СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА
УДК 159.316.6
Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа структур интегральной индивидуальности матерей и отцов. При поэлементном анализе были установлены различия в родительском поведении отцов и матерей. На основе полученных данных, был сделан вывод о природной и социальной обусловленности родительских позиций. В результате системного анализа не было выявлено различий между матерями и отцами. Данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на природные различия и условия, в которых происходит социальное научение, в целом структуры интегральной индивидуальности у отцов и матерей не различаются, у них равная возможность успешного формирования продуктивного родительства и воспитания гармоничной, полноценной личности ребенка.
Ключевые слова: системный подход, продуктивное родительство, теория интегральной индивидуальности, материнство, отцовство.
Феномены материнства и отцовства являются одними из наиболее востребованных и популярных областей исследования прикладной психологии. Многие современные исследователи посвящают этой проблеме целые годы своей научной жизни. В то же время, мы можем говорить о проблеме родительства как об одной из наиболее сложных и мало изученных областей современной психологии. А те многочисленные исследования, которые посвящены проблемам семьи, родительства, детско-родительских отношений чаще имеют редукционистский характер и рассматривают материнство и отцовство лишь с какой-либо одной позиции или ракурса, не имея, при этом, целостного, системного видения картины явлений материнства и отцовства.
Также, необходимо отметить, что семья представляет собой уменьшенную копию общества. И поэтому, в настоящее время в российской семье также, как и в обществе, наблюдается кризис, который сопровождается огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, ростом количества случаев жестокого обращения с ребенком, диффузной сменой внутрисемейных ролей. Современные мужчины и женщины, становясь родителями, зачастую оказываются не готовы к этой роли, не готовы брать на себя ответственность за своих детей и принимать адекватные решения в процессе воспитания, и, поэтому, не способны создавать и поддерживать условия для гармоничного развития личности ребенка. В период взросления у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходит осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, так называемые «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, быть первым, лучшим, интерес к коллективным формам деятельности.
Все это делает задачи исследования материнства и отцовства актуальными и приоритетными. А также создает необходимость изучить их именно с точки зрения системного подхода как одного из основных и главных принципов современной науки, который, в отличие от редукционистского подхода, дает возможность комплексно исследовать материнство и отцовство и выстроить целостную картину формирования и развития этих феноменов.
Наше исследование основано на методологических принципах и положениях системного подхода к изучению структур интегральной индивидуальности материнства и отцовства в русле психологической школы В.С. Мерлина и В.В. Белоуса.
В современной психологической науке сложились два основных подхода к исследованию индивидуальности человека: редукционистский и интегративный. Редукционистский подход рассматривает индивидуальность с точки зрения одномерного пространства, поэлементно, изучая лишь одну ее сторону.
Но в современной отечественной психологии развивается и иной подход. Его представители не сводят все многообразие внутрисемейных типов и отношений к отдельным правилам, закономерностям и схемам. Интегративный подход рассматривает различные области изучения психологии, в том числе и внутрисемейные системы в более широком контексте отношений и связей, изучает индивидуальность в совокупности всех имеющихся свойств, взаимовлияющих и взаимообогащающих друг друга.
Примером такого интегративного подхода является созданная В.С. Мерлиным [8], базирующаяся на системном подходе, возникшая в Пермской научной школе, теория интегральной индивидуальности, которая по настоящее время продолжает активно исследоваться и развиваться в рамках Пятигорской научной школы психологии полиморфной индивидуальности под руководством профессора В.В. Белоуса [4].
Благодаря научным исследованиям и открытиям В.С. Мерлина [8], Б.Г. Ананьева [1], В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой [4, 6] стали возможными исследования различных объектов действительности, в том числе и таких категорий, как отцовство и материнство с позиции системного подхода. Системный подход рассматривает изучаемые феномены с точки зрения многообразия и, в то же время, в единстве разноуровневых свойств, которые являются важными, необходимыми для формирования продуктивных качеств и свойств материнства и отцовства. В Пятигорской научной школе данное направление активно разрабатывают Е.Е. Басанова [5, 9], исследовавшая особенности структур интегральной индивидуальности стабильных и нестабильных супружеских пар и влияние особенностей структур интегральной индивидуальности супругов на развитие личности ребенка [2]; В.Д. Поклонская [10], которая изучала особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников в зависимости от ценностных ориентаций, Е.С. Колесникова [7], исследовавшая проблему влияния семейного воспитания на интегральную индивидуальность старших дошкольников.
