СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ) ПРИ РАССМОТРЕНИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923
Аннотация. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения.
Ключевые слова: самореализация личности, системно-структурный подход, синергетика, самоорганизующаяся система, динамическая смысловая система, многомерный мир человека, смысловая сфера личности, смысловая реальность.
При рассмотрении самореализации личности как процесса и как результата, необходимо учитывать то, что мы рассматриваем сверхсложную систему – личность. Система эта взаимодействует с другими людьми и социумом. Таким образом, при рассмотрении таких сложных систем как личность необходимо учитывать знания о саморазвитии и самоуправлении систем, нужен новый метод и язык описания, позволяющий представить разные группы процессов как некоторое целостное образование. Базой для такого метода мог бы послужить системно-структурный подход (синергетический). Рабочими понятиями такого подхода являются понятия элементов и связей. Системно-структурный подход ориентирует исследователя на изучение объекта с позиций взаимодействия его элементов.
Мы отдаем себе отчет, в том, что некоторые качества человека не могут быть выражены на языке связей и элементов. Например, чувства, эмоции, самосознание человека выступающие как сложные качества, которые невозможно описать на языке структурных теорий, и тем более на него нельзя переложить такие особенности, как индивидуальное своеобразие, неповторимость человека, его субъективный мир. Однако это ни сколько не умаляет возможностей данного метода, а лишь демонстрирует необходимость его дальнейшей разработки и приспособления к нуждам наук о человеке.
Синергетика – это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т.д.). Основная задача этого междисциплинарного направления научных исследований, возникшего в70-егг. XXв., – познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. «В рамках синергетики изучается такое совместное действие отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация – возникают макроскопические, пространственные, временные или пространственно-временные структуры, причем рассматриваются как детерминированные, так и стохастические процессы» [19, с.4].
Термин «синергетика» ввел Г.Хакен (Штутгартский университет, ФРГ). Он происходит от греческого «synergeia» – совместное или кооперативное действие. Иными словами, рассматривается процесс самоорганизации, происходящий в системах, состоящих из большого числа составляющих, и определяющийся совокупным кооперативным действием. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения. «Процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» [19, с.5].
Синергетика исследует принципы эволюции сложных, открытых, динамичных систем, т.е. описывает класс систем и процессы, подпадающие под феномен самореализации. Развитие является процессом самоорганизующимся. Сам процесс жизнедеятельности обуславливает самодвижение, самодетерминацию субъекта и соответственно расширяет спектр возникающих на жизненном пути противоречий. Процесс самореализации человека, как правило, происходит в социальном окружении, где человек является центром этой системы. Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, то есть представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Самореализация приобретает продуктивный характер тогда, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [12-15]. Соответственно, феномен самореализации должен рассматриваться в свете синергетической парадигмы.
Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Исходя из этого, необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития.
Итак, проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук. Очевидно, что проблема самореализации должна рассматриваться в системе наук о человеке. Проблема самореализации личности, бывшая ранее прерогативой философского исследования, является современной, сверхсложной психологической проблемой.
Понятие системы как психологической категории, было заложено еще Л.С.Выготским, который, рассматривал динамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания. Вдальнейшем А.Г.Асмолов, развивая положения Л.С.Выготского, использовал понятие динамической смысловой системы для обозначения многомерной системной организации смысловых образований. Эта система, по А.Г.Асмолову, характеризуется собственной внутренней динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между ее составляющими. Являясь производной от деятельности человека и его позиции, динамическая смысловая система выражает содержательные характеристики личности как целого и выступает единицей ее анализа [3].
Рассматривая человека, его личность и бытие как сложные системы, большинство исследователей исходят из общенаучного определения понятия системы как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство [18]. В качестве основных характеристик системы выделяются: целостность, структурность, иерархичность, взаимообусловленность системы и среды, множественность описания. При этом психологические системы характеризуются такими специфическими особенностями как динамичность, самоорганизация и целеустремленность. Данные характеристики нашли свое отражение в таких сложно организованных системах как «многомерный мир человека» А.Н. Леонтьева, «жизненные миры» Ф.Е. Василюка, «смысловая сфера личности» Б.С. Братуся, «смысловая реальность» Д.А. Леонтьева и др.
В.Д. Шадриков, характеризуя психологическую систему как специфическую, указывает на временной компонент, обуславливающий ее функционирование. Это система «… развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функций» [цит. по 15, с. 121].
