ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА

  

УДК 159.316.6

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа структур интегральной индивидуальности матерей и отцов. При поэлементном анализе были установлены различия в родительском поведении отцов и матерей. На основе полученных данных, был сделан вывод о природной и социальной обусловленности родительских позиций. В результате системного анализа не было выявлено различий между матерями и отцами. Данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на природные различия и условия, в которых происходит социальное научение, в целом структуры интегральной индивидуальности у отцов и матерей не различаются, у них равная возможность успешного формирования продуктивного родительства и воспитания гармоничной, полноценной личности ребенка.

Ключевые слова: системный подход, продуктивное родительство, теория интегральной индивидуальности, материнство, отцовство.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Феномены материнства и отцовства являются одними из наиболее востребованных и популярных областей исследования прикладной психологии. Многие современные исследователи посвящают этой проблеме целые годы своей научной жизни. В то же время, мы можем говорить о проблеме родительства как об одной из наиболее сложных и мало изученных областей современной психологии. А те многочисленные исследования, которые посвящены проблемам семьи, родительства, детско-родительских отношений чаще имеют редукционистский характер и рассматривают материнство и отцовство лишь с какой-либо одной позиции или ракурса, не имея, при этом, целостного, системного видения картины явлений материнства и отцовства.

Также, необходимо отметить, что семья представляет собой уменьшенную копию общества. И поэтому, в настоящее время в российской семье также, как и в обществе, наблюдается кризис, который сопровождается огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, ростом количества случаев жестокого обращения с ребенком, диффузной сменой внутрисемейных ролей. Современные мужчины и женщины, становясь родителями, зачастую оказываются не готовы к этой роли, не готовы брать на себя ответственность за своих детей и принимать адекватные решения в процессе воспитания, и, поэтому, не способны создавать и поддерживать условия для гармоничного развития личности ребенка. В период взросления у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходит осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, так называемые «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, быть первым, лучшим, интерес к коллективным формам деятельности.

Все это делает задачи исследования материнства и отцовства актуальными и приоритетными. А также создает необходимость изучить их именно с точки зрения системного подхода как одного из основных и главных принципов современной науки, который, в отличие от редукционистского подхода, дает возможность комплексно исследовать материнство и отцовство и выстроить целостную картину формирования и развития этих феноменов.

Наше исследование основано на методологических принципах и положениях системного подхода к изучению структур интегральной индивидуальности материнства и отцовства в русле психологической школы В.С. Мерлина и В.В. Белоуса. 

В современной психологической науке сложились два основных подхода к исследованию индивидуальности человека: редукционистский и интегративный. Редукционистский подход рассматривает индивидуальность с точки зрения одномерного пространства, поэлементно, изучая лишь одну ее сторону.

Но в современной отечественной психологии развивается и иной подход. Его представители не сводят все многообразие внутрисемейных типов и отношений к отдельным правилам, закономерностям и схемам. Интегративный подход рассматривает различные области изучения психологии, в том числе и внутрисемейные системы в более широком контексте отношений и связей, изучает индивидуальность в совокупности всех имеющихся свойств, взаимовлияющих и взаимообогащающих друг друга.

Примером такого интегративного подхода является созданная В.С. Мерлиным [8], базирующаяся на системном подходе, возникшая в Пермской научной школе, теория интегральной индивидуальности, которая по настоящее время продолжает активно исследоваться и развиваться в рамках Пятигорской научной школы психологии полиморфной индивидуальности под руководством профессора В.В. Белоуса [4].

Благодаря научным исследованиям и открытиям В.С. Мерлина [8], Б.Г. Ананьева [1], В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой [4, 6] стали возможными исследования различных объектов действительности, в том числе и таких категорий, как отцовство и материнство с позиции системного подхода. Системный подход рассматривает изучаемые феномены с точки зрения многообразия и, в то же время, в единстве разноуровневых свойств, которые являются важными, необходимыми для формирования продуктивных качеств и свойств материнства и отцовства. В Пятигорской научной школе данное направление активно разрабатывают Е.Е. Басанова [5, 9], исследовавшая особенности структур интегральной индивидуальности стабильных и нестабильных супружеских пар и влияние особенностей структур интегральной индивидуальности супругов на развитие личности ребенка [2]; В.Д. Поклонская [10], которая изучала особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников в зависимости от ценностных ориентаций, Е.С. Колесникова [7], исследовавшая проблему влияния семейного воспитания на интегральную индивидуальность старших дошкольников.