Системное исследование феноменов материнства и отцовства проводилось в период с 2013 по 2015 годы под нашим руководством и послужило основой магистерской диссертации А.Е. Алябьевой [3]. Экспериментальной базой исследования являлись:
Базовая общеобразовательная школа Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске.
Кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом для мамы» Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви, Московский Патриархат.
Респондентами выступили 64 родителя, а именно, 30 отцов и 34 матери детей старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 64 взрослых.
Методический инструментарий представлен комплексом методик, позволяющих изучить интегральную индивидуальность родителей на различных ее уровнях:
- опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова позволил исследовать нейродинамический уровень интегральной индивидуальности;
- опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой был нацелен на изучение психодинамического уровня в структуре интегральной индивидуальности материнства и отцовства;
- опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой был направлен на исследование личностного уровня интегральной индивидуальности родителей;
- опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, позволил исследовать материнство и отцовство на социально-психологическом уровне интегральной индивидуальности.
С помощью представленных методик было проведено статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности матерей и отцов по отдельным и интегральным показателям нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней.
Нейродинамический уровень.
По результатам поэлементного анализа, выполненного с помощью t-критерия Стьюдента, выявлены статистически значимые различия по следующим показателям нейродинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов: «Экстраверсия/интроверсия» при уровне достоверности p≤0,05 и «Ригидность/пластичность» при уровне достоверности p≤0,01 (табл. 1).
Статистически значимые различия по показателю «Экстраверсия/интроверсия» свидетельствуют о том, что матерям в большей степени, нежели отцам, присуща открытость, дружелюбие, общительность, склонность к растрачиванию собственной энергии, концентрацией интереса женщин к внешним объектам и их психологической ориентацией на внешний мир. Тогда как мужчины проявляют себя более замкнутыми, стремящимися к уединенному поведению, имеют склонность к накоплению энергии и направлению ее на мир внутренний. В контексте детско-родительских отношений данный факт подкрепляется и результатами наблюдения: чаще всего именно матери взаимодействуют с учебными учреждениями общего и дополнительного образования, берут на себя большую нагрузку в организации и поддержании взаимодействия с внешними субъектами и объектами своих детей.
Данное утверждение подтверждается и выявленными значимыми различиями по следующему показателю «Ригидность/пластичность». При этом, в мужской группе данный показатель значительно превышает его же в женской группе. Это говорит о большей способности женщин к смене видов и темпов своей деятельности, более легкому и быстрому переключению своего внимания, способности к адекватной перестройки функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения во внешнем мире. У мужчин, наоборот, наблюдается сниженная, по сравнению с женщинами, переключаемость и приспособляемость в ответ на изменения требований среды.
У матерей значительно больше разнообразных обязанностей, чем у отцов, поэтому матерям приходится адаптироваться к частой смене деятельности и объектов внимания.
По показателю «Темп реакции» статистически значимых различий не было выявлено, но намечена тенденция, которая указывает на вероятно более высокий темп реакции в группе матерей, чем в группе отцов, что означает большую скорость протекания различных психических реакций, таких как скорость речи, интенсивность жестикуляции, быстрота реагирования, у женщин по сравнению с мужчинами.
Таблица 1
Статистическое сравнение свойств нейродинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов
Исследуемые группы |
Показатели нейродинамического уровня интегральной индивидуальности |
||||
Экстраверсия/ интроверсия |
Ригидность/ пластичность |
Эмоциональная возбудимость/ уравновешенность |
Темп реакции |
Активность |
|
Матери |
13,97 |
11,12 |
13,65 |
11,68 |
14,06 |
Отцы |
11,20 |
13,83 |
11,60 |
9,63 |
12,77 |
T-критерий Стьюдента |
-2,04 |
-2,45 |
1,59 |
1,73 |
1,15 |
р≤ |
0,05 |
0,01 |
- |
- |
- |
Из таблицы 1 видно, что по показателям «Эмоциональная возбудимость/уравновешенность» и «Активность» статистически значимых различий между мужчинами (отцами) и женщинами (матерями) выявлено не было.
