ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Морозов А.В. (г. Москва)

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ О ПОИСКЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК АКТУАЛЬНОМ РЕСУРСЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска смысла жизни как актуального ресурса здоровьесбережения личности в современном обществе; особое внимание, при этом, уделяется здоровому образу жизни, духовной составляющей, как основе сохранения личного здоровья, преодоления конфликтов, повышения качества жизни и благополучия человека в современных условиях.

Ключевые слова: смысл жизни, здровьесбережение, конфликт, самоактуализация, здоровый образ жизни, психодинамическая теория, духовность, самотрансценденция, благополучие, внутренний мир.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В последние годы много говорят о здоровом образе жизни. Особенно актуальна в последнее время стала проблема здоровьесбережения и здоровьесберегающих технологий [8]. В процессе межличностного взаимодействия тема «здоровья» звучит с особенным смыслом. Вне всякого сомнения, «качество жизни» современного человека напрямую связывается не только и не столько с уровнем его благополучия, сколько с состоянием его личного здоровья. Благодаря поиску смысла жизни, истинного смысла своего существования, человек может найти правильный путь к повышению качества своей жизни. Внутренний мир современного человека, смысловая сфера каждой отдельно взятой личности связывает её с реальностью мира, как целого и регулирует её жизнедеятельность согласно системе отношений данной личности с миром. В эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько преодоление любой регуляции на основе осознанного выбора. В личности есть то, что позволяет ей не только управлять своим характером, ролями, но и своими побуждениями, смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив в ситуации выбора, причем, это дано, отнюдь, не каждому [7].

Психодинамическая теория придаёт первостепенное значение неосознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доминирующие факторы в контроле поведения. Именно поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также из понимания того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости.

З. Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. И, хотя данный критерий психического здоровья может, на первый взгляд, показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении напрашиваются важные выводы. Так, согласно З. Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдалённые цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений [13].

Поскольку энергоёмкость духовных структур в сотни и тысячи раз больше, чем физических, духовная деградация долгое время протекает скрыто. Когда же начинается физический распад, попытки вылечить человека блокируются деградировавшими духовными структурами – этим объясняются многочисленные факты всё более частого бессилия медицины. Далеко немногие специалисты задумываются о том, что, вылечив тело, можно навредить душе, что болезнь есть защита, блокировка неправильного поведения, образа жизни и образа мыслей отдельно взятого человека, непонимания им окружающего мира и своего предназначения. И, прежде всего, в данной ситуации необходимо найти причины болезни, помочь человеку понять их с тем, чтобы избежать ещё больших ошибок в будущем.

Сколько не лечи конкретную болезнь, если причина, по которой она возникла, не устранена, она продолжает питать болезнь и, как показывает практика, может даже перемещаться с одного органа на другой. Болезнь – не лавина, которую можно ликвидировать, расчистив участок, болезнь – вода, текущая из крана, и, в первую очередь, необходимо закрыть кран, устранив причину болезни.

Человек, считающий, что его спасут таблетки или колдовские приёмы уже тяжело болен. Главной защитой от болезней является безусловное выполнение высших этических законов. Рост духовности человека одновременно улучшает состояние психики, судьбу, здоровье, благотворно влияет на все стороны жизни, приводит к устранению причин, вызывающих различные деформации – а это, по нашему глубокому убеждению, и есть тот самый путь к выздоровлению человечества, в целом, и отдельно взятого человека, в частности. Духовность человека – это богатство мыслей, сила чувств и убеждений, понимание истинного смысла своего бытия.

Рассуждая о чувствах, блаженный Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело и, при посредстве его органов, на внешние предметы… делая вывод о том, что телесные органы, по сути, являются инструментами для деятельности души [1]. По мнению Г. Гегеля, ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством [2]. Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с окружающей действительностью, но и отношения с самим собой человек строит также по законам красоты. Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении, но не в любовании собой. Подлинно эстетическое начало проявляется в стремлении человека стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям. И именно в этом, многие учёные прошлого видели основное предназначение человека в этом мире, истинный смысл его бытия [6].

В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. По мысли К. Либкнехта требование эстетического совершенства неизменно влечёт за собой и требование совершенства этического [3]. Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель: образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным – он всё равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека. Гнусность нравственного порока нередко прикрывается внешней красотой и благопристойностью, но эта внешняя оболочка лопается как мыльный пузырь, как только люди, считающие себя интеллигентами и формально принадлежащие к категории интеллигенции, начинают обнаруживать духовную убогость и пошлость своего внутреннего облика. Надругавшись над человеческим достоинством в другом, они, прежде всего, растоптали его в себе самих. Для кого не существует ничего нравственно-благородного и прекрасного в отношении к людям, к обществу, к другому человеку, для того не существует всего этого и в отношении к себе самому.

С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и изменить многие аспекты своей личности и поведения, представления о себе, стиль межличностных отношений, познавательные процессы, эмоциональные реакции, ценности, жизненные цели, способы структурирования времени – и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть откорректированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный индивидуум мог перейти к более эффективным способам функционирования.

Главная цель позитивной психологии и психотерапии – помочь людям жить полноценной, гармоничной жизнью, получая, при этом, максимальное удовлетворение. Именно поэтому, одна из главных задач, решаемых сегодня специалистами-практиками – нахождение путей реализации наиболее продуктивных и эффективных стратегий преодоления жизненных трудностей.

Когда природа шла по пути физической защиты (например, увеличения веса динозавров или снабжения панцирями черепах) эволюция останавливалась. Как это ни парадоксально, выживали наименее защищённые физически и наиболее защищённые духовно – те, кто был готов к изменению своей психологической структуры, поведения в соответствии с динамическими процессами, происходившими на Земле.

Концептуальным положением гуманистической пси­хологии является тезис о том, что истинное психическое здоровье возможно лишь при условии максимальной творческой самореализации в процессе становления и развития личности. Наиболее универсальной человеческой характеристи­кой в концепции А. Маслоу является креативность, под которой он понимает ту творческую направленность, которая от рождения есть у каждого человека, но и теряется большинством людей в связи с негативным воздействием окружающей среды [5].

Общий принцип, декларируемый А. Маслоу через призму человеческих потребностей: нижележащие потребности должны быть, хотя бы в какой-то мере, удовлетворены прежде, чем человек сможет перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, по убеждению А. Маслоу, чем выше человек может подняться по лестни­це потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией, которую А. Маслоу определял как желание стать всем, чем возмож­но: это – потребность в самосовершенствовании, в реа­лизации своего потенциала. Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жиз­ни. При этом, самоактуализация не обязательно предпо­лагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества [4].

Большинство людей, по мнению А. Маслоу, слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в усло­виях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

Вышедший на уровень самоактуализа­ции, оказывается человеком особым, не отягощённым множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоцентризму и т.д. Такой чело­век отличается высокой (но не завышенной) самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (не­зависим от условностей), прост и демократичен, обла­дает чувством юмора (причем, философского плана), склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения и т.д. Таким образом, задача человека, по А. Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где ус­ловия не способствуют этому. Человек оказывается выс­шей ценностью и отвечает, в конечном итоге, лишь за то, чтобы состояться.

У каждого времени свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена З. Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена А. Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты [12].

Для объяснения причин, порождающих этот экзистенциальный вакуум, В. Франкл предложил следующую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего хотят и другие (в таком случае налицо проявление конформизма), либо делает то, что хотят от него другие (тоталитаризм). Но, при этом, есть и третье следствие – появление специфических невротических заболеваний, которые В. Франкл обозначил как «ноогенные неврозы». Согласно проведённых им исследований примерно 20% неврозов относятся именно к ноогенным [11].

В. Франкл изучал суицидальные наклонности у американских студентов, опрашивая тех, чьи попытки покончить с жизнью не удались. 85% опрошенных не видели больше в своей жизни никакого смысла (при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьёй, активно участвовали в общественной и имели все основания быть довольными своими академическими успехами. Во всяком случае, о неудовлетворённых повседневных потребностях не могло быть и речи [11].

Считается вполне естественным, что всякий больной желает, в первую очередь, стать здоровым, а каждый бедняк – когда-нибудь разжиться деньгами. Однако, столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, с тем, чтобы осуществить смысл своей жизни.

По мнению В. Франкла, осуществляя смысл жизни, человек осуществляет себя сам [12]. Эта же мысль, сформулированная по-разному, прослеживается в работах практически всех выдающихся психологов-теоретиков.

Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства [5]. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка – все они могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Однако, у А. Маслоу, назвавшего стремление к смыслу одним из высших человеческих побуждений, всё свелось к тому, что человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда, когда жизнь у него устроена («сначала пища, потом мораль») [4]. По мнению В. Франкла, это противоречит тому, что психиатры постоянно наблюдают в жизни: потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живётся, мягко говоря, не сладко [11].

Вместе с тем, разумеется, не только фрустрация низших потребностей порождает вопрос о смысле, но и их удовлетворение. В этом В. Франкл усматривает подтверждение гипотезы, согласно которой стремление к смыслу представляет собой совершенно особенный мотив, который не сводим к другим потребностям и не выводим из них. Данный феномен В. Франкл считал фундаментальным для понимания человека как такового, называя его «самотрансценденцией» человеческого существования [9].

