.Л. Савиных, А.Д. Сазонова, Г.Н. Серикова, С.Н. Чистяковой и др.
Таким образом, отдельные аспекты проблемы раскрыты в достаточно полной мере, однако, вряд ли правомерно можно считать, что проблема формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, решена окончательно.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил заключить, что осознанный выбор будущей профессиональной деятельности предполагает осмысление старшеклассником позитивных и негативных аспектов профессии, к которой он испытывает интерес и возможность в результате этого осмысления сделать свободный выбор. А готовность к осознанному выбору представляет собой сложное психическое действие, которое направленно на построение и глубокое, всестороннее осмысление альтернатив профессионального выбора и обусловлено рядом факторов, в числе которых факторы общественного воздействия на мотив выбора профессий, факторы личного характера и факторы, диктуемые рынком труда.
Экспериментальной базой исследования стали 9-11 классы школы №1 г. Будённовска Ставропольского края. Выборка составила 152 старшеклассников, из них 81 человек – экспериментальная и 71 – контрольная группы [3].
Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 год. Диагностический этап эксперимента проходил в 2010-2011 г. Диагностика проводилась исходя из выделенных нами компонентов готовности студентов к осознанному выбору будущей профессии: личностно-целевой (мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой подкомпоненты), информационно-гностический (познавательный и операционный подкомпоненты) и рефлексивно-оценочный компоненты. В основу разработки диагностического инструментария легли работы И.И. Кобзаревой, Е.Л. Берладиной [2] , Я.С. Сунцовой [1], О.С. Поповой [5] и др.
На основе анализа литературы по данной проблеме мы выявили следующие критерии сформированности готовности к осознанному выбору будущей профессии у старшеклассников [4]:
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, мотивов, связанных с дальнейшим способом получения будущей профессией.
- самостоятельность, инициативность, удовлетворенность от наличия обоснованного профессионального плана.
- готовность и стремление получать, искать и перерабатывать информацию о мире профессий; овладение знаниями, умениями и навыками для освоения той или иной выбираемой профессии.
- сформированность умений прогнозировать будущую профессиональную деятельность, моделировать всевозможные трудовые ситуации с учётом особенностей выбранной профессии; опора на положительное в трудовой деятельности;
- самооценивание, знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, владение способами самодиагностики и саморазвития, знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями.
Так, мотивационно-ценностный подкомпонент нами диагностировался при помощи таких методик, как «Мотивы выбора профессии» (по С.С. Гриншпуну) и опросник «Кем быть?» (Н.С.Пряжникова).
Полученные в ходе применения данной методики результаты отражены в таблице №1.
Таблица № 1
Показатели мотивов выбора профессии (по С.С. Гриншпуну)
Мотивы |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Престижная профессия |
29 |
31 |
Материальное благополучие |
36 |
34 |
Деловой характер |
17 |
21 |
Творческая реализация в труде |
18 |
14 |
Представим графически полученные данные:
Рис.1 Показатели мотивов выбора профессии (по С.С. Гриншпуну) (экспериментальная группа)
Рис.2. Показатели мотивов выбора профессии (по С.С. Гриншпуну) (контрольная группа)
Таким образом, в общей массе главным требованием старшеклассников к избираемой профессиональной деятельности, материальное благополучие и престижность. Несомненно, такой подход к выбору будущей профессии является навязанным современным обществом не гарантирует того, что учащийся впоследствии будет морально удовлетворен своим выбором.
Для уточнения мотивационно-ценностного подкомпонента мы использовали опросник Н.С. Пряжникова «Кем быть?». Результаты исследования отражены в таблице№2.