Это указывает нам на то, что личные особенности возникновения сильных эмоций, уровень самоконтроля, возможность возникновения аффектов, а также наличие настойчивости иди деятельностного отношения к чему-либо гендерной маркировки не имеют.
Психодинамический уровень.
Статистическое сравнение свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Статистическое сравнение свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов
Иссле-дуемые группы | Показатели психодинамического уровня интегральной индивидуальности | ||||||||||
Блок чувствительности | Блок эмоционального принятия |
Блок поведенческих проявлений эмоц-го взаимодействия |
|||||||||
Способ-ность восприни-мать состояние ребенка | Понима-ние причин состоя-ния | Способ-ность к сопережи-ванию | Чувства, возникаю-щие во взаимо-действии с ребенком | Безус-ловное приня-тие | Отноше-ние к себе как к родите-лю | Преоблада-ющий эмоц-ный фон взаимодейст-вия | Стремле-ние к телес-ному контакту | Оказание эмоцио-нальной поддерж-ки | Ориентация на сост-е реб-ка при построении взаимод-я | Умение воздейст-вовать на состояние ребенка | |
Матери | 4,38 | 4,37 | 3,84 | 4,01 | 4,24 | 3,93 | 3,67 | 4,06 | 3,94 | 3,64 | 3,84 |
Отцы | 6,53 | 3,97 | 3,70 | 3,84 | 3,81 | 3,67 | 3,52 | 3,82 | 3,81 | 3,33 | 3,66 |
T-критерий Стьюдента |
1,29 | 2,62 | 0,76 | 1,07 | 2,85 | 1,54 | 0,8 | 1,54 | 0,84 | 1,98 | 1,15 |
р≤ | - | 0,01 | - |
- |
0,01 | - | - | - | - | 0,05 | - |
Было установлено, что вблоке чувствительности по показателю «Понимание причин состояния» ,обнаружены статистически значимые различия между мужской и женской группами при уровне достоверности р≤0,01. В среднем, данный показатель и в материнской (4,37), и в отцовской (3,97) группах выше среднего значения (3,85) и значительно выше критериального значения (3,2), представленных автором методики. Но в материнской группе данный показатель существенно выше, чем в отцовской.
Это говорит о высокой степени выраженности данного качества у матерей, другими словами, женщины способны лучше чувствовать настроение своего ребенка, его отношение к другим людям, матерям понятны чувства детей и их желания.
По двум другим показателям данного блока, а именно «Способность воспринимать состояние ребенка» и «Способность к сопереживанию» значимых различий в мужской и женской группах выявлено не было. Что говорит нам о том, что и отцы, и матери в равной степени способны сопереживать своему ребенку, поддерживать его в трудностях, разделять его радости, эмоционально «заражаться» состоянием и настроением ребенка.
В блоке эмоционального принятия были выявлены статистически значимые различия при уровне достоверности р≤0,01 по показателю «Безусловное принятие». В материнской группе данный показатель составил 4,24, что существенно выше данных отцовской группы (3,81). У отцов данный показатель также оказался ниже среднего значения, представленного автором методики (3,84).
Это говорит о большей способности к безусловному принятию своего ребенка у матерей. Для женщин характерны такие проявления, как любовь и нежность к ребенку даже при плохом его поведении, отсутствие стыда за его поступки и радость, отсутствие усталости от общения с ним. Тогда как на отношение мужчин к своим детям оказывает большое влияние общественное мнение, поведение ребенка, а также собственное состояние и настроение самого мужчины при контакте с детьми.
По остальным показателям блока эмоционального принятия, а именно, «Чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком», «Отношение к себе как к родителю» и «Преобладающий фон взаимодействия» статистически значимых различий обнаружено не было.
Это указывает на то, что и отцы, и матери в равной степени могут принимать свои родительские роли и справляться с ними, способны обучать, воспитывать ребенка, эффективно контактировать и взаимодействовать с ним.
В третьем «Блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия», по показателю «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» между материнской и отцовской группами выявлены статистически значимые различия при уровне достоверности р≤0,05.
