Ерина А.С. (г. Ставрополь)
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК 159.922
Аннотация. В данной статье описаны особенности детей младшего школьного возраста. Отражено влияние учебной деятельности на психическое развитие ребенка и на возникновение трудностей в обучении. Рассмотрены основные группы трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, причины их возникновения, а также особенности проявления данных трудностей у обучающихся.
Ключевые слова: младший школьный возраст, учебная деятельность, трудности в обучении.
Современное общество – это общество постмодерна, которое характеризуется новым видом социокультурной реальности и соответствующего данному обществу сознания индивида. Для достижения успеха в современном обществе у человека должны быть сформированы высокий интеллектуальный и нравственный потенциал, гибкость приспособления к изменяющимся обстоятельствам, способность к сотрудничеству и др. [2].
Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, влияющий на дальнейшее будущее. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность.
По определению Д.Б. Эльконина учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в сферах общественного сознания [4].
В ходе учебной деятельности к ребенку предъявляются такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. В этой связи ребенок начальных классов может сталкиваться с различными трудностями.
Причины трудностей учащихся в учебной деятельности рассматривались многими педагогами и психологами (Л.С. Славина, Н.Ф. Круглова, Н.П. Слободяник, Н.Я. Семаго, Л.В. Орлова, Н.Г. Лусканова, М.М. Безруких, В.В. Шмидт, Ю.К. Бабанский и др.).
Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой.
Сталкиваясь с трудностями на начальном этапе обучения, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть. Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой.
Обучающиеся с трудностями в обучении – это дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [3].
Н.П. Локалова в своих трудах подчеркивает, что система трудностей, возникающих у детей младшего школьного возраста при овладении умениями писать, читать, считать вызваны недостаточным развитием процессов анализа и синтеза, различными по своему характеру и проявлениям, а значит, более низким, чем требует процесс школьного обучения от обучающихся начальной школы, уровнем развития нейрофизиологических механизмов когнитивной деятельности [3].
Вместе с тем, трудности в обучении могут быть связаны с субъективным переживанием несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями обучающихся.
Рассмотрим группы трудностей и причины их возникновения.
Первую группу трудностей составляют трудности, связанные с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения (нестабильность графических форм, отсутствие связных движений при письме, низким уровнем понимания читаемого, очень медленный темп и т.п.). Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются: несформированность зрительно-двигательных координаций, недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки, недостатки в развитии микромоторики, смешивание близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, затруднение осуществления синтеза смысловых единиц текста. У обучающихся с данной группой трудностей наблюдается: при письме нестабильность графических форм (разная высота, наклон букв, цифр); небрежный почерк, медленный темп письма, большое напряжение руки сопровождающиеся дрожанием. При чтении: низкая скорость чтения, слоговое или даже буквенное чтение, отсутствие осознанности чтения.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем: замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, недописывание слов и предложений, трудности понимания слов, незнание отношений между смежными числами, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план, неумение решать задачи. Психологические причины, лежащие в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза, недостаточность в развитии фонетико-фонематического слуха, проблемы в развитии познавательных процессов. У обучающихся с данной группой трудностей проявляется: зеркальное написание букв и цифр, сращивание или разделение слов при письме, не различают свистящие и шипящие звуки (с – ш, я – ж), звонкие и глухие (б – п, д – т, г – к и т.д.), твердые и мягкие звуки, неправильное обозначение звуков йотированных гласных например, слова «ёлка» пишут, как «ьолка» или «йолка», непонимание и искажение смысла слов, неумение решать задачи.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Обучающиеся с такими трудностями: не умеют находить свои ошибки, возрастает количество ошибок к концу работы, выполняют задания не в полном объеме.
Четвертую группу составляют трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. У детей с флегматическом темпераментом – медленный темп письма, чтения, счета; невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограниченном времени, отведенным для выполнения задания. У детей с холерическим темпераментом – в следствии излишней торопливости пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений.
Начальная школа закладывает фундамент всего дальнейшего обучения. В ФГОС НОО прописан набор универсальных учебных действий (УУД), который должен быть сформирован у выпускников начальной школы. Овладение УУД дает возможность обучающимся самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений [1]. В этой связи своевременное выявление трудностей в обучении, диагностирование их причин трудностей и оказание ребенку своевременной коррекционной помощи поможет младшему школьнику справиться с неуспеваемостью.
Таким образом, в данной статье рассмотрены основные группы трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, причины их возникновения, а также особенности проявления данных трудностей у обучающихся.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
- Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 2008. − 160 с;
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Изд.: Ось-89, 2007. – 234 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2004.− 534 с.
Ерина Анастасия Сергеевна – студентка 2 курса направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Ерина А.С. Классификация трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).