Сейфулина Г.В. (г. Ставрополь)
«ЦЕНА» ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК159.923.31
Аннотация. Ускорение развития и расширение производства изменяет привычные социальные и физические условия существования человека. В связи с ростом умственного перенапряжения возникает вопрос об их связи с динамичностью психофизиологической адаптации человека. Разработка теории индивидуальной адаптации должна быть направлена на выявление индивидуальных психофизиологических различий, изучение особенностей их проявления в профессиональной деятельности, а также методов и средств компенсации отрицательных проявлений. Разработка перечня индивидуальных различий и средств их компенсации ведется в плане дифференциальной психофизиологии. Параллельно с этим необходимо разработать программу системного исследования проблемы индивидуальной психофизиологической адаптации человека и психологической адаптации средств деятельности в экстремальных условиях.
Ключевые слова: адаптация, психофизиология, деятельность, стресс, функциональное состояние, здоровье, болезнь.
Проблема адаптации человека приобретает все возрастающую практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социально-экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни, а также в связи с увеличением факторов, усиливающих динамичность взаимодействия человека и окружающей его среды, что обусловливает повышенные требования к адаптационным механизмам.
Согласно представлению о психофизиологической адаптации как фундаментальном процессе, определяющим успешность деятельности человека и сохранение его здоровья, изучение ее расстройств является одной из актуальных проблем медицины [1, 2, 3, 14].
В сложной иерархии структур и механизмов, определяющих характер приспособительных реакций организма, важная роль принадлежит исходному вегетативному тонусу, отражающему фоновую активность структур, осуществляющих регуляцию функций организма в ходе приспособительной деятельности, что является важным для оценки функционального состояния организма в целом.
При анализе показателей психофизиологической адаптации следует обратить внимание на её зависимость как от экзогенных, так и эндогенных факторов.
Предельный уровень умственных и физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и ухудшению функционального состояния организма [5]. Поэтому любая, даже устойчивая адаптация к условиям жизнедеятельности имеет для организма свою «цену», которая может проявляться в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации приходится наибольшая нагрузка [10].
Под психофизиологической «ценой» понимается такое расходование внутренних ресурсов, за счет которых человек совершает определенную деятельность. Условно выделяют три основных компонента «цены» адаптации: индивидуальную «цену», которая обусловлена изменением стойких особенностей, возникающих в процессе приспособления; субъективную «цену», которая отражает степень психического комфорта-дискомфорта; а также соматическую «цену», являющуюся показателем функционирования физиологических систем в процессе адаптации, проявляющуюся разными соматическими расстройствами.
«Цена» адаптации считается адекватной при оптимальном соотношении между результатами деятельности и затратами психофизиологических ресурсов организма человека [4]. Об увеличении такой «цены» свидетельствует сохранение результативности деятельности за счет исчерпания психических и физиологических резервов организма, увеличения периода восстановления работоспособности до нормального уровня, что может привести к ухудшению состояния здоровья человека и к возникновению разнообразных заболеваний. В свою очередь, состояние здоровья при этом будет определяться количеством и мощностью имеющихся адаптационных резервов организма человека: чем больше функциональный резерв, тем меньше «цена» адаптации. Из этого следует, что психофизиологическая «цена» адаптации тесно связана с успешностью психофизиологической адаптации человека к определенной деятельности. Чем успешнее человек адаптируется к профессиональной деятельности, тем соответственно ниже психофизиологическая «цена» адаптации к ней.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное воздействие на работника во время труда. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Сотрудник получает информацию о системе деловых и личностных взаимоотношений в коллективе, о формальных и неформальных группах. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.
Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (компетенций), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.
В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационной структуры управления. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений.
Психофизиологическая адаптация протекает довольно быстро и особых сложностей не представляет. Она зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики условий труда. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Характеристика явлений нарушения адаптационных процессов называется дезадаптацией. Считается, что дезадаптация может возникнуть в результате непродолжительных, но сильных воздействий среды на человека, или под влиянием менее интенсивных, но длительных воздействий [7, 8, 9, 10, 11]. Физиологические признаки дезадаптации при этом соответствуют признакам третьей стадии общего адаптационного синдрома. Начальные признаки дезадаптации проявляются только в момент влияния дезадаптационного фактора, затем проявляются нарушения восстановительных процессов, после чего нарушения адаптационных процессов становятся явными даже в состоянии, когда дезадаптационный фактор уже не воздействует на организм. Последствия и проявления дезадаптации связывают также с нервно-психическими и психо-соматическими отклонениями в организме.
Критериями адаптации могут быть как сдвиги физиологических параметров и констант организма (степень изменения и скорость восстановления температуры тела, насыщения крови кислородом и др.) под влиянием определенных раздражителей или комплекса факторов внешней среды и особенностей восстановления; так и сдвиги, возникающие в системах, которые поддерживают гомеостаз дыхания, кровообращения, выделения, а также уровень изменений гормонального статуса и характеризуют «напряженность» организма [13]. «Цена» адаптации определяется степенью напряжения регуляторных систем и мобилизации функциональных резервов. В свою очередь, критериями «цены» адаптации являются те изменения, которые отражают состояние компенсаторно-приспособительных реакций [4].
В соответствии с наиболее распространенными представлениями определение «цены» деятельности осуществляется путем сопоставления значений диагностических показателей, полученных в условиях покоя, с показателями, полученными при воздействии на организм различных факторов. Степень повышения последних над начальными и составляет действительный компонент такой «цены».
При этом большое значение имеет изучение интегрального объема адаптивных сдвигов, которые характеризуют количественную «задолженность» организма под влиянием измененных условий среды. Отсюда возникает значимость кислородного «долга», дефицита (излишка) тепла, недостатка (излишка) солей в организме и других показателей как критериев адаптации. К объективным показателям психофизиологической адаптации следует отнести динамику заболеваемости и травматизма. Важнейшими субъективными показателями психофизиологической адаптации являются утомляемость, самочувствие, настроение, работоспособность [12].
При изучении механизмов адаптации большое значение имеет выбор адекватной модели стрессогенной ситуации.
Дальнейшая разработка проблемы адаптации и стресса очень важна и в особенности ее практическое направление, применяя эти знания для сохранения психического и физического здоровья человека, повышения работоспособности, оптимальной организации отдыха и труда.
Литература
- Агаджанян Н.А., Терехин П.И. Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах. // Физиология человека, 2002. – Т. 28. – № 3. – С. 112-122.
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 316 с.
- Агаджанян Н.А., Макарова И.И. Среда обитания и реактивность организма. – Тверь: Фамилия, 2001. – 176 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1973.
- БезрукихМ.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга и адаптация к школе. // XYIII Съезд физиологического общества им. И.П. Павлова: Казань; М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 477-478.
- БерезинФ.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
- Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – №4. – С.235-239.
- Волков А.А. Специфические особенности смысловой сферы личности в профессиональном контексте. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2015. – №1. – С.325-330.
- Волков А.А, Ларина Т.Н. Психологическая деформация смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора (СИЗО) // Российский психологический журнал, 2008. – Т.5. – №1. – С.60-67.
- Волков А.А., Волкова В.М. Теория внутриличностного конфликта как объяснительный механизм причин преступного поведения подростков. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – №1(9). – С.183-188.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М., 1992.
- КазинЭ.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. // Физиология человека, 2002. – Т.28. – № 3. – С. 23-29.
- Ляско Е.Е., Ноздрачев А.Д. Возрастная физиология и психофизиология, – М., 2016.
- Сейфулина Г.В. Особенности психофизиологической адаптации к онкологическим заболеваниям. // Наука и бизнес: пути развития, 2015. – № 9(51). – С. 83-87.
Сейфулина Галина Владимировна – доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Сейфулина Г.В. «Цена» психофизиологической адаптации организма человека к условиям профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).