Григорян К.Р. (г. Ставрополь)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
УДК 159.922
Аннотация. В данной статье описывается феномен коммуникативных способностей обучающихся, как объект научной рефлексии; раскрываются особенности и структура коммуникативных способностей младших школьников; подчеркивается значимость их формирования
Ключевые слова: коммуникативные способности, способности, коммуникация, общение, младшие школьники.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей младшего школьного возраста. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данной категории в последнее время затруднен. Связано это с тем, что у многих из них недостаточно развита эмоционально-волевая сфера, а также отмечается отставание в формировании системы социальных отношений.
Одним из центральных свойств обучающихся и неотъемлемой частью их учебной деятельности являются коммуникативные способности. Развитие и функционирование коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия. Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей ведет ко многим серьезным проблемам как на этапе поступления в общеобразовательную организацию, так и при дальнейшем обучении. В этой связи исследования коммуникативной сферы личности становятся предметом пристального внимания в психологической науке [16; 17].
«Способность» является одним из общепринятых психологических понятий. Разные отечественные психологи давали ему развернутые определения. Так, С.Л. Рубинштейном отмечалось, что «способности – сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых личность не способна к какой-либо конкретной деятельности» [14, с. 83].
Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения и чаще всего используется специалистами: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [19].
С иных методологических позиций рассматривает проблему способностей В.Д. Шадриков. Он утверждает, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. По В.Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является понятие психической функциональной системы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата. Отсюда «…способности можно определить как свойства функциональных систем, которые реализуют отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функции)» [20, с. 49].
Следуя Б.Ф. Ломову [9], выделявшему три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, можно было бы говорить о коммуникативных, регуляторных и познавательных способностях. В данной статье речь пойдет лишь о коммуникативных способностях.
Чтобы понять, что такое коммуникативные способности, нам необходимо знать, что представляет собой понятие «коммуникация» и «общение».
Этимологически термин «коммуникация» относится к латинском языку, где он обозначает «communication – сообщение, передача от communico – делать общим; беседовать; связывать, соединять; общаться; иметь дело.
В прямом своем значении термин «коммуникация» представляет собой опосредованный и непосредственный контакт людей для сообщения определенной информации.
Далее отметим стремление авторов установить определенные терминологические конвенции относительно использования понятий «коммуникация», «информация», «общение».
В отечественной и зарубежной психологии имеется большое количество определений. «Коммуникацию» определяют как «опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов», как «способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей, обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности», «процесс передачи информации от отправителя к получателю» и др.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией [1; 16; 17].
При соотношении понятий «коммуникация» и «общение» возникает проблема, которая заключается в следующем: во-первых, считать ли данные понятия тождественными по объему своего содержания, либо это принципиально отличные понятийные структуры и, во-вторых, как данные понятия соотносятся с понятием «обмен информацией».
Б.А. Родионова утверждает, что объем понятий «коммуникация» и «общение» не покрывает друг друга, «общение» лишь одной своей стороной, а именно: информационной, входит в структуру социальной коммуникации. Хотя коммуникация и возникает из общения, она не является всеобщей и всесторонней связью, как общение. Она уже и шире общения, которое может не носить характера общения, а представлять собой лишь форму социального управления, социальной передачи информации [15].
Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. Так, Крижанской Ю.С., Третьяковым В.П. отмечается, что общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями [2].
По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, П.Л. Лаврова, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева и других советских психологов, общение является главным условием психического развития человека. Это одна из специфических форм деятельности человека и главный регулятор его социального поведения. Общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также восприятие и понимание другого человека. Эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения трактуется в научной литературе как коммуникативные способности [9].
Термин «коммуникативные способности» в большей степени является приобретением XX века.
В изучении коммуникативных способностей существует большое многообразие теоретических и экспериментальных подходов. В результате понятие «коммуникативные способности» носит неоднозначный характер и имеет множество толкований. Рассмотрим наиболее влиятельные концепции, помогающие увидеть современное состояние проблемы и тенденции ее развития.
Изучению коммуникативных способностей отводится место в работах отечественных специалистов таких как, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Л.И. Уманский, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Батаршев, Э.А. Голубева, М.К. Кабардова, Н.В. Кузьмина, А.А. Кидрон, Л.Я. Лозован, В.Л. Марищук, И.Р. Алтунина, Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, Е.В. Руденский, Ю.Л. Ханин и многих других.
Так, К.К. Платонов рассматривал коммуникативные способности, как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места, сплочение коллектива, способность привлекать людей [13].
Коммуникативные способности, по мнению М.К. Кабардова, позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегий взаимодействия [5].
