ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается феномен киберкоммуникативной зависимости, факторы и тенденции ее формирования, характерные для юношеского возраста. Выделены психологические условия профилактики киберкоммуникативной зависимости, основанные на особенностях развития личности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: зависимость, киберкоммуникативная зависимость, юношеский возраст, психологические условия профилактики   

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В настоящее время сложно найти человека, который не знал бы о существовании Интернета. Так называемая «всемирная паутина» прочно вошла практически во все сферы жизни современного человека, и особенно ярко ее влияние проявляется через пользование социальными сетями. По всемирной статистике, около 50% населения зарегистрированы в той или иной социальной сети, а некоторые даже в нескольких одновременно. Различные сетевые сообщества стали неотъемлемой частью современного мира, в котором виртуальное общение занимает все больше и больше места в жизни людей.

Большой спрос на социальные сети объясняется тем, что они являются универсальным средством взаимодействия людей друг с другом. Это весьма удобный способ коммуникации, поиска людей и необходимой информации. Благодаря им человек может постоянно находиться на связи, поддерживать общение с уже имеющимися друзьями и находить новых. К тому же, на сегодняшний день, социальная сеть – это не только средство общения, но и источник большого объема достаточно разнообразной информации.

Однако социальные сети стали занимать слишком большое количество времени в жизни человека, заменяя реальный мир виртуальным. Особенно сильно их влиянию подвержены подростки и лица юношеского возраста. Многие молодые люди проводят в социальных сетях большую часть своего свободного времени, которое иногда уходит не столько даже на общение, сколько на просмотр зачастую бесполезной информации, видеороликов, прослушивание музыки. Таким образом, вопрос стоит не только о количестве, но и о качестве времени, проведенного в Сети.

Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны, это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несет в себе онлайн-общение. Основная проблема состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимы от социальной сети, они уже не представляют свою жизнь без нее, забывая про живое общение. Со временем, у человека может развиться патологическая потребность постоянно находиться на сайте, избавиться от которой самостоятельно уже практически невозможно. Опасность заключается в том, что в таких условиях становится возможна полная замена реальных отношений на виртуальные, потому что социальные сети предоставляют широкие возможности для выражения себя, создания своего идеального образа, не менее важным является осознание собственной защищенности и анонимности, что недостижимо в мире реального общения.

На современном этапе развития общества исключить социальные сети из жизни человека уже невозможно, т.к. это очень удобный и относительно дешевый способ общения и проведения досуга. Но чем привлекательнее становятся социальные сети, тем больший контроль над самим собой требуется от человека. Необходим контроль над качеством проведенного в сети времени, который предполагает поиск и получение полезной информации, и, конечно же, над количеством времени, ведь многие часы, потраченные на пребывание в сети, не помогут решить проблемы реальной жизни (проблемы со здоровьем; в учебной либо профессиональной деятельности; в отношениях с близкими и др.).

Для более полного понимания проблемы киберкоммуникативной зависимости, которая с каждым днем становится все более актуальной, необходимо рассмотреть феномен зависимости.

Зависимость представляет собой повышенную чувствительность к тому или иному внешнему воздействию, связанную с неспособностью человека отказаться от влияния как следствия подобного воздействия [7, с. 8-16].

В последнее время понятие «зависимость» достаточно широко освещается в рамках социальной психологии и при этом не связывается с возрастными характеристиками субъекта. При этом самостоятельность личности, склонной к зависимости, рассматривается лишь условно, т.к. наличие аддикции служит основанием в психологическом плане рассматривать зависимую личность как потерявшую свою субъектность. Другими словами, в социально-психологическом смысле зависимость личности задает исследователю тот вектор изучения проблемы, когда в центре внимания оказываются, прежде всего, те факторы, которые и превращают личность в объект (а не субъект) того или иного внешнего воздействия [8, с. 8-15].

При этом стоит отметить, что личность сама при стечении тех или иных обстоятельств создает подобную ситуацию, являясь еще полноценным субъектом. Единственным исключением из этого правила, по-видимому, может служить суггестивная зависимость, которая считается врожденной и не зависит от волевых качеств личности, т.к. в основе данного вида зависимости лежит предрасположенность индивида к «внушающим воздействиям».