За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому он тянется с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдаёт себя делу, чем он больше отдаёт себя своему партнёру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.

Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществления смысла, в частности, с помощью химических препаратов (не потому ли сегодня мы наблюдаем такой резкий всплеск наркомании, алкоголизма и других способов ухода от реальности в мир грёз и сомнительного «счастья»). На самом деле нормальное ощущение счастья, по В. Франклу, не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели. А это сопутствующее явление, этот «эффект» может быть воссоздан и принятие алкоголя или наркотиков даёт такую возможность [12].

С точки зрения В. Франкла, смысл нельзя дать, его нужно найти через восприятие. Многие психологи рассуждают о побудительном характере, присущем каждой отдельной ситуации, в которой мы сталкиваемся с действительностью и, более того, даже приписывают содержащемуся в каждой ситуации требованию объективный характер. Но… смысл воспринимается не просто как фигура, бросающаяся нам в глаза на определённом фоне. При восприятии смысла речь идёт об обнаружении возможности на фоне действительности. А эта возможность всегда единственна. Она преходяща. Однако лишь возможность является преходящей. Если она уже осуществлена, если смысл реализован, то это уже раз и навсегда.

Таким образом, не человек ставит вопрос о смысле жизни, а сама жизнь ставит этот вопрос перед ним. И человеку постоянно приходится отвечать на него не словами, а действиями. Этот смысл доступен любому человеку, независимо от его пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален: ему нельзя научить, его нельзя создать. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. И человек, который уже не в состоянии найти смысл в своей жизни, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создаёт либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Последнее чаще происходит в хмельных грёзах…

Вместе с тем, чем больше человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует всё большей искусственной и изощрённой стимуляции. Таким образом, обращение энергетических ресурсов на себя, на свои удовольствия с целью обрести счастье, ведёт к потере этого самого счастья. Именно с этой несложной закономерностью напрямую связан метод психотерапии, предлагаемый В. Франклом, – логотерапия (смысл которой заключается в том, чтобы избавить человека от неврозов, связанных с потерей смысла жизни) [10].

Энергетический уровень людей в последние годы резко повысился. То, что раньше достигалось годами упорного труда, в современных условиях стало достижимым за несколько месяцев. Возможности человека выросли так, как меняются возможности тракториста, пересевшего за штурвал новейшего истребителя. Но если психология осталась психологией тракториста, а не лётчика, правильно воспользоваться этими возможностями будет весьма затруднительно.

Психологическая подготовка человечества резко отстаёт от его энергетических возможностей. Это, в свою очередь, ведёт к деградации, к тому, что человечество, по сути, находится сегодня в режиме самоуничтожения. Плоды этого мы уже видим вокруг.

В чём причина трагического несоответствия нынешней психологии человека реальностям окружающего мира? Всё дело в том, что психология современного человека западной цивилизации (а к ней принадлежит достаточно большая часть всего человечества) – это психология прагматизма. Основной акцент в ней делается не на накопление информации, а на её реализацию. Именно поэтому нерезультативный, малоприбыльный процесс осмысления мира, создания новых понятийных и этических структур выпадает из общей цепи. Тяжёлому, длительному процессу постижения предпочитаются готовые рецепты с максимальным практическим эффектом.

Учёные, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут привести к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что же послужило причиной появления симптомов, последние усиливаются, усугубляя тем самым страдания.

Литература

  1. Блаженный Августин. О бессмертии души. – М.: АСТ, 2004.
  2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – М.: Академический Проект, 2008.
  3. Либкнехт К. Избранные речи, письма и статьи. – М.: Госполитиздат, 1961.
  4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2011.
  5. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 2011.
  6. Морозов А.В. История психологии. Изд. 3-е. – М.: Академический Проект, 2007.
  7. Морозов А.В. Духовность – как отдельная психологическая категория и её формирование, как актуальная проблема современной России // Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Т. 1. – Набережные Челны, Казань, 2014. – С. 203-212.
  8. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий для современной психолого-педагогической практики // Системогенез учебной и профессиональной деятельности // Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2015. – С. 83-85.
  9. Франкл В. Воля к смыслу / The will to meaning. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
  10. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000.
  11. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Предание, 2015.
  13. Фрейд З. Общая теория неврозов. Введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2010.

Об авторе

Морозов Александр Владимирович – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Москва (Россия)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Морозов А.В. Прикладная психология и психоанализ о поиске смысла жизни как актуальном ресурсе здоровьесбережения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).