Левит Л.З., Шевалдышева Е.З. (г. Минск, Беларусь)
«ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ» В СВЕТЕ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматривается возможность выработки «философского отношения к жизни» с учётом последних достижений экспериментальной психологии. Авторы проводят сопоставление обсуждаемого понятия с двумя основными – «позитивной» и «негативной» – тенденциями психики. Речь, с одной стороны, идёт о позитивных иллюзиях, свойственных человеку, с другой стороны – о повышенной проницаемости психики к негативным переживаниям. Показано, что в полном объёме «философское отношение к жизни» естественным образом возникает лишь у немногих индивидов, глубоко вовлечённых в творческую деятельность.
Ключевые слова: позитивные иллюзии, привыкание, творчество, утопия, философское отношение к жизни.
Введение. Большинству читателей известен совет: «к жизни надо относиться философски». Однако точного определения, в чём заключается такое «философское отношение» и на чём оно основывается, авторы не обнаружили. Интуитивно понятно, что подразумевается некое «базовое спокойствие», умение не огорчаться из-за житейских неприятностей, не принимать их близко к сердцу. Однако о том, легко ли добиться подобной «невозмутимости» и в какой мере она будет полезна обычному человеку, речь не идёт. Также нигде не указывается, следует ли демонстрировать «философское отношение» и к позитивно окрашенным событиям, коль скоро положительный стресс – тоже стресс.
Данное понятие заинтересовало авторов статьи потому, что в нём содержится (хотя и не слишком определённый) ответ на извечный вопрос «как надо жить». Дополнительную интригу обсуждаемой теме придают недавние достижения зарубежной экспериментальной психологии, связанные с исследованием восприятия и переживаний человека. С их обсуждения мы и начнём.
«Приверженность хорошему» и «подверженность плохому»: единство и борьба противоположностей. Экспериментальные результаты последних десятилетий, полученные в нейронауке и различных областях психологии, интересны обнаружением двух «глобальных» и при этом противоречащих друг другу тенденций. С одной стороны, в работе Р. Баумейстера и его коллег на многочисленных и разнообразных примерах показано, что «плохое» сильнее, чем сопоставимое с ним «хорошее». Как правило, горечь от расставания с прежним брачным партнёром переживается сильнее и действует дольше, чем радость от знакомства с новым. Отрицательные эмоции при увольнении со старой работы сильнее и длительнее радости от приёма на новую. Для того, чтобы устранить у партнёра по взаимоотношениям негативное впечатление от одного отрицательного поступка, надо совершить как минимум пять (!) сопоставимых позитивных действий (соотношение Готтмана). Будущие плохие события также произведут более сильное, постоянное, многоуровневое и длительное воздействие на человеческую психику, чем хорошие [9, с. 326].
C другой стороны, недавняя статья Т. Лэйна и О. Флэнагана обобщает разнообразные исследования в области, казалось бы, противоположного феномена – позитивных иллюзий (ПИ), столь же широко свойственных функционированию человеческого мозга. Речь идёт о частично или полностью ложных убеждениях индивида, имеющих положительное содержание: нереалистическом оптимизме, вере в собственную «уникальность», в высокий (выше среднего) уровень своих дарований, в способность контролировать окружающий мир и успешно реализоваться в нём, убеждённость в «лучшем будущем» и т.д. [10]. Высокий уровень позитивных иллюзий (включающих в себя защитные ментальные построения в период неудач), свойственен как минимум 80 процентам испытуемых в экспериментальных выборках. По мнению ряда авторов, столь широкая распространённость ПИ позволяет считать их психической нормой, в то время как их отсутствие ассоциируется с «депрессивным реализмом» [11].
Удивительно, как в человеческой психике способны мирно уживаться столь «глобальные» и при этом столь разнонаправленные тенденции. В последнее время мы проделали немалую теоретическую работу в данном направлении [2 и др.], в ходе которой обнаружили, что человеческие «приверженность хорошему» и «подверженность плохому» являются не только антагонистами; они способны к полезному взаимодействию (синэргии) на более глубоком уровне [3; 4].
Коль скоро, «подверженность плохому» и «приверженность хорошему» во многом определяют позитивные и негативные переживание человека, а также его восприятие себя и окружающей действительности, становится необходимым соотнести «философское отношение к жизни» с обеими выявленными тенденциями. Итак, древняя философия и «искусство жить» должны встретиться с современной экспериментальной психологией.
«Отказ от переживаний»: мысленный эксперимент и обсуждение вероятного результата. Прежде всего, укажем, что обе – «позитивная» и «негативная» – тенденции связаны со значительной «необъективностью» в представлениях индивида о себе и окружающем мире. Это означает их «избыточность» для человека, стремящегося к непоколебимому внутреннему равновесию и заинтересованного лишь в познании «конечных истин». Вместе с тем, как показывают эксперименты, и та и другая сила являясь врождёнными, способны к «автоматической», бессознательной актуализации. Индивид, таким образом, способен лишь фиксировать их появление в своём сознании, после чего он должен сознательно переубеждать себя с помощью внутреннего диалога. Техники подобного «разговора с самим собой» (с психотерапевтической целью) описаны, в частности, в работах А. Эллиса [8 и др.].
Вначале приведём примерный текст внутреннего переубеждения в борьбе индивида со своей повышенной проницаемостью к негативной информации, с преувеличением роли «плохих» событий: «То, о чём я только что узнал (услышал по радио, прочитал в газете …), вызвало (способно вызвать) у меня острое негативное переживание. Однако теперь мне известно о врождённой предрасположенности моей (и в целом человеческой) психики к неадекватному, избыточному реагированию на отрицательные сообщения. Много столетий назад эта способность была во многом полезна, поскольку позволяла древнему человеку скрыться от грозящих ему опасностей и, тем самым, сохранить свою жизнь. Однако теперь, в условиях сравнительно безопасного и комфортного существования, такая гиперреактивность на «плохое» является излишней. Поэтому впредь я, при очередном столкновении с негативно окрашенным сообщением, незамедлительно предостерегу себя от избыточных эмоций, а затем разберусь, действительно ли всё так страшно. Скорее всего, окажется (как меня учит прошлый опыт), что данная информация была подана в сильно преувеличенной, драматизированной манере (для привлечения внимания), либо вообще являлась ложной (слухом, сплетней, фейком). Тренируясь таким образом, с каждым последующим разом я смогу всё лучше контролировать свои реакции на негатив, тем самым приобретая и укрепляя устойчивое внутреннее равновесие».
Использование приёмов такого рода полезно любому современному человеку в борьбе со своей склонностью к «катастрофическому мышлению». Однако мы идём дальше, поскольку помним, что «философское отношение к жизни» предполагает, помимо прочего, бескомпромиссное стремление к полной объективности (истине). Значит, противоположная – «положительная» психическая тенденция также должна быть устранена.
Речь, таким образом, идёт и об избавлении «кандидата в философы» от основных позитивных иллюзий. Такая попытка вызывает у авторов статьи внутренний протест, поскольку первоначально выглядит не только «безжалостной», но и контрпродуктивной. Ведь мы помним, что позитивные иллюзии имеют не только вредные (отрыв от реальности), но и полезные свойства. В частности, они позволяют легче справиться с неприятностями в настоящем, инициируют активность в условиях негарантированного результата, улучшают действие медикаментов (эффект плацебо) и т.д. Тем не менее, проявим научную выдержку и проведём необходимый мысленный эксперимент. Какими окажутся его результаты?
Итак, человек, лишившийся основных позитивных иллюзий, перестанет считать себя особенным, «уникальным». Он в основном «такой же как все». У индивида пропадёт вера в успешную самореализацию. Само будущее станет выглядеть не лучше настоящего, коль скоро «во всём есть свои достоинства и свои неискоренимые недостатки». Утопическая мечта о возможности оптимального общественного устройства также исчезнет. Войны, нищета, преступность и безработица навсегда останутся с человечеством.
Согласитесь, картина получилась малопривлекательной. Становится очевидным, что избавление от позитива, даже иллюзорного, не подходит и не будет принято обычным, «среднестатистическим» человеком, в жизни которого вера и надежда играют немалую роль. Единственной сопоставимой компенсацией за внезапную потерю массами позитивных иллюзий может стать лишь рост наиболее примитивных разновидностей гедонизма (стремления к получению простых и быстрых удовольствий), способствующих индивидуальной и общественной деградации в долговременной перспективе. Таким образом, лекарство оказывается хуже болезни: вместо утопии в далёком будущем можно получить антиутопию в настоящем. Как следствие, позиция «невозмутимого философа» также во многом утрачивает ореол привлекательности. Для каждого ли?
