ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается содержание психологического сопровождения готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Представлена программа формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии и доказана её эффективность.

Ключевые слова: выбор профессии, старшеклассник, диагностика, консультирование, тренинг, коррекция, развитие, просвещение, профилактика.   

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема выбора будущей профессии является одной из актуальных в современной отечественной психологии. Проблема психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии стала изучаться сравнительно недавно. В педагогики, психологии каждый отдельный элемент проблемы изучен учеными в полной мере. Однако как целостная самостоятельная психологическая проблема исследования заявила о себе только в последние годы.

В основу разработки программы психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии был положен глубокий анализ современных психолого-педагогических исследований А.Г. Асмолова, Е.Л. Берладиной, С.И. Вершинина, М.Р. Гинзбург, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун, И.И. Кобзаревой, Е.А. Климова,И.В. Михайловой, Е.В. Машиньян, Л.В. Мальцевой, Н.С. Пряжникова, А.Э. Попович, М.В. Ретивых, Г.В. Рязапкиной,С.Г. Тумаковой, С.Н. Чистяковой и др. На основе анализа многочисленных работ по психологическому сопровождению, определено, что для формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии необходимо:

- оказать помощь в приобретении знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии;

- научить старшеклассников использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста;

-  углубить знания старшеклассников о мире профессий;

- способствовать осознанию учащимися связи выбора профессии с их индивидуально-типологическими и личностными особенностями, с конкретными факторами психического и социального развития и др.;

- углубить представления старшеклассников о самих себе посредством овладения приёмами самопознания, через выявление личностных возможностей, понимание необходимости самосовершенствования;

- мотивировать старшеклассников к личностному и профессиональному саморазвитию, овладение приёмами самопобуждения к личностному росту [5].

В контексте нашего исследования программа психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии включает в себя следующие блоки:работа с учащимися, с педагогами и родителями. Рассмотрим их более подробно.

1. Работа с учащимися – наиболее сложный и, несомненно, самый важный блок программы психологического сопровождения. Отметим, что все стадии работы с учащимися в рамках данной программы строятся, прежде всего, с учетом уровня сформированности готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

В качестве критериев оценки уровня психологической готовности обозначим следующие факторы:

- уверенность (субъективная оценка правильности выбора);

- адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);

- действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).

На наш взгляд, такой подход является целесообразнее, нежели организация психологического сопровождения с опорой исключительно на возраст старшеклассников. Исследования показывают, что все умственное и психологическое развитие старшеклассников может иметь существенные различия. В этой связи, программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии предполагает дифференциацию старших школьников по принципу психологической готовности к выбору профессиональной деятельности, которая определяется в процессе диагностики.

В целом, данный блок программы реализуется на следующих этапах: диагностический, консультативный, коррекционный, развивающий, просвещения, профилактики. Остановимся на них более подробно.

Диагностический этап (углубленная диагностика по запросу и\или по результатам минимума). На данном этапе программа подразумевает определение уровня сформированности готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Диагностическая работа психолога включает оценку уровня: развития интеллекта; мотивации; интересов; личностные особенности; профессиональные склонности.

В целом, диагностика формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии реализуется на следующих уровнях:

диагностический минимум – носит дифференциальный характер психодиагностики, который позволяет условно разделить или объединить группу на подгруппы – «психологически благополучных» и «психологически неблагополучных» т.е. респондентов имеющих определенные затруднения или проблемы. Диагностический минимум основан на получении первичной информации и последовательности дальнейшего психологического сопровождения;

непосредственно профориентационная диагностика направлена на выявление интересов, склонностей и способностей, старшеклассников к той или иной сфере профессиональной деятельности и выбора профессии. Профориетационные диагностические методики позволяют понять, каких результатов достиг испытуемый на пути формирования тех или иных способностей. Отметим, однако, что данные методики не дают основание строить профессиональный прогноз. Следовательно, выявляемые качества в профдиагностики не предопределяют будущей профессиональной успешности, а служат лишь критерием профессионального отбора;

развивающая диагностика носит обучающий характер, она помогает респонденту лучше узнать себя, свои возможности, активизировать стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Данная диагностика позволяет осуществлять контроль за развитием требуемых качеств, а также проведения коррекции или тренинга;

оперативная диагностика позволяет понять, определить, подтвердить необходимые сведения о респонденте или группы респондентов в решении вопроса учебно-воспитательного процесса;

углубленная диагностика. Данная форма психодиагностики осуществляется по результатам ранней психодиагностики или по запросу. Такая диагностическая деятельность носит как индивидуальный, так и групповой характер. Для эффективного проведения углубленной диагностики обязательным условием является выдвижение гипотезы.