Н.В. Кузьмина определяет коммуникативные способности как компонент педагогической способности, уточняя содержание ее как способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требованиями к учителю [7].
Р.С. Немов, под коммуникативными споосбностями понимает способности к общению, взаимодействию с людьми. В качестве элементов этих способностей он выделяет: речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние т.п. [12].
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели.
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации [4].
Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность приобретения знаний и формирование навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе. Е.А. Кукуев в этом определении делает акцент на проявление способностей в процессе обучения [6].
Структура коммуникативных способностей, в основе которых лежат коммуникативные знания, умения и навыки предложены такими авторами как Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, Ю.В. Касаткин, Н.В. Клюев, Ю.С. Кочкарев, Ю.С. Крижанская, Л.Я. Лозован, Е.И. Рогов, И.И. Рыданова.
Структуру коммуникативных способностей предложенную Л.Я. Лозован можно представить следующим образом: когнитивный уровень (наличие коммуникативных знаний, умений и навыков), мотивационно-потребностный уровень (наличие потребности использовать коммуникативные знания, умения и навыки), деятельностный уровень (использование полученных коммуникативных знаний, умений и навыков в деятельности), оценочный уровень (наличие адекватной самооценки при использовании знаний, умений и навыков) [8].
Зарубежные психологи также внесли определенный вклад в развитие представлений о коммуникативных способностях. Сторонники психоанализа так как, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, бихевиоризма Р. Кэттелл, Л. Терстоун, Ч. Спирмен, гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, Ф. Перлз.
Так, А. Адлер под коммуникативными способностями понимает врожденную совокупность индивидуальных свойств, которые определяют способ, силу и качество компенсации человеком своих недостатков, они лежат в основе выбранной жизненной цели и жизненного стиля и могут проявляться при взаимодействии человека с другими людьми [18].
А. Маслоу и К. Роджерс отмечают, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, самореализации. Коммуникативные способности они рассматривают через проблему самоактуализации, т.е. через стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [11].
В общении также могут возникать коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социальный или психологический характер.
Особую значимость коммуникативные способности, как мы уже отмечали выше, имеют в период младшего школьного возраста.
Сформированные коммуникативные способности для младших школьников являются важнейшим условием при поступлении в общеобразовательную школу, а также в дальнейшем ходе обучения.
Л.Я. Лозован, при изучении коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста, выделяет следующие компоненты:
- Когнитивный: знание норм и правил общения, наличие представлений о человеке как субъекте коммуникации;
- Деятельностный: умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения и навыки в новых ситуациях общения: самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения; проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях;
- Мотивационо-потребностный: наличие социально-одобряемых мотивов общения, потребности в общении;
- Оценочный: умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения; умение адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению [8].
Структурные компоненты коммуникативных способностей представляют собой ту устойчивую совокупность индивидуально-психологических особенностей обучающихся, которая определяет успешность овладения коммуникативной деятельностью и выступает как коммуникативне способности.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что структуру коммуникативных способностей можно определить как совокупность таких элементов, которые находятся в устойчивой связи между собой. Находясь на разных уровных, они представляют собой единое целое, проявляются в коммуникативной деятельности и развиваются в ней.
Высокий уровень сформированности коммуникативных способностей являются основой для продуктивного взаимодействия обучающихся, а также для успешной учебной деятельности, усвоения школьной программы. Таким образом, целенаправленное развитие и формирование коммуникативных способностей является главным направлением социально-личностного развития обучающихся.
Литература
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
- Гусева Н.В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т.2. – С. 118-131.
- Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.
- Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Языковые и коммуникативные способности. // Способности и склонности. – М.: Педагогика, 1989. – С. 103-104.
- Кукуев Е. А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 – Новосибирск, 2002 – 215 c.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
- Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. …канд. пед. наук. – Кемерово, 2005.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – 354 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – 4-е изд., – М., 1999. – 456 с.
- Maslow A. Motivation and Personality. 2nd ed. New York: Harper & Row Publishers Inc., 1970.
- Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1. Основы общей психологии.
- Платонов К.К. Проблема способностей. – М.: Наука, 1999. – 312 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2-е издание – СПб: Питер, 2009. –720 с.
- Родионова Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984. – 143 с.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – 374 с. – С. 267-270.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология», 2012. – №3. – С. 201-204.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –2-е изд., 2003. – 544 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука. – 2001. – 312 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека.– СПб.: НПО НОДЭК, 2007. – 70 с.
Григорян Карина Рубеновна – студентка магистратуры 2 года обучения направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Григорян К.Р. Развитие коммуникативных способностей обучающихся как объект научной рефлексии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).