ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Лебеденко Е.Н. (г. Ставрополь)

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРИЧИННОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье представлено продолжение обоснования авторской концепции пространства субъективной психической реальности, начатое в предыдущем номере журнала (№1, 2016). Здесь раскрывается динамическая модель психической причинности и ее виды в пространстве субъективной реальности; раскрыта динамика структурирования психического пространства в его непротиворечивых связях: внешнего и внутреннего, идеального и материального, среды и наследственности, как гармоничного целого.

Ключевые слова: виды психической причинности, категории познания и деятельности, поле потребностей.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Причинность как методологическая проблема. Проблема причинности в психологии связана со спецификой психической реальности, научное познание которой, по словам Б.Ф. Ломова, «состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей, отношений между явлениями» (Ломов Б.Ф., 1984).

С.Л. Рубинштейн считал проблему причинности в научной методологии – узловой. В концепции Рубинштейна причинность задана единой, общей детерминацией в континууме «бытия-сознания». В причинную цепь событий включен и человек, и его сознание, как объективная реальность, не меньшая, чем материя.

Понятие опосредствованности, введенное Л.С. Выготским, изменило представление о детерминации психического, примерно также кардинально, как и при включении вероятности в картину микромира. Вероятностное понимание причинности ввело понятие самоопределения в детерминацию поведения.

 В предложенном М.К. Мамардашвили системно-причинном подходе рассматривается причинность «превращенными» формами – «третьими вещами», артефактами, которые определяют «второе» рождение человека, – как культурного существа. Мамардашвили выдвигает в центр новой картины мира – неклассической –сознание, как основание признания неопределенности, как условия существования человека в мире, в котором законы лишь устанавливаются, где есть решение загадки свободы воли. Принцип системного детерминизма Мамардашвили, предполагает многомерность сознания, порождающую «эффекты системности»: не единую цепочку причинной связи, а срабатывание «многоразличных слоев» мгновенно и вместе, как сворачивая и упаковывая себя, так и разворачивая их. Проблему введения в научную картину мира сознательных явлений Мамардашвили видит в том, что они как бы накручиваются сами на себя, создают собственное пространство и время [1, с. 208-215].

Причинное обоснование психических явлений и поиск тех закономерностей, которые бы действовали «всегда и везде» – задавалось разными научными школами и направлениями: ассоциативным, классическим, неклассическим, постнеклассическим.

Современные подходы опираются, по мнению И. Пригожина и И. Стенгерс, на идею спонтанных событий, на отказ от тотального детерминизма, на принципы согласованного «повествования, из которых следовали бы не только законы, но и события» [1, с. 11-112].

Итак, выделяются следующие виды причинности:

 – классическая причинность (логическая координация, закон как порядок, классический идеал рациональности и познания);

 – неклассическая причинность (вероятностная детерминация, понимание сделанным);

 – воздействующая причинность (социально-культурная детерминация, опосредствование психологическим орудием, артефактами, знаками, третьими вещами).

Понимание причинности в такой сложной саморегулирующейся системе, как пространство субъективной реальности, требует комплексного подхода.

Динамическая модель психической причинности в пространстве субъективной реальности.

Мы выделяем пространство психической реальности в качестве «особой» реальности, особой «формы» – пространственно-временного континуума, – как способа существования психической материи, в которой человек и познает «явление вещей», (по Канту). Мы исследуем его как сущностный интервал взаимодействия, создающий условия для причинности. То есть для появления изменений, следующих в результате движения – проявлений активности, и для исследования источника – «начала» этой активности.

Движение, как способ существования материи в пространственно-временном континуумев пространстве психической реальности, как в целостной системе, подчиняется принципу наведения порядка в поступающей информации. Ее связывание и структурирование делает это пространство упорядоченной реальностью – «космосом, охватывающим все существующее» (по Платону). Каждый человек свое личное присутствие в реальности мыслит, осознавая это или нет, – исходя из своей личной точки отсчета, своего «центра тяжести», из своего личного времени и личного пространства. Ориентация его сознания в индивидуальной системе координат, в субъективной реальности, позволяет осуществлять ориентацию в объективной реальности.

В предыдущей статье была представлена «Модель умопостигаемого бытия» как модель пространства психической реальности и одновременно, как модель «единицы психического»: потребностно-установочной системы.

Рассмотренную в этой модели логику детерминации психического как «причины и начала живого тела» (по Аристотелю), мы выделяем как виды детерминации психических явлений в целостном пространстве субъективной психической реальности.