И все же то, что в современной психологии относится к тому или иному аддиктивному поведению, должно рассматриваться и как свободный личностный выбор, и как не совсем осознанный выбор потери собственной субъектности.

Следует отметить, что различные виды аддикции, например, интернет-зависимость, алкогольная или игровая зависимость, различаются лишь по социальным последствиям, однако если их рассматривать в психологическом плане, то в их основе лежит один механизм – отказ от субъектности с целью удовлетворения неадекватным способом актуальной потребности. Такой механизм поведения способствует поддержанию уровня самооценки и уровня притязаний, позволяет изменить отношение человека к собственным неудачам [7, с. 59].

Зависимые личности, как правило, характеризуются наличием следующих черт: внушаемость, конформность, склонность подчиняться чужим требованиям, стремление оправдать ожидания; чувствительность к неудачам в сфере общения; повышенная тревожность; наличие потребности в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Кроме того, зависимые индивиды могут демонстрировать более низкий уровень успеваемости, что объясняется не отсутствием у них способностей, а наличием мотивации избегания неудач. Все перечисленные выше особенности зависимой личности связаны с ее стремлением установить опекающие и помогающие отношения.

 Изучением проблемы утраты человеком своей субъектности занимался Э. Фромм. Он причислял ее к основным проблемам современного общества, которые превращают человека в составную часть современных технологий. Таким образом, Э. Фромм считает, что стремление человека к отдаленности зависит как от влияния общества в целом, так и от процесса индивидуального развития, на ход которого влияют детско-родительские отношения. Чувство гнева и фантазии, возникающие у ребенка в моменты, когда его заставляют выполнять те или иные требования, могут стать причиной возникновения зависимых форм поведения [10, с. 85-98].

Аддиктивное поведение (от англ. «аddiction» – «склонность, пагубная привычка») можно определить как стремление личности к уходу от реальности, который осуществляется через изменение психического состояния путем химических или нехимических воздействий. Это стремление начинает преобладать в сознании человека, который начинает искать различные способы ухода от реальности. Жизнь человека начинает протекать в виртуальном, вымышленном мире, и эта жизнь не только не способствует решению существующих проблем, но и может привести к остановке в развитии.

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют два вида аддикций: нехимические и химические.

К нехимическим относятся патологическая склонность к азартным играм, компьютерная, сексуальная зависимости, работоголизм, шопоголизм, зависимость от отношений (патологическая привычка к определенному типу отношений), ургентные аддикции (состояние постоянной нехватки времени). Аддикцию к еде (нервная анорексия, нервная булимия) относят, как правило, к промежуточной форме [6, с. 65-77].

Химические зависимости включают в себя аддикции к алкоголю, табаку, кофеину, галлюциногенам, опиатам, барбитуратам, каннабиоидам, растворителям, транквилизаторам.

Факторы, определяющие формирование аддиктивного поведения

  1. Воспитание в детстве:
  2. Формирование у ребенка ранней тревоги, что связано с повышенной тревожностью матери.
  3. Психологические травмы в детстве (насилие, жестокое обращение, недостаток внимания со стороны родителей).
  4. Личностные особенности:
  5. Сложности с разрешением проблем повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  6. Наличие скрытого комплекса неполноценности, который внешне проявляется в форме завышенной самооценки.
  7. Внешняя общительность, сочетающаяся со страхом вступления в стойкий эмоциональный контакт.
  8. Стремление говорить неправду.
  9. Нежелание брать на себя ответственность в принятии важных решений.
  10. Стереотипность поведения.
  11. Повышенная тревожность.
  12. Социальные факторы:
  13. Дезинтеграция общества.
  14. Дискриминация по половому, национальному, экономическому и другим признакам [5, с. 90-100].

Все формы зависимого поведения имеют ряд общих черт, однако они также характеризуются наличием специфических особенностей, присущих той или иной конкретной аддикции, причем некоторые из этих особенностей недостаточно изучены на сегодняшний день. Это касается, в частности, зависимостей, связанных с компьютерными технологиями.

Киберкоммуникативная зависимость считается подвидом Интернет-зависимости и, таким образом, входит в группу нехимических аддикций.