Таблица №2
Показатели опросника «Кем быть» (по Н.С. Пряжникову)
№ |
Группы профессий |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1. |
Странствие |
6 |
5 |
2. |
Наука |
1 |
2 |
3. |
Медицина |
3 |
2 |
4. |
Торговля |
10 |
11 |
5. |
Служение Богу |
1 |
2 |
6. |
Инженеры |
1 |
1 |
7. |
Героический труд |
0 |
0 |
8. |
Артисты |
7 |
5 |
9. |
Рабочие |
5 |
6 |
10. |
Юристы |
18 |
17 |
11. |
Тяжелое пр-во |
1 |
1 |
12. |
Экономика |
13 |
11 |
13. |
Творцы |
2 |
3 |
14. |
Домашнее хоз. |
0 |
1 |
15. |
Управление |
17 |
15 |
16. |
Сельское хоз. |
7 |
8 |
17. |
Педагоги, психологи |
3 |
5 |
18. |
Гор. Транспорт |
5 |
5 |
Представим графически полученные данные:
Рис.3. Показатели опросника «Кем быть?» Н.С. Пряжникова
Анализ результатов данной методики показал, что большинство старшеклассников в обеих группах предпочитают деятельность в сфере управления, экономики и юриспруденции. В процессе проведения обобщающей беседы, было выявлено, что интерес школьников к ряду профессий был обусловлен их популярностью и высокой оплачиваемостью.
При этом было обнаружено, что о специфике многих профессий учащиеся имели смутное представление. В частности, весьма отдаленные представления старшеклассники имели о достоинствах деятельности в сфере науки, педагогики и психологии, ярко выраженный негатив и скептицизм был проявлен в отношении труда и творческих профессий.
Сказанное подтверждает необходимость более тщательной работы со стороны школьных психологов и педагогов в области расширения представлений старшеклассников о мире профессий.
Эмоционально-волевой подкомпонент готовности к выбору будущей профессии мы исследовали посредством следующих методик: «Карта интересов» (по А.Е. Голомштоку), «Тест интересов и склонностей» (по С.И. Вершинину) и методики определения типа личностной направленности (по Дж. Голланду). Результаты исследования на данном этапе представлены в таблицах №3, №4, №5.
Таблица №3
Показатели уровня выраженности интереса к профессиональной деятельности
Вид проф. деятельности |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Биология |
2 |
1 |
География |
0 |
1 |
Геология |
0 |
1 |
Медицина |
5 |
6 |
Легкая и пищевая промышленность |
7 |
5 |
Физика |
2 |
1 |
Химия |
1 |
0 |
Техника |
1 |
1 |
Электро- и радиотехника |
1 |
1 |
Металлообработка |
2 |
1 |
Деревообработка |
1 |
1 |
Строительство |
8 |
6 |
Транспорт |
2 |
3 |
Авиация, морское дело |
0 |
1 |
Военные специальности |
1 |
2 |
История |
0 |
1 |
Литература |
0 |
1 |
Журналистика |
3 |
2 |
Общественная деятельность |
1 |
1 |
Педагогика |
0 |
1 |
Юриспруденция |
24 |
23 |
Сфера обслуживания |
23 |
21 |
Математика |
0 |
1 |
Экономика |
7 |
7 |
Иностранные языки |
2 |
4 |
Изобразительное искусство |
1 |
2 |
Сценическое искусство |
4 |
3 |
Музыка |
1 |
1 |
Физкультура и спорт |
1 |
1 |
Представим графически полученные данные:
Рис. 4. Показатели уровня выраженности интереса к профессиональной деятельности
Исследование показало, что самой предпочитаемой профессиональной деятельностью является юриспруденция, экономика и сфера обслуживания, в частности, туристическая деятельность. При проведении уточняющей беседы мы установили, что многие учащиеся при таком выборе руководствуются тем, что данные профессии сегодня чрезвычайно популярны, престижны и весьма прибыльны. Считаем уместным подчеркнуть, что другие из перечисленных профессий также обладают рядом преимуществ, однако современные школьники не осведомлены об этом в должной мере.
В процессе выявления степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности нами проводился «Тест интересов и склонностей» (С.И. Вершинина). При проведении эксперимента с использованием данной методики мы получили следующие результаты.
Таблица №4
Показатели интересов и склонностей (по С.И. Вершинину)
Тип профессий |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
|
Человек – природа |
6 |
5 |
|
Человек – техника |
28 |
30 |
|
Человек- человек |
45 |
41 |
|
Человек-знаковая система |
9 |
11 |
|
Человек – художественный образ |
3 |
3 |
Представим графически полученные данные:
Рис. 5 Показатели интересов и склонностей по С.И. Вершинину (экспериментальная группа)
Рис. 6 Показатели интересов и склонностей по С.И. Вершинину (контрольная группа)
Резюмируя полученные результаты, отметим некую закономерность в способностях старшеклассников: наиболее высокий процент в обеих группах отмечен в таких типах профессий, как «Человек-человек» и «Человек-техника», что говорит о социальной и технической направленности современной молодёжи. Значительно меньшее количество старшеклассников проявляет интерес и способности к творческим профессиям.