Программа психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии на этапе диагностики включала следующие методики:

-                   «Мотивы выбора профессии» (по С.С. Гриншпуну);

-                   «Анкета старшеклассника» Б.А. Федоршина;

-                   «Карта интересов» (по А.Е. Голомштоку);

-                   Тест определения типа личностной направленности по Дж. Голланду;

-                   Тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин);

-                   Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардова;

-                   Методика В. Смекала и М. Кучера «Направленность личности»;

-                   Опросник «Кем быть» Н.С.Пряжникова;

-                   Методика В. Б. Успенского;

-                   Методики определения профессиональных способностей подростков.

Именно эти методики мы использовали в экспериментальной части нашего исследовании для диагностики уровня сформированности готовности старшеклассников к выбору профессиональной деятельности. Результаты нашего диагностического исследования были представлены в предыдущем номере журнала «Прикладная психология и психоанализ» [3]:

Консультативныйэтап организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако консультирование может быть плановым, основанным на результатах диагностики. Целью психологической консультации является оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей учащегося. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

На данном этапе, большое значение имеет проведение различных тренингов, таких как «Планирование профессионального пути», «Время выбирает нас».

Основная цель тренинга «Планирование профессионального пути» является освоении учащимися навыков по планированию своего профессионального пути. В ходе занятия психолог решает следующие задачи:

-                   предоставляет учащимся необходимые знания по планированию профессионального пути;

-                   предоставляет возможность всем участникам тренинга представить будущее с учетом полученных знаний.

В качестве ведущей техники тренинга выступает проективный рисунок «Я через десять лет», «Мой товарищ через десять лет».

Следующий тренинг «Время выбирает нас» направлен на формирование готовности старшеклассников самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.

В целом, консультационный этап направлен на формирование профессионального плана.

Коррекционный этап включает коррекцию образовательного маршрута в ситуации несоответствия возможностей и желаний («хочу» и «могу»), а также коррекцию образовательного маршрута в соответствии с существующей реальностью («хочу» и «надо»). Коррекционная работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.

В контексте нашей программы в качестве коррекционной работы предлагался курс «Стратегия выбора профессии».

Основная цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Задачи курса:

- повысить уровень психологической компетенции старшеклассников за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессий.

Форма проведения занятий – групповая. Частота – 2-3 раза в месяц (всего в полугодии 12 занятий). Длительность каждого занятия – 1 час.

Первая часть включает в себя задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: методика «Художник или мыслитель», тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кеттелла на особенности характера с рекомендациями, ШТУР, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», методики Е.Е. Климова, Голланда). Диагностика проводится в комплексе с игровыми упражнениями. Сопутствующей задачей является расширение представлений о мире профессий и активизация поиска информации о профессиях, что происходит благодаря широкому диапазону рекомендаций, содержащихся в интерпретации диагностических методик.

Вторая часть ориентирована на построение жизненной перспективы, осмысление ценностей, ожиданий, притязаний, освоение стратегий выбора. Занятия проводятся в форме имитационных упражнений, игр, часто используются эвристическая беседа и мозговой штурм, иногда учащиеся выполняют задания на самостоятельный поиск, решение конкретных проблемных ситуаций, направленных на построение жизненной перспективы. Используются упражнения, разработанные Г.И. Резапкиной, деловая игра «Перспектива», предложенная М.Р. Битяновой.

Для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности с профессиональным самоопределением, мы провели тренинг «Самооценка и уровень притязаний личности».

Развивающийэтап направлен на оказание помощи учащимся в самопознании, определении собственных стремлений и потребностей. Главной задачей психолога на данном этапе выступает расширение представлений старшеклассников о мире профессий. Проведение конференций на темы: «Возможные ошибки при выборе профессии», «Профессии XXI века», «Формула будущей профессии» и т.д.

Данный этап предполагает организацию брейн-ринга «В мире профессий».

1 конкурс. Учащимся предлагаются задания, состоящие из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Участники должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. (Например: 1. Гуманный – это . . .? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный; 2. Этика – это учение о ...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.).

2 конкурс. К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово – синоним. (Например: 1. Прогрессивный – а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый; 2. Мораль – а) этика; б) развитие; в) способности; г) право.).

3 конкурс. Участникам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Участникам необходимо найти и подчеркнуть это слово. (Например: 1. Богатство: бедность = крепостная зависимость :? а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй; 2. Война: смерть = частная собственность : ? а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.).

4 конкурс. Участникам предлагается три психологических термина (Способности, Потребности, Характер). Задача участников заключается в том, чтобы дать определение термину и показать на примере конкретной ситуации. Выразить содержание понятия. Каждой команде выдается термин по жребию.

Кроме того, данный блок подразумевает проведение экскурсий на предприятия г. Буденновска. Данные экскурсии формируют интерес к миру профессий, повышает мотивацию. В процессе проведения подобных экскурсии психолог знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к личным качествам человека в соответствии с выполняемой профессиональной деятельностью. Живой интерес вызывают экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся.

Этап психологическогопросвещения включает обеспечение старшеклассников сведениями о рынке труда, путях и условиях профессиональной подготовки, возможностях трудоустройства. На данном этапе психолог использует учебно-методические пособия, справочные пособия, информационные и рекламные листы, буклеты.

Психологическое просвещение старшеклассников сегодня очень популярно. Несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро, на наш взгляд, стоит вопрос о его эффективности. Просвещение задает слушателям пассивную позицию. В этой ситуации, полученная информация, может изменять представление и мнение человека или может быть отвергнута и забыта.

Результатом просвещения старшеклассников является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии.

Программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии включает на данном этапе проведение тренинга «Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий».

Данный блок включает также проведение тематических недель «В мире профессий», которые представляют собой конкурсы по номинациям «Лучшая презентация профессии», «Семейное профессиональное древо», «Профессиональный логотип», «Шарж на профессию».

Профилактическийэтап направлен на формирование стрессоустойчивости в процессе выбора профессии. Данный этап включает разработку и проведение тренинговых занятий, семинаров, конференций.

Так, весьма продуктивным с точки зрения формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору профессии является проведение психологом семинаров на следующие темы – «Выбор профессии – это серьёзно!», «Секреты выбора профессии», «Профессии наших родителей», «Мои профессиональные планы».

2. Блок: работа психолога с педагогами, классными руководителями и учителями-предметниками.

Просветительская работа психолога строится на обсуждении проблемы профориентации на педагогических советах. Немаловажное значение имеет организация конференций, посвященных вопросам профессиональной идентификации с приглашением учителей других школ, преподавателей вузов, сузов;

Консультативная: индивидуальные и групповые психологические консультации (по запросу).

Отметим, что школьный психолог в беседах с учителями должен постоянно подчеркивать роль личностно-развивающего педагогического взаимодействия, для которого характерны «специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающее учащемуся возможность проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. С помощью такого общения, педагог имеет возможность установить контакт с детьми, предусматривающий общее благоприятное психологическое пространство общения, ведомость и свободу одновременно [4].

Блок: работа психолога с родителями.

Диагностическая работа предполагает, прежде всего,анкетирование родителей.

Цель анкеты №1: изучить отношение родителей к профессии, выбранной учащимся, а также оправданность выбора профиля обучения учащимися.

Цель анкеты №2: выявить степень участие родителей в выборе будущей профессии старшеклассниками.

На основе анализа ответов анкет психолог разрабатывает основные пути и направления дальнейшего сотрудничество с родителями старшеклассников, направленных на формирования готовности к осознанному выбору профессиональной деятельности. Диагностика позволяет своевременно скорректировать отношение родителей к современным профессиям в целом и к профессиональному выбору ребёнка в частности.

Просветительская работа психолога направлена на проведение родительских собраний, лекториев с целью формирования у родителей старшеклассников понимания важности осознанности выбора будущей профессии.

Программа психологического сопровождения на данном уровне предполагает ознакомление родителей старшеклассников с разработанным нами маршрутом помощи учащимся в выборе профессии, который включает:

1) совет ребенку (основной вариант и запасной вариант);

2) приобретение необходимых справочников;

3) сбор информации об учебных заведениях – анализ и обсуждение с ребёнком буклетов, Интернет-сайтов, описывающих учебные заведения;

4) содействие в подготовке к поступлению в учебное заведение.

Просветительская работа предполагает формирование у родителей старшеклассников правильного представления о современных профессиях. Этому способствует проведение практикума «Ориентируетесь ли вы в новых профессиях?»

