Волков А.А. (г. Ставрополь)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.923.2
Аннотация. В статье сделана попытка рассмотреть, как в деятельности происходит развитие способностей, которые остаются до настоящего времени в значительной мере декларированными, поскольку в большинстве случаев исследователи имеют дело с уже сложившимися способностями, природа которых остается открытой.
Ключевые слова: способности, напряжение, мобилизация, стресс, эффективность труда, профессионально важные качества, индивидуальный стиль деятельности, развитие личности.
Любой труд вызывает напряжение от человека мобилизации его физических и духовных сил, пишет Т.С. Кабаченко, поэтому возникающий стресс – весьма важный фактор, обусловливающий снижение эффективности труда. Более того, негативные проявления, такие как пристрастие к алкоголю. Психосамотические заболевания, суициды, в некоторых случаях связываются с переживанием профессионалом негативных аспектов своей деятельности, или другими словами, стресса в труде [13]. В зарубежных публикациях различных авторов обращается внимание на связь суицидов с характером профессиональной деятельности. Так, С. Касл приводит данные о том, что среди полисменов, шерифов и судебных исполнителей число суицидов в два раза больше, чем среди учителей, юристов и судей [14]. Превышение требований среды над наличными возможностями их удовлетворения, а также неадекватность в системе соотношений «человек-среда» все это приводит к появлению стресса в процессе труда. В психологии труда существуют различные подходы для оптимизации данных соотношений профилактики организационного стресса [8-11]. Многие исследователи, считает Л.И. Анциферова, идут по пути простого перечисления профессионально важных качеств (ПВК), при этом ПВК выступают рядоположенно и в лучшем случае представляются в виде «профиля» [3].
Мнение о том, что в деятельности происходит развитие способностей, остаются до настоящего времени в значительной мере декларированными, поскольку в большинстве случаев исследователи имеют дело с уже сложившимися способностями, природа которых остается открытой. Изучению подлежат, как правило, изолированные линии развития тех или иных профессионально важных качеств, хотя в реальной деятельности они всегда выступают в определенном динамическом взаимодействии [19].
Некоторые исследователи изучают, отмечает В.Д. Шадриков, индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в основном как функция одного – двух качеств. В связи с этим подчеркивается необходимость перехода к изучению ИСД как системного качества, являющегося результатом взаимодействия индивидуальных свойств [19].
В концепции системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков) ПВК выступают как подсистема психологической системы деятельности, которая в своем формировании и развитии тесно связана с содержанием и динамикой предметной деятельности, а также способами ее осуществления [19]:
- Исходными моментами становления ПВК является функциональное объединение наличных качеств субъекта в соответствии с требованиями осваиваемой деятельности, что выражается в формировании определенной структуры качеств, выделение в ней базовых и ведущих компонентов.
- Развитие системы ПВК имеет гетерохронный характер и идет по следующим основным направлениям: повышается уровень развития отдельных качеств; снижается вариативность индивидуальных показателей; изменяется состав ПВК и характер связей между ними; происходит смена базовых и ведущих качеств; возрастает интегрированность и функциональная специализация системы ПВК.
- Динамика изменения уровня развития ПВК и преобразования их структуры взаимосвязаны и отражают совокупное действие двух детерминант: «деятельностных» факторов (изменения задач, информационной и операционной сторон деятельности) и ограничивающих их влияние внутренних факторов развития системы ПВК, в качестве которых выступают структурные и генетические связи между ПВК.
- Обратное влияние ПВК на деятельность имеет два аспекта: 1. Количественный: по мере профессионализации возрастает роль ПВК в обеспечении деятельности. 2. Качественный: наличный уровень развития и качественное своеобразие системы ПВК на каждом этапе профессионализации детерминируют качественно-своеобразный стиль деятельности.
Развитие личности в профессиональной деятельности обусловлено, согласно Б.Г. Ананьеву, не только «эффектом воспитания», который характеризуется перестройкой психофизиологических функций, процессов, операций поведения, но и развитием содержательного в личности, которое может быть беспредельно [4]. Управление процессами развития должно проектироваться и опираться на динамическую функциональную структуру личности профессионала. В.С. Мерлин подчеркивал, что интегральная индивидуальность личности профессионала – это не совокупность особых свойств, отличное или противоположное другой совокупности, обозначаемое как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека [16] .
Если Л.С. Выготский законы конвергенции и дивергенции психического развития человека рассматривает в плане взаимодействия натурального и культурного рядов, то В.В. Белоус (1992-1995 гг.) это взаимодействие анализирует в саморазвитии интегральной индивидуальности на протяжении возрастных ступеней. Статистические конвергентные структуры образуют взаимосвязь элементов системы, которая обнаруживается при их объединении в один и тот же фактор, таксон, либо иной статистический многомерный паттерн. Дивергентные же структуры обнаруживаются при получении двух или более статистических ансамблей [5] .
Что же является общим для всех профессионалов? По мнению В.В. Белоуса, во-первых, индивидуальные особенности психики играют существенную роль в приспособительной деятельности людей. Отрицание общего для большинства людей различных профессий может привести к констатации невозможности коллективной деятельности. Эффективность деятельности профессионала зависит от соответствия требования профессии и индивидуальных особенностей личности, что должно вести к безысходности выбора профессии, так как для каждого человека соответствует лишь одно место (профессия). Следовательно, отрицание типичного в личности и темпераменте представляют собой чистую абстракцию. Это утверждение само по себе важно для научного поиска наиболее общих закономерностей формирования и функционирования психологической готовности к разного рода профессиональной деятельности, в частности – юридической, которая является основным содержанием труда сотрудников службы судебных приставов. Значительный вклад в изучение психологических особенностей юридической деятельности внесли работы В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, А.М. Столяренко, А.Э. Жалинского, Ю.В. Чуфаровского и др.
Л.И. Анциферова в связи с выше изложенным пишет [3]:
- Часто отсутствуют экспериментальные доказательства правильности выделенного комплекса ПВК, количественная оценка степени важности того или иного качества для деятельности.
- Во многих работах ПВК выступает рядоположенно, хотя…. Выполняемые типы, виды деятельности как бы стягивают психические процессы в определенные ансамбли и все психические процессы, явления, свойства личности, занимая свое определенное место в структуре деятельности, образуют благодаря этому взаимосвязанную систему, цементируются единой цепью в обусловленную в своем составе конкретным содержанием деятельности.
Продолжая анализировать идею ПВК Анциферова Л.И. отмечает, «в связи с этим необходимые и наиболее важные моменты при изучении профессионально важных качеств, для той или иной конкретной деятельности заключаются в том, чтобы а) определить иерархию (прежде всего, выделить основные, ведущие) и то, насколько общий или специальный характер они носят; б) раскрыть взаимосвязи и взаимодействия ПВК, закономерности их интеграции в целостную систему; в) исследовать какова реорганизация этой системы в процессе деятельности, требующей выдвижения на первый план то одного, то другого свойства» [3] .
Выбрав профессию человек в ней развивается, поэтому С.Л. Рубинштейн отмечал, что «во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому – то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека» [17], но при этом Р.В. Шредер уточняет, что «каждый начинающий осваивать профессию имеет свой баланс знаний, умений, опыта, индивидуальный вариант структуры психических свойств и т.д., иначе говоря, как результат развития в предшествующих видах деятельности. Однако наиболее единых требований, которые предъявляет деятельность к выполняющим ее лицам, приводит к формированию у последних сходной структуры психических качеств» [2] и «при включении в профессиональную деятельность происходит объединение наличных качеств субъекта в соответствии с требованиями деятельности. Выделение в нем базовых и ведущих компонентов» [2]. А.М. Матюшкин высказывал предположение о том, что процесс образования новых связей характеризует общие интеллектуальные способности человека, в то время как процесс обобщения в значительно большей степени характеризует и составляет основу его специальных способностей. С.Л. Рубинштейн считал, что «основным условием для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщались и, став, таким образом, доступными переносу с одного материала на другой, закрепились в индивиде, качество способностей существенно зависит от того, как совершается эта генерализация» [17] . Продуктивным для психологической подготовленности могут выступить взгляды Д.Н. Узнадзе, который различал: первичную и фиксированную установки. По мнению Д.Н. Узнадзе первичная установка однажды возникнув, исчезает после выполнения соответствующего ей поведенческий акта. Последователи его утверждают, что «однажды образовавшаяся установка не исчезает, она остается у субъекта как готовность к повторной актуализации в случае повторения надлежащих условий» [18], так Ш.Х. Чхартишвили указывает на то, что фиксированная установка есть «состояние хронического порядка, которое может сохраняться в инактивированном виде, бездейственно, в течение дней, недель, и месяцев, иногда до самой смерти» [18]. Первичная установка существует и выполняет функцию управления актуальной деятельностью, в то время как фиксированная установка существует латентно, не имея непосредственного выхода в поведение [18]. Фиксированная установка в ряде случаев может приобрести относительную самостоятельность и независимость от задачи, поставленной перед субъектом, о ее проявлении судят по тем искажениям, которые она вносит в процесс поведения. Таким образом, фиксированная установка представляет собой готовность человека к многократному повторению определенного способа действий в условиях, в которых она возникла, поскольку в ней «отражен и сохранен тот отрезок объективной действительности, на основе которого сама она создалась и была зафиксирована» [18]. Согласно концепции В.А. Ядова, система диспозиций человека представлена четырьмя их уровнями, формирующимися на основе различных потребностей и в разных по социальной отнесенности ситуациях [20]. Эти уровни образуются: установками, социально фиксируемыми установками или аттитюдами, представляющими собой субъективные ориентации человека как члена группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные, социально принятые способы поведения, базовые социальные установки, фиксирующими общую направленность интересов личности применительно к конкретной сфере социальной активности [20], системой ценностных ориентаций личности (высший уровень диспозиций).
