Соловьева О.В., Гульмухаметова А.Т. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ВИЛЬЯМСА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности развития детей с синдромом Вильямса. Подчеркивается значимость психолого-педагогического сопровождения детей с данным диагнозом и их родителей в условиях дошкольной организации. Акцентируется важность формирования социально-бытовых навыков и физического воспитания для дальнейшего развития ребенка в инклюзивной среде.
Ключевые слова: синдром Вильямса, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение, социально-бытовые навыки, инклюзивное образование.
Основным приоритетом инклюзивного образования является социализация и адаптация детей с различными отклонениями развития. Цель инклюзии – создание условий для успешного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для подготовки его к жизни в обществе. Особенно важным в этом плане является период дошкольного детства, закладывающий основной фундамент личностного развития, совершенствования способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В основе методологии инклюзивного образования лежат гуманистический (А. Маслоу, К. Роджерс) и личностно-ориентированный подходы (Асмолов А.Г., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Берулава Г.А.). Основная идея этих подходов заключается в том, что главная ценность – это человек, с позиций его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей, существующих в виде врожденных потенций и актуализирующихся под влиянием социальных условий.
В число приоритетных задач инклюзивного образования входят следующие: способствовать всестороннему развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями; способствовать компенсации нарушенных функций; способствовать развитию эмоционально-волевой коммуникативной и когнитивной сфер личности; способствовать развитию адаптивного поведенческого потенциала и формированию навыков самообслуживания и др.
Особое внимание в условиях инклюзии заслуживают дети, имеющие различные ментальные нарушения. Специфика умственной деятельности детей, имеющих интеллектуальные нарушения полно и развернуто представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова, А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.).
Одним из комплексных расстройств, сопровождаемых нарушением умственной деятельности, является синдром Уильямса (Вильямса-Бойрена). Это генетическое заболевание, которое характеризуется отличительными внешними признаками, нарушением когнитивного развития легкой и средней тяжести, наличием трудностей в обучении, сердечно-сосудистыми аномалиями (локальный или диффузный стеноз артерий среднего или большого калибра) и идиопатической гиперкальциемии. Синдром Вильямса встречается достаточно редко, с частотой 1:7500, в равной степени у мужчин и женщин [3].
Нарушение проявляется на генетическом уровне. Патология обычно возникает спонтанно из-за хромосомной мутации при зачатии. Вследствие потери части хромосомы, у такого ребенка происходят специфические внешние и внутренние изменения с характерными симптомами [1].
Психологическая характеристика личностной и познавательной сфер ребенка с синдромом Вильямса достаточна своеобразна. Несмотря на умственную отсталость, эти дети, как правило, социабельны, дружелюбны, контактны. Они чрезвычайно общительны и испытывают повышенную потребность во взаимодействии с другими людьми. Они ласковы, нежны и особенно нуждаются в теплом, заботливом отношении. У них наблюдается высокая степень привязанности. Однако часто они не могут понять нюансы социального общения. Эти дети эмоционально восприимчивы, ранимы, имеют фобии, например, боязнь громких шумов, резких звуков.
Большинство детей с синдромом Вильямса имеют проблемы в обучении за счет когнитивных нарушений. У них отмечается выраженное недоразвитие абстрактного мышления, крайне большие сложности они испытывают при овладении счетными операциями, деятельность их часто беспорядочна, нецеленаправленна. Речь такого ребенка нарушена, что обусловливает существенное снижение его адаптации и социализации [4].
Для многих из таких детей характерен синдром гиперактивности и дефицита внимания. Их движения отрывистые и довольно неловкие, им трудно осваивать даже самые простые навыки, они неспособны самостоятельно ухаживать за собой, у них страдают навыки самообслуживания [3].
В этой связи особую значимость приобретает задача формирования социально-бытовых навыков, развития общей и мелкой моторики, а также в целом психо-физическое развитие ребенка.
Формирование социально-бытовых навыков можно разделить на два направления:
- навыки самообслуживания, при которых важно научить ребенка одеваться; застегивать пуговицы, кнопки; мыть руки и умываться; пользоваться салфеткой и платком; причесываться; намазывать на хлеб масло, наливать чай и др.
- трудовые навыки, с помощью которых ребенок научается убирать за собой посуду; складывать свои вещи, обувь и др., поливать цветы; вытирать пыль и др.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, по обучение социально-бытовым навыкам ребенка с синдромом Вильямса в условиях детского сада важно проводить в игровой форме. Важным моментом в игре детей является усвоение ими логики развития игрового сюжета, состоящей в том, что одно действие является подготовительным по отношению к другому. Для этого целесообразно использовать два вида работ. Во-первых, наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Во-вторых, выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай выкупаем твою "дочку". Что нужно для этого сделать?» Под руководством педагога ребенок перечисляет все игровые действия, которые нужны для подготовки к купанию, а затем переходит к их осуществлению. Применение этих методических приемов позволяет научить умственно отсталых детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку [2, 3].
С целью развития координации движений и развития мелкой и крупной моторики рук, необходимо использовать пальчиковые игры, игры с применением такого дидактического материала, как мозаика, бусы, крупы, пластилин и др. Координированные движения кисти и пальцев, хорошо развитая моторика руки оказывают колоссальное влияние на развитие глазомера, внимания, памяти и общих умственных способностей ребенка [1].
В плане психофизического развития необходимо поощрять детей на выполнение регулярных физических упражнений, проявлять целенаправленную и организованную активность в движениях, направленных на координацию и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения. При этом следует включать ребенка в подвижные играми с правилами, в выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и др.
Важнейшим обстоятельством для пребывания ребенка с синдромом Вильямса в группе детского сада является создание таких условий, которые предполагают комплексную помощь и психологическое сопровождение такого ребенка, оказываемые командой специалистов – логопедом, дефектологом, педагогом-психологом [5].
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется непосредственно ребенку, а также его родителям и воспитателям детского сада. Оно включает в себя развитие эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер личности ребенка, обучение его навыкам, необходимым для адаптации и социализации.
Для родителей и воспитателей важно формировать их компетентность в вопросах воспитания и образования детей, в использование психолого-педагогических средств, которые направлены на уменьшение тревожности ребенка, способствуют развитию его индивидуальных способностей, а также охране и укреплению его здоровья. Помимо этого сопровождение предполагает работу, направленную на необходимую и своевременную коррекцию нарушений развития ребенка с особыми потребностями.
Консультативная деятельность оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Она предполагает обсуждение совместных действий на предмет помощи ребенку по организации его жизнедеятельности и досуга. Педагог-психолог должен предложить родителям и воспитателям конкретные практические рекомендации по взаимодействию с особенным ребенком [5].
Также важным психологическим условием для пребывания ребенка с синдромом Вильямса в детском саду является благоприятный климат в группе, создание атмосферы взаимопомощи, поддержки в детском коллективе, особое внимание и чуткость детей к такому ребенку.
Подчеркнем, что для ребенка с синдромом Вильямса общение со здоровыми ровесниками чрезвычайно благоприятно сказывается его развитии. Воспитание и обучение в среде нормально развивающихся сверстников играет большую роль не только для их эмоционального самочувствия, но и в целом для дальнейшего развития и адаптации в социуме [2].
Особенности адаптации зависят от образовательных потребностей каждого особенного ребенка, который оказывается в группе здоровых сверстников. Разработка адаптированной образовательной программы для отдельного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группах детского сада представляет на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход имеет широчайшие перспективы.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – это не только создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими и ментальными особенностями развития, но и формирование высоко нравственного и милосердного будущего поколения.
Литература
- Горыгина В.С., Сафина А.И., Игнатьев А.Е. Реализации коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: научно-методическое пособие. / Под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института управления и права, 2014. – 164 с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Московкина А.Г. Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2013. – 246 с.
- Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушением речи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал, 2015. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
- Соловьева О.В., Зиберова И.В. Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта как условие интеграции в социум. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал, 2016. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Гульмухаметова Акжагуль Тагангельбиевна – студентка 3-го курса магистратуры 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail:
Соловьева О.В. Психологические особенности воспитания детей с синдромом вильямса в инклюзивной дошкольной организации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).