В данном случае также можно отметить, что в женской группе показатель значительно выше, чем в мужской, что указывает на то, что у матерей степень выраженности этой характеристики существенно больше, чем у отцов. Иными словами, женщины больше ориентированы на состояние своего ребенка, являются более чуткими к его настроению и самочувствию. Большее внимание уделяют здоровью ребенка и распорядку его дня. Мужчины же, при построении взаимодействия с детьми, более ориентированы на цель этого взаимодействия и могут не учитывать такие факторы, как усталость ребенка, плохое настроение, позднее время суток и так далее.
По другим показателям блока, а именно «Стремление к телесному контакту», «Оказание эмоциональной поддержки», «Умение воздействовать на состояние ребенка» статистически значимых различий между мужской и женской группами обнаружено не было.
Соответственно, степень выраженности данных характеристик у отцов и матерей относительно равная. Это указывает на то, что и мужчины, и женщины в равной степени стремятся к телесному контакту с ребенком, могут хвалить, поддерживать его, ценить его достижения и старания, а также в одинаковой мере умеют воздействовать на ребенка, настроить его на определенный вид деятельность, использовать различные воспитательные рычаги.
Личностный уровень.
На личностном уровне интегральной индивидуальности значимые различия между матерями и отцами установлены по показателю «Родительские позиции» при р≤0,05 (табл. 3).
Данный показатель существенно выше в группе матерей, чем в группе отцов, что указывает нам на большую направленность у женщин на взаимодействие с ребенком, на наличие у них представлений о реальном образе ребенка и принятие этого образа, на сформированность определенного стиля взаимодействия и воспитания, и прогностического аспекта взаимодействия с ребенком в дальнейшем.
По показателям «Родительские чувства», «Родительские установки и ожидания» и «Родительское отношение» отображается такая же тенденция. А именно, при уровне достоверности р≤0,05 выявлены значимые различия между женской и мужской группами при более высокой выраженности этих характеристик в материнской группе, что, соответственно, указывает нам на более высокий уровень у женщин всей гаммы положительных чувств к ребенку.
Это и любовь, и нежность, и забота, и эмоциональная близость с ребенком. Кроме того, матери отличаются более высоким уровнем, по сравнению с отцовской группой, зависимость, беспокойства, чрезмерной заботы и опеки ребенка.
По показателям «Родительская ответственность», «Семейные ценности», «Стиль семейного воспитания» статистически значимых различий между мужчинами (отцами) и женщинами (матерями) выявлено не было, что указывает относительно равное распределение ролей и ответственности между супругами.
А также говорит о важности и ценности семьи и для женской, и для мужской групп, что само по себе является основополагающим для остальных групп родительства.
Таблица 3
Статистическое сравнение свойств личностного уровня интегральной индивидуальности у матерей и отцов
Исследуемые группы |
Показатели личностного уровня интегральной индивидуальности |
||||||
Родительские позиции |
Родительские чувства |
Родительская ответственность |
Родительские установки и ожидания |
Семейные ценности |
Стиль семейного воспитания |
Родительское отношение |
|
Матери |
21,94 |
22,68 |
22,59 |
21,24 |
22,0 |
22,68 |
23,79 |
Отцы |
20,47 |
21,27 |
22,30 |
19,40 |
21,07 |
22,23 |
22,40 |
T-критерий Стьюдента |
-1,94 |
2,1 |
0,46 |
2,14 |
1,66 |
0,57 |
1,93 |
р≤ |
0,05 |
0,05 |
- |
0,05 |
- |
- |
0,05 |
Социально-психологический уровень.
Статистическое сравнение структур социально-психологического уровня интегральной индивидуальности матерей и отцов также осуществлено с помощью t-критерия Стьюдента (таблица 4).
Таблица 4
Статистическое сравнение свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
Исследуемые группы |
Показатели социально-психологического уровня интегральной индивидуальности |
||||
Принятие/ отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоциализация |
Отношение к неудачам ребенка |
|
Матери |
26,44 |
5,71 |
4,0 |
3,29 |
1,65 |
Отцы |
26,03 |
5,97 |
3,9 |
3,07 |
1,53 |
T-критерий Стьюдента |
-0,59 |
-1,33 |
0,29 |
0,8 |
0,58 |
р≤ |
- |
- |
- |
- |
- |
Нами было установлено, что по всем показателям опросника «Родительского отношения» А.Я. Варга и В.В. Столина статистически значимых различий между отцовской и материнской группами нет.