Важную роль в работе психолога с родителями по профориентации играет проведение родительских собраний, на которых обсуждаются следующие темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии», «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание?».

Консультативно-корректирующая работа с родителями необходима в случае, если на диагностическом этапе психолог обнаружил проблемы, затрудняющие в той или иной мере процесс профессиональной идентификации учащегося. Кроме того, данный вид психологической работы осуществляется при запросе со стороны родителей.

Наиболее эффективным является проведение психологом индивидуальных бесед. В процессе подобных бесед психолог, прежде всего, помогает родителям принять мысль, что ребёнок имеет право на собственное решение. Психологу необходимо научить родителей следующему: отделять собственные амбиции, нереализованные мечты и мнение ребёнка; раскрыть преимущество творческой самореализации перед модной, но не вечной престижностью той или иной профессии.

Кроме того, важно скорректировать чрезмерно заботливое отношение родителей к уже достаточно взрослому ребёнку, препятствующее самостоятельности последнего. И, напротив, полное безразличие родителей может привести к искаженному представлению у ребёнка о своем профессиональном будущем. В этой связи актуальным является проведение теста «Мера заботы о ребёнке». По результату теста можно определить, на что направлены усилия родителей: на защиту интересов ребенка, на возможность проявлять свою независимость и взрослость или не уделяют внимание вопросам воспитания. В соответствии с этими данные психолог даёт свои рекомендации родителям.

Для определения эффективности нашей программы по формированию у старшеклассников осознанного выбора будущей профессии мы провели контрольный срез (таблица).

Таблица

Общий уровень сформированности готовности к осознанному выбору профессии

Группы

Уровни готовности к осознанному выбору будущей профессии (%)

Высокий

Средний

Низкий

Э

47

41, 5

11,5

К

49, 5

41

9. 5

Исходя из данных повторной диагностики видно, что общий уровень сформированности готовности к осознанному выбору профессии значительно повысился. Врезультате проведенной экспериментальной работы учащиеся старших классов расширили информационное поле, составили объективное представление о своих возможностях в сфере профессиональных интересов. Были сформированы ценностные ориентации и индивидуально выраженные цели, мотивы, связанные с дальнейшим способом получения будущей профессией, самостоятельность, инициативность, удовлетворенность от наличия обоснованного профессионального плана. Посредством внедрения программы в старшеклассников было развито стремление получать, искать и перерабатывать информацию о мире профессий; овладение знаниями, умениями и навыками для освоения той или иной выбираемой профессии. Решение данных вопросов в значительной мере детерминирует эффективность профессиональной адаптации.

Настоящая программа была оценена экспертами, в качестве которых предстали родители старшеклассников. Методами экспертной оценки выступили опрос и эссе, которые предлагалось написать по окончании исследования. Прежде всего, родителям старшеклассников предлагалось ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Программа позволила моему ребенку более конкретно определить свои увлечения и способности.

2. Мой ребенок стал уверен в своем решении о будущей профессии.

3. Мой сын/моя дочь стал (а) посещать факультативы для усовершенствования своих способностей.

4. Я не вижу никаких результатов проведенной программы.

В результате опрос показал следующее:

67% участников опроса отметили, что их дети смогли более конкретно определить направление своих профессиональных увлечений.

71% респондентов указали на то, что их ребенок стал чувствовать себя увереннее в своем решении после внедрения программы в школу.

41% родителей подтвердили, что их дети записались на дополнительные занятия по интересующим их предметам.

3% респондентов не увидели результатов внедрения программы.

Таким образом, можно отметить весьма высокую эффективность программы психологического сопровождения формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии.

Кроме того, родителям предлагалось написать эссе «Психологическое сопровождение – путь к осознанному выбору будущей профессии», в результате которого большинство родителей отметили позитивные изменения в отношении детей к своему будущему. Отметим, что некоторые эксперты сочли сроки программы недостаточными и выразили желание в их пролонгировании.

Программа психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, основанная на использовании творческих форм, позволила в условиях индивидуальной и групповой деятельности обогатить представления старшеклассников о себе, своих способностях и возможностях, обучить способам самодиагностики и саморазвития, помочь осознать школьникам необходимость профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями.

