ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Папура А.А., Халилова Л.А., Борисова О.Н. (г. Ставрополь)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КОНВЕРГЕНТНОГО ЖУРНАЛИСТА

УДК 159.925

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования индивидуально-психотипологических особенностей личности конвергентного журналиста как специалиста  информационных и коммуникативных технологий.

Ключевые слова: конвергентный журналист, индивидуально-психотипологические особенности, темперамент, характер, способности, склонности личности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Известно, что наступление эпохи всемирной доступности и прозрачности информации повышает требование к создателям CМИ и их ответственность перед адресатом. Эта ступень общественного развития и инновационно-мультимедийных технологий непроизвольно изменяет требования к индивидуально-психотипологическим особенностям личности конвергентного журналиста, как специалиста по интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. В этой связи актуальным становится изучение индивидуально-психотипологических особенностей личности конвергентного журналиста [1, 2].

Индивидуально-психотипологические особенности личности – это есть неповторимое своеобразие психики человека, включающее темперамент, характер, способности и склонности личности. Темперамент, представляет собой совокупность устойчивых генетических обусловленных особенностей индивида. Характер – индивидуальное сочетание свойств личности или выраженности акцентуации. Способности и склонности – индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие ее успешность в определенных видах деятельности [3, 4, 5, 7].

В исследовании приняли участие конвергентные журналисты в количестве 20 человек, из них 8 мужчин и 12 женщин, в возрасте от 24 до 42 лет. В качестве основных методик использовались: «Личностный опросник Г. Айзенка (EPI)», «Методика много­факторного исследования личности Р. Кеттела», «Опросник для выявления ведущих мотивов профессиональной деятель­ности Л.А. Верещагиной».

Детально представим итоги проведенного исследования.

По результатам проведения Личностного опросника Г. Айзенка (EPI) среди журналистов выявлено: 60% – сангвиников, 20% – флегматиков, 10% – меланхоликов и холериков. Более подробно эти данные представлены в таблице 1. и на рис. 1.

Таблица 1

Процентное соотношение выявленных типов темперамента журналистов по результатам проведения личностного опросника Г. Айзенка (EPI)

Тип темперамента

Абсол.

знач.

% соотношение испытуемых

Сангвиники

12

60%

Флегматики

4

20%

Меланхолики

2

10%

Холерики

2

10%

 

 

Рис.1. Процентное соотношение типов темперамента журналистов, выявленных по результатам проведения личностного опросника Г. Айзенка (EPI)

 

Полученные данные свидетельствует о том, что среди наибольшего количества испытуемых чаще всего встречаются сангвиники (60%). Сангвиники – это тип темперамента человека, который быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Журналисты, обладающие характеристиками сангвиника, могут легко контролировать свои эмоции, быстро осваиваться в новой обстановке, активно вступать в контакты с людьми, умеют «примерять» на себя роли других людей, понимать их мотивы, достаточно доброжелательны. Однако характеристики данного темперамента включают не только положительные качества. В частности, если не поддерживается новизна и интерес впечатлений, то чувство радости, привязанности и доброжелательности быстро исчезает или заменяется на противоположное. Сангвиники еще несколько непоседливы, не умеют строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не могут успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания и терпения.

На втором месте оказались – флегматики (20%). Такие люди медлительны, неторопливы, уравновешены, спокойны, в меру общительны. Человеку флегматического темперамента свойственна выдержка, хладнокровие, а значит, и беспристрастность, необходимая журналисту. Многие специалисты полагают, что данный тип темперамента оптимален для аналитической работы в журналистике.

Из отрицательных сторон, можно отметить неумение делать множество дел одновременно. Такие люди сначала доводят до конца одну работу и лишь потом, после длительного «включения», приступают к другой. Правда, включившись, работают с большой самоотдачей, упорно и долго.

Противоположный флегматику, оказался холерик (10%) и меланхолик (10%). Холерики быстры, чрезмерно подвижны, возбудимы, все психические процессы у них протекают интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, проявляется и в его работе: с увеличением и даже страстью он берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Журналисты с холерическим типом темперамента обычно сохраняют работоспособность и присутствие духа в неожиданных и новых ситуациях, способны подавлять чувство страха в экстремальной обстановке. Они также могут стремительно принимать грамотные решения, быстро переключаться и настраиваться на работу. Но запас нервной энергии у холерика может быстро истощиться, в результате подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми журналисты с характеристиками холерика могут допускать резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает им возможности вникнуть в суть проблемы, объективно оценить поступки людей.