Далее нами проводилась методика определения типа личностной направленности, разработанная Дж. Голландом. Её целью является изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности. Ученый выделяет шесть типов личности, в числе которых реалистичный, артистичный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и интеллектуальный типы.
Результаты исследования представлены в нижеследующей таблице №5.
Таблица №5
Показатели профессиональной направленности личности
Тип личности |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Реалистичный |
23 |
21 |
Аристократичный |
12 |
9 |
Социальный |
18 |
22 |
Конвенциональный |
10 |
12 |
Предприимчивый |
21 |
24 |
Интеллектуальный |
16 |
14 |
Представим полученные данные графически.
Рис. 7. Показатели профессиональной направленности личности
Выявление степени сформированности готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии на уровне информационно-гностического компонента нами осуществлялось в двух направлениях: диагностике параметров на уровне операционного и познавательного подкомпонентов.
Определить операционный подкомпонент позволило использование ряда методик, в числе которых «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардова, методика В. Смекала и М. Кучера «Направленность личности. Результаты исследования отражены в следующих таблицах №6, №7.
Таблица №6
Показатели интересов и склонностей
Тип профессий |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Человек – природа |
6 |
5 |
Человек – техника |
28 |
30 |
Человек- человек |
45 |
41 |
Человек-знаковая система |
9 |
11 |
Человек – художественный образ |
3 |
3 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 8 . Показатели интересов и склонностей
На данном этапе эксперимента мы обратились к методике изучения личностной направленности В. Смекала и М. Кучера.
В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты.
Таблица №7
Показатели направленности личности
Направленность личности |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Деловая направленность |
45 |
42 |
Личностная направленность |
35 |
37 |
Направленность на взаимодействия |
30 |
30 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 9. Показатели направленности личности
Реализация исследования на уровне познавательного подкомпонента включала использование ряда методик, определяющих профессиональные способности старшеклассников.
Приведем результаты в таблице №8
Таблица №8
Показатели способностей «Владение словом»
Уровень способностей |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Способности отсутствуют |
1 |
0 |
Низкий уровень |
25 |
21 |
Средний уровень |
67 |
62 |
Высокий уровень способностей |
17 |
27 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 10. Показатели способностей «Владение словом»
В процессе проведения нами совокупности методик, определяющих способности старшеклассников к тем или иным видам профессиональной деятельности, мы получили следующие результаты:
Таблица №9
Показатели способностей старшеклассников
Наиболее выраженные способности |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Вычислительные способности |
11 |
14 |
Критический анализ |
18 |
17 |
Коммуникативно-организаторские способности |
33 |
34 |
Эмпатические тенденции |
13 |
13 |
Владение словом |
15 |
12 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 11. Показатели способностей старшеклассников
Отметим, что до проведения методик, мы предложили учащимся указать, какими из перечисленных способностей, по их мнению, они обладают. Результаты опроса представлены в таблице №10.
Таблица №10
Показатели первоначального представления старшеклассников об их профессиональных способностях
Наиболее выраженные способности |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Вычислительные способности |
5 |
17 |
Критический анализ |
25 |
8 |
Коммуникативно-организаторские способности |
21 |
37 |
Эмпатические тенденции |
24 |
16 |
Владение словом |
25 |
12 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 12. Показатели первоначального представления старшеклассников об их профессиональных способностях
Сравнивая показатели Таблицы №9 и Таблицы №10, мы видим существенную разницу в осознании учащимися своих способностей и их реальными возможностями. Такая разница в показателях свидетельствует о низкой осведомленности старшеклассников о своих способностях, о мире профессии и требований к ним.