На основе проведенного исследования нами разработан ряд практических рекомендаций, которые оптимизируют процесс психологического сопровождения готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Наиболее важной, на наш взгляд, рекомендацией выступает организация рефлексии после каждого мероприятия, проводимого психологом. Рефлексия представляет собой интегральный психический процесс, проявляющийся в способности размышлять как над содержанием сознания другого человека, так и над содержанием собственного сознания, ходом и результатом собственной деятельности. Она позволяет понять, насколько учащиеся осознали сущность той или иной профессии, видят ли они себя в той или иной деятельности. Таким образом, рефлексивная деятельность является необходимым элементом психологического сопровождения, в процессе которой учащиеся конкретизируют полученные сведения и мире профессий, формируется система ценностей.

Отметим, что организация рефлексии – процесс творческий и каждый психолог может применять свой набор методов рефлексии. Один из наиболее простых способов – предложить старшеклассникам фразы, которые они должны закончить. Например: «я познакомился с.. », «я узнал о такой профессии, как..», «я не думал, что это так интересно…», «мне не понравилось…», «я добился…», «было непросто…», «хотелось бы…», «мне запомнилось…», « я попробую…».

Школьным психологам следует регулярно проводить «День профессии». Для его проведения необходимо приглашать родителей старшеклассников, которые расскажут о своей профессии и её особенностях. Психологу важно побудить родителей говорить о своей профессии с душой, открыто, раскрывая достоинства и недостатки. Для этого необходимо создать непринужденную атмосферу.

Кроме того, рекомендуем психологам совместно с учителями и руководством школы создавать имитационные программы. Несмотря на объемность реализации, имитационные программы имеют высокий потенциал. Об этом свидетельствует позитивный зарубежный опыт. Так, в Великобритании подобные программы успешно реализуются на протяжении нескольких десятилетий [1].

Отметим, что имитационные программы необходимо разрабатывать с учетом специфики российского рынка. Эти программы представляют собой воспроизведение различных социальных и трудовых ситуаций, начиная от планирования трудового дня, выработки собственного стиля трудовой деятельности, поведения в ситуации потери работы и заканчивая определением баланса между семейной и трудовой жизнью.

Создание имитационных программ позволяет понять учащимся, какой вид деятельности наиболее им интересен, развить свои интересы и склонности, выработать ответственность, инициативность, творческий подход.

В процессе моделирования имитационных программ чрезвычайно важным аспектом выступает непрерывная работа с психологом, который должен внимательно изучать реакцию учащихся на те, или иные ситуации, корректируя при необходимости.

Важным аспектом психологического сопровождения готовности к осознанному выбору будущей профессии выступает непрерывность и систематичность процесса. В этой связи рекомендуем психологу предложить каждому учащемуся вести профориентационную тетрадь. В ней необходимо указывать общую информацию о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии, данными об успеваемости и пр. Такая тетрадь служит своеобразным досье и может стать основой для профконсультаций.

Кроме того, рекомендуем проводить так называемые «профориентационные экскурсии», которые позволяют учащимся глубоко и всесторонне изучить тот или иной вид профессиональной деятельности. Такие экскурсии служат формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр. Экскурсию на какое-либо предприятие психолог может проводить органической связи с психологическими тренингами и консультациями, направленными на формирование готовности к осознанному выбору будущей профессии. После подобной экскурсии следует предложить старшеклассникам анкеты, в которых бы были представлены вопросы, позволяющие учащимся проанализировать свой поход на предприятие.

Таким образом, процесс психологического сопровождения готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии является одним из сложных, важных и ответственных в деятельности школьных психологов. Наука не стоит на месте, поэтому одной из задач в деятельности психолога является искать и находить новые подходы и методы работы с детьми с учетом динамики развития современного общества и рынка труда.

Литература

  1. Гриншпун С.С. Организация профориентации в Великобритании // Педагогика, 2005. – № 7. – С. 100-105
  2. Кобзарева И.И., Берладина Е.Л. Психологическое сопровождение развития личности старшеклассников в условиях профильного обучения. – Элиста, 2010. – 162 с
  3. Кобзарева И.И., Микаэлян Д.А. Диагностика готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 12.11.2015).
  4. Кобзарева, И.И. Формирование готовности будущих учителей к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. – Карачаевск: КЧГУ, 2009. – С. 49.
  5. Микаэлян Д.А. Особенности формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии // a title="Вестник Университета (Государственный университет управления)" href="http://library.ru/contents.asp?titleid=9473">В"стник Университета (Государственный университет управления). – М., 2013. – №18. – С. 270-273.

 

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Микаэлян Диана Арменовна – заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске.

е-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Кобзарева И.И., Микаэлян Д.А.  Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.