ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ АНТИЦИПАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты проверки гипотезы о влиянии психолого-педагогических условий на развитие антиципации у студентов в периоды, когда наблюдался динамический спад отдельных ее функций.

Ключевые слова: антиципация, саморегуляция, функции антиципации, профессиональное обучение.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Термин «антиципация» (от латинского слова «anticipatio» – предугадывание событий, предвосхищение) предложен Вильгельмом Вундтом в 1880 году [9, 10]. В. Вундт понимал под антиципацией способность человека представить себе вероятный и возможный результат действия до того, как оно осуществилось. Интерес к антиципации как психическому явлению и научной проблеме всегда был высок, а в последние десятилетия стал еще более значителен. В нестабильной, точнее быстроменяющейся социальной, экономической, политической реальности, во многом решающую роль играют антиципационные способности. Они предопределяют успешность адаптации, роста и самореализации человека.

В психологии накоплен большой теоретический материал, в центре внимания которого находится антиципация, её компоненты, антиципационная способность и состоятельность. Так,

- в психологии развития рассматриваются акмеологические аспекты и «возможности» антиципации в достижении профессиональных высот и успешности деятельности [2, 6, 7];

- в общей психологии и психологии личности рассматриваются и анализируются различные аспекты антиципационной состоятельности [1, 5];

- регуляторные аспекты антиципации, антиципационные способности и их развитие в целях совершенствования эффективности подготовки будущих специалистов – в фокусе исследований по педагогической психологии и педагогике [4, 13];

- антиципационная деятельность и антиципационные особенности с позиции психосоматической медицины вызывают интерес у исследователей в области медицинской, клинической психологии и психиатрии [49, 11].

Особый интерес для нас представляют исследования, направленные на изучение развития личности и личностных новообразований, а именно антиципации в условиях получения профессионального образования на разных этапах обучения.

Л.Д. Столяренко [12], Е.А. Климов, [8] Л.Б. Шнейдер [14] и др. считают, что учебная деятельность для студентов является ведущей и оказывает существенное влияние на развитие психических процессов и личностных новообразований, ядром всех изменений является учебно-профессиональное самосознание студента.

При этом процесс профессионального становления субъекта деятельности в вузе обуславливается синтезом, с одной стороны, возможностей, способностей и активности личности, а с другой стороны – требований деятельности, определяемых особенностями ее содержания, средств, условий, организации. На основе этого синтеза, включения личности в профессионально-педагогический процесс формируется субъект деятельности.

Для развития функций антиципации нами были выбраны изучаемые студентами дисциплины, что дает возможность:

- эффективно применять личностно ориентированные развивающие технологии, в частности, методы активного обучения;

- конструировать образ мышления будущего специалиста, направленного на формирование общепрофессиональной компетентности и важнейшей ее составляющей – способности к прогнозированию;

- совершенствовать мышление, обеспечить его переход на более высокий качественный уровень, связанный с формированием у студентов качеств мышления: доказательности прогноза, перспективности, учёта вероятностной природы будущего;

- совершенствовать процессы прогнозирования, установления причинно-следственных связей между явлениями, способность обобщенно вербализовывать прогноз и пр.

Основываясь на анализе имеющихся теоретических и практических исследований в области развития антиципации, определим эффективные психолого-педагогические средства и методы воздействия на развитие функций антиципации у студентов вуза (таблица).

Таблица

Формы и методы психолого-педагогического воздействия, актуальные для работы по развитию антиципации студентов

Педагогические воздействия

Формы

Методы

Лекции

проблемного изложения

частично-поисковый, или эвристический

исследовательский

плановых ошибок

Практические/семинарские занятия

активизации познавательной деятельности и творчества студентов (синектики, мозгового штурма, фокальных объектов или «гирлянд ассоциаций»)

кейс-метод

деловые игры

презентации / самопрезентации

Психологические воздействия

Формы

Методы

Социально-психологический тренинг

поддержания веры обучающегося в свои возможности

концентрации внимания на достоинствах обучающегося и скрашивание недостатков

снятия чувства психологического дискомфорта при неудачах

Психологическое консультирование

активизации потребности в самопознании, саморазвитии адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях

формирования ценностно-мотивационной сферы

преодоления неуверенности в своих силах

достижения эмоциональной устойчивости

Психологическая диагностика

Определение уровня развития функций антиципации с целью построения траектории личностного и профессионального развития

Использование психолого-педагогических методов воздействия способствует пробуждению познавательной активности студентов, содействует становлению самостоятельности мышления в учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Однако в вузах работают в большинстве своем преподаватели, которые в первую очередь являются специалистами в области техники и производства, технологий социально-экономической и иных сфер. Ими была освоена программа высшего образования, не ориентированная на профессионально-педагогическую работу в вузе. Естественно, что у таких педагогов процент дидактико-технологических ошибок высок, что в целом приводит к ухудшению подготовки выпускников вузов.

При этом в условиях реализации психолого-педагогических условий развития функций антиципации у студентов требуется качественное совершенствование преподавания за счет насыщения его интерактивными методами и формами обучения. Данный процесс активизирует необходимость подготовки преподавателей вуза к развитию у студентов функций антиципации и формирование у них соответствующей готовности.

На наш взгляд наиболее эффективным для формирования данной готовности является цикл обучающих семинаров для преподавателей вуза, методические совещания, проблемные группы, дискуссионные площадки и пр. Создавая направления подготовки преподавателей, мы исходили из того, что она будет обеспечивать соединение теоретической подготовки преподавателей с их практической деятельностью. К основным функциям такой подготовки можно отнести:

- адаптационную функцию, способствующую адаптации преподавателя к нестандартной деятельности по формированию у студентов функций антиципации;

- целевую, задающую вектор оптимизации профессиональных и творческих способностей преподавателя вуза;

- обучающую, дополняющую и обогащающую фундаментальную и развивающую прикладную подготовку преподавателей;

- воспитывающую, оказывающую воздействие на продолжающийся в течение всей жизни процесс формирования личности;

- развивающую, состоящую в создании условий для формирования и развития новых профессиональных качеств преподавателя вуза;

- рефлексивную, предполагающую анализ преподавателем собственной наддисциплинарной (методико-технологической) подготовки, корректировку ее уровня в процессе поиска решений прикладных профессиональных задач;

- диагностическую, позволяющую выявить уровень готовности и недостатки подготовленности преподавателя к развитию функций антиципации у студентов.

Таким образом, создание психолого-педагогических условий развития функций антиципации, включает в себя организационные, методические, психологические компоненты:

1. Организационный компонент психолого-педагогических условий включает:

- создание внутривузовской системы повышения компетентности преподавателей по развитию функций антиципации у студентов;

- создание системы внутривузовского мониторинга динамики развития функций антиципаций;

- создание внутривузовской системы психолого-педагогического сопровождения студентов на этапах динамических изменений в функциях антиципации.

2. Методический компонент психолого-педагогических условий включает:

- циклограмму форм и видов деятельности по подготовке преподавателей к развитию антиципации у студентов;

- методические рекомендации по использованию приемов развития антиципации на лекционных, практических занятиях и в рамках организации самостоятельной работы студентов;

- вариативную научно-методическую базу по развитию функций антиципаций для преподавателей гуманитарных и технических дисциплин;

- комплекс тренингов для студентов по развитию отдельных функций антиципаций.

3. Психологический компонент психолого-педагогических условий включает:

- мониторинг динамики развития функций антиципаций;

- оценку готовности преподавателей к развитию функций антиципации студентов;

- тренинги по развитию функций антиципации у студентов: коммуникативной, развития наблюдательности, саморегуляции; индивидуальное психологическое консультирование.

В результате проверки гипотезы о влиянии психолого-педагогических условий на развитие антиципации у студентов в периоды, когда наблюдался динамический спад отдельных функций антиципации, нами было установлено, что предложенные психолого-педагогические условия подтвердили свою эффективность.

Литература

  1. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Казань., 2007. – 21 с.
  2. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13, 19.00.04 – Казань, 2006. – 22 с.
  3. Белицкая А.А. Динамика антиципации студентов на различных этапах обучения в вузе. // «Экономические и гуманитарные науки» – ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», г. Орел – № 12, 2011.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – 956 с.
  5. Грачёв А.А. Терминальный образ в регуляции поведения человека // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылёвой. Выпуск 4. – СПб., 2009.
  6. Громова Ч.Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей: В условиях нормы и невротических расстройств: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Казань, 2005. – 26 с.
  7. Денисов А.С. Антиципация деятельности сотрудников как условие достижения профессионального акме руководителя: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Иваново, 2005. – 22 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.-Воронеж, 1996.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С. 94-96.
  10. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. – М.: Наука, 1974.
  11. Скрипник Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Новосибирск, 2005. – 23 с.
  12. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
  13. Чеснокова И.Н. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблема психологии личности. – М.: Наука, 1982. – С. 121-126.
  14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.: Издательство Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 600 с.

Об авторе

Белицкая Анна Александровна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук, начальник отдела кадров Невинномысского технологического института (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

Белицкая А.А. Психолого-педагогические условия развития функций антиципации у студентов в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.