  1. Целевая причинность Ума, как наивысшей идеи и причины движения всего. «Цель, к которой все в мире стремится». Она содержит «собственную, чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности». По Аристотелю одушевленное, живое тело, имеет причину движения в нем самом, в отличие от машины. Диалектический принцип вечного эволюционного движения.
  2. Воздействующая причинность. Социально-культурная детерминация, наследственная детерминация: «пра-Мы». Действие «фактора опосредствования», социальная ситуация развития.
  3. Горизонтальная причинность. «Горизонталь Аристотеля»: причина самодвижения «явленного сущего» в пространстве «рождения идеи», принцип логической координации («если – то», «или то, или другое»).
  4. Вертикальная причинность. «Вертикаль Платона»: Идея вещи (смысл вещи), как вероятностная причинность бытия в возможности, носит в себе задатки предрасположения ко всяким формам. Принцип вертикальной смысловой координации («для чего активность?»), причина «события».
  5. Я-причинность. Самодетерминация. Произвольность, саморегуляция, свобода выбора своего поведения, возможность творчества.

Рис. 1. Динамическая модель психической причинности в пространстве субъективной реальности

 

В этой модели отражается непротиворечивое сосуществование различных видов причинности, которое демонстрирует тот факт, что в пространстве субъективной психической реальности, как целостной системе, – осуществление движения – это переход от потенциальной возможности к потенциальной действительности, который зависит как от системы, воздействующей на него, так и от внутренней детерминированности самой системы.

«Динамическая модель», построенная на основе «модели умопостигаемого бытия», позволяет наглядно раскрыть динамику построения «картины внешнего мира во внутреннем мире человека», – то есть системы его мировоззрения, которая «пропущена» через сознание живой личности и оформлена (структурирована) в его внутреннем мире как целостная картина. Как индивидуальная «карта», обеспечивающая его систему регуляции во взаимоотношениях с внешним миром и собой.

Структурирование пространства психической реальности в онтогенезе. Причинность и базовые потребности.

Модель умопостигаемого бытия является универсальной моделью, отражающей единство общих принципов организации этих основополагающих систем: пространства субъективной психической реальности и его единицы – потребностно-установочной системы. Возникновение и удовлетворение базовых потребностей определяет структурирование пространства психической реальности и возникновение сознания.

Потребность как система содержит в своей структуре нехватку, неполноту, и, используя «живой принцип опережающего движения», «идею» о предмете своего удовлетворения, – реализует движение к полному, к порядку, к образованию системных структур.

Используя выделенные виды причинности и схему причинности, мы рассмотрим, каким образом базовые потребности обеспечивают структурирование пространства психической реальности в онтогенезе.

  1. Целевая причинность Ума. Врожденность «идей», непрерывность «одного сознания» и его необратимость – обеспечивает «нить Ума», – как принцип структурирования, наведения порядка, принцип «однонаправленного движения» жизни, принцип эволюции живого. В этом смысле Ум – это врожденная идея структурирования, заложенная, начиная с клетки живого организма. В хаосе броуновского движения она осуществляет функцию «воспитания» информации. Как бы приучает информационные сигналы двигаться в определенном направлении, в направлении порядка, логики, смысла, развития.

Попытки понять причины упорядочивания душевного движения живых существ привели Анаксагора (5 век д.н.э.) к предположению о существовании особой субстанции Ум («нус» по греч.). Он считал, что «Ум и организует порядок в мире, и движет миром, и познает мир» [1, с. 92].

Аристотель так же видел существенное различие в причинах, описывающих мир природных тел и мир живых существ. Он считал, что живому организму присуща особая – или «целевая» причина. Мы выделяем эту причину не в ее телеологическом понимании, а в системном, так как в рамках представленной динамической модели она не противопоставлена детерминизму всех явлений в целом, а соотнесена с логикой всех причин, составляющих модель психической причинности.

  1. Воздействующая причинность. Воздействующая причина выступает как причинно-действующее условие – независимая переменная воздействующей среды. Только при условии удовлетворения «средовых» базовых потребностей будет происходить структурирование пространства психической реальности. В «средовых» потребностях новорожденного ребенка, несмотря на отсутствие у него индивидуального опыта, скрыты прообразы его социальных стремлений к преобразованию своего сознания – «идея пра-Мы».