Системное исследование феноменов материнства и отцовства проводилось в период с 2013 по 2015 годы под нашим руководством и послужило основой магистерской диссертации А.Е. Алябьевой [3]. Экспериментальной базой исследования являлись:

Базовая общеобразовательная школа Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске.

Кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом для мамы» Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви, Московский Патриархат.

Респондентами выступили 64 родителя, а именно, 30 отцов и 34 матери детей старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 64 взрослых.

Методический инструментарий представлен комплексом методик, позволяющих изучить интегральную индивидуальность родителей на различных ее уровнях:

- опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова позволил исследовать нейродинамический уровень интегральной индивидуальности;

- опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой был нацелен на изучение психодинамического уровня в структуре интегральной индивидуальности материнства и отцовства;

- опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой был направлен на исследование личностного уровня интегральной индивидуальности родителей;

- опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, позволил исследовать материнство и отцовство на социально-психологическом уровне интегральной индивидуальности.

С помощью представленных методик было проведено статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности матерей и отцов по отдельным и интегральным показателям нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней.

Нейродинамический уровень.

По результатам поэлементного анализа, выполненного с помощью t-критерия Стьюдента, выявлены статистически значимые различия по следующим показателям нейродинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов:  «Экстраверсия/интроверсия» при уровне достоверности p≤0,05 и «Ригидность/пластичность» при уровне достоверности p≤0,01 (табл. 1).

Статистически значимые различия по показателю «Экстраверсия/интроверсия» свидетельствуют о том, что матерям в большей степени, нежели отцам,  присуща открытость, дружелюбие, общительность, склонность к растрачиванию собственной энергии, концентрацией интереса женщин к внешним объектам и их психологической ориентацией на внешний мир. Тогда как мужчины проявляют себя более замкнутыми, стремящимися к уединенному поведению, имеют склонность к накоплению энергии и направлению ее на мир внутренний. В контексте детско-родительских отношений данный факт подкрепляется и результатами наблюдения: чаще всего именно матери взаимодействуют с учебными учреждениями общего и дополнительного образования, берут на себя большую нагрузку в организации и поддержании взаимодействия с внешними субъектами и объектами своих детей.

Данное утверждение подтверждается и выявленными значимыми различиями по  следующему показателю «Ригидность/пластичность». При этом, в мужской группе данный показатель значительно превышает его же в женской группе. Это говорит о большей способности женщин к смене видов и темпов своей деятельности, более легкому и быстрому переключению своего внимания, способности к адекватной перестройки функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения во внешнем мире. У мужчин, наоборот, наблюдается сниженная, по сравнению с женщинами, переключаемость и приспособляемость в ответ на изменения требований среды.

У матерей значительно больше разнообразных обязанностей, чем у отцов, поэтому матерям приходится адаптироваться к частой смене деятельности и объектов внимания.

По показателю «Темп реакции» статистически значимых различий не было выявлено, но намечена тенденция, которая указывает на вероятно более высокий темп реакции в группе матерей, чем в группе отцов, что означает большую скорость протекания различных психических реакций, таких как скорость речи, интенсивность жестикуляции, быстрота реагирования, у женщин по сравнению с мужчинами.

Таблица 1

Статистическое сравнение свойств нейродинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов

Исследуемые группы

Показатели нейродинамического уровня интегральной индивидуальности

Экстраверсия/

интроверсия

Ригидность/

пластичность

Эмоциональная возбудимость/

уравновешенность

Темп

реакции

Активность

Матери

13,97

11,12

13,65

11,68

14,06

Отцы

11,20

13,83

11,60

9,63

12,77

T-критерий

Стьюдента

-2,04

-2,45

1,59

1,73

1,15

р≤

0,05

0,01

-

-

-

Из таблицы 1 видно, что по показателям «Эмоциональная возбудимость/уравновешенность» и «Активность» статистически значимых различий между мужчинами (отцами) и женщинами (матерями) выявлено не было.

