Иохвидов В.В., Зикункова В.В. (г. Ессентуки)
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923
Аннотация. В статье сделана попытка новой интерпретации агрессивного поведения подростков. С этой целью был использован ресурс концепции психологической безопасности личности. Рассмотрены основные позиции концепции психологической безопасности личности. Осуществлена ее экстраполяция для трактовки агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, психологическая безопасность, подростковый возраст, подросток, личность, самообеспечение безопасности.
Проблема агрессивности подростков продолжает оставаться актуальной для современного общества и, в силу этого, для научного сообщества, в частности, представляющего дисциплины психолого-педагогического цикла. К настоящему времени агрессия получила многостороннюю трактовку в разных научных течениях и с разных аспектов своей проблематики [1, 12].
Связь агрессивности с девиантным поведением подростков однозначно переводит данный феномен в категорию явлений с негативной модальностью. Однако, обращение к интерпретации рассматриваемого понятия, представленной рядом авторов, обнаруживает реальную неоднозначность его содержательного наполнения. Так, К. Лоренц, концентрируясь на естественнонаучных предпосылках агрессивности, видел ее истоки в борьбе организма за выживание, имеющие инстинктивную основу. Согласно его пониманию, свойственная агрессии энергия накапливается в любом организме на постоянной основе. Достигнув же определенного уровня, она выплескивается из него наружу, обнаруживаясь в качестве разрушительного поведения. Достаточно распространенной для современной науки является позиция, в соответствии с которой агрессия выступает одной из форм самоутверждения личности, заложенного в ней стремления проявить себя, выделиться среди остальных, проявить свою активность и отстоять свои права в некоторой сфере. В соответствии с ней без агрессии, свойственной человеку, не было бы никакого прогресса, движения общества вперед. Поэтому агрессия есть созидательное начало, позволяющее творить нечто новое, утверждать свои позиции, отстаивать новое перед старым.
Вместе с тем, на практике агрессия наиболее часто становится объектом внимания в связи с различными асоциальными проявлениями человека и некоторых объединений людей. Формирующееся в ответ негативное социальное мнение закрепляет на обыденном уровне отрицательную оценку агрессивных черт личности или поступков. Соответственно, в пространстве современной цивилизации произошло закрепление отрицательных смыслов агрессии, обнаруживающейся в различных сообществах людей. В полном соответствии с ними реализуется и трактовка проявлений агрессивности в подростковом возрасте.
Отметим, что, в понимании современной возрастной психологии, проявления агрессии практически однозначно связывается с поведением подростков [2, 12]. Ее всплеск рассматривается в качестве одного из признаков кризиса подросткового возраста. Истоки повышенной концентрации агрессии в данном возрасте многие авторы видят в синтезе складывающейся к этому периоду жизни картине мира и стремлении детей поскорее занять в нем прочные позиции, диктующее необходимость овладеть «взрослыми» формами поведения. Желание приобрести все права полноценного члена общества толкает детей к тому, чтобы скопировать наиболее успешные стратегии жизненной активности. Наиболее очевидной, дающей наивысшие результаты в короткие сроки, с позиций детского восприятия является стратегия агрессии – насилия над слабыми, разрушения старого, неугодного, захвата желанного и т.д.
Будучи самой примитивной, данная форма поведения одновременно является наиболее понятной, т.к. именно она постоянно воспроизводится не только в животном мире, но и буквально пронизывает собой всю историю человечества. Таким образом, агрессия воспринимается как стратегия поведения, связанная с успехом, как атрибут достижений, как залог приобретения необходимого статуса сильного, а, следовательно, взрослого, уважаемого, достойного. Не случайно, в среде, в неформальных объединениях подростков ценится сила, а слабость презирается и подавляется. Быть или, вернее, казаться слабым в подростковой среде, значит, однозначно, быть отвергнутым ею. Группа же выступает для подростка необходимой средой для становления личности, расширения поведенческого арсенала и социализации [3]. Поэтому подросток стремится быть сильным и самостоятельным во всех сферах жизни. К сожалению, это не всегда относится к учебной деятельности, скорее, наоборот [4]. Для этого в среде сверстников он должен демонстрировать максимум агрессии. Агрессия, проявляясь на вербальном и физическом уровне, поощряется среди объединений подростков, расценивается ими в качестве признака смелости, несгибаемости, отсутствия страха перед авторитетами и т.д. [5]. Отсюда факты асоциального поведения группами подростков, совершение ими групповых преступлений. Отрицательное отношение окружающих к его к грубости в межличностном взаимодействии и к агрессивным поступкам в отношении окружающих людей подросток, зачастую, воспринимает как проявление лицемерия. Наступление на его агрессивность расценивается в качестве нежелания допустить его в подлинный «мир взрослых», «продвинуться» на пути к благам «настоящей» жизни. В результате, возникает, как минимум, общекультурный и педагогический барьер, т.к. подросток оказывается очень мало восприимчивым к воспитательным воздействиям со стороны родителей и педагогов. Несколько другие акценты в трактовке агрессивности подростков предлагает концепция психологической безопасности личности.