Это указывает на относительно равную степень развития данного уровня интегральной индивидуальности у женщин и у мужчин.
По шкале «Принятие/отвержение» родители обоего пола показывают высокие баллы, что говорит об одинаково выраженном положительном отношении, участвующих в исследовании родителей, к ребенку и высокой степени принятия его отцами и матерями и признании его индивидуальности.
Высокие показатели по характеристике «Кооперация или социальная желательность» и у женщин, и у мужчин являются признаком искреннего интереса и высокой оценке родителями способностей ребенка.
Средние баллы по шкале «Симбиоз» позволяют сделать вывод о наличии небольшой психологической дистанции и у матерей, и у отцов с ребенком.
Одинаково средние показатели по шкале «Авторитарная гиперсоциализация или контроль»« указывают нам на оптимальный уровень контроля и дисциплинарных рамок, что говорит о высокой степени развитости педагогических способностей обоих родителей.
Низкие баллы по характеристике «Маленький неудачник или отношение к неудачам ребенка» в женской и мужской группах являются признаком того, что родители обоего пола в средней не относятся к ребенку как к маленькому неудачнику, не игнорируют интересы и увлечения ребенка.
Таким образом, поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности позволил выявить различия в выраженности разноуровневых свойств на нейродинамическом, психодинамическом и личностном уровнях интегральной индивидуальности. При этом поэлементный анализ указал на отсутствие значимых различий родительских характеристик на социально-психологическом уровне интегральной индивидуальности матерей и отцов.
Следующим этапом в исследовании было применение одного из методовсистемного анализа – дискриминантного анализа, с целью установить различия в целостной структуре интегральной индивидуальности матерей и отцов.
Первоначально мы вычислили дискриминатор по каждому из уровней интегральной индивидуальности. Затем, нами был установлен комплексный показатель по высшему и низшему уровням, после чего мы установили общий интегральный показатель (I).
Результаты анализа представлены в таблица 5.
Таблица 5
Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности материнства и отцовства
Родительские группы |
НДУ |
ПДУ |
ЛУ |
СПУ |
Низшие уровни |
Высшие уровни |
I – интегральный показатель |
Материнство |
13,4 |
7,26 |
23,14 |
7,14 |
24,56 |
28,67 |
54,6 |
Отцовство |
10,5 |
8,13 |
19,8 |
7,16 |
23,87 |
27,06 |
52,4 |
Т-критерий |
2,28 |
- |
2,28 |
- |
- |
- |
- |
р≤ |
0,05 |
- |
0,05 |
- |
- |
- |
- |
Примечание:
НДУ – нейродинамический уровень
ПДУ – психодинамический уровень
ЛУ – личностный уровень
СПУ – социально-психологический уровень
Как видно из таблицы 5, дискриминантный анализ позволил нам выявить статистически значимые различия между материнской и отцовской группами по двум показателям: на нейродинамическом (р≤0,05) и личностном (р≤0,05) уровнях интегральной индивидуальности.
Статистически значимые различия между материнской и отцовской группами на нейродинамическом уровне указывают нам на врожденную или, другими словами, природную обусловленность различий между матерями и отцами. Т.е. материнское и отцовское поведение заложено генетически, это забота о подрастающем поколении, создание условий для формирования и развития личности ребенка, но только различными способами у матери и отца. Специфика материнского и отцовского стилей поведения связана с такими предположительно врожденными чертами, как повышенная эмоциональная чувствительность, предрасположенность быстрее реагировать на звуки и лица у женщин; лучшее пространственное восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности у мужчин. Именно единство различных позиций отца и матери позволяют ребенку успешно развиваться.
Но напомним, что различия между отцовской и материнской группами выявлены и на личностном уровне. Данный факт свидетельствует о влиянии на формирование родительского поведения социальных факторов, таких как воспитание будущих родителей, поведение и установки собственных родителей, общественная пропаганда традиционных семейных ценностей и традиционных ролей матери и отца. Следовательно, мы можем формировать социально значимые для продуктивного родительства личностные качества. Кроме того, личность сама в процессе самовоспитания и саморазвития может сформировать у себя необходимые для продуктивного родительства качества. Врожденные свойства формируют условия, в которых происходит социальное научение, и влияют на то, насколько легко мужчины и женщины обучаются материнскому и отцовскому поведению и ролям.