Это указывает нам на то, что личные особенности возникновения сильных эмоций, уровень самоконтроля, возможность возникновения аффектов, а также наличие настойчивости иди деятельностного отношения к чему-либо гендерной маркировки не имеют.

Психодинамический уровень.

Статистическое сравнение свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Статистическое сравнение свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов

Иссле-дуемые группы Показатели психодинамического уровня интегральной индивидуальности
Блок чувствительности Блок эмоционального принятия

Блок поведенческих проявлений эмоц-го

взаимодействия

Способ-ность восприни-мать состояние ребенка Понима-ние причин состоя-ния Способ-ность к сопережи-ванию Чувства, возникаю-щие во взаимо-действии с ребенком Безус-ловное приня-тие Отноше-ние к себе как к родите-лю Преоблада-ющий эмоц-ный фон взаимодейст-вия Стремле-ние к телес-ному контакту Оказание эмоцио-нальной поддерж-ки Ориентация на сост-е реб-ка при построении взаимод-я Умение воздейст-вовать на состояние ребенка
Матери 4,38 4,37 3,84 4,01  4,24  3,93 3,67   4,06  3,94  3,64  3,84
Отцы 6,53 3,97 3,70 3,84 3,81  3,67  3,52  3,82  3,81  3,33  3,66

T-критерий

Стьюдента

1,29 2,62 0,76 1,07 2,85  1,54  0,8  1,54  0,84  1,98  1,15 
р≤ - 0,01 -

-

 0,01 0,05 

 

Было установлено, что вблоке чувствительности по показателю «Понимание причин состояния» ,обнаружены статистически значимые различия между мужской и женской группами при уровне достоверности р≤0,01. В среднем, данный показатель и в материнской (4,37), и в отцовской (3,97) группах выше среднего значения (3,85) и значительно выше критериального значения (3,2), представленных автором методики. Но в материнской группе данный показатель существенно выше, чем в отцовской.

Это говорит о высокой степени выраженности данного качества у матерей, другими словами, женщины способны лучше чувствовать настроение своего ребенка, его отношение к другим людям, матерям понятны чувства детей и их желания.

По двум другим показателям данного блока, а именно «Способность воспринимать состояние ребенка» и «Способность к сопереживанию» значимых различий в мужской и женской группах выявлено не было. Что говорит нам о том, что и отцы, и матери в равной степени способны сопереживать своему ребенку, поддерживать его в трудностях, разделять его радости, эмоционально «заражаться» состоянием и настроением ребенка.

В блоке эмоционального принятия были выявлены статистически значимые различия при уровне достоверности р≤0,01 по показателю «Безусловное принятие». В материнской группе данный показатель составил 4,24, что существенно выше данных отцовской группы (3,81). У отцов данный показатель также оказался ниже среднего значения, представленного автором методики (3,84).

Это говорит о большей способности к безусловному принятию своего ребенка у матерей. Для женщин характерны такие проявления, как любовь и нежность к ребенку даже при плохом его поведении, отсутствие стыда за его поступки и радость, отсутствие усталости от общения с ним. Тогда как на отношение мужчин к своим детям оказывает большое влияние общественное мнение, поведение ребенка, а также собственное состояние и настроение самого мужчины при контакте с детьми.

По остальным показателям блока эмоционального принятия, а именно, «Чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком», «Отношение к себе как к родителю» и «Преобладающий фон взаимодействия» статистически значимых различий обнаружено не было.

Это указывает на то, что и отцы, и матери в равной степени могут принимать свои родительские роли и справляться с ними, способны обучать, воспитывать ребенка, эффективно контактировать и взаимодействовать с ним.

В третьем «Блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия», по показателю «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» между материнской и отцовской группами выявлены статистически значимые различия при уровне достоверности р≤0,05.