Единственно возможное исключение. Всё же нам удалось обнаружить один важный вариант, соответствующий «философскому отношению к жизни» (с учётом всех проведённых изменений) и не страдающий внутренними противоречиями.
Сразу оговоримся, что найденная альтернатива подходит немногим, однако она действительно имеется. Её центральным звеном выступает деятельность по призванию. Многочисленные литературные источники (в том числе, мемуары и документальные свидетельства) доносят до нас образы людей «не от мира сего», всецело поглощённых каким-либо творческим занятием и практически равнодушных к «житейской суете» – даже в её позитивных аспектах. «Философское отношение» таких индивидов едва ли было выработано сознательно. Вероятнее всего, оно просто стало одним из следствий глубокой вовлечённости в основную для них деятельность.
Тем не менее, не оказались ли эти люди в чём-то обделёнными, как нередко склонны думать о них остальные? Скорее наоборот: если верить выводам современной психологии, они только приобрели. Так, их деятельность настолько сложна и разнопланова, что к ней практически не возникает привыкание [5], являющееся непреодолимым препятствием и бичом для массового любителя быстрых и лёгких удовольствий. Занятие, осуществляемое на пределе возможностей, дарит исполнителю эксклюзивные потоковые состояния [7], умножающие внутренний потенциал [6] и недостижимые в «обычной» жизни. Разумеется, особые переживания, связанные с творческим характером деятельности (инсайт и т.д.), также вносят свою лепту. В своё время мы провели ряд лонгитюдных исследований и убедились, что вовлечённость в ту или иную деятельность входит в ведущую тройку показателей, в наибольшей степени ассоциирующихся с конструктом «счастье» по всем математическим критериям и у всех испытуемых [1].
Поэтому креативный индивид гораздо больше выигрывает от своего «увлечения», чем проигрывает – даже если судить по стандартным житейским меркам. Широко распространённые стрессоры не воспринимаются им в качестве таковых, поскольку «не проникают» в основную деятельность. По той же причине отпадает надобность в позитивных иллюзиях, поскольку своим каждодневным трудом творец создаёт позитивную реальность. Слабая вовлечённость в житейский «позитив» и «негатив» сохраняет психическую энергию для главного.
Выводы. Таким образом, культивирование «философского отношения к жизни» в полном его объёме едва ли возможно для «обычного» человека, поскольку подразумевает труднопереносимую утрату значительного количества позитивных представлений о себе и мире. Оно может рекомендоваться лишь с одной стороны – в способности взвешенно (не столь драматически) оценивать негативно окрашенную информацию и в умении противостоять ей. В то же время, «философское отношение к жизни» в полном его объёме естественным образом возникает у немногих лиц, занимающихся творческой «деятельностью по призванию» и черпающих в ней особые позитивные переживания, недостижимые в повседневной жизни.
Литература
- Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях счастья. – Минск: РИВШ, 2014. – 148 с.
- Левит Л.З. Плоха ли человеческая жизнь: дискуссия с Дэвидом Бенатаром // Journal of Psychology Research. – Vol. 25 (8). – Днiпро, 2019. – С. 48-58.
- Левит Л.З. Добро, зло и позитивные иллюзии: поддержание психического баланса // Интеллектуальная культура Беларуси (материалы Четвёртой международной конференции). – Минск: «Четыре четверти», 2019. – Т. 1. – С. 184-187.
- Левит Л.З. Приверженность хорошему и подверженность плохому: взаимодействие в контексте идеи самореализации // Личностные ресурсы достижения жизненного успеха: психолого-педагогический аспект (материалы конференции). – Днiпро, 2019.
- Любомирски С. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
- Селигман М. Новая позитивная психология. – Киев: София, 2006. – 368 с.
- Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 464 c.
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
- Baumeister R. F., Bratslavsky E., Finkenauer C. & Vohs K. D. Bad is stronger than good // Review of General Psychology. – 2001. – Vol. 5. № 4. – Р. 323-370.
- Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. – Springer Publishers, 2013. – P. 1-28.
- Taylor S. E., Brown J. D. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health // Psychological Bulletin, 1988. – Vol. 103. – № 2. – Р. 193-210.
Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь.
e-mail:
Шевалдышева Елена Зигфридовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Белорусского Государственного университета г. Минск, Беларусь.
e-mail:
Левит Л.З. «Философское отношение к жизни» в свете достижений современной психологии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).