Потребность в стимулах. Организм новорожденного уже владеет наследственной, врожденной информацией (фактор «пра-Мы»), которая содержит потенциальный стимул, толчок к дальнейшему развитию. Новорожденный ребенок попадает в среду, наполненную разнообразными стимулами, находящимися для него в хаотичном, броуновском движении. Его организм настроен на поступление новой информации, нуждается в ее постоянном притоке в состоянии бодрствования, как в исходном материале для возникновения сознания.

Для предотвращения хаоса в поступающей информации у новорожденного действуют механизмы связывания информации, ее структурирования в целях регуляции его поведения: врожденные безусловные рефлексы, механизмы импритинга, механизм подстройки к эмоциональным и моторным реакциям Другого, «доминанты на лицо Другого» (по Ухтомскому).

Удовлетворение потребности в стимулах обеспечивает непременноеусловие связи с внешней средой, контакт с ней, для дальнейшего созревания мозга, и условия для появления новых потребностей, структурирующих пространство психической реальности.

Потребность в Другом (Взрослом). Взрослый, Родитель, удовлетворяющий потребности ребенка, является как бы владельцем, носителем «тотема» человеческого рода, – как им владел раньше маг племени, – «психологического орудия» (по Выготскому). Орудия, способного преобразовать в специальном «магическом обряде – акте опосредствования (описание «акта опосредствования» мы представим в следующем номере), сознание ребенка и его поведение, делая их высшими и произвольными.

Так же, как маг племени после обряда давал соплеменникам советы, призывающие их к программе активных действий, вселявших в них надежду и веру в собственные силы, и показывал тем самым скрытые связи вещей, так и ребенок, потребности которого Взрослый удовлетворяет с помощью «психологического орудия», как бы «наследует тотем своего рода» (человеческого рода), – его сознание приобретает новое направление движения – «движение по-вертикали» – конкретную программу поведения, опирающуюся на скрытые связи вещей, обретает веру в свои силы, способность к познанию мира и творческому его преобразованию.

По выражению Л.С. Выготского, новорожденный представляет собой «максимально социальное существо». Рождаясь с генетической программой своего развития, информацией, которая существует в свернутом, закодированном виде, ему необходим Другой человек – Взрослый, информация которого уже развернута, чтобы родилось третье – его сознание, а затем и его Личность.

Разворачивание этой программы развития проходит в культурной среде – социальнойситуации развития, с помощью действия «фактора опосредствования». Удовлетворение потребности во Взрослом опосредует всю философию, всю логику детского развития, запускает диалектический процесс построения его психической реальности, в логике «особого поведения», «высшего поведения» (по Выготскому), процесс его психического и культурного развития.

Взрослый, сопровождая удовлетворение потребностей ребенка, применяя «психологическое орудие», как бы «маркирует» поступающую к ребенку информацию, делая ее социально опосредствованной – культурной информацией. Осуществляется «второе рождение», но, по выражению Мамардашвили, знание не пересаживаемо из головы в голову, и «акт понимания «самим» не выводим не из какой цепи обусловливания этого понимания», то есть воздействующая причина не является достаточным условием акта «когито».

  1. Горизонтальная причинность. Это пространство мы назвали «Горизонталь Аристотеля». Это пространство действия «закона логической координации»: «если – то», «или – или».

Структурирование – картирование Горизонтального пространства психической реальности – «пространства рождения», происходит при удовлетворении «горизонтальных» базовых потребностей.

Горизонтальное пространство психической реальности структурируется в «поле потребностей» – пространстве взаимодействия, которое определяет структурную организацию системы как единства и целостности. Это мотивирующее пространство психической реальности. Мотив – это то, ради чего будет расходоваться «энергетический фонд» (по Ухтомскому) организма, и осуществляться направленная активность.

«Поле потребностей» ребенка не надо «засеивать», оно уже «засеяно» врожденной информацией, которая будет появляться в виде новых потребностей при условии удовлетворения «средовых» потребностей. Каждая потенциальная потребность (доминанта), согласно Ухтомскому, будет пытаться воплотиться в определенном содержании, обрести смысл.

Потрбностно-установочная система, как единица психического, содержит программу, которая задает алгоритм направленности на «полезные» движения, способствующие ее удовлетворению. Подготавливает эти полезные действия – «будущий проект реальности», объединяя ресурсы в целостную структуру – «специальная модификация» – «установка» (Узнадзе). Установка обеспечивает постоянную связь с внешней средой, пребывает практически в слиянии с ней.

