ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ АНТИЦИПАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
УДК 159.922 Аннотация. В статье представлены результаты проверки гипотезы о влиянии психолого-педагогических условий на развитие антиципации у студентов в периоды, когда наблюдался динамический спад отдельных ее функций. Ключевые слова: антиципация, саморегуляция, функции антиципации, профессиональное обучение.
Термин «антиципация» (от латинского слова «anticipatio» – предугадывание событий, предвосхищение) предложен Вильгельмом Вундтом в 1880 году [9, 10]. В. Вундт понимал под антиципацией способность человека представить себе вероятный и возможный результат действия до того, как оно осуществилось. Интерес к антиципации как психическому явлению и научной проблеме всегда был высок, а в последние десятилетия стал еще более значителен. В нестабильной, точнее быстроменяющейся социальной, экономической, политической реальности, во многом решающую роль играют антиципационные способности. Они предопределяют успешность адаптации, роста и самореализации человека. В психологии накоплен большой теоретический материал, в центре внимания которого находится антиципация, её компоненты, антиципационная способность и состоятельность. Так, - в психологии развития рассматриваются акмеологические аспекты и «возможности» антиципации в достижении профессиональных высот и успешности деятельности [2, 6, 7]; - в общей психологии и психологии личности рассматриваются и анализируются различные аспекты антиципационной состоятельности [1, 5]; - регуляторные аспекты антиципации, антиципационные способности и их развитие в целях совершенствования эффективности подготовки будущих специалистов – в фокусе исследований по педагогической психологии и педагогике [4, 13]; - антиципационная деятельность и антиципационные особенности с позиции психосоматической медицины вызывают интерес у исследователей в области медицинской, клинической психологии и психиатрии [49, 11]. Особый интерес для нас представляют исследования, направленные на изучение развития личности и личностных новообразований, а именно антиципации в условиях получения профессионального образования на разных этапах обучения. Л.Д. Столяренко [12], Е.А. Климов, [8] Л.Б. Шнейдер [14] и др. считают, что учебная деятельность для студентов является ведущей и оказывает существенное влияние на развитие психических процессов и личностных новообразований, ядром всех изменений является учебно-профессиональное самосознание студента. При этом процесс профессионального становления субъекта деятельности в вузе обуславливается синтезом, с одной стороны, возможностей, способностей и активности личности, а с другой стороны – требований деятельности, определяемых особенностями ее содержания, средств, условий, организации. На основе этого синтеза, включения личности в профессионально-педагогический процесс формируется субъект деятельности. Для развития функций антиципации нами были выбраны изучаемые студентами дисциплины, что дает возможность: - эффективно применять личностно ориентированные развивающие технологии, в частности, методы активного обучения; - конструировать образ мышления будущего специалиста, направленного на формирование общепрофессиональной компетентности и важнейшей ее составляющей – способности к прогнозированию; - совершенствовать мышление, обеспечить его переход на более высокий качественный уровень, связанный с формированием у студентов качеств мышления: доказательности прогноза, перспективности, учёта вероятностной природы будущего; - совершенствовать процессы прогнозирования, установления причинно-следственных связей между явлениями, способность обобщенно вербализовывать прогноз и пр. Основываясь на анализе имеющихся теоретических и практических исследований в области развития антиципации, определим эффективные психолого-педагогические средства и методы воздействия на развитие функций антиципации у студентов вуза (таблица). Таблица Формы и методы психолого-педагогического воздействия, актуальные для работы по развитию антиципации студентов
Использование психолого-педагогических методов воздействия способствует пробуждению познавательной активности студентов, содействует становлению самостоятельности мышления в учебной, а затем и профессиональной деятельности. Однако в вузах работают в большинстве своем преподаватели, которые в первую очередь являются специалистами в области техники и производства, технологий социально-экономической и иных сфер. Ими была освоена программа высшего образования, не ориентированная на профессионально-педагогическую работу в вузе. Естественно, что у таких педагогов процент дидактико-технологических ошибок высок, что в целом приводит к ухудшению подготовки выпускников вузов. При этом в условиях реализации психолого-педагогических условий развития функций антиципации у студентов требуется качественное совершенствование преподавания за счет насыщения его интерактивными методами и формами обучения. Данный процесс активизирует необходимость подготовки преподавателей вуза к развитию у студентов функций антиципации и формирование у них соответствующей готовности. На наш взгляд наиболее эффективным для формирования данной готовности является цикл обучающих семинаров для преподавателей вуза, методические совещания, проблемные группы, дискуссионные площадки и пр. Создавая направления подготовки преподавателей, мы исходили из того, что она будет обеспечивать соединение теоретической подготовки преподавателей с их практической деятельностью. К основным функциям такой подготовки можно отнести: - адаптационную функцию, способствующую адаптации преподавателя к нестандартной деятельности по формированию у студентов функций антиципации; - целевую, задающую вектор оптимизации профессиональных и творческих способностей преподавателя вуза; - обучающую, дополняющую и обогащающую фундаментальную и развивающую прикладную подготовку преподавателей; - воспитывающую, оказывающую воздействие на продолжающийся в течение всей жизни процесс формирования личности; - развивающую, состоящую в создании условий для формирования и развития новых профессиональных качеств преподавателя вуза; - рефлексивную, предполагающую анализ преподавателем собственной наддисциплинарной (методико-технологической) подготовки, корректировку ее уровня в процессе поиска решений прикладных профессиональных задач; - диагностическую, позволяющую выявить уровень готовности и недостатки подготовленности преподавателя к развитию функций антиципации у студентов. Таким образом, создание психолого-педагогических условий развития функций антиципации, включает в себя организационные, методические, психологические компоненты: 1. Организационный компонент психолого-педагогических условий включает: - создание внутривузовской системы повышения компетентности преподавателей по развитию функций антиципации у студентов; - создание системы внутривузовского мониторинга динамики развития функций антиципаций; - создание внутривузовской системы психолого-педагогического сопровождения студентов на этапах динамических изменений в функциях антиципации. 2. Методический компонент психолого-педагогических условий включает: - циклограмму форм и видов деятельности по подготовке преподавателей к развитию антиципации у студентов; - методические рекомендации по использованию приемов развития антиципации на лекционных, практических занятиях и в рамках организации самостоятельной работы студентов; - вариативную научно-методическую базу по развитию функций антиципаций для преподавателей гуманитарных и технических дисциплин; - комплекс тренингов для студентов по развитию отдельных функций антиципаций. 3. Психологический компонент психолого-педагогических условий включает: - мониторинг динамики развития функций антиципаций; - оценку готовности преподавателей к развитию функций антиципации студентов; - тренинги по развитию функций антиципации у студентов: коммуникативной, развития наблюдательности, саморегуляции; индивидуальное психологическое консультирование. В результате проверки гипотезы о влиянии психолого-педагогических условий на развитие антиципации у студентов в периоды, когда наблюдался динамический спад отдельных функций антиципации, нами было установлено, что предложенные психолого-педагогические условия подтвердили свою эффективность. Литература
Белицкая Анна Александровна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук, начальник отдела кадров Невинномысского технологического института (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». e-mail:
Белицкая А.А. Психолого-педагогические условия развития функций антиципации у студентов в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |