Волков А.А., Чурсинова О.В. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИТИ-ШОУ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ
УДК 316.6
Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности привлекательности реалити-шоу для аудитории, в частности, подрастающего поколения, которое ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу.
Ключевые слова: реалити-шоу, масс-медиа, манипулятивное воздействие, агрессия, жанр, молодежная субкультура, идеальный образ, межличностные отношения, зритель, паттерн поведения, телепередача, культурное пространство, телевизионный процесс, ценности, установки, личность, эффект интерактивности, манипулятивное воздействие, конформность, телевидение, медийные приемы
В современном мире в жизни общества и отдельной личности возрастает роль масс-медиа. Культурное пространство современного человека существенным образом меняется, становится поликультурным под влиянием медиамира. Происходит это вследствие того, что телеканалы по-разному отражают и репрезентируют реальность. Человек, в условиях возрастающего объема информации, ускорения темпа социальной жизни, виртуализации реальности вынужден осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы.
В настоящее время силу влияния масс-медиа на общество трудно переоценить. Масс-медиа представляют собой мощнейший инструмент воздействия на ценности и установки личности, осуществляющий регуляцию поведения. Самым массовым медиаканалом является телевидение.
Происходят изменения в структуре и содержании телевизионного процесса. Появляются новые, до сегодняшнего дня неизвестные жанры, например, реалити-шоу.
Реалити-шоу представляет собой разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. В качестве сюжета выступает показ действий людей в условиях, приближенных к реальной жизни.
Данный жанр телепередач характеризуется следующими признаками:
- не регламентированность сценария;
- подача в эфир с первого дубля;
- участие обычных людей;
Захарова Н.В. рассматривает реалити-шоу как синтетическую культурную форму, в которой объединены элементы из различных жанров массовой культуры [5].
По мнению автора, при просмотре реалити-шоу зритель может не только подглядеть за жизнью телегероев, наблюдать, как развиваются их межличностные отношения, но и проиграть различные роли, усвоить новый паттерн поведения и на этой основе сформировать или внести изменения в свой идеальный образ.
Создание реалити-шоу ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу.
Григорова Д.Е. в своем исследовании выделила целый ряд эффектов, которые являются причиной популярности телепередач жанра «реалити»:
- эффект новизны;
- эффект реальности и сиюминутности происходящего, проявляющийся в вере юных зрителей в стихийное развитие событий, происходящих в реалити-шоу и отсутствие запланированности и регламентированности;
- эффект «замочной скважины», который предполагает возможность наблюдения за другими людьми, их межличностными отношениями, эмоциями и чувствами, интимными подробностями личной жизни;
- эффект популярности человека из толпы (например, подросткам, нравится осознавать тот факт, что популярными могут быть не только актеры, певцы или спортсмены, но и самые заурядные люди);
- эффект зрелищности;
- эффект идентификации с участниками реалити-шоу (подростки сравнивают и отождествляют себя с героями данных телепередач);
- эффект интерактивности (подростки с помощью телефонных звонков, интернет и смс-голосования могут принимать участие в судьбе телегероев) [2].
По ряду показателей, большинство телепередач жанра «реалити» не соответствуют требованиям информационной безопасности:
- ценностному (на телеэкране преобладают материальные ценности);
- поведенческому (осуществляется демонстрация вседозволенности, оправдывается агрессивное поведение);
- личностному (демонстрируется потребительское отношение к окружающим людям, в сознание внедряются мысли о том, что цели можно достичь, используя любые средства, «идя по головам» и т. д.);
- познавательному (уровень познавательной информации в реалити-шоу очень низок и сводится в основном к демонстрации бытовизма и праздного существования).
Гуцал Е. А. разработал типологию реалити-шоу:
- программы с использованием скрытой камеры («Сам себе режиссер», «Эти забавные животные», «Скрытая камера», «Запретная зона»);
- программы с документальной съемкой (зрителю предоставляется возможность наблюдать за работой и жизнью телезвезд);
- студийная программа с фрагментарным использованием живой камеры (игровые шоу «Танцы со звездами», «Две звезды», социальный эксперимент «Снимите это немедленно», «Королева бала», информационные программы «Время», «Вести»);
- студийная съемка, т.е. съемка профессиональными камерами (реалити-шоу, в которых участники на протяжении длительного времени находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. Основной мотив участия в подобных играх материальный: участники, прежде всего, мечтают получить крупный денежный выигрыш. Объединяет программы данного типа то, что в них принимают участие реальные люди, поведение и эмоции которых не регламентированы сценарием («Дом 2», «Голод», «Фабрика звезд») [4].
Жанр реалити-шоу может оказывать манипулятивное воздействие, регулировать и предписывать определенные паттерны поведения; конструировать образ и оценки реальности.