Потребность устроена так, что, несмотря на наличие в ее программе Звена Выбора – системы различения ответной реакции – это звено остается невостребованным, в связи с отсутствием на горизонтальном уровне пространства психики ЛПР – лица, принимающего решение. Потребность не знает противоречий. На этом уровне пространства психической реальности безраздельно властвует принцип доминанты, описанный Ухтомским, который тормозит все мешающие ему сигналы. Это уровень непроизвольной регуляции поведения, заданного программой актуальной потребности.

Именно доминанта актуальной потребности будет управлять Перископом сознания – рабочим инструментом сознания, или «прибором» сознания, «органом» сознания (по Выготскому и Лурия). Устройство Перископа сознания, его функции и механизм работы мы планируем описать в следующем номере.

Переход на уровень произвольной регуляции (вертикальный) происходит посредством воздействующей причины – фактора опосредствования.

Осевые потребности: потребность в познании, потребность в деятельности.

На сенсомоторном этапе развития ребенка систему координат, на которых «откладывается реальность» (по Ухтомскому) в горизонтальном пространстве взаимодействия, формируют осевые потребности. Они образуют два магистральных пути в пространстве психической реальности: познания действительности, с целью контакта с ней и ориентации в ней; деятельности во внутренней и внешней среде, с целью ее активного преобразования.

Удовлетворение «потребности в познании» и «потребности в деятельности» на сенсомоторном этапе психического развития ребенка набрасывают «координатную сетку» в горизонтальном пространстве психической реальности»: «Ось познания» и «Ось деятельности».

Можно также сказать, что категории Познания и Деятельности определяют магистральные пути как философских, так и психологических теорий и прикладных исследований. Так, И. Кант, составляя план «обработки поля чистой философии», ставил три задачи:

  1. «Что я могу знать?»
  2. «Что я должен делать?»
  3. «На что я могу надеяться?»

Это основополагающие вопросы бытия, ответы на которые в пространстве психической реальности структурируются на «Оси познания» (ответ на первый вопрос) и на «Оси деятельности» (ответ на второй). А ответы на третий – уходят в пространство вертикали – «Ось развития».

Удовлетворение осевых базовых потребностей служит необходимости приспособления к окружающей среде в целях выживания – адаптации. В результате их удовлетворения у ребенка, сенсорные и моторные пути структурируются как ось познания и ось деятельности, который мы назвали «каркас научения», или «функциональный орган научения», как целостная система, действующая затем пожизненно, согласно А.А. Ухтомскому и А.Н. Леонтьеву, структурирующая поля, которые мы назвали «Поля индивидуального опыта» – «апперцептивную массу» (по Гербарту).

Ребенок в этот период сенсомоторного развития с таким удовольствием отдается самому процессу познания и деятельности, что, как отмечает А. Маслоу, его «не надо учить любопытству, его можно скорее отучить от любопытства…» (Маслоу А., 1999).

Именно в пространстве пересечения этих осей – в «точке Ноль» (т. 0), в центре «уравновешивания» осей – в процессе совершенствования у малыша познавательных действий, он постепенно превращается в «субъектапознания и деятельности», а затем, в результате формирования «Центрально-ядерной структуры Личности», у него появляется позиция «Я – это Я»: «Я вижу мир», «Я действую в мире».

Именно в этом пространстве (т. 0) «работает» «психологическое орудие» (воздействующая причина») и осуществляется «акт опосредствования» – процессы развертывания, свертывания и погружения (действие механизма интериоризации) на осях познания и деятельности, – «превращение» внешнего во внутреннее – переход последовательности в одномоментность – «Я знаю это!», рождение знания (когнитивные карты по Э. Толмену)

Подробнее процесс структурирования и функционирования осей познания и деятельности и выше описанные процессы и механизмы рассмотрены в работе «Психологическая карта личности ребенка. Путеводитель для родителей» (Лебеденко Е.Н., 2015).

Уровни пространства субъективной психической реальности, которые мы обозначаем как «Горизонталь Аристотеля» (Ось познания и Ось деятельности) и «Вертикаль Платона» (Ось развития), можно сопоставить с описанием двух уровней структуры сознания В.П. Зинченко:

  1. Бытийный слой. Его образуют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа.
  2. Рефлексивный слой. Его образуют значение и смысл.

Удовлетворение осевых потребностей содержит мощную мотивационную составляющую: накопление «апперцептивной массы» – «осевую мотивацию активности» (полей индивидуального опыта), которые при воздействии актуальной потребности способны из состояния «погружения» моментально активироваться и «развернуться», превратившись в «карту», ориентирующую на приобретение нового опыта.