Тогда как статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности родителей по комплексному показателю для высшего и низшего уровней, как и статистическое сравнение по комплексному интегральному показателю (I) продемонстрировало нам отсутствие статистически значимых различий между интегральной индивидуальностью матерей и отцов детей старшего дошкольного возраста.
Из данного факта можно сделать вывод о том, что несмотря на различные способы достижения цели у мужчин и женщин, цель то у них одна – это воспитание, формирование и развитие гармоничной, адаптированной, успешной личности. Достижение этой единой, общей цели смывает границы между различиями отцов и матерей. В данном случае мы можем говорить о необходимости формирования продуктивного материнства и отцовства по единым психологическим программам. Для становления института продуктивного родительства, необходимо в период школьного и студенческого обучения сочетать в образовательных программах формирование профессионального и личностного самосознания [11, 12].
Выводы:
1. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности материнской и отцовской групп позволило выявить, значимые различия между структурами интегральной индивидуальности матерей и отцов при поэлементном анализе.
Кроме того, анализ структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности женщин, позволил охарактеризовать матерей, как более открытых, психологически ориентированных на внешний мир, способных к быстрой перестройки деятельности в ответ на значимые изменения требований среды. Тогда как в отцовской группе на том же уровне индивидуальности, анализ выявил большую замкнутость мужчин, их сниженную, по сравнению с женщинами, приспособляемость в ответ на изменения требований среды.
Анализ психодинамического уровня групп отцов и матерей определил более развитую по сравнению с мужчинами способность женщин чувствовать своего ребенка, понимать его настроение и желания, принимать ребенка таким, какой он есть и не уставать от контакта с ним, заботиться о его здоровье.
Статистическое исследование личностного уровня родителей указал нам на более развитые у женщин характеристики, позволяющие им выстраивать реальный образ ребенка, формировать у матерей направленность на взаимодействие с ним, испытывать гамму положительных чувств в контакте с ребенком. С другой стороны, матери более склонны к гиперопеке и зависимости от ребенка. Тогда как в отцовской группе наблюдает более прогматический характер взаимодействия с ребенком.
Анализ социально-психологического уровня индивидуальности демонстрирует нам отсутствие значимых различий между матерями и отцами в родительском отношении к ребенку.
2. Системный же анализ выявил не только врожденную или природную, а также социальную обусловленность различий между структурами интегральной индивидуальности матерей и отцов.
При этом системный анализ также показал нам отсутствие статистически значимых различий между интегральной индивидуальностью матерей и отцов детей старшего дошкольного возраста по комплексному интегральному показателю (I).
Отсюда можно сделать вывод, что врожденные свойства формируют условия, в которых происходит социальное научение. Но, несмотря на природные различия и условия, в которых происходит социальное научение, в целом структуры интегральной индивидуальности у женщин и мужчин имеют одинаковую развитость, что в итоге ведет к равной у них возможности успешного развития структур интегральной индивидуальности, и формирования продуктивного материнства и отцовства.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПБ.: Питер, 2010.
- Басанова Е.Е. Интегративный подход к психологии материнства // Молодой ученый. – 2014. – №16. – С. 382-384.
- Басанова Е.Е., Алябьева А.Е. Системный подход к исследованию материнства и отцовства у родителей детей старшего дошкольного возраста // Сборник научных трудов SWorld, 2014. – Том 14. – С. 31-35.
- Белоус В.В., И.В. Боязитова. Психология полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2013.
- Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений. Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 122 с.
- Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития. Монография. – Москва – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – 213 с.
- Колесникова Е.С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ, спецвыпуск Психология, 2008. – С.22-26.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
- Митичкина Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004.
- Поклонская В.Д. Особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников с различным вектором ценностных ориентаций // Вестник ПГЛУ, 2005. – №2. – С. 76-82.
- Эннс Е.А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов помогающих профессий. Научные проблемы гуманитарных исследований, 2012. – № 4. – С. 169-174.
- Enns E.A.Psychological and pedagogical approaches to the development of professional consciousness of students of high school Наука и технологии, 2015. – № 1.– С. 141-151.
Басанова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
e-mail:
Басанова Е.Е. Системное исследование материнства и отцовства. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.