ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологической безопасности личности, интенсивно развиваемой в современной психологии. В ней рассмотрен новый ракурс проблемы, возникающий в условиях всемирной глобализации, перемещения значительных масс населения на новые для их этноса территории проживания. Происходящее при этом смешение социокультурных и лингвистических традиций приводит к широкому спектру нежелательных психологических и социальных последствий. На основе содержательного анализа проблемы авторами обозначена значимость установления теоретических и практических подходов к обеспечению защищённости языковой личности от нежелательных трансформаций сознания, утраты способности к пониманию и продуктивному использованию концептов иных этнокультур. Данное состояние, обозначаемое термином «лингвистическая безопасность личности», характеризуется в качестве одного из важнейших пластов безопасности человека. Специфика его обеспечения, согласно авторской трактовке, основана на преодолении негативных изменений языковой личности в условиях её соприкосновения с иными этнокультурными образованиями. Показано, что лингвистическая безопасность личности характеризуется ярко выраженным психологическим аспектом. Определены особенности психологической безопасности вторичной языковой личности в условиях освоения иноязычного лингвистического опыта. Делается вывод, согласно которому её обеспечение должно основываться на разработке психологической концепции лингвистической безопасности личности.
Ключевые слова: феномен безопасности, угрозы безопасности, психология безопасности, лингвистическая безопасность, социокультурный опыт, картина мира, языковая личность, вторичная языковая личность, психолингвистические и социопсихолингвистические процессы, этнолингвофункциональные рассогласования личности.
Безопасность, образуя одну из важнейших граней и стержневой показатель жизненного благополучия, сохраняет свою неиссякаемую значимость на протяжении всей истории цивилизационного существования человечества. Возможно, это обусловлено достаточной уязвимостью человека, его способностью реализовывать полноценную просоциальную активность только при наличии необходимого минимума безопасности. Данное положение в полной мере относится не только к единичному субъекту, но и к социальным группам, сообществам и объединениям различного организационного уровня и функционального назначения. В условиях сохранения множества древних и появления новых, ранее не известных или доселе не столь масштабных для общества угроз вопросы безопасности приобретают особое значение, новые оттенки понимания и повышенную остроту востребования.
Признание значимости феномена безопасности сделали его не только индивидуальной и общесоциальной ценностью, но и объектом достаточно пристального интереса со стороны представителей научного сообщества. В результате, его проблема прочно вошла в исследовательское пространство предметных областей философского, социологического, политологического, экономического, правового, педагогического и психологического знания. Это позволило позиционировать безопасность среди базовых научных категорий, очертить рамки общенаучной трактовки её понятия, определить основные векторы междисциплинарной и узкодисциплинарной разработки. Можно признать, что проблемы безопасности в своей интерпретации достаточно быстро прошли путь от уровня элементарной потребности человека до уровня базового принципа социальной практики и научных построений.
В психологии интерес к безопасности обозначился с точки зрения исторической перспективы развития науки уже значительный период времени назад. Имея массовый характер, он реализовывался в контексте различных научных школ и течений [1, 5]. Однако самостоятельную предметную область – психологию безопасности – он образовал относительно недавно. Развиваемое в её рамках понимание ключевой категории «безопасность» на текущий момент подразумевает рассмотрение особой проекции на психику субъекта ситуативно-личностной оценки уровня подконтрольности ему субъективно значимых условий жизнедеятельности. Данная проекция воспроизводится в форме ощущения, чувства, представления или переживания безопасности на основании целостной интеграции человеком её объективного и субъективного (потребностного, ценностно-смыслового) ракурсов. Утвердилось понимание того, что вне зависимости от формы представления в психике человека безопасность продуцирует состояние субъективной защищённости (и иных ассоциативно близких ей состояний – стабильности, порядка и т.д.), обеспечивающее позитивный эмоциональный фон, а также поддерживает неснижение во времени способности субъекта к продвижению в направлении главной для него жизненной цели. Будучи существенно чувствительной к экзо- и эндогенным влияниям, проекция безопасности на психику человека функционирует в качестве достаточно динамического образования. Вместе с тем, несмотря на это, согласно фрактальной концепции [15], она сохраняет некоторую константу, позволяющую субъекту вновь и вновь воспроизводить идентификационные и самоидентификационные признаки глубинного личностного смысла индивидуальной концепции безопасности. Формируя на своей основе некоторый тип безопасности личности, данная концепция в самых трагичных обстоятельствах жизнедеятельности поддерживает приверженность субъекта ключевым для него приоритетам безопасности: для одних – это здоровье, для других – материальное благополучие, для третьих – душевное благополучие и т.д. Концепция безопасности человека, достраиваясь при возникновении различных ситуаций угрозы безопасности сообразно требованиям актуального ситуационно-средового контекста, обеспечивает уникальность его текущего поведения [2, 14].