Полярные потребности.

Полярность, это отношение, выражающее попарную противоположность некоторых сторон объекта, называемых полюсами. Будучи противоположными, они не могут существовать друг без друга, не нарушая единства и целостности вещи.

При переходе от сенсомоторного этапа развития на следующий, в пространстве психической реальности на Осях Познания и Деятельности структурируются полярные потребности как противоположные «режимы активности». Согласно своей программе (принцип ПУС), они «обучают» поведение ребенка противоположным поведенческим стратегиям. Стратегия – это способ действия, план деятельности, способ достижения сложной цели, который охватывает длительный период времени.

На Оси познания – координатной оси в пространстве психики ребенка, структурируются:

  • «Потребность в информации», в процессе удовлетворения которой ребенок учится ориентироваться в мире информации, приобретает, по выражению К.И. Чуковского – «эмбрион причинно-следственного мышления», учится видеть закономерности, логически мыслить, устремляться на поиски истины;
  • «Потребность в общении», в процессе удовлетворения которой ребенок учится следующей стратегии: ориентироваться в мире людей, учится привлекать к себе внимание и удерживать его с помощью коммуникативных способностей, эмоциональных реакций, учится фантазировать и хитрить, быть интересным остроумным, чтобы превзойти соперника, учится через сказочные образы познавать мир.

Движение энергии активности по Оси познания, как целостному функциональному органу Познания, согласно четырем причинам Аристотеля, идет по направлению от потребности в информации (от материи по Аристотелю), к потребности в общении (к форме по Аристотелю). В процессе познания «материя» обретает «форму».

На Оси деятельности структурируются:

 – «Потребность в безопасности», в процессе удовлетворения которой ребенок учится следующей стратегии поведения: избегать той деятельности, с которой ему трудно справиться самостоятельно, но он может ей научиться с помощью Взрослого (зона ближайшего развития), учится думать перед началом деятельности, учится обеспечивать себе душевный покой через «самообслуживание оптимизмом» (по Чуковскому), учится принимать чужие печали и радости как свои, учится сохранять и беречь привычное положение вещей и ценить безопасность.

 – «Потребность в самостоятельном и активном поведении», в процессе удовлетворения которой ребенок учится следующей стратегии: стремлению к достижениям, активной, самостоятельной деятельности без посторонней помощи, без лишних раздумий, учится достигать удовлетворения своих потребностей любой ценой, даже подвергая себя риску, учится тренировать усилие своей воли, учится независимому поведению.

Движение энергии активности по Оси деятельности, как целостному функциональному органу деятельности, согласно Аристотелю, идет по направлению от потребности в безопасности (начальная причина действия) к потребности в самостоятельном и активном поведении (конечная причина действия, цель). В процессе деятельности происходит достижение результата.

Итак, полярные потребности отражают горизонтальную динамику движения на осях познания и деятельности. Динамику «рождения сущего» (по Аристотелю), динамику «явления вещи» (по Канту).

В горизонтальном пространстве реализуется «идея пра-Мы» – воздействующая причина наследственности, закодированная в генотипе, содержащем в себе «прошлое» в свернутом виде, индивидуализирует развитие ребенка через «потребность в индивидуальности». Удовлетворение этой потребности типизирует развитие ребенка – полученная информация от одного из родителей кодирует индивидуальные реакции ребенка на стимулы по одному из четырех типов: флегматическому – сангвиническому; меланхолическому – холерическому. В результате чего, одна из четырех полярных потребностей становится доминирующей и начинает формировать стратегию темперамента. Мы назвали эту «лидирующую» потребность – «доминирующей потребностью темперамента», а противоположную ей на оси – «дефицитарной потребностью». Подробно мы рассмотрели стратегии темперамента в работе «Психологическая карта личности. Путеводитель для родителей» (Лебеденко Е.Н., 2015).

Продолжение темы причинности в пространстве психической реальности в следующем выпуске журнала.

Литература

  1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
  3. Лебеденко Е.Н. Психологическая карта личности ребенка. Путеводитель для родителей. – Ставрополь: Дизайн студия Б, 2015. – 296 с.
  4. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Тбилиси: Мецниереба, 1984.
  5. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

Об авторе

Лебеденко Елена Николаевна – кандидат психологических наук, практикующий психолог, г. Ставрополь. Сайт: Elena-Lebedenko.com

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лебеденко Е.Н. Динамическая модель психической причинности в пространстве субъективной реальности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).