В данном случае также можно отметить, что в женской группе показатель значительно выше, чем в мужской, что указывает на то, что у матерей степень выраженности этой характеристики существенно больше, чем у отцов. Иными словами, женщины больше ориентированы на состояние своего ребенка, являются более чуткими к его настроению и самочувствию. Большее внимание уделяют здоровью ребенка и распорядку его дня. Мужчины же, при построении взаимодействия с детьми, более ориентированы на цель этого взаимодействия и могут не учитывать такие факторы, как усталость ребенка, плохое настроение, позднее время суток и так далее.

По другим показателям блока, а именно «Стремление к телесному контакту», «Оказание эмоциональной поддержки», «Умение воздействовать на состояние ребенка» статистически значимых различий между мужской и женской группами обнаружено не было.

Соответственно, степень выраженности данных характеристик у отцов и матерей относительно равная. Это указывает на то, что и мужчины, и женщины в равной степени стремятся к телесному контакту с ребенком, могут хвалить, поддерживать его, ценить его достижения и старания, а также в одинаковой мере умеют воздействовать на ребенка, настроить его на определенный вид деятельность, использовать различные воспитательные рычаги.

Личностный уровень.

На личностном уровне интегральной индивидуальности значимые различия между матерями и отцами установлены по показателю «Родительские позиции» при р≤0,05 (табл. 3).

Данный показатель существенно выше в группе матерей, чем в группе отцов, что указывает нам на большую направленность у женщин на взаимодействие с ребенком, на наличие у них представлений о реальном образе ребенка и принятие этого образа, на сформированность определенного стиля взаимодействия и воспитания, и прогностического аспекта взаимодействия с ребенком в дальнейшем.

По показателям «Родительские чувства», «Родительские установки и ожидания» и «Родительское отношение» отображается такая же тенденция. А именно, при уровне достоверности р≤0,05 выявлены значимые различия между женской и мужской группами при более высокой выраженности этих характеристик в материнской группе, что, соответственно, указывает нам на более высокий уровень у женщин всей гаммы положительных чувств к ребенку.

Это и любовь, и нежность, и забота, и эмоциональная близость с ребенком. Кроме того, матери отличаются более высоким уровнем, по сравнению с отцовской группой, зависимость, беспокойства, чрезмерной заботы и опеки ребенка.

По показателям «Родительская ответственность», «Семейные ценности», «Стиль семейного воспитания» статистически значимых различий между мужчинами (отцами) и женщинами (матерями) выявлено не было, что указывает относительно равное распределение ролей и ответственности между супругами.

А также говорит о важности и ценности семьи и для женской, и для мужской групп, что само по себе является основополагающим для остальных групп родительства.

Таблица 3

Статистическое сравнение свойств личностного уровня интегральной индивидуальности у матерей и отцов

Исследуемые группы

Показатели личностного уровня интегральной индивидуальности

Родительские позиции

Родительские чувства

Родительская ответственность

Родительские установки и ожидания

Семейные ценности

Стиль семейного воспитания

Родительское отношение

Матери

21,94

22,68

22,59

21,24

22,0

22,68

23,79

Отцы

20,47

21,27

22,30

19,40

21,07

22,23

22,40

T-критерий

Стьюдента

-1,94

2,1

0,46

2,14

1,66

0,57

1,93

р≤

0,05

0,05

-

0,05

-

-

0,05

 

Социально-психологический уровень.

 Статистическое сравнение структур социально-психологического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов также осуществлено с помощью t-критерия Стьюдента (таблица 4).

Таблица 4

Статистическое сравнение свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности

Исследуемые группы

Показатели социально-психологического уровня интегральной индивидуальности

Принятие/

отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гиперсоциализация

Отношение к неудачам ребенка

Матери

26,44

5,71

4,0

3,29

1,65

Отцы

26,03

5,97

3,9

3,07

1,53

T-критерий

Стьюдента

-0,59

-1,33

0,29

0,8

0,58

р≤

-

-

-

-

-

Нами было установлено, что по всем показателям опросника «Родительского отношения» А.Я. Варга и В.В. Столина статистически значимых различий между отцовской и материнской группами нет.

Это указывает на относительно равную степень развития данного уровня интегральной индивидуальности у женщин и у мужчин.

