Мишина Е.И. (г. Москва)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
УДК 159. 923
Аннотация. В предлагаемой статье представлены результаты опытного исследования акмеологических составляющих ценностных ориентаций у современной студенческой молодежи. Выявлены ценности, определяющие эталон дальнейшего профессионально-личностного развития, учет которого позволяет понять содержательную сторону направленности личности будущего профессионала.
Ключевые слова: ценностные ориентации, агрессивность, профессия, молодежная студенческая среда, профессионально-личностное самосовершенствование, убеждения, идеалы.
В молодежной студенческой среде происходит формирование профессиональных ценностных ориентаций, определяющих эталон дальнейшего профессионально-личностного развития, что позволяет понять содержательную сторону направленности личности будущего профессионала.
Анализ современной научно-исследовательской литературы выявил, что у студенческой молодежи формируются нормативные убеждения, идеалы под влиянием таких ценностей как самостоятельность, безопасность, стимуляция, благосклонность, доброжелательность, благополучие и почитание традиций [1; 2]. Последние места в студенческой жизни занимают такие жизненные ценности как власть, материальное благополучие, комфортность [3]. При этом важное место в системе ценностей занимают ценность влияния и лидерства, которые необходимы современному подрастающему поколению, стремящемуся к созидательной и успешной профессиональной деятельности [4].
Иерархия ценностных ориентаций современной студенческой молодежи определяет определенную направленность сознания, образа жизни и развивает комплекс позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жизни современного общества. Сознание студентов наполняется ценностями экзистенциальной направленности, которые помогают в адаптации к изменившейся социокультурной среде. К таким ценностям относятся: свобода личности, необходимость иметь влиятельных друзей, личная инициатива, конкуренция, материальное благополучие, высокий социальный статус. Если снижается ценность знаний, начинает усиливаться прагматизм и утилитаризм, преобладают инструментальные установки, в то же время, наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями.
В период студенчества формируются ценности, определяющие отношение к конкретной профессии, которые определяют характер взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности и ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу, выступающие в качестве эталона в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.
Цель исследования – изучить связь агрессивности и ценностных ориентаций в молодежной студенческой среде.
Объект исследования – ценностные ориентации в молодежной студенческой среде.
Предмет исследования – связь агрессивности и ценностных ориентаций в молодежной студенческой среде.
Нулевая гипотеза H0: в молодежной студенческой среде не существует связи между агрессивностью и ценностными ориентациями.
Альтернативная гипотеза H1: в молодежной студенческой среде существует связь между агрессивностью и ценностными ориентациями.
Выборка эмпирического исследования: 31 человек – студенты 2 курса очного отделения института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета (26 девушек; 5 юношей).
Задачи исследования:
- На основе научно-психологической литературы проанализировать основные подходы в изучении феноменов агрессивности и ценностных ориентаций в молодежной студенческой среде.
- Провести эмпирическое исследование связи агрессивности и ценностных ориентаций в молодежной студенческой среде.
- Сделать выводы.
Методы исследования: 1) аналитический (анализ научно-психологической литературы, раскрывающей понятия «агрессивность» и «ценностные ориентации»); тестирования (опросник агрессивности (Басс-Дарки); «Ценностные ориентации» (Рокич)); проективный метод («Несуществующее животное»).
В результате использования программы SPSS была сформирована матрица корреляций, в которой были выявлены следующие корреляционные взаимосвязи:
- обратная корреляционная связь между вербальной агрессивностью и счастливой семейной жизнью с коэффициентом корреляции R=0,427 при уровне достоверности ρ≤ 0,05. (чем меньше ощущение счастья в семейной жизни, тем больше выражена агрессивность; связано с наличием фрустрированной агрессии, что провоцирует конфликты и агрессивное поведение);
- прямая корреляционная связь между вербальной агрессией и непримиримостью с коэффициентом корреляции R=-0,368, при уровне достоверности ρ≤ 0,05. Это означает, что чем больше непримиримости, тем больше вербальной агрессии;
- обратная корреляционная связь между чувством вины и свободой с коэффициентом корреляции R=0,361, при уровне достоверности ρ≤ 0,05 (чем меньше у студента потребность в свободе, тем больше у него развито чувство вины, которое является одной из преград к самопознанию; оно не позволяет студенту быть искренним с самим собой; вызывает внутренне закрепощение, и студент проявляет меньше действий для реализации любой деятельности);
- прямая корреляционная связь между чувством вины и счастьем других с коэффициентом корреляции R=-0,421 при уровне достоверности ρ≤0,421 (чем больше чувство вины, тем больше выражена потребность осознания счастья для других);
- обратная корреляционная связь между чувством вины и счастьем других с коэффициентом корреляции R=0,469, при уровне достоверности ρ≤0,01 (связано с аномальной самооценкой – неспособности осознать и порадоваться за счастье свое и других);
- обратная корреляционная связь между враждебностью и жизненной мудростью с коэффициентом корреляции R=-0,444, при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем меньше жизненной мудрости, тем больше враждебности, которая увеличивает вероятность импульсивных агрессивных актов, формирует предупреждения у человека, что ограничивает рациональность в отношении себя и окружающего мира);
- обратная корреляционная связь между враждебностью и счастливой семейной жизнью с коэффициентом корреляции R=0,383 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше ощущение счастья в семейной жизни, тем больше враждебности; связано с формированием недоверия и антипатии, что сказывается на качестве семейной жизни);
- прямая корреляционная связь между враждебностью и счастьем других с коэффициентом корреляции R=-0,355 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше выражена враждебность, тем больше потребность счастья для других; связано с искаженным эмоциональным восприятием, отражается на ощущении счастья;
- прямая корреляционная связь между враждебностью и исполнительностью с коэффициентом корреляции R=-0,6 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше уровень враждебности, тем выше уровень исполнительности: негативный жизненный опыт формирует нежелание что-либо делать и это негативно отражается на исполнительности);
- прямая корреляционная связь между враждебностью и непримиримостью с коэффициентом корреляции R=-0,476 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше враждебности, тем больше непримиримости; связано с установкой на конфликтное взаимодействие, что в свою очередь формирует непримиримость по отношению к кому-то или чему-то);
- обратная корреляционная связь между враждебностью и самоконтролем с коэффициентом корреляции R=0,319 при уровне достоверности ρ≤0,05 (означает, что чем меньше выражен самоконтроль, тем больше проявляется враждебность); это может быть связано с появлением и развитием сильных аффектов, которые ослабляют те или иные составляющие компоненты самоконтроля;
- обратная корреляционная связь между агрессивностью и жизненной мудростью с коэффициентом корреляции R= 0,331 при уровне достоверности ρ≤ 0,05 (чем меньше жизненной мудрости, тем больше проявляется агрессивность; связано с затруднением у студента получения совокупности истин, добытых умом, наблюдением и жизненным опытом); жизненная мудрость – это гармония идей с жизнью;
- прямая корреляционная связь между агрессивностью и творческим потенциалом с коэффициентом корреляции R=-0,339 при уровне достоверности ρ≤0,05 (означает, что чем больше агрессивности, тем больше творческого потенциала);
- обратная корреляционная связь между агрессивностью и воспитанностью с коэффициентом корреляции R=0,349 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше воспитанности, тем больше агрессивности);
- прямая корреляционная связь между агрессивностью и широтой взглядов с коэффициентом корреляции R=-0,441, при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше агрессивность, тем шире область собственных взглядов; связано с предубеждениями, наличием конкретных раздражителей, снижающих восприятие);
- обратная корреляционная связь между агрессивностью и чуткостью с коэффициентом корреляции R=0,331 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем выше уровень агрессивности, тем ниже чувствительность, что можно объяснить отсутствием уважением, нехваткой положительных эмоций, ощущений;
- обратная корреляционная связь между физической агрессией и любовью с коэффициентом корреляции R=0,42 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше выражена любовь, тем больше выражена физическая агрессия);
- прямая корреляционная связь между физической агрессией и общественным признанием с коэффициентом корреляции R=-0,363 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше выражена физическая агрессия, тем больше потребность в общественном признании);
- прямая корреляционная связь между физической агрессией и непримиримостью с коэффициентом корреляции R=-0,472 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем выше физическая агрессия, тем выше непримиримость), что можно объяснить чертами характера и особенностями восприятия действительности молодежью (нигилизм, нетерпимость, безоглядность, непримиримость, проявления идеализма и максимализма в жизни);
- прямая корреляционная связь между физической агрессией и смелостью с коэффициентом корреляции R=-0,379 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше физической агрессии, тем больше выражена смелость). Это связано с ярко выраженной волевой компонентой агрессивного поведения, что проявляется в смелом поведении современного молодого человека;
- обратная корреляционная связь между косвенной агрессией и продуктивной жизнью с коэффициентом корреляции R=0,404 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше продуктивность в жизни, тем больше выражена косвенная агрессия);
- обратная корреляционная связь между косвенной агрессией и счастливой семейной жизнью с коэффициентом корреляции R=0,329 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше ощущения счастья в семейной жизни, тем больше косвенной агрессии);
- обратная корреляционная связь между косвенной агрессией и твердой волей с коэффициентом корреляции R=0,339 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше проявления волевого поведения, тем больше выражена косвенная агрессия);
- обратная корреляционная связь между раздражением и творчеством с коэффициентом корреляции R=0,324 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше проявление творческого потенциала, тем больше выражено раздражение, проявляющееся в поведении).
- обратная корреляционная связь между негативизмом и здоровьем с коэффициентом корреляции R=0,397 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше восприятие себя как человека здорового, тем больше выражена склонность к негативизму); чрезмерный негативизм создает негативные физиологические и психологические предпосылки, влияющие на здоровье;
- прямая корреляционная связь между негативизмом и восприятием красоты природы и искусства с коэффициентом корреляции R=-0,319 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем выше уровень негативизма, тем более выражена ценность красоты природы);
- обратная корреляционная связь между негативизмом и воспитанностью с коэффициентом корреляции R=0,338 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше проявляется воспитанность, тем выше негативизм в поведении);
- прямая корреляционная связь между негативизмом и высокими запросами с коэффициентом корреляции R=-0,402, при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше негативизма в поведении, тем выше уровень запросов личности); это может быть связано с высокой критичностью и немотивированным сопротивлением со стороны студента;
- прямая корреляционная связь между негативизмом и независимостью с коэффициентом корреляции R=-0,439 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше негативизма в поведении, тем больше стремление студента к независимости); негативизм имеет тенденцию к консервативному сохранению личностной независимости в ситуациях, которые действительно или мнимо угрожают и чувству самоуважения студента;
- обратная корреляционная связь между негативизмом и самоконтролем с коэффициентом корреляции R=0,349 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше самоконтроля в поведении, тем больше выражен негативизм в поведении);
- прямая корреляционная связь между обидой и жизненной мудростью с коэффициентом корреляции R=-0,348 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше обида, тем больше выражена жизненная мудрость; выявленная связь может объясняться коррекцией поведения студента в зависимости от ориентации самооценки);
- обратная корреляционная связь между обидой и счастливой семейной жизнью с коэффициентом корреляции R=0,485 при уровне достоверности ρ≤ 0,01 (чем меньше ощущение счастья в семейной жизни, тем больше выражена обида);
- прямая корреляционная связь между обидой и счастьем других с коэффициентом корреляции R=-0,432 при уровне достоверности ρ≤ 0,01 (чем больше выражена обида, тем больше потребность реализации счастливой жизни для других); выражается в восприятии жизненных событий, ментальной и эмоциональной несвободе;
- прямая корреляционная связь между обидой и исполнительностью с коэффициентом корреляции R=-0,538 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше выражена обида, тем больше уровень исполнительности личности);
- обратная корреляционная связь между обидой и самоконтролем с коэффициентом корреляции R=0,375 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше самоконтроль, тем больше проявляется обида).