По мнению В.Е. Клочко, для того, чтобы психика выступала объектом психологического исследования, необходимо, что бы предметом психологии являлась психологическая система. Психологическая система при этом обладает такими особенностями, какими не обладают другие системы, а именно системные качества не только порождаются в подобных системах, но и отражаются ею, что позволяет данным системам проводить процесс саморегуляции [10]. Принцип системной детерминации был положен В.Е. Клочко в основу разработанной им теории самоорганизующихся психологических систем. В данной теории сам человек понимается как психологическая система. Определение особого психологического пространства, обозначенным вслед за А.Н. Леонтьевым как «многомерный мир человека», позволило преодолеть противопоставление внутреннего и внешнего [11, с. 7-15]. По словам В.Е. Клочко, человек, понимаемый как целостная психологическая система, выступает в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность [11]. При этом смыслы понимаются В.Е. Клочко как особые системные и сверхчувственные качества предметов, намечающие границы многомерной системы «человек». Именно они, являясь шестым измерением мира человека, определяют поле сознания и делают мир реальным.
А.Ю. Агафонов, рассматривая человека как смысловую модель мира, определяет человека как пересечение «четырех смысловых сфер (биосфера, когнитивная сфера, социальная сфера, духовная сфера) в континууме пространства и времени, и объединение этих сфер в континууме их атрибутов» [1, с. 128]. Сам человек, как индивид обладает телесностью, целью активности которой является выживание. Человек как субъект обладает сознанием, активность которого заключается в познании. Как личность, человек обладает социальностью, целью которой является адаптация. Человеку как индивидуальности присуща духовность, целью которой является творчество. При этом сам смысл понимается Агафоновым как уникальный психический продукт, такой, каким является человеческая жизнь, «сознательный опыт каждого человека» [1, с.14].
Системный подход для исследования самореализации предлагает Э.В. Галажинский. Опираясь на основные положения подхода В.Е. Клочко, он рассматривает исторические вехи в становлении проблематики самореализации личности, с точки зрения развития системности в науке.
Самый «нижний», досистемный уровень – это уровень непосредственного, простого знания, рассмотрение предмета исходя из него самого, «предметоцентризм». Психология начала свою историю с этого уровня. Она считала своим предметом сознание и пыталась понять его назначение, структуру и принципы работы, не выходя за пределы самого сознания (интроспекция). Ни о какой самореализации личности речь вообще не шла [15]. Примерно в это же время в психологии началась «бархатная» революция – состоялся ее выход «за пределы сознания», сменился предмет науки.
Разрешение внутренних противоречий науки стадии «предметоцентризма» закономерно обусловливает возникновение первого, собственно системного определения предмета науки [4-7]. Другое дело, что этой «дозы» системности может хватить для первичной постановки проблемы, ее объективации, но может не хватить для решения.
Литература
- Агафонов А.Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000.
- Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии, 1998. – № 7. – С. 170–178.
- Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии, 1983. – № 3. – С. 118–125.
- Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 4. – С. 235-239.
- Волков А.А. Специфические особенности смысловой сферы личности в профессиональном контексте / А.А. Волков // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2015. – № 1. – С. 325-330.
- Волков А.А., Волкова В.М. Проблема системного психологического исследования личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. –№ 3. – С. 159-164.
- Волков, А.А. Личность в ценностно-смысловой интерпретации // Гуманизация образования, 2013. – № 1. – С. 23-27.
- Долженко В.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2001. – 153 с.
- Занюк, С. Психология мотивации / Серия «Новейшая психология». – Вып. 7. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.
- Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул, 1995. – № 3–4. – С. 104–113.
- Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журн. – Томск, 1998. – № 8–9. – С. 7–15.
- Коростылева Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. – Вып. 4. – СПб., 2000.
- Коростылева Л.А., Королева, Н.Н., Маркелова В.А. Об особенностях внутреннего мира подростка //Тез. докл. 3-й междунар. конференции «Ребенок в современном мире». – СПб., 1996.
- Коростылева Л.А. О субъективных стратегиях самореализации // Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). – М., 1997.
- Коростылева Л.А. Самореализация личности как психологическая проблема // Вестник СПбГУ. – 1998. – Сер. 6. – Вып. 4. (№ 21).
- Коростылева Л.А., Коржова Е.Ю., Королева Н.Н. Развитие потенциала педагога и личности учащегося. – СПб., 1996.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. – М., 1986.
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии "ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет»
e-mail:
Волков А.А. Системно-структурный подход (синергетический) при рассмотрении самореализации личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.