По шкале «Принятие/отвержение» родители обоего пола показывают высокие баллы, что говорит об одинаково выраженном положительном отношении, участвующих в исследовании родителей, к ребенку и высокой степени принятия его отцами и матерями и признании его индивидуальности.

Высокие показатели по характеристике «Кооперация или социальная желательность» и у женщин, и у мужчин являются признаком искреннего интереса и высокой оценке родителями способностей ребенка.

Средние баллы по шкале «Симбиоз» позволяют сделать вывод о наличии небольшой психологической дистанции и у матерей, и у отцов с ребенком.

Одинаково средние показатели по шкале «Авторитарная гиперсоциализация или контроль»« указывают нам на оптимальный уровень контроля и дисциплинарных рамок, что говорит о высокой степени развитости педагогических способностей обоих родителей.

Низкие баллы по характеристике «Маленький неудачник или отношение к неудачам ребенка» в женской и мужской группах являются признаком того, что родители обоего пола в средней не относятся к ребенку как к маленькому неудачнику, не игнорируют интересы и увлечения ребенка.

Таким образом, поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности позволил выявить различия в выраженности разноуровневых свойств на нейродинамическом, психодинамическом и личностном уровнях интегральной индивидуальности. При этом поэлементный анализ указал на отсутствие значимых различий родительских характеристик на социально-психологическом уровне интегральной индивидуальности матерей и отцов.

Следующим этапом в исследовании было применение одного из методовсистемного анализа – дискриминантного анализа, с целью установить различия в целостной структуре интегральной индивидуальности матерей и отцов.

Первоначально мы вычислили дискриминатор по каждому из уровней интегральной индивидуальности. Затем, нами был установлен комплексный показатель по высшему и низшему уровням, после чего мы установили общий интегральный показатель (I).

Результаты анализа представлены в таблица 5.

Таблица 5

Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности материнства и отцовства

Родительские группы

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ

Низшие уровни

Высшие уровни

I – интегральный показатель

Материнство

13,4

7,26

23,14

7,14

24,56

28,67

54,6

Отцовство

10,5

8,13

19,8

7,16

23,87

27,06

52,4

Т-критерий

2,28

-

2,28

-

-

-

-

р≤

0,05

-

0,05

-

-

-

-

Примечание:

НДУ – нейродинамический уровень

ПДУ – психодинамический уровень

ЛУ – личностный уровень

СПУ – социально-психологический уровень

Как видно из таблицы 5, дискриминантный анализ позволил нам выявить статистически значимые различия между материнской и отцовской группами по двум показателям: на нейродинамическом (р≤0,05) и личностном (р≤0,05) уровнях интегральной индивидуальности.

Статистически значимые различия между материнской и отцовской группами на нейродинамическом уровне указывают нам на врожденную или, другими словами, природную обусловленность различий между матерями и отцами. Т.е. материнское и отцовское поведение заложено генетически, это забота о подрастающем поколении, создание условий для формирования и развития личности ребенка, но только различными способами у матери и отца. Специфика материнского и отцовского стилей поведения связана с такими предположительно врожденными чертами, как повышенная эмоциональная чувствительность, предрасположенность быстрее реагировать на звуки и лица у женщин; лучшее пространственное восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности у мужчин. Именно единство различных позиций отца и матери позволяют ребенку успешно развиваться.

 Но напомним, что различия между отцовской и материнской группами выявлены и на личностном уровне. Данный факт  свидетельствует о влиянии на формирование родительского поведения социальных факторов, таких как воспитание будущих родителей, поведение и установки собственных родителей, общественная пропаганда традиционных семейных ценностей и традиционных ролей матери и отца. Следовательно, мы можем формировать социально значимые для продуктивного родительства личностные качества. Кроме того, личность сама в процессе самовоспитания и саморазвития может сформировать у себя необходимые для продуктивного родительства качества. Врожденные свойства формируют условия, в которых происходит социальное научение, и влияют на то, насколько легко мужчины и женщины обучаются материнскому и отцовскому поведению и ролям.

Тогда как статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности родителей по комплексному показателю для высшего и низшего уровней, как и статистическое сравнение по комплексному интегральному показателю (I) продемонстрировало нам отсутствие статистически значимых различий между интегральной индивидуальностью матерей и отцов детей старшего дошкольного возраста.