Григорова Д.Е. выделила медийные приемы манипулятивного воздействия в реалити-шоу:
- «приклеивание ярлыков»: каждый участник закрепляет за собой определенный образ и придерживается его на протяжении всего реалити-шоу;
2) «обобщение». Суть каждого реалити-шоу можно свести к определенной формуле. Так реалити-шоу «Дом-2» призывает участников найти и построить свою любовь. Основной лозунг телепередач «Фабрика звезд», «Народный артист» и др. – «стань звездой». Программы «Голод», «Последний герой» и др. демонстрируют как выжить в экстремальных условиях и при этом выстроить конструктивные взаимоотношения с окружающими, или, наоборот строить интриги, объединять против общего врага;
3) «перенос» (трансферт). Данный прием характеризуется тем, что реалити-шоу ненавязчиво и незаметно для большинства телезрителей распространяют авторитет или престиж того, что уже ценится и уважается;
4) «свидетельство» (ссылка на авторитеты): Мнения и суждения участников и ведущих шоу, которых зрители уважают являются для них авторитетными. Именно поэтому обычно ведущими реалити-шоу становятся известные, популярные личности.
5) «игра в простонародность». Участниками реалити-шоу – являются обычные люди, такие же, как и большинство зрителей;
6) «перетасовка фактов»: В реалити-шоу зрителю демонстрируются выборочные факты действительности, выгодные их создателям;
7) «общая платформа». Данный эффект ориентирован на такое психологическое качество подрастающего поколения как конформность, которое проявляется в некритичности восприятия и усвоении преподносимой информации.
Манипулятивное воздействие реалити-шоу повышается за счет:
- частоты трансляции: большинство реалити-шоу транслируют ежедневно, что способствует информационной перегрузке подростка;
- амплитуды между повторами схожих по содержанию и структуре программ: по разным каналам практически одновременно транслируются однотипные реалити-шоу;
- релевантности события по отношению к культуре и осведомленности целевой аудитории: содержание реалити-шоу актуально и понятно для подрастающего поколения, что способствует формированию их определенной точки зрения на то или иное событие;
- сохранения актуальности: участники реалити-шоу становятся популярными людьми, ездят на гастроли, снимаются в фильмах, дают интервью, становятся ведущими и др. [3].
Манипулятивное влияние реалити-шоу может иметь как кратковременные, так и длительные последствия. Среди основных последствий можно выделить подражание, ориентировку и установку на ценности и паттерны поведения героев реалити-шоу.
На сегодняшний день на различных телеканалах транслируется большое количество реалити-шоу, в которых осуществляется нерегламентированная репрезентация образов агрессии и насилия. Одним из каналов, который по своей тематики нацелен на реалити-шоу, является телеканал ТНТ («Дом 2», «Холостяк» и др.).
По результатам нашего исследования, реалити-шоу «Дом 2» достаточно поздно выходит в телеэфир (23:00 часов), но при этом пользуется значительной популярностью среди подростков.
Рис. 1. Популярность реалити-шоу «Дом 2» у младших и старших подростков с разным уровнем агрессивности
Как видно из рисунка 1, наибольшей популярностью «Дом 2» пользуется у старших подростков с высоким (32,3%) и средним (32,5) уровнем агрессивности.
Следует отметить, что агрессия и сексуальная тематика составляют доминирующую тему телепроекта. Обе темы тесно связаны и выражены на уровне психологической фиксации, так как причиной агрессии, как правило, становится конкуренция участников и отношения между полами. Как показал анализ, среди различных форм агрессивных проявлений в данной телепрограмме доминирует вербальная агрессия, которая может выражаться в ссорах, бурных эмоциональных реакциях, сопровождающихся словесными оскорблениями, высмеиванием участниками друг друга. В большом количестве в данной передаче присутствуют также проявления физической и предметной агрессии. Физическая агрессия проявляется в таких действиях телегероев как: пощечины, пинки, щелчки, «выталкивания из комнаты» и др. Предметная агрессия сопровождается выбросом и порчей вещей обидчика, хлопаньем дверью, ударами кулаком по столу и др.).
Подростки с низким уровнем агрессивности предпочитают данную телепередачу не смотреть.
Таким образом, реалити-шоу формируют искусственную картину реальности, которая, с одной стороны, потрясает и пугает неокрепшее воображение, с другой, приводит к модификации поведения в соответствие с устрашающей картиной.
Литература
- Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении. // Вестник Пермского государственного университета. – 2005. – № 1. – С. 23-26.
- Григорова Д.Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на формирование критического мышления старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2008. – 24 с.
- Григорова Д.Е. Реалити-шоу: анализ механизма манипуляционных воздействий. // Инновации в образовании. – 2010. – № 7.
- Гуцал Е.А. Телевизионное реалити-шоу: некоторые аспекты типологии. // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – № 62. – Вып. 25-26. – С. 196-204.
- Захарова Н.В. «Реалити-шоу» на российском телевидении: социокультурная характеристика. // Народная культура: личность, творчество, досуг (этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): Сборник статей и материалов Всероссийской конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Международной академии высшей школы, профессора М.Е. Бударина / Отв. ред. И.А. Селезнева, Л.В. Секретова, Н.А. Томилов. – Омск: ООО «Изд-кий дом НАУКА» 2003. – С. 165-166.
- Колотаев В.А., Поляков К.В. Типология реалити-шоу. // Вестник волгоградского института бизнеса. – 2012. – №2 (19). – С. 238-241
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».
e-mail:
Чурсинова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.
e-mail:
Волков А.А. Психологические особенности реалити-шоу и их влияние на современную молодежь. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).