Обращаясь к ее использованию применительно к поднятой проблематике, отметим, что данная концепция оформилась в рамках одного из относительно новых направлений современной психологической науки – психологии безопасности личности [6]. Становление концепции психологической безопасности личности (Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Татьянченко Н.П., Ковдра А.С., Тырсикова А.Д., Благодырь Е.М. и др.) произошло на базе исследований, выполненных в рамках психологии экстремальности, психологии труда, социальной психологии, организационной психологии, педагогической, военной и политической психологии [7, 8, 9]. В настоящее время безопасность личности рассмотрена на базе учебной и трудовой деятельности человека, на уровне личной, социально-психологической, организационной, информационно-психологической, лингвистической безопасности [11]. Обозначено феноменологическое поле психологической безопасности, дана ее трактовка на уровне ощущений, переживаний, представлений, потребностей, интересов человека, формирования его безопасного поведения и типа личности [11]. Установлена связь психологической безопасности с различными свойствами личности. Выявлены темпоральные аспекты психологической безопасности личности [12]. Изучены факторы нарушения и восстановления психологической безопасности личности. Полученные эмпирические данные и сделанные теоретические обобщения и построения составили предпосылки для концептуализации представлений о психологической безопасности личности.
Концепция психологической безопасности личности исходит из посыла, в соответствии с которым безопасность личности выступает основой благополучия человека, залогом его успешной жизненной активности во всех сферах деятельности. В качестве безопасности личности в настоящее время рассматривается особая проекция условий среды жизнедеятельности на психическую структуру человека, ответственная за сохранение единства его субъективной защищенности и способности к непрерывному развитию в направлении жизненно значимой для его личности цели. С этих позиций утрата субъектом своей защищенности, равно как и остановка в личностном развитии являются свидетельством нарушения его психологической безопасности. Наряду с этим, состояние полной защищенности и постоянное развитие являются принципиально не совместимыми. Действительно, чтобы сохранять полную защищенность, субъект должен изолировать себя от окружающего мира, что останавливает развитие. Реализация же развития, требует отказа от полной защищенности и предполагает преодоление связанных с ней преград. Несовместимость защищенности и развития обусловливают динамичность состояния безопасности личности, которое основывается на периодичном отказе от полной защищенности в пользу развития и, наоборот, от развития в пользу защищенности. Достижение психологической безопасности личности основывается на воспроизводстве подконтрольности субъекту действия различных внешних и внутренних факторов, значимых для сохранения единства его защищенности и развития. Сохранение данной подконтрольности осуществляется с использованием различных стратегий по определенному сценарию. Оно требует привлечения разнообразных внешних и внутренних ресурсов. Опора на внутренние ресурсы безопасности составляет основу практики ее самообеспечения. Использование неадекватных стратегий, осуществление фиктивного сценария и недостаточность ресурсов – все это негативно отражается на поддержании субъектом подконтрольности над факторами, значимыми для сохранения им единства своей защищенности и воспроизводства способности к развитию в интересах достижения значимой для личности цели.
Подростковый возраст является подлинно переломным периодом в жизни человека с точки зрения обеспечения безопасности его личности. Это связано с тем, что в этом возрасте он должен сформировать механизмы самообеспечения безопасности, подтверждающий его способность перейти из зависимого, детского состояния в самостоятельный, ответственный мир взрослой жизни. В таком понимании факты демонстрации подростком агрессии получают двоякую характеристику [10].