Рефлексивно-оценочный компонент сформированности готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии в нашем исследовании изучался с помощью методики изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
Итак, результаты проведения данной методики представим в таблице №11
Таблица №11
Показатели статусов профессиональной идентичности
Уровни сформированности профессиональной идентичности |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Неопределенное состояние профессиональной идентичности |
29 |
30 |
Сформированная профессиональная идентичность |
13 |
11 |
Мораторий (Кризис выбора) |
25 |
23 |
Навязанная профессиональная идентичность |
33 |
36 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 13 Показатели статусов профессиональной идентичности
Анализ результатов показал, что лишь незначительный процент девятиклассников имеет достаточный уровень профессионального самосознания.
В процессе исследования мы так же использовали методику В.Б.Успенского.
Таблица №12
Показатели сформированности профессиональной идентичности
Уровни сформированности профессиональной идентичности |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Неготовность |
21 |
24 |
Низкая готовность |
39 |
38 |
Средняя готовность |
29 |
29 |
Высокая готовность |
11 |
9 |
Представим полученные данные графически:
Рис. 14 Показатели сформированности профессиональной идентичности
Проведение данной методики позволило установить, что на уровне рефлексивно-оценочного компонента учащиеся как экспериментальной, так и контрольной группы демонстрируют низкий процент готовности к выбору дальнейшего профессионального развития.
В целом, оценивая результаты диагностики, мы получили следующие данные.
Таблица №13
Общий уровень сформированности готовности к осознанному выбору профессии
Группы |
Уровни готовности к осознанному выбору будущей профессии (%) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Экспериментальная группа |
5,5 |
17,8 |
31,2 |
Контрольная группа |
5,1 |
18, 7 |
29,6 |
В контрольной и экспериментальной группах преобладает низкий уровень готовности к осознанному выбору профессии (29,6 и 31,2). Это учащиеся у которых профессиональное намерение неясно. Они не имеют представления о мире профессий, отсутствует мотивация к выбору, индивидуально выраженные ценностные ориентаций. Учащиеся неспособность принять самостоятельное решение, преобладает частая смена взглядов на будущую профессию. У них отсутствует стремление к поиску информации о профессиях, отсутствует или слабо выражена способность моделировать возможные ситуации в будущей трудовой деятельности; отсутствует четкое представление о своих способностях и склонностях.
На втором месте учащиеся со средним уровнем (18,7 и 17,8). Им нравится определенная профессия, однако они не имеет четкого представления о требованиях к ее овладению. Таким учащимся свойственно наличие ценностных ориентаций и мотивов, самостоятельность, инициативность, готовность искать и перерабатывать информацию о мире профессий; опора на положительное в трудовой деятельности; адекватная самооценка, знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
На третьем месте, и таких детей не много (5,1 и 5,5), с высоким уровнем готовности к осознанному выбору профессии. Учащимся свойственна уверенность в правильности выбора профессии и намечены пути профессионального развития, ярко выраженные мотивы и цели, связанные с дальнейшим способом получения будущей профессии. Эмоционально они испытывают удовольствие от наличия обоснованного профессионального плана. Учащиеся стремятся к овладению знаниями, умениями и навыками для освоения той или иной выбираемой профессии. У них сформированы умения прогнозировать будущую профессиональную деятельность; моделировать всевозможные трудовые ситуации с учётом особенностей выбранной профессии; владение способами самодиагностики и саморазвития; представление о необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями.
Таким образом, диагностика показала, что готовность учащихся к осознанному выбору будущей профессии в основном находится на низком или среднем уровне. В соответствии с этим мы должны говорить о дальнейшей работе педагога-психолога в этом направлении: разработке и реализации программы формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Литература
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 112 с.
- Кобзарева И.И., Берладина Е.Л. Психологическое сопровождение развития личности старшеклассников в условиях профильного обучения. – Элиста, 2010. – 162 с.
- Микаэлян Д.А. Психологическая поддержка личности в процессе её профессионального самоопределения: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2010. – С.13-15.
- Микаэлян Д.А. Особенности формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М., 2013. – №18. – С. 270-273.
- Попова О.С. Психологическое сопровождение старшеклассников в процессе профессионального образования. – М.: МПСУ, 2013. – 284 с.
Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».
e-mail:
Микаэлян Диана Арменовна – заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске.
e-mail:
Кобзарева И.И., Микаэлян Д.А. Диагностика готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.