Рассматривая понятие, смысловые диспозиции личности И.В. Абакумова, Н.А. Савченко в отношении к профессии, профессиональной деятельности пишут, что они «могут приобретать форму профессиональных диспозиций, которые могут оказывать влияние на профессионально-ориентированную учебную деятельность и, возможно, на будущую профессиональную деятельность, являясь опосредованным механизмом выступления профессиональной стратегии» [1]. Практически во всех источниках подчеркивается, что диспозиции определяют готовность субъекта, возникающую как предвосхищение им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающую устойчивое целенаправленное протекание деятельности, относящейся к данному объекту [1]. Воздействия на психические регуляторы через диспозиционный уровень опирается на поощрение (культивирование) и формирование полезных для трудового процесса установок, а также сглаживание (дезактуализация) вредных. Общим правилом при решении всех этих задач, а также задач по формированию диспозиций более высокого уровня является стабильное предъявление требований к конкретным формам поведения в определенных обстоятельствах, стабильная апелляция к важным для организации ценностям [13] .
Подтверждение этой же мысли мы находим у Д.А. Леонтьева, который считает, что «при каждом новом столкновении в практической деятельности со значимыми объектами и явлениями, уже существующее отношение к ним субъекта обогащается, дополняется и дифференцируется за счет раскрытия новых смысловых связей, что, в свою очередь, может приводить либо к укреплению, либо, напротив, расшатыванию исходного отношения» [15].
Литература
- Абакумова И.В., Савченко Н.А. Профессиональные диспозиции как компонент личностного становления. – Российский психологический журнал, 2008. – Т.1. – №1. – С.23-32.
- Анисимов Н.П., Шредер Р.В. Классификация профессий в целях выбора и расстановки кадров с позиций системного подхода. // Проблемы системогинеза деятельности. – Ярославль, 1980.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. – Психологический журнал, 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969. – С. 45.
- Белоус В.В. Темперамент как инвариант. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997. – С.25.
- Анциферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии – В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.
- Волков А.А., Назаров И.Н., Строй Г.В. Педагогический аутотренинг сотрудников органов внутренних дел. // Современные наукоемкие технологии, 2016. – № 4-1. – С. 85-88.
- Волков А.А. Исследование влияния условий службы и индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел. // Прикладная психология и психоанализ, 2016. – № 1. – С. 5.
- Волков А.А., Чурсинова О.В., Гаспарян Д.О. Формирование стрессоустойчивости педагога. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2016. – № 2 (53). – С. 118-122.
- Волков А.А. Психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015. – № 1(46). – С. 194-200.
- Волков А.А.Психологическая подготовка сотрудников полиции: проблема личностных трансформаций. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 3(11). – С. 139-144.
- Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсам. – СПб, 2003. – С. 400.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М., 2000. – С.347.
- Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде. / Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. / Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. – М., 1999. – С.14-28.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2003. – С. 487.
- Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 1969. – С.34.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – С.416.
- Чхартешвили Ш.Х. Некоторые спорные проблемы психологии установки. – Тбилиси: Мецниерба, 1971. – С. 273.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения (Системный подход). – Ярославль,1976. – С. 80 .
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С.67-89.
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».
e-mail:
Волков А.А. Развитие личности в профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).