Меланхоликов отличает вдумчивость, повышенная тревожность, негативное или как минимум не восторженное отношение к переменам в жизни. Склонность к анализу приводит к тому, что такие люди, если и встречаются среди журналистов, то они всегда будут планировать свои действия заблаговременно и до мелочей. В свою очередь, непредсказуемость и необходимость быстро принимать решения вызовет у них чувство тревоги, а иногда приводит к панике.

В результате исследования по Многофакторной личностной методике Р. Кеттела, нами было выявлено, что для журналистов присущ высокий уровень коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных характеристик. Специфика и своеобразие интеллекта в сочетании с эмоциональной и коммуниковтивной сферами проявляется в целостном функционировании  познавательных способностей личности профессионала [6].

Так, для большинства журналистов характерна выраженность свойств, отражающих экстраверсию личности: межличностной общительности (А+=58,4%), социальной смелости (H+=53,9%), экспансивности общения (F+=39,3%), проявления конформности и прямолинейности в поведении (Q2+=53,2% и N+=65,6%), независимость и доминантность (Е+=56,4%), принятие и соблюдение общепринятых правил и норм (G+=44,2%).

Интеллектуальные характеристики выражены следующим образом. Высокий уровень общей культуры характерен (В) для 32,5%, для 39,5% средний уровень и для 27,7% – низкий. Высоким уровнем восприимчивости к новому, аналитичностью мышления (Q1) отличаются 55,7% и 44,3% низким. Высокой независимостью в суждениях (Е) обладают 76,4% и низкой – 23,6%. Высокий уровень развития воображения (М) присущ 46,3% и низкий – 53,2%. Способность к анализу и проницательность (N) у 65,1% является высокой и у 34,9% – низкой. Высокие оценки по факторам Е и N в интеллектуальном блоке могут интерпретироваться как характеристики оригинальности и неординарности в принятии интеллектуальных решений. Сочетание высоких характеристик у большинства журналистов по факторам Q1 , Е, N и низких по фактору G, означает высокую креативность личности.

Эмоциональные характеристики, по основным показателям, выражаются следующим образом: 46,1% журналистов обладают высокими показателями по фактору (С) – эмоциональная устойчивость; 44,2% обладают высокими показателями по фактору (I) – чувствительность, 83,2% – тревожность (О), 81,3% – эмоциональная напряженность (Q4), 48,5% – интегрированность личности и самоконтроль (Q3).

По дополнительным показателям: 39,3% журналиста обладают высокими показателями по фактору (F) – эмоциональная насыщенность и экспансивность, 44,2% – по фактору (G) – ответственность и нормативность поведения и 44,2% по фактору отношение к людям – (L).

Таким образом, результаты применения многофакторной личностной методики Р. Кеттела показали, что для журналистов присущ высокий уровень: 1) по коммуникативным характеристикам – межличностной общительности 58,4%; социальной смелости – 53,9%; независимости и доминантности – 56,4%; принятию и соблюдению общепринятых правил и норм – 44,2%; 2) по интеллектуальным характеристикам – восприимчивости к новому, аналитичности мышления – 55,7%, независимости в суждениях – 76,4%; развитию воображения – 46,3%; способности к анализу и проницательности (65,1%); 3) по эмоциональным характеристикам – эмоциональной устойчивости – 46,1%; чувствительности – 44,2%; эмоциональной напряженности – 81,3%; интегрированности личности и самоконтролю – 48,5%. Эти данные указывают также на то, что у большинства журналистов отмечено высокое эмоциональное напряжение, вследствие которого появляется усталость, упадок сил, конфликтность в отношениях и недостаточно высокие показатели эффективности в работе. При этом практически у всех наблюдаются выше среднего показатели коммуникативных и интеллектуальных способностей, в частности, отмечены высокие показатели по способностям к установлению межличностных контактов, аналитичность мышления и независимость в суждениях. Наглядно, результаты исследования по данной методике представлены в таблице 2 и на рис. 2-4.

Таблица 2

Результаты исследования характера журналиста по данным Многофакторной личностной методики Р. Кеттела

 

Коммуникативные характеристики

1.

Межличностная общительность

53,4%

2.

Социальная смелость

53,9%

3.

Независимость и доминантность

76,4%

4.

Принятие и соблюдение общепринятых правил и норм

44,2%

 

Интеллектуальные характеристики

1.

Восприимчивость к новому, аналитичность мышления

55,7%

2.

Независимость в суждениях

76,4%

3.

Развитие воображения

46,3%

4.

