ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. Актуальность данной работы объясняется тем, что ребёнок с умственной отсталостью особенно нуждается в социализации, адаптации и интеграции в социуме. В задачи коррекционной педагогики входит формирование познавательного интереса ребенка с интеллектуальными нарушениями, направленного на активное познание окружающей действительности и себя самого как субъекта жизнедеятельности. Первым шагом на пути применения различных способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся является выявление исходного уровня познавательных способностей детей. В статье приводятся результаты такой диагностики и их интерпретация.

Ключевые слова: диагностика, познавательные способности, активизация познавательной деятельности, дети с нарушениями интеллекта.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Важной и значимой задачей педагогической практики и профессиональной деятельности специального педагога (дефектолога) является развитие познавательной активности детей с умственными отклонениями. Это обусловлено тем, что активизация познавательной деятельности выступает условием интеграции человека с интеллектуальными нарушениями в социум [1].

Познавательная деятельность – неотъемлемая часть всех видов деятельности человека (предметной, игровой, продуктивной, трудовой). В процессе этой деятельности человек приобретает знания об окружающем мире, его законах, реалиях действительности и учится активно использовать их в повседневной жизни, быть частью мира и общества, созидательно преобразовывать его [3].

Специфика познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальные нарушения полно и развернуто представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова, А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.). Достаточно большое число работ посвящены становлению методов, средств и приемов изучения, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями (Бгажнокова И.М., Беляева Е.Н., Е.К. Грачёва, Э. Сеген и др.).

Проблема активности в учебной деятельности, а также активные методы обучения широко раскрыты в работах многих отечественных педагогов и психологов (Аристова Л.П., Балаев А.А., Бондаревская Е.В., Бордовская Н.В., Даринская Л.А. Горбунова А.И., Замов Л.В., Семенов В.Д., Панина Т.С., Вавилова Л.Н., Смолкин А.М., Шамова Т.И., Щукина Г.И. и др.) [4].

Однако недостаточно работ, раскрывающих специфику методов активизации познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта в условиях обучения в специализированной школе.

Таким образом, определенные аспекты исследуемой нами проблемы изучены достаточно глубоко и подробно. Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования состоит в изучении и апробации наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта для интеграции их в социум.

Чтобы доказать эффективность применения подобранных и апробированных нами способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся, необходимо выявить исходный уровень познавательных способностей детей. В этой связи данная статья содержит подробный анализ результатов диагностики познавательных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Это является фактологическим материалом, представляющим отправную точку экспериментального исследования (констатирующего эксперимента), направленного на активизацию познавательной деятельности школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в период с 2013 по 2015 гг. в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя».В исследовании приняли участие 24 учащихся 6 классов в возрасте 11-12 лет.

Для диагностики уровня развития познавательных способностей применялись следующие методики: «Признаки предмета»; «Корректурная проба»; «Запоминание слов»; «Зрительное запоминание»; «Запоминание текста»; «Аналогии»; «Исключение понятий»; «Обобщения» и «Круги» [2].

Данные психодиагностики, выраженные баллах, а также средние арифметические значения по каждой тестовой методике и для каждого учащегося по всем тестовым методикам представлены в таблицах и проанализированы. Так, полученные в обоих классах результаты очень схожи, тем не менее, отразим показатели развития отдельных процессов на гистограмме для большей наглядности полученных данных (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Уровень развития внимания и восприятия школьников 6«А» и 6 «Б» классов с нарушением интеллекта

Рис. 2. Уровень развития памяти школьников 6 «А» и 6 «Б» классов с нарушением интеллекта

 

Рис. 3. Уровень развития мышления и воображения школьников 6 «А» и 6 «Б» классов с нарушением интеллекта

Рассмотрим особенности развития познавательных способностей учащихся 6-х классов, имеющих легкую степень умственной отсталости.

Исходя из данных диагностики учащиеся 11-12 лет, обследованные нами группы имеют средний балл познавательных способностей равный 4,2 балла – в 6 «А» и 4,1 балла – в 6 «Б» классе. Это указывает, что в целом способности учащихся данных классов развиты ниже возрастной нормы, соответствующей значению 5,4 балла для данного возраста, при нижней границе 4,8 балла, а верхней – 6,1 баллов.

Анализ индивидуальных данных показывает, что среди учащихся данных классов наивысший балл – 5,3 и 5,2 имеют только два человека. Это респондент Г.К. в 6 «А» классе и Д.К. – в 6 «Б» классе. Это школьники, которые показали высокие результаты практически по всем тестовым методикам. Наиболее высокие баллы набраны ими по методикам на запоминание слов, обобщение понятий и воображение (по 5-7 баллов).

