ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Камнева Е.В. (г. Москва)

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты социально-психологического исследования особенностей выбора стратегии поведения в конфликте студентов Финансового университета, специфики их психологических защит. Выявлены взаимосвязи выбора ведущего стиля в конфликте и психологических защит студентов.

Ключевые слова: психологические защиты, коммуникативная компетентность, стратегии поведения в конфликте.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Следствием современного реформирования российской системы образования стал переход на компетентностную основу. В концепции модернизации образования России представлена характеристика такого квалифицированного специалиста, который должен отвечать запросам нашего общества. Среди качеств, необходимых современному профессионалу, следует выделить способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, т. е. обладать коммуникативной компетентностью, что является необходимым условием успешной реализации личности [3; 8; 11].

Конфликт является одной из разновидностей ситуаций, в которой необходимо построение эффективного коммуникативного действия, то есть реализация коммуникативной компетентности. В исследованиях коммуникативной компетентности отмечаются связи между коммуникативной компетентностью и стилем поведения в конфликтной ситуации [8].

В настоящее время изменилось отношение специалистов к конфликтам: осознана безрезультатность усилий по полному разрешению конфликтов; возросло число исследований, которые указывают на позитивные функции конфликтов [10]. Следовательно, акцент переносится с разрешения конфликтов на управление ими. Центральными проблемами управления конфликтами становятся: формы поведения в конфликтах, характерные для людей, их продуктивность или деструктивность, способы стимулирования продуктивного поведения [9].

Наиболее удачная модель управления конфликтами предложена К. Томасом и Р. Килменном, которые предложили двухмерную модель: по вертикали представлена степень напористости при защите своих интересов; по горизонтали – степень внимания к интересам оппонентов. В соответствии с этими характеристиками, были выделены следующие пять стилей разрешения конфликта: соперничество (конкуренция), представляющее упорное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов с применением всех доступных средств; избегание (уход), которое определяется, как попытка уйти от конфликта и проблем, не придавать предмету конфликта большой ценности (занижение его ценности для себя), может быть, из-за дефицита условий для его разрешения; приспособление, стратегия сглаживания острых углов в конфликте, предполагающая готовность личности поступиться своими интересами, чтобы избежать противостояния, для сохранения взаимоотношений, которые оцениваются значимее предмета конфликта; компромисс, требующий уступок с обеих сторон до такой степени, когда отыскивается приемлемое решение для конфликтующих сторон; сотрудничество, предполагающее совместное нахождение решения проблемы, дающее возможность осознания причин разногласий и возможность нахождения такого выхода из конфликтной ситуации, который, не ущемляя интересы противостоящих сторон, приемлем для каждой из них.

Согласно результатам наших исследований ведущий стиль поведения личности в конфликте имеет связь с ее психодинамическими свойствами [5], акцентуациями характера [6], мотивацией достижения [4].

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется тем критерием, насколько индивид стремится удовлетворить личные интересы, действуя при этом либо активно, либо пассивно, и интересы противоположной стороны, действуя либо индивидуально, либо совместно. Следовательно, оказавшись в конфликтной ситуации, есть возможность сознательного выбора и реализации того или иного стиля поведения в конфликте в зависимости от того, насколько значимы для сторон конфликта личные цели и насколько важны взаимоотношения с другим участником.

Однако длительное пребывание в конфликтной ситуации связано с формированием негативных эмоциональных состояний, которые могут блокироваться психологическими защитами, «ограждающими» сознание от негативных, травмирующих переживаний [2; 7], и тем самым позволяющими сохранить уровень оперативной самооценки, подверженной изменениям в зависимости от успешности  поведения участника в конфликте, что не всегда позволяет осуществление сознательного выбора стратегии поведения в конфликте.

Нами было проведено исследование особенностей стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях с учетом психологических защит.

Процедура исследования включала методики для диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас) и методики «Индекс жизненного стиля» (Плутчик, Келлерман, Конте).

В исследовании приняли участие 70 студентов первого и второго курсов Финансового университета, возраст которых 17-20 лет, среди респондентов 35 юношей и 35 девушек.

В ходе анализа результатов исследования было выявлено следующее: в группе представлено значительное количество студентов (32% респондентов), использующих стиль конкуренции (см. рис.1). Согласно описанию Томаса и Килменна, применяющий стиль соперничества участник конфликта стремится во всех ситуациях выглядеть победителем, старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других, настаивая на своем во чтобы то ни стало, не принимая во внимание позицию другого, заставляя другую сторону принимать навязываемое решение проблемы.

 

Рис.1. Представленность ведущих стратегий поведения в конфликте (%)

 

У 20% студентов ведущим стилем является сотрудничество (см. рис.1). Эти респонденты активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но при этом стремятся сотрудничать с другими, чтобы прийти к взаимному удовлетворяющему решению.

Компромисс как ведущий стиль отмечается у 17% респондентов (см. рис.1), для которых важно частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Основной установкой этого типа поведения является взвешенность, сбалансированность и осторожность.

16% респондентов предпочитают приспособление, т. е. они действуют совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать исключительно собственные интересы, стремятся избежать противостояния, конфликта (см. рис.1).

Избегание является ведущим стилем для 15% испытуемых. Они не отстаивают свои права и интересы, не учитывая права и интересы других, не сотрудничая ни с кем для нахождения оптимального решения проблемы, либо элементарно уклоняются от разрешения конфликта (см. рис.1).

Таким образом, выборка условно разделилась на пять подгрупп, критерием выделения которых стала ведущая стратегия поведения респондентов в конфликте.