Под киберкоммуникативной зависимостью понимается зависимость человека от общения в наиболее распространенной коммуникационной среде Интернет – социальной сети [1, с. 9-15]. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 – это классические социальные сети и еще 60 – в той или иной степени социализированы. Многие компании, так или иначе, используют социальные сети в своей работе. Около 78% людей прислушиваются и доверяют информации, полученной из социальных сетей. В России самыми посещаемыми сайтами являются Вконтакте, Одноклассники и Мой мир.

В этой связи, в настоящее время именно киберкоммуникативная зависимость становится наиболее распространенной разновидностью Интернет-зависимости.

Следует отметить, что в социальных сетях формируется особая форма коммуникаций. Она основывается не столько на общении как таковом, сколько на формировании собственного образа и самопрезентации. Многие пользователи используют социальные сети в целях изучения самопрезентаций других [3, с. 47]. При этом возникает серьезная проблема, связанная с тем, что реальное общение вытесняется из жизни человека и становится подчинено виртуальному.

В  компании друзей юноши все чаще обсуждают новости и события из социальных сетей. Все чаще используют фразы и афоризмы, популярные в социальных сетях. При этом выделяются следующие особенности поведения человека, подверженного киберкоммуникативной зависимости:

-          Нахождение в режиме on-line более 2-х часов в сутки.

-          Непреодолимое желание использовать социальную сеть.

-          Неспособность контролировать время, проведенное в Сети [3, с. 47].

Подверженность киберкоммуникативной зависимости формирует у индивида новые потребности. Например, возникает желание постоянно следить за обновлениями на «странице», обсуждать полученные из социальных сетей новости в компании друзей, потребность часто менять фотографии.

Особое внимание при этом уделяется «социальному статусу», который можно охарактеризовать как короткое словесное высказывание, отражающее психологическое состояние человека на данный момент. Кроме того, достаточно важной, обычно, считается информация о семейном положении пользователя или о наличии взаимоотношений с противоположным полом.

Нехимические зависимости, как правило, связывают с психологическими защитными механизмами человека. При этом такие механизмы формируются в ответ на имеющиеся у человека проблемы, с которыми он не может справиться другими способами [4, с. 95].

Защита начинает приобретать ритуализированный характер, при котором отрабатываются четкие модели поведения личности. Например, в случае киберкоммуникативной зависимости, человек на все дискомфортные ситуации начинает реагировать одинаково – уходом в мир социальных сетей.

Формирование и развитие той или иной аддикции, в том числе и киберкоммуникативной зависимости, возможно в любом возрасте. Однако существуют возрастные периоды, в частности, в подростковом и юношеском возрасте, когда риск возникновения киберкоммуникативной зависимости повышается, что связано с определенными возрастными особенностями.

Юношеский возраст имеет свои особенности и свою специфику, в связи с чем, эффективность профилактики возникновения у студентов киберкоммуникативной зависимости напрямую будет зависеть от учета этих особенностей и создания определенных психологических условий, в рамках которых и будет осуществляться профилактика. В качестве таких условий нами были выделены следующие: работа психологической службы вуза; формирование в учебном коллективе атмосферы принятия, понимания; взаимодействие со студентами на уровне субъект-субъектных отношений; вера в успех личности; создание на базе вуза различных «кружков» и секций по интересам; осуществление помощи в профессиональном становлении личности; а также реализация различных тренинговых программ, направленных на профилактику аддикций.

Психологическая служба вуза в рамках профилактической деятельности может работать в нескольких направлениях. Это, прежде всего, просветительская деятельность, которая должна освещать не только саму проблему киберкоммуникативной зависимости, причины и условия ее возникновения, признаки, по которым можно определить ее наличие; но и особенности функционирования самой психологической службы. Студенты должны знать, как и когда они могут обратиться за консультативной помощью по интересующим их проблемам. Так же, как правило, психологическая служба предоставляет студентам возможность получить ответы на интересующие их вопросы анонимно, путем отправки сообщения на сайт психологической службы. Такая услуга может быть весьма востребованной среди молодых людей, и информация о ней должна быть доступна. Другим направлением деятельности психологической службы является, непосредственно, оказание психологической помощи студентам.

