Соловьева О.В. (г. Ставрополь)
ПРОДУКТИВНЙ КОПИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
УДК 159.922
Аннотация. В статье продемонстрированы глубокие и многообразные связи, существующие между понятием «смысл» и важными аспектами развития человеческой цивилизации, равно как и существованием отдельного человека. Совокупность представленных доказательств свидетельствует о неисчерпаемости смысловой категории и её развитии в будущем.
Ключевые слова: добро, истина, красота, позитивные иллюзии, смысл, экзистенциализм.
Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды выступает приоритетной задачей социальной практики. Это обусловлено тем, что современная образовательная среда не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества, в числе которых распространение насилия, терроризм, криминализация общественных отношений и др. Безопасность личности может рассматриваться с точки зрения состояния ее жизнедеятельности, и с точки зрения свойств, позволяющих поддерживать свою безопасность, быть устойчивым к негативным воздействиям и минимизировать опасности.
Психологическая безопасность соотносится с психологическими структурами человека, обеспечивающими его системную устойчивость. Она выступает как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.
В обыденном сознании человека безопасность связывается не столько с отсутствием угрозы, сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека, надежностью и уверенностью. Следовательно, психологическая безопасность основывается, прежде всего, на самоощущении личности, оценке ею собственной защищенности и безопасности и направлена на сохранение психологического здоровья человека.
У детей и подростков собственные ресурсы для преодоления многочисленных жизненных трудностей пока еще не велики. Совладающее поведение как целенаправленное, сознательное поведение, с помощью которого дети и подростки справляется с жизненными трудностями находится в стадии становления [1].
Феноменология совладающего поведения и психологической защиты широко представлена в зарубежных теориях личности (Фрейд З., 1896; Фрейд А., 1936; Хорни К., 1945; Фромм Э., 1948 и др.), трансактного анализа (Берн Э., 1964), гуманистической психологии (Роджерс К., 1959; Коул К., 1995), социального научения (Роттер Дж., 1954; Эфран Д., 1963), учения об общем адаптационном синдроме (Селье Г., 1960), в когнитивно-феноменологической теории (Лазарус Р., 1966, 1980; Фолкман С., 1984) и др.
В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно. Тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., 1994; Дикая Л.Г., Махнач А.В., 1996; Нартова-Бочавер С.К., 1997; Муздыбаев К., 1998, 1999; Либина А.В., 1998-2008; Каменская В.Г., 1999; Крюкова Т.Л., 2002-2008; Малкина-Пых И.Г., 2003; Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В., 2003; Белорукова Н.О., 2005; Корытова Г.С., 2006 и многие др.).
По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области Крюковой Т.Л. отличительной особенностью совладающего поведения является то, что это целенаправленное сознательное поведение, адекватное личностным особенностям и ситуациям. Оно выступает через осознанные стратегии действий, рассматривающиеся как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями (2008).
Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и ранний юношеский возраст (Грановская Р.М., Никольская И.М., 1999-2006; Сирота Н.А., Ялтноский В.М., 2003; Стрельцова И.П., 2003; Тумакова Е.Н., 2003; Попова Т.М., 2006; Сергиенко Е.А., 2007 и др.). А поскольку период подростничества является самым сложным, кризисным и противоречивым в жизни человека, то совершенно очевидно, что подростки нуждаются в помощи взрослых, которые могли бы не только поддержать в решении конкретных задач, но и помогли бы овладеть продуктивным копингом.
Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников, позволяющие взвешенно и адекватно анализировать и оценивать ситуацию и на этой основе принимать разумные, грамотные способы ее решения.
Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты – психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.). Задачей школьного этапа воспитания является формирование субъектности личности.
В подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, имеющего помимо возрастных закономерностей и индивидуальные различия, позволяющие спрогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. Поскольку личностное развитие и саморазвитие находятся в прогрессивной динамике, специалистами отмечается необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на усвоение детьми и подростками адаптивных способов совладания, позволяющих укрепить свой жизненный потенциал.
Овладение и совершенствование навыков успешного совладания с трудностями происходит в процессе обучения и тренировки. А.В. Либина отмечает, что в процессе обучения копингу человек приобретает необходимые навыки и учится адекватному их применению в повседневной жизни, становясь при этом психологически грамотным и компетентным в жизни, более подготовленным к различным каверзам и неожиданностям судьбы [2, с. 283]. В этой связи нами разработана система психологического сопровождения подростков, направленная на формирование продуктивного копинга и обеспечивающая адекватность совладающих стратегий личностному успеху школьников [3].