Баллы, приближающиеся к возрастной норме, получили еще пять человек из класса 6 «А» и три человек из класса 6 «Б». Все эти ребята относительно успешны в учебой деятельности. Хотя известно, что далеко не всегда хорошие успехи в учебе коррелируют с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Большинство учащихся, исходя из показателей среднего балла, получили результаты, не укладывающиеся в норму, а именно – 3,5 – 3,9 баллов. Вместе с тем у трех ребят (учащиеся 6 «А» класса) и трех учащихся 6 «Б» класса получены показатели тестирования познавательных способностей значительно ниже нормы (от 2,9 до 3,4 баллов).

Эти данные еще раз подчеркивают высокую вариативность индивидуальных показателей по развитию способностей учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Проанализируем данные по каждому из предложенных тестов. Так, наивысший балл – 4,8 получен по тестам «Зрительное запоминание». Зрительный анализатор является ведущим анализатором у человека. И особенно хорошо он развит у детей. Этим и объясняются такие относительно «высокие» результаты. Вместе с тем, подчеркнем, что у детей с нарушениями интеллекта страдают зрительное восприятие и соответственно зрительная память не может функционировать на высоком уровне. Поэтому даже высокий результат по сравнению с другими методиками значительно ниже возрастной нормы ребенка, имеющего нормальное интеллектуальное развитие.

Также наиболее высокие показатели получены по тесту «Исключение понятий» – 4,9 балла. Этот тест направлен на выявление способности к обнаружению наиболее существенных признаков и различий объединенной группы слов. Различение и разграничение между разнородными понятиями осуществляется путем дифференцирования общих и существенных признаков. Испытуемому предлагается 10 рядов слов по 4 слова в каждом. Три слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово следует определить и записать его на бланке. Способность к исключению складывается достаточно рано (в дошкольном и младшем школьном возрасте), поэтому с данным заданием школьники справились относительно хорошо, но также не достигли результатов возрастной нормы детей без интеллектуальных нарушений.

Вместе с тем, отметим, что некоторые учащиеся и по этому тесту набрали далеко не высокие баллы. Среди них есть и 2 и 3 балла.

Следующим по высоте показателей оказался тест «Запоминание слов» – 4,95 балла. Этот тест предполагает механическое запоминание, а, как известно для детей с интеллектуальными нарушениями свойственен именно механический характер запоминания материала.

Относительно высокие результаты наблюдаются и по тесту «Круги» – 4,9 балла. Этот тест (один из субтестов Южнокалифорнийского теста ARP ) направлен на выявление способности к созданию новых образов и идей, к нестандартности, оригинальности мышления, визуальному представлению, конструированию или припоминанию предметов окружающей нас действительности. Испытуемому предъявляется бланк, на котором изображены двадцать одинаковых кругов. Следует вспомнить или придумать и нарисовать максимальное количество предметов, включающих в себя круг, и подписать каждый рисунок.

Учащиеся обоих классов проявили способности к воссоздающему воображению.

 Хороший средний балл набран по методике «Обобщения» – 4,8. Эта методика выявляет аналитико-синтетические способности и способности к вербализации на основе точного обобщения и называния понятий. Испытуемому предлагается дать точное определение каждой из десяти предъявляемых пар слов, найдя самые существенные общие признаки. Среди учащихся встретились дети, которые достаточно успешно справились с заданием, получив 7 баллов. Есть и такие, которые имеют 3 и 4 балла, что указывает на невысокие способности к обобщению.

В числе наиболее низких по результативности групповых показателей тестов оказались методики на концентрацию внимания – 4,2 балла, на аналогии – 3,8 балла и запоминание текста – 3,7 балла. Также следует обратить внимание на то, что достаточно низкие показатели получены по тесту «Признаки предмета» – 3,9 баллов.

Обобщая данные диагностики, исходя из приведенного выше анализа, можно заключить, что в целом уровень развития способностей учащихся 11-12 лет ниже показателей возрастной нормы. С помощью диагностики выявлены такие возрастные особенности учащихся шестого класса, которые подтверждаются общей логикой возрастного развития ребенка, имеющего легкую степень умственной отсталости.

Содержание формирующего эксперимента по активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями и результаты данной работы мы планируем изложить в следующей статье.

Литература

  1. Зиберова И.В. Научно-методическое обеспечение образования педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образования // Современные проблемы педагогики и психологии инклюзивного образования. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – C. 108-112.
  2. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников. // Вопросы психологии, 2003. – № 3. – С. 22-32.
  3. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей учащихся: феноменология, диагностика, развитие. Монография. – Ставрополь: СГУ, 2010. – 316 с.
  4. Соловьева О.В. Активизация положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2014. – №3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 2.09.2015).

 

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Зиберова Инна Викторовна – магистрантка специального (дефектологического) образования, учитель Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения №33 г. Ставрополя.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

 

Соловьева О.В., Зиберова И.В. Диагностика познавательных способностей детей с нарушениями интеллекта с целью активизации их познавательной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.