- обратная корреляционная связь между обидой и твердой волей с коэффициентом корреляции R=0,383 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше воля, тем больше проявляется обида, что может быть связано с понятием «негативизм», влияющем на волевую регуляцию и преодоление несоответствия своего мнения и мнения других);
- прямая корреляционная связь между подозрительностью и жизненной мудростью с коэффициентом корреляции R=-0,465 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем больше подозрительность, тем больше жизненная мудрость); в гипертрофированном виде стремление к жизненной мудрости может существовать в виде избыточной подозрительности по отношению к окружающим людям, выраженным стремлением манипулирования окружающими, навязчивой саморефлексией, мнительностью, постоянными сомнениями, излишней суровостью к себе и окружающим и эмоциональной вялостью;
- обратная корреляционная связь между подозрительностью и здоровьем с коэффициентом корреляции R=0,316 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем меньше ощущение себя кА человека здорового, тем больше проявляется подозрительность);
- прямая корреляционная связь между подозрительностью и продуктивной жизнью с коэффициентом корреляции R=-0,334 при уровне достоверности ρ≤0,05 (чем больше выражена подозрительность, тем выше ощущение, что в жизни много продуктивного);
- прямая корреляционная связь между подозрительностью и исполнительностью с коэффициентом корреляции R=-0,454 при уровне достоверности ρ≤ 0,01 (чем больше подозрительность, тем больше исполнительность; данные показатели связаны с уровнем притязаний, заниженной самооценкой, негативным жизненным опытом;
- обратная корреляционная связь между подозрительностью и непримиримостью с коэффициентом корреляции R=0,551 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем меньше выражена непримиримость, тем больше проявляется подозрительность); в основе любого дефекта характера, в том числе и непримиримости, лежит страх — в данном случае страх непонимания кого-либо или чего-либо;
- обратная корреляционная связь между подозрительностью и чуткостью с коэффициентом корреляции R=0,447 при уровне достоверности ρ≤0,01 (чем меньше выражена чуткость, тем больше проявляется подозрительность; данные качества связаны друг с другом и с чувством уважения, отсутствием или нехваткой близких отношений).
Выводы.
В результате проведенного эмпирического исследования связи агрессивности и ценностных ориентаций в молодежной студенческой среде были сделаны следующие выводы:
Стремление субъекта к агрессивному поведению является достаточно постоянным проявлением личности; оно формируется под влиянием определенных условий социальной среды, может быть направлено как на себя, так и на других.
Ценностные ориентации современного студента приобретают основательность в процессе овладения жизненным опытом, развитием его эмоционально-волевой сферы и навыками отделения важного и несущественного. Константные и глубокие привязанности, нравственные и мировоззренческие убеждения в молодежной студенческой среде являются результатом окончательного формирования ценностных ориентаций. Исходя из этого, формируются глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения и нравственные убеждения.
Выявлены многочисленные корреляционные связи между качествами личности и инструментальными ценностями.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что гипотеза H0≠0, соответственно альтернативная гипотеза (H1) подтвердилась. Следовательно, в молодежной студенческой среде существует связь между агрессивностью и ценностными ориентациями.
Уровень агрессивности у респондентов разный: от самого низкого до самого высокого; среди ранговых предпочтений современных студентов наиболее выраженными ценностями являются: интересная работа, любовь и независимость.
Таким образом, в работе показаны результаты исследования связи ценностных ориентаций и агрессивности студентов, что позволяет разрабатывать акмеологические аспекты учебно-воспитательного процесса, оказывающего эффективное влияние на современную молодежь. Опираясь на ценности, определяющие характер взаимодействия субъектов профессиональной деятельности и ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу, выступающие в качестве эталона в процессе профессионально-личностного самосовершенствования можно разрабатывать воспитательные программы для студенческой молодежи.
Возможности практического применения нашего исследования заключаются в том, что исследование агрессивности и ценностных ориентаций в современной студенческой среде позволяет понять личностные особенности современной молодежи, их ценностные ориентации, что дает на этом основании более продуктивно осуществлять воспитательную работу.
В перспективе наших дальнейших исследований предполагается разработать воспитательную программу с учетом ценностных ориентаций современных студентов.
Литература
- Агапов В.С., Мишина, М.М. Психология интеллектуальной деятельности личности: монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 431 с.
- Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала. // Акмеология. – 2011. – №3. – С. 5-12.
- Мишина Е.И. Специфика рефлексивного Я будущего специалиста. // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 68-71.
- Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212.
Мишина Екатерина Игоревна – кандидат психологических наук, магистрант направления подготовки 37.04.01 Психология Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
e-mail:
Мишина Е.И. Ценностные ориентации современных студентов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).