Из данного факта можно сделать вывод о том, что несмотря на различные способы достижения цели у мужчин и женщин, цель то у них одна – это воспитание, формирование и развитие гармоничной, адаптированной, успешной личности. Достижение этой единой, общей цели смывает границы между различиями отцов и матерей. В данном случае мы можем говорить о необходимости формирования продуктивного материнства и отцовства по единым психологическим программам. Для становления института продуктивного родительства, необходимо в период школьного и студенческого обучения сочетать в образовательных программах формирование профессионального и личностного самосознания [11, 12].

Выводы:

1. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности материнской и отцовской групп позволило выявить, значимые различия между структурами интегральной индивидуальности матерей и отцов при поэлементном анализе.

Кроме того, анализ структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности женщин, позволил охарактеризовать матерей, как более открытых, психологически ориентированных на внешний мир, способных к быстрой перестройки деятельности в ответ на значимые изменения требований среды. Тогда как в отцовской группе на том же уровне индивидуальности, анализ выявил большую замкнутость мужчин, их сниженную, по сравнению с женщинами, приспособляемость в ответ на изменения требований среды.

Анализ психодинамического уровня групп отцов и матерей определил более развитую по сравнению с мужчинами способность женщин чувствовать своего ребенка, понимать его настроение и желания, принимать ребенка таким, какой он есть и не уставать от контакта с ним, заботиться о его здоровье.

Статистическое исследование личностного уровня родителей указал нам на более развитые у женщин характеристики, позволяющие им выстраивать реальный образ ребенка, формировать у матерей направленность на взаимодействие с ним, испытывать гамму положительных чувств в контакте с ребенком. С другой стороны, матери более склонны к гиперопеке и зависимости от ребенка. Тогда как в отцовской группе наблюдает более прогматический характер взаимодействия с ребенком.

Анализ социально-психологического уровня индивидуальности демонстрирует нам отсутствие значимых различий между матерями и отцами в родительском отношении к ребенку.

2. Системный же анализ выявил не только врожденную или природную, а также социальную обусловленность различий между структурами интегральной индивидуальности матерей и отцов.

При этом системный анализ также показал нам отсутствие статистически значимых различий между интегральной индивидуальностью матерей и отцов детей старшего дошкольного возраста по комплексному интегральному показателю (I).

Отсюда можно сделать вывод, что врожденные свойства формируют условия, в которых происходит социальное научение. Но, несмотря на природные различия и условия, в которых происходит социальное научение, в целом структуры интегральной индивидуальности у женщин и мужчин имеют одинаковую развитость, что в итоге ведет к равной у них возможности успешного развития структур интегральной индивидуальности, и формирования продуктивного материнства и отцовства.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПБ.: Питер, 2010.
  2. Басанова Е.Е. Интегративный подход к психологии материнства // Молодой ученый. – 2014. – №16. – С. 382-384.
  3. Басанова Е.Е., Алябьева А.Е. Системный подход к исследованию материнства и отцовства у родителей детей старшего дошкольного возраста // Сборник научных трудов SWorld, 2014. – Том 14. – С. 31-35.
  4. Белоус В.В., И.В. Боязитова. Психология полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2013.
  5. Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений. Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 122 с.
  6. Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития. Монография. – Москва – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – 213 с.
  7. Колесникова Е.С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ, спецвыпуск Психология, 2008. – С.22-26.
  8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
  9.  Митичкина Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис.  … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004.
  10. Поклонская В.Д. Особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников с различным вектором ценностных ориентаций // Вестник ПГЛУ, 2005.  – №2. – С. 76-82.
  11. Эннс Е.А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов помогающих профессий. Научные проблемы гуманитарных исследований, 2012. – № 4. – С. 169-174.
  12. Enns E.A.Psychological and pedagogical approaches to the development of professional consciousness of students of high school Наука и технологии, 2015. – № 1.– С. 141-151.

Об авторе

Басанова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Басанова Е.Е. Системное исследование материнства и отцовства. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.