Анализируя результаты проведения методики «Индекс жизненного стиля», определяющего иерархию системы психологической защиты, следует отметить, что во всех подгруппах с преобладанием ведущих стратегий соперничества наиболее выражена проекция, представляющая процесс, посредством которого индивидуумом приписываются свои неприемлемые мысли, чувства и поведение другим, что значительно упрощает его поведение, тем самым исключая необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки.

В результате проведенного факторного анализа были выделены факторы по подгруппам (таблица 1).

В подгруппе, где ведущей стратегией поведения являлось соперничество, в фактор со значимыми положительными весами вошли такие психологические защиты как компенсация, проекция и регрессия. Следовательно, выбор стиля соперничество положительно связан с компенсацией, проекцией и регрессией. Таким образом, факторами, определяющими выбор данной стратегии, будет «работа» совокупности защит, названных выше. Ведущим адаптационным механизмом становится компенсация, определяемая авторами методики как попытка исправления или нахождения замены какой-либо неполноценности. Проекция, как тенденция полагать, что у других людей имеются те же мотивы, чувства, черты характера и т п., что присущи самому испытуемому, и регрессия, проявляющаяся в неосознанном стремлении вернуться в прошлое, выбрав более простой, легкий вариант поведения, по-видимому, являются поддерживающими механизмами при совладании респондента с возникающей у него под влиянием конфликта тревогой и напряжением.

Таблица 1

Результаты факторного анализа

Переменная

Стиль соперни-чество

Стиль сотрудни-чество

Стиль компромисс

Стиль избегание

Стиль приспособление

Отрицание

0,407845

0,375209

0,783473

0,745162

-0,446022

Подавление

0,596885

0,503513

0,589559

0,297991

-0,202534

Регрессия

0,818395

-0,289811

0,544560

0,195970

-0,939222

Компен-сация

0,892905

-0,832298

0,454700

0,241730

-0,629458

Проекция

0,854418

0,439935

0,714151

-0,321552

-0,467153

Замещение

0,632226

0,679688

0,744927

0,326083

-0,865352

Интеллекту-ализация

0,600417

-0,524301

0,203581

0,802634

0,288137

Реактивное образование

0,615363

0,234986

0,297247

0,397431

-0,403060

 

В подгруппе, где ведущая стратегия поведения – сотрудничество, в фактор с отрицательным знаком вошла одна психологическая защита – компенсация (см. табл. 1), действие которой заключается в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Таким образом, для студентов данной подгруппы данный механизм не востребован.

Выбор стратегии компромисс, согласно результатам факторного анализа, определяется действием защит отрицания, замещения и проекции (см. табл. 1). Таким образом, студенты, для которых присуще отрицание существования неприятностей, сведение их к минимуму, стремление снизить серьезность угрозы, реализация неудовлетворенных неприемлемых желаний с помощью иных объектов или каким-либо нравственно допустимым способом, а также бессознательное приписывание другим людям собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний, чаще стремятся к компромиссу при разрешении конфликта.

Для стиля избегание свойственны отрицание и интеллектуализация (см. табл. 1), которые предполагают уход от конфликтной ситуации, не признание конфликта, когда поведение интерпретируется таким образом, чтобы оно выглядело разумным и приемлемым

Интересным является, на наш взгляд, фактор, полученный для стратегии приспособление. В него с отрицательными знаками вошли защитные механизмы: регрессия и замещение (см. табл. 1). То есть при выборе этой стратегии данные защиты не реализуются.

Механизмы психологической защиты личности – неотъемлемая составляющая психики человека. Они начинают действовать тогда, когда достигнуть цели невозможно нормальным способом или когда человек предполагает, что невозможно. Следует отметить, что это не является способами достижения желаемой цели, а является способами организации временного психологического равновесия для того, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, то есть для разрешения конфликта соответствующими действиями.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы о взаимосвязи психологических защит и стратегий поведения в конфликте.

Литература

  1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Полевая М.В. Актуальные вопросы профессиональной подготовки кадров для инновационной экономики. Гуманитарные науки. // Вестник Финансового университета, 2012. – № 2 (6). – С. 106-109.
  2. Волочаева А.В., Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Исследование особенностей механизмов психологической защиты студентов // Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений Материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Спутник+, 2014. – С. 180-184.
  3. Голубова В.М., Чернов А.Б. Психология общения. – Ставрополь: ИДНК, 2014. – 197 с.
  4. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Взаимосвязь мотивации достижения и стиля поведения в конфликтной ситуации // Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. – Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015. – С. 161-164.
  5. Камнева Е.В., Иванова К.А. Взаимосвязь психодинамических свойств личности и стратегий поведения в конфликте //Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ. Выпуск 2. – Тула: ТулГУ, 2012. – С. 50-56.
  6. Камнева Е.В., Никулина А.М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера студентов // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ. Выпуск 1. – Тула: ТулГУ, 2011. – С. 28-37.
  7. Корытова Г.С. Психологическая защита: концептуализация и понятийно-типологический анализ. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал 2015. № 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.02.2016).
  8. Мужичкова Ю.Е., Ширванов Р.А. Взаимосвязь стилей поведения в конфликтной ситуации и уровня коммуникативной компетентности // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университете при Правительстве РФ. Выпуск 1. – Тула: ТулГУ, 2011. – С. 56-69.
  9. Ратиева А.П. Формирование продуктивных стратегий поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях как фактор обеспечения психологической безопастности // [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал 2015. № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.02.2016).
  10. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 208 с.
  11. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. – № 3. – С. 201-204.

Об авторе

Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Прикладная психология ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Камнева Е.В. Стиль поведения студентов в конфликтной ситуации в контексте психологических защит. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).