В современной психологической науке в зависимости от природы объекта – носителя безопасности выделяют социальную или личную безопасность, наличие двусторонней связи между которыми не позволяет при построении целостной концепции безопасности ограничиваться рассмотрением только первой или второй разновидности. Однако достаточно длительное игнорирование в обществе и в науке интересов безопасности отдельного человека побуждает в настоящее время сосредоточиться на разработке психологических проблем именно личной безопасности. Сложность структурной организации человека обусловила необходимость содержательного анализа нескольких пластов его личной безопасности. Используя в качестве каркаса классификации структуру человека по Б.Г. Ананьеву, мы может включить в неё проявления индивидной (физической), субъектной (психической), личностной (психологической) и индивидуальной (душевной) безопасности. Учёт в структурной организации человека уровня универсума, обозначенного В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым [8], вводит в план психологического анализа особенности его духовной безопасности. При этом индивидный пласт безопасности раскрывается на основе изучения особенностей ощущений, субъектный – чувств, личностный – субъектных представлений, душевный – переживаний ценности различных аспектов безопасности поведения и личности. Рассмотрение духовной безопасности, в нашем понимании, предполагает раскрытие её сакральных аспектов, связанных с высшими смыслами и глубинными ориентирами безопасности жизни. Многообразие планов жизненной реализации человека позволило рассматривать психологические аспекты его безопасности в разных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, военной, туристско-рекреационной и т.д.) [4, 7, 9 и др.]. Полученные результаты способствовали констатации универсальности феноменологии безопасности и обусловленности её специализации предметным содержанием проблем, возникающих в каждой конкретной сфере. Особый, как нам представляется, план безопасности человека образует его лингвистическая безопасность.
Обращение к проблемам обеспечения лингвистической безопасности характеризуется высокой значимостью в условиях, происходящих по всему миру процессов глобализации и неконтролируемого увеличения объёмов миграционных потоков. На земле уже практически не осталось мест, которые не были бы освоены пришельцами – носителями иных для аборигенов языка, культуры, традиций и обычаев. Отмечающееся при этом невольное соприкосновение разного видения мира, иных смыслов и языковых средств далеко не всегда приводит к возникновению позитивных эффектов (становлению плюрализма мнений, обогащению культурного опыта, укреплению толерантности, появлению множественности восприятий картин мира). Отсутствие взаимного понимания и уважения со стороны коренных жителей территорий и переселенцев способно спровоцировать появление между ними тлеющих противоречий и открытых конфликтов по решению как отдельных частных, так и базовых вопросов построения совместной жизнедеятельности. Ситуация усугубляется тем, что чисто социальная несовместимость может сопровождаться, по наблюдениям исследователей [6], негативными изменениями во внутреннем плане носителей различного социокультурного опыта. Объяснение возникающих при этом психических и социально-психологических эффектов требует построения психологической концепции лингвистической безопасности.
Отметим, что введение в научный оборот термина «лингвистическая безопасность (лингвобезопасность)» произошло совсем недавно. Выделение его феноменологии осуществляется в чисто лингвистическом предметно-проблемном поле и увязывается с необходимостью развития лингвобезопасности как новой научной дисциплины прикладного языкознания [3, с. 81]. Однако, проблема, с нашей точки зрения, имеет ярко выраженный психологический аспект и, соответственно, требует решения с использованием средств психологической науки.
На сегодняшний день уже сложились достаточно серьёзные научные предпосылки для разработки психологической концепции лингвистической безопасности. Этому непосредственным образом способствуют результаты исследований, связанных с выявлением психологических особенностей субъекта овладения иностранным языком [10, 11, 12, 13]. Они позволили установить, что овладение иностранным как чужим языком сопровождается «погружением» субъекта в новую языковую среду, которая открывает ему возможность интеграции в соответствующий ей социум. Этому способствует приобретение субъектом иноязычного обучения лингвистической гибкости и сензитивности к определённой этносоциокультурной реальности. Вместе с тем, было зафиксировано, что интенсивное приращение познавательного плана субъекта, свойственное процессу овладения новым для него лингвистическим и социокультурным опытом, сопровождается определёнными психологическими дисфункциями в структуре оформившейся у него языковой личности. Переход сознания на мультиплицитное восприятия картин мира, усвоение чуждых лингвистических структур, принятие несвойственных родной культуре социальных ценностей, перестройка в соответствии с чужими традициями поведенческих и коммуникативных норм – всё это, по мнению исследователей, создаёт благоприятные условия для размывания национальной и личностной идентичности субъекта. В результате, он претерпевает трансформацию потребностной сферы, лишается устойчивых социокультурных и внутриличностных ориентиров, получает противоречивую систему ценностей, испытывает рассогласование в оценочно-смысловой сфере и т.д. Обозначенные проявления свидетельствуют о нарушении психологической безопасности субъекта овладения иностранным языком, делающем его уязвимым различным индуцированным извне информационным воздействиям. Вышесказанное видится актуальным также в контексте разработки идей формирования и развития вторичной языковой личности субъекта освоения иноязычного лингвистического опыта. В собственно личностном аспекте изучающий иностранный язык подвергается активному воздействию норм культурной и языковой социализации иного языкового сообщества. Качества языковой личности оказываются тем глубже в семантическом и содержательном планах, чем более многоязычной она является. Многомерное видение мира, присущее индивиду, владеющему несколькими пластами лингвистического опыта, делает его личность в большей степени языковой в сравнении с «одноязычной» личностью. При этом случаи одновременного овладения (владения) несколькими, в том числе разносистемными языками, приводящими к полиглоссии, имеют, скорее, психологические профили отклоняющихся личностей, свойства которых не только отличаются от нормального индивидного развития, но граничат с личностными аномалиями различной этиологии. Следовательно, в разбалансировке множественного овладения иноязычным лингвистическим опытом существует реальная угроза нарушения лингвистической безопасности личности, имеющей сугубо психологические или даже психические основания и механизмы.
Очевидно, что психологические характеристики, построенные в отношении субъекта овладения иностранным языком, раскрывают частный случай этнолингвофункциональных трансформаций в структуре полилингвокультурной языковой личности. Однако они с высоким уровнем когерентности могут экстраполироваться на описание общего плана психологических последствий языковых изменений, происходящих с субъектом в ситуации замещения многих элементов его ментальной картины мира любыми инонациональными компонентами. Утрата им ряда этнокультурных опор в сознании делают языковую личность сензитивной негативным влияниям чуждых для неё ценностей и моделей поведения. Теоретическим основанием поиска путей противодействия подобной экспансии, увеличивающей вероятность появления этнолингвистического негативизма и агрессии, представляется построение психологической концепции лингвистической безопасности человека.
Обозначая общие подходы к построению подобной концепции, уточним, что под лингвистической безопасностью нами понимается такое состояние языковой личности, которое характеризует её защищённость от любых нежелательных трансформаций сознания и неснижение во времени способности к исчерпывающему пониманию, уважительному отношению и продуктивному оперированию концептами иных для неё этнокультур. Контролируя нарушения языкового развития личности, лингвобезопасность основывается на культивировании позитивных и нейтрализации негативных психосоциолингвистических и психолингвистических процессов, а также профилактике, нивелировании и переводе в позитивное русло угроз, разрушительных применительно к её этнопсихолингвистической норме. Мы предполагаем, что содержательное построение концепции лингвобезопасности должно предполагать разработку и интенсивное использование в качестве производных для неё концептов «культура безопасности», «контроль безопасности», «управление безопасностью» и т.д. Наиболее продуктивными для решения подобных задач представляются средства системного подхода в сочетании с принципами детерминизма и единства сознания и поведения.
В целом, лингвистическая безопасность представляет собой мегаконцептуальный феномен, поддержание которого предполагает учёт многих психологических аспектов современной языковой личности, развивающейся в условиях соприкосновения общегосударственного и других языков. Находясь на страже этнолингвофункциональных рассогласований личности, лингвобезопасность обеспечивает её нормальное функционирование в пространстве, изменённом чуждыми языковыми и социокультурными конструктами. Построение её концепции предполагает привлечение ресурсов системного подхода в сочетании с принципами детерминизма и единства сознания и поведения субъекта.
Литература
- Благодырь Е.М. Безопасное поведение человека: предметно-категориальное содержание в истории психологической науки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 1. – С. 322-326.
- Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал, 2011. – Т. 4. – С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru(дата обращения: 10.06.2015).
- Карабулатова И.С. Современная евразийская языковая личность как новая проблема лингвобезопасности в эпоху глобализации и миграций // Национальные приоритеты России, 2014. – № 2. – С. 80-84.
- Ковдра А.С. Особенности формирования временной перспективы безопасности личности студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2012. – № 2. – С. 141-148.
- Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld, 2011. – Т. 20. – № 2. – С. 25-26.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences, 2013. – № 2. – С. 140-142.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал, 2012. – № URL: http://ppip.idnk.ru(дата обращения: 10.06.2015).
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
- Татьянченко Н.П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих: дис. … канд. психол. наук. – Сочи, 2008. – 239 с.
- Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии, 2002. – № 30. – С. 30.
- Тылец В.Г. Современные проблемы психологии обучения иностранным языкам // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал, 2014. – № 4. – С. 9. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 10.06.2015).
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2008. – № 3. – С. 317-321.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 3. – С. 186-189.
- Тырсикова А.Д. Представления о безопасности как основа поведения человека в незнакомых и сложных ситуациях // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2010. – № 3. – С. 395-398.
- Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies, 2015. – №2 (6). – P. 48-57. (In Russian) – doi: 10.13187/ejps.2015.6.48.
Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail:
Краснянская Татьяна Максимовна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail:
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоритические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.