С одной стороны, рассмотрим фактический смысл появления соответствующих форм поведения. В данном случае проявления агрессии являются фактами своеобразной «пробы пера». Прибегая к агрессии, подросток преимущественно неосознанно проверяет состояние имеющейся у него способности обеспечивать подконтрольность себе действия различных внешних и внутренних факторов, значимых для его защищенности и сохранения способности к развитию, т.е. для его безопасности. Агрессия при этом является средством совершенствования своих возможностей выживания и адаптации к новым условиям построения своей жизни. Она так же выступает источником его активности, создания некоторого творческого потенциала и стремления достижениям. Без проявления разных форм агрессии процесс проверки границ подконтрольности себе разнообразных факторов может затянуться во времени и, не создав необходимых ситуаций, затруднить формирования адекватных представлений об имеющихся ресурсах, возможных стратегиях и тактиках самообеспечения безопасности. Понимаемая с таких позиций подростковая агрессия получает позитивную оценку. С этих позиций агрессивное поведение является следствием утраты подростком подконтрольности над внешними и внутренними факторами, значимыми для самообеспечения безопасности. При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов его действия приобретают формы агрессивности и приводят к устойчиво разрушительному поведению вплоть до общественно опасных форм.
Соответственно, другая сторона рассмотрения агрессивного поведения подростка возникает тогда, когда актуализируется необходимость его социальной оценки. При этом рассмотрению должна быть подвергнута нормативная сторона реализации подростком агрессивного поведения. Следует сразу заметить, что потребность в этом возникает в том случае, если агрессия подростка приобретает асоциальное выражение, т.е. тогда, когда она принимает неверное направление. При этом очевидным становится, что подобная ситуация является прямым следствием психолого-педагогических недоработок с подростком. Не получив нужную подготовку, подросток оказывается в ситуации, когда его внутренние ресурсы недостаточны или использованные стратегии не достаточно эффективны для того, чтобы справиться с возникшими трудностями. В результате подросток утрачивает состояние защищенности и останавливается в развитии. Ответом является агрессия. Более того, переход агрессией подростка некоторой грани, после которой она получает социальную, а в ряде случаев, правовую оценку, может рассматриваться критическим сигналом того, что подросток столкнулся с проблемами формирования механизмов самообеспечения безопасности личности или оно приняло неадекватный характер. Разработка соответствующей технологии вооружения подростка приемами и навыками самообеспечения безопасности может в данном случае выступить наиболее эффективной тактикой преодоления подростковой агрессии. Овладение ими снимает перед подростком угрозы утраты его защищенности и способности к развитию, что составить основу его актуального и перспективного благополучия.
Итак, в данной статье нами была дана попытка рассмотрения агрессивного поведения подростков на основе концепции психологической безопасности личности. В соответствии с этой концепцией, проявления агрессии подростком является средством овладения им техникой самообеспечения безопасности как необходимым инструментом построения самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Затруднения в овладении этой техникой приводят к ситуациям ненормативных проявлений агрессии, получающих отрицательную социальную и правовую оценку. Был сделан вывод о необходимости в рамках профилактики подростковой агрессии разработки подходов по вооружению подростков технологией самообеспечения безопасности.
Литература
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы, 2011. – № 1-1. – С. 109-113.
- Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. – Ставрополь, 2005. – 216 с.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: cб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. – Ставрополь: СГПИ, 2016. – С.306-308.
- Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. – Ессентуки: РОССЫ, 2001. – 88 с.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, 2013. – № 1 (23). – С. 59-64.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Ритмы психологической безопасности личности // В сборнике: Безопасность и развитие личности в образовании. Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – С.70-73.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество, 2016. – № 10. – С.1421-1431.
- Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, 1996. – № 8. – С. 97.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2016. – Т.5. – № 3. – С. 231-236.
- Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. – Невинномысск: НИЭУП, 2006. – 255 с.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). Ставрополь, 2016. – С.277-279.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 3. – С. 186-189.
Иохвидов Владимир Вячиславович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора по научной работе филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail:
Зикункова Виктория Валентиновна – студентка 2 курса психолого-педагогического факультета филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail:
Иохвидов В.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).