Целью разработанной системы является создание условий для эффективного освоения подростками продуктивных совладающих стратегий, используемых в различных ситуациях и направленных на успешное разрешение жизненных трудностей и достижения целей.
В число задач психологического сопровождения включены следующие: расширение осознания источников и причин возникновения жизненных и возрастных трудностей; стимулирование осознанного отношения к преодолению сложных, стрессовых ситуаций в различных жизненных условиях; преодоление внутренних конфликтов и трудностей путем их анализа и оценки; перестройка предыдущего дисфункционального опыта в решении жизненных проблем и трудностей; развитие личностного потенциала, способствующего продуктивному копингу; развитие интеллектуальных ресурсов и социабельности, направленных на использование когнитивных усилий, имеющих конструктивное значение; формирование эмоциональной зрелости, предполагающей высокий уровень адаптивности в любой жизненной ситуации и конструктивной эмоциональной активности; формирование умений своевременного, уместного и достаточного проявления регулятивно-волевой активности.
Поскольку подросток находится в стадии своего активного развития и созревания, при этом, являясь субъектом образовательной системы, он энергично вовлечен в разные социальные связи, то с нашей точки зрения работа по психологическому сопровождению подростков должна осуществляться в трех направлениях: с самими подростками, с их родителями (семьей) и с учителями (педагогический коллектив).
При работе с подростками задача состоит не только в том, чтобы научить их конструктивному копингу, но и развить психологическую компетентность, включающую в себя личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Решение такой сложной задачи возможно только при условии активного включения самого подростка в эту работу, осознания ее ценности и необходимости для собственного персонального развития, понимания ее выгодности в пополнении ресурсов, помогающих не только справляться с разнообразными трудностями и конфликтами, но и достигать реальных жизненных успехов. При этом важно подчеркнуть роль психолога, который организует работу с подростками и является главным реализатором его психологического сопровождения в образовательной среде. Для продуктивной работы психолог должен обладать коммуникативной компетентностью, которая является основной составляющей его профессиональной компетентности. «Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности» [3, с. 270].
В систему психологического сопровождения включены три блока. Блок «Психологическое просвещение» проводится в форме бесед и лекций. Блок «Психологическое развитие» подразумевает включение подростков в групповую работу посредством участия в комплексном тренинге. Тренинг направлен на личностное совершенствование через познание себя, развитие уверенности, веры в самоэффективность, способности к целеполаганию, коммуникабельности. Также особое внимание в тренинге уделяется формированию эмоциональной зрелости, предполагающей высокий уровень адаптивности в любой жизненной ситуации и умений своевременного, уместного и достаточного проявления регулятивно-волевой активности. Еще одним содержательным компонентом тренинга является развитие интеллектуальных ресурсов и социабельности (социального интеллекта), направленных на использование когнитивных усилий, имеющих конструктивное значение. Блок «Психологическое консультирование» осуществляется в том случае, когда психолог выявляет наиболее проблемного подростка, видит его особую потребность в индивидуальной работе.
Объем данной статьи не позволяет раскрыть все блоки и компоненты программы сопровождения, а также результаты ее апробации. Ее содержание подробно представлено в нашей монографии [3].
Разработанная и апробированная система психологического сопровождения по формированию продуктивного копинга может выступать как одно из условий психологической безопасности подростков в образовательной среде. Сформированный в результате целенаправленной работы продуктивный копинг можно рассматривать как психологический механизм обеспечения безопасного развития личности подростка, поскольку именно он помогает не только справляться с разнообразными трудностями и конфликтами, но и создает ощущение собственной защищенности и безопасности.
Литература
- Левченко В.О., Соловьева О.В. Основные стратегии совладающего поведения подростков. // Материалы II Международной научно-практической конференции: Молодежь и наука: реальность и будущее. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – Том II: Психология. – 541 с. – С. 266-268.
- Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – 374 с. – С. 267-270.
- Соловьева О.В., Левченко В.О. Стратегии совладания и личностная успешность подростков. – Монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 188 с.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Соловьева О.В. Продуктивный копинг как психологический механизм безопасного развития личности подростка в образовательной среде. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).