Способности к анализу и проницательности

65,1%

 

Эмоциональные характеристики

1.

Эмоциональная устойчивость

46,1%

2.

Чувствительность

44,2%

3.

Эмоциональная напряженность

81,3%

4.

Самоконтроль

48,5%

 

Рис. 2. Результаты исследования коммуникативных характеристик журналиста, по данным Многофакторной личностной методики Р. Кеттела

 

Рис 3. Результаты исследования интеллектуалных характеристик журналиста, по данным Многофакторной личностной методики Р. Кеттела

 

Рис 4. Результаты исследования эмоциональных характеристик журналиста, по данным Многофакторной личностной методики Р. Кеттела

 

При исследовании профессиональной мотивации по методике Л.А. Верещагиной, где автором условно были выделены четыре основные группы мотивов профессиональной деятельности, поделенные на уровни (низкий, средний, высокий) установлено, что для журналистов в профессиональной деятельности мотивы самоутверждения в труде являются наиболее значимыми. Так, у 11% человек выявлен высокий уровень мотивации самоутверждения в труде. Остальные же группы мотивов (мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости, мотивы профессионального мастерства) находятся на среднем и низком уровнях. Эти данные нами подробно освящены в таблице 4 и на рис. 5.

 

Таблица 4

Ведущие мотивы профессиональной деятельности конвергентны журналисто по результатам методики Л.А. Верещагиной

 

Мотивы профессиональной деятельности журналистов

Уровни (%)

Низкий

Средний

Высокий

1.

Собст­венного труда

77

23

0

2.

Соци­альной значи­мости труда

44

56

0

3.

Самоут­вержде­ния

40

49

11

4.

Профес­сио­нального мас­терства

86

14

0

 

 

Рис. 5. Ведущие мотивы профессиональной деятельности профессиональной деятельности конвергентных журналистов по результатам методики Л.А. Верещагиной

 

Преобладание низкой и средней выраженности мотивов самоутверждения в труде и социальной значимости труда у большинства журналистов свидетельствует о том, что в профессиональной деятельности журналиста, «творческий» подход, больше заменяется на «технический», обслуживающий конвергентность СМИ и ее мультимедийность.

 Таким образом, подводя итог данного исследования, отметим, что среди журналистов, работающих в мультимедийной среде, наиболее часто встречаются сангвиники (60%), меньше – флегматики (20%), холерики (10%) и меланхолики (10%). Среди личностных характеристик и способностей наиболее ярко выделятся коммуникативные, интеллектуальные и эмоциональные. При этом практически у всех наблюдаются выше среднего показатели коммуникативных и интеллектуальных способностей, в частности, отмечены высокие показатели по способностям к установлению межличностных контактов, аналитичность мышления и независимость в суждениях.

Полученные данные указывают также на то, что у большинства журналистов имеется высокое эмоциональное напряжение, вследствие которого появляется усталость, упадок сил, конфликтность в отношениях и недостаточно высокие показатели эффективности в работе. Преобладает низкой и средней выраженности мотив самоутверждения в труде и социальной значимости труда, высокий показатель отмечен по шкале «Мотивация самоутверждения в труде».

Представленные выше экспериментальные данные, на наш взгляд, позволяют разработать программу совершенствования личности конвергентного журналиста работающего в мультимедийной среде. Эта программа, может представлять собой активную работу психолога, проводимую в форме психологического тренинга, в ходе которого возможно реализовать на практике необходимые психологические условия, способствующие совершенствованию личности конвергентного журналиста в мультимедийной среде.

Литература

  1. Папура А.А. Психологические аспекты профессиональной деятельности журналиста в экстремальных ситуациях. // Научный альманах. – 2016. – № 8-1 (22). – С. 438-441.
  2. Папура А.А., Борисова О.Н. Профессиональная деятельность журналиста. // Fundamental science and technology – promising developments XI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 27-28.03.2017. – North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2017. – С. 200-202.
  3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
  4. Словарь для начинающего психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
  5. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие. // Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 38. – С. 63-65.
  6. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: science-education.ru/109-8835
  7. Халилова Л.А. Развитие креативности как структурного компонента педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы: диссертация … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2010. – 284 с.

Об авторе

Папура Антонина Александровна – кандидат психологических наук, преподаватель отделения техники и технологий Ставропольского многопрофильного колледжа, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Халилова Лейли Абдулсалиховна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Борисова Оксана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры журналистики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Папура А.А. Индивидуально-психотипологические особенности личности конвергентного журналиста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).