Масленников А.А. (г. Ставрополь)
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923
Аннотация. В статье раскрывается проблема необходимости выявления особенностей личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной принадлежности в условиях поликультурного образовательного пространства. Обзорно описываются авторские достижения в плане решения данной проблемы.
Ключевые слова: адаптации студентов, этноконфессиональная принадлежность, поликультурное образование, смысложизненная стратегия личности.
Россия является многонациональным государством, в котором наличествует большое число представителей разной этноконфессиональной принадлежности. Это обусловливает необходимость уделять пристальное внимание созданию и поддержанию поликультурного образовательного пространства. Поликультурное пространство является той социальной средой, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и естественного социокультурного взаимодействия его участников. Сегодня во всем мире актуальны проблемы образования в полиэтническом обществе. В этой связи концепции поликультурного образования постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования. Она провозглашает приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни. (Васютенкова И. В., 2007).
Совершенно очевидно, образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социальнопрофессиональных групп, индивидуальные духовные запросы.
Образовательная стратегия будущего состоит в распространении научных фундаментальных знаний в едином поликультурном образовательном пространстве.
В условиях поликультурного образовательного пространства особую перманентную актуальность имеет проблема адаптации и социализации студентов к обучению в высшей профессиональной организации.
Адаптация – это динамический процесс приспособления, поддерживающий устойчивость, необходимую для существования жизни и развития. Поэтому адаптация студентов предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды. Но современному обществу необходимы люди, способные не только приспосабливаться и сосуществовать с окружающей средой, но, главное – реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Это касается реализации совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, о ее самооценке. Главная функция адаптации студента – принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива), сложившихся форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности, например способов профессионального выполнения работ.
Реалии современного мира во многом изменили и затруднили традиционную логику адаптации в период юности. Рыночная экономика, кризис политической власти, всеобщая секуляризация (процесс освобождения от влияния религии), межнациональные конфликты и войны вызвали сильный накал социальных проблем, негативных явлений в духовной жизни общества в целом и каждого отдельного человека.
Проблемы адаптации молодого человека, особенно в поликультурной и инокультурной среде обострили такие явления, как: стремление определенных слоев к национальной нетерпимости и разобщенности, к культивации этноцентризма, социальная отчужденность и пассивность молодого поколения. Данные обстоятельства усугубляются, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обусловливающих развитие процессов личностной дезадаптации.
В этой связи современная трактовка процесса адаптации в период юношества должна рассматриваться как определенный баланс между социализацией и индивидуализацией личности. Именно во взаимодействии этих важнейших ее составляющих происходит формирование личностного как смысложизненной концепции, которая понимается как индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. Важную роль в успешности адаптации к условиям обучения в вузе играют индивидуальные особенности психической деятельности студента, его интеллектуальное развитие, присущие ему личностные характеристики, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивации и др.
Таким образом, понять и описать механизм адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности возможно, лишь выявив динамику и особенности смысловых образований как компонентов формирования смысложизненной концепции личности. Этот аспект проблемы адаптации черезвычайно важен применительно к проблеме молодого поколения в современном российском обществе.
Компаративный анализ проблемы адаптации студентов разной этноконфессиональной принадлежности к образованию в вузе, показал, что значительный вклад в ее разработку в аспекте психолого-педагогической поддержки и сопровождения внесли многие видные отечественные психологи и педагоги. Социально-психологический аспект поддержки и защиты личности мигрантов (школьников и студентов) исследован в работах А.Г. Асмолова, О.В. Гукаленко, П.Е. Ермакова, И.В. Колоколова, И.С. Кона, А.В. Петровского, Е.М. Рыбинского, Т.П. Скрипкиной, Г.В. Солдатовой, Е.Н. Сорочинской, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна. Подходы к решению данной проблемы отражены в работах, обосновывающих необходимость создания служб помощи в поддержке и защите личности учащихся и студентов в поликультурном образовании (И.В. Абакумова, Л.А. Дикая, И.В. Дубровина, Ю.З. Гильбух, В.М.Е. Кореневская, С. Мухина, А.А. Тюкова).
Анализ специальной литературы выявил высокую актуальность темы адаптации студентов в ракурсе этноконфессиональной проблематики. Так, ученые, теоретики и практики единодушно отмечают, что на этапе, когда молодой человек оказывается в новых для него непривычных условиях, переживая смену жизненного уклада, проблема адаптации звучит особенно остро [2, 4, 5].
Сложность данного процесса связана с тем, что молодой человек сталкивается с совершенно новой системой требований и обязательств, вместо многолетних друзей и учителей его окружают незнакомые люди (студенты и преподаватели) и ему необходимо правильно позиционировать себя в новой среде. Особую роль в этом процессе играют этноконфессиональные проблемы. На начальном этапе обучения в вузе студент имеет минимальный опыт общения и учебного взаимодействия с представителями других национальностей и конфессий. Он мало ориентирован в поликультурной специфике образовательного пространства. От того, насколько быстро абитуриент адаптируется к новым условиям обучения, во многом зависят его дальнейшие как профессиональные, так и личностные перспективы [5].
В большинстве теорий, рассматривающих психолого-педагогические особенности поддержки обучающихся в поликультурном образовательном пространстве, исследуются проблемы, связанные с обучением на этапе школы. При этом наблюдается очевидный дефицит исследований специфики личностной адаптации студентов к поликультурным особенностям образовательной среды вуза. Работы по сопряженной тематике чаще всего проводятся без учета специфики определенного региона, особенностей этносостава студентов. В этой связи имеется потребность в разработке теории и технологии личностной адаптации студентов с учетом социально-экономических, геополитических и образовательных условий определенных регионов и постконфликтных очагов.
Вышеописанное определяет проблему исследования, имеющую теоретический и практический план – как именно различные этнические, конфессиональные и геополитические особенности влияют на личностную адаптацию студентов и какие риски таит в себе проблема их дезадаптации как для личностного, так и для социально-психологического взаимодействия с окружающими.
Решение данной проблемы осуществляется через реализацию цели по выявлению особенностей личностной адаптации студентов в условиях поликультурного образовательного пространства. Данная цель исследования конкретизирована в ряде теоретических, методических и эмпирических задач.
В качестве теоретических наработок нами подробно изучены, рассмотрены и проанализированы понятия связанные с адаптацией, а также основные подходы к интерпретации личностной адаптации как базового компонента смысложизненной стратегии личности. В этом аспекте углубленно изучена специфика представлений о смысловом содержании личностной адаптации в современном обществе. Также важно, что мы проанализировали возможные отличия и особенности интерпретации личностной адаптации студентов различной этноконфессиональной направленности.
В методическом плане нами разработан комплекс методов и методик для оценки представлений о личностной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. Этот комплекс содержит интервью, стимульный и диагностический материал для выявления сходства либо различия в смысложизненных стратегиях у студентов различной этноконфессиональной направленности на этапе адаптации к обучению в вузе. В нашей работе использовалось несколько групп методов. Тестирование студентов проходило с помощью комплекса методик – СЖО (Д.А. Леонтьев), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика по выявлению конвенциально-стереотипных социальных установок (Методика А. Эллиса), методика «Социально-психической адаптивности» К. Роджерса и Р. Даймонда в модификации А.К. Осницкого; авторские анкеты на выявление особенностей личностной адаптации и идентичности студентов разной этноконфессиональной направленности; «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера и методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Особого внимания заслуживают эмпирические задачи исследования. Так, нами изучены особенности реализации личностной адаптации у студентов этноконфессиональной направленности. Проведен сравнительный анализ личностной адаптации у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности. Описана и классифицирована специфика личностной адаптации студентов в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
Нами впервые выявлены и качественно описаны особенности смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации на начальном этапе обучения в вузе. Определены и проанализированы на качественном уровне компоненты смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации в зависимости от этноконфессиональной принадлежности и специфики поликультурной организации образовательной среды [2, 3].
Важно отметить, что в качестве эмпирической ценности данного исследования следует назвать разработанную авторскую адресную модель сопровождения студентов разного уровня личностной адаптации на локальном уровне муниципального пространства в зависимости от особенностей их этноконфессиональной направленности. Также нами даны методические рекомендации для преподавателей, работающих в условиях поликонфессиональной образовательной среды по подготовке и переподготовке в соответствии с наиболее значимыми компонентами смысложизненных стратегий студентов разного уровня личностной адаптации в зависимости от их этноконфессиональной направленности [1].
В качестве практической значимости проведенного нами исследования следует подчеркнуть выделенные смысловые образования как важнейший фактор и компонент формирования личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности. Они должны учитываться при разработке программ и технологий их сопровождения в новое образовательное пространство на начальном этапе обучения в вузе. Предложенный нами вариант диагностики особенностей смысловой сферы, позволяющий