Одной из особенностей юношеского возраста является потребность в интимном, доверительном общении со сверстниками. В рамках такого общения молодым людям очень важно чувствовать себя неотъемлемой частью компании, чувствовать принятие и понимание со стороны сверстников. Отсутствие этих компонентов в жизни юноши, как правило, переживается достаточно болезненно, с негативной эмоциональной окрашенностью. Желание восполнить эту сферу и может стать причиной чрезмерной увлеченности молодых людей социальными сетями. То же самое касается и формирования субъект-субъектных отношений между молодыми людьми и их окружением. Для лиц юношеского возраста важно осознавать свою значимость и ценность как личности, чувствовать себя наравне со всеми. Именно такие условия могут способствовать эффективности проводимых профилактических работ.

В юношеский период перед молодыми людьми стоит ряд достаточно сложных задач, связанных с профессиональным становлением, становлением идентичности, жизненным самоопределением, и продуктивное разрешение этих проблем может осуществляться только в условиях доброжелательного отношения со стороны окружающих, в условиях поддержки, понимания и веры в успех личности. Без такого рода поддержки у индивида может начать развиваться чувство одиночества, непонимания, отчужденности. Недостаток поддержки в реальной жизни может восполняться через попытки найти ее в мире социальных сетей, которые создают только видимость разрешения сложившейся ситуации. Таким образом, одним из психологических условий эффективной профилактики киберкоммуникативной зависимости является наличие дружественной атмосферы в той среде, которая приоритетна для индивида.

Для лиц юношеского возраста сфера общения является одной из наиболее значимых. При этом для них важно не только общение как таковое, но и наличие общих сфер интересов. Социальные сети в данном плане являются весьма привлекательными, т.к. обеспечивают доступ к различного рода сообществам, в которых люди со схожими интересами имеют возможность регулярно общаться и обмениваться интересующей их информацией. Однако созданные на базе вуза «кружки» и секции могут послужить альтернативой подобных сообществ в Сети, причем их «плюс» будет состоять в наличии живого общения, которое все-таки является для молодых людей приоритетным.

Проблема выбора профессии и профессионального становления в определенный промежуток времени выходит у юношей на передний план. Сложность данной проблемы заключается в осознании важности и серьезности предстоящего выбора, от которого зависит дальнейшее становление и развитие личности. Предоставление со стороны образовательного учреждения дополнительных образовательных программ может снизить тревожность студентов по данному вопросу. В противном случае, индивид может использовать социальную сеть как вариант ухода от трудноразрешимой задачи.

Еще одним психологическим условием эффективной профилактики является разработка и реализация тренинговых программ, направленных на развитие таких качеств личности, наличие которых предупреждает возникновение киберкоммуникативной зависимости: осознанности, самодостаточности, способностей к самореализации, саморегуляции, коммуникативных навыков. 

Таким образом, система профилактики  киберкоммуникативной  зависимости у молодежи должна  подразумевать не отказ от пользования сетевыми ресурсами, а развитие у каждого способностей к самоанализу и самоконтролю количества и качества проводимого в сети времени, а также раскрытию своих возможностей и самореализации в реальной жизни.

Литература

  1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. – 1996. – № 4. – С. 9-15.
  2. Белинская Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 69.
  3. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 47.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Лаборатория книги, 2005. – С.95.
  5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 2004. – № 4. – С. 90-100.
  6. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология,  2005. – № 1. – С. 65-77.
  7. Колесникова О.А. Аддиктивное поведение и проблема интернет-аддикции. / Актуальные проблемы педагогического образования, 2005. – № 8. – С. 8-16.
  8. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития. // Обзор психиатрии и мед. Психологии, 1999. – № 3. – С. 8-15.
  9. Сельченок К.В. Психология зависимости. – Минск: Харвест, 2005. – С. 59.
  10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Астрель, 2010. – С. 85-98.

 

Об авторе

Эркенова Мариям Мустафаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Галетина Светлана Георгиевна – специалист первой категории по учебно-методической работе; координатор по среднему профессиональному образованию Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Эркенова М.М., Галетина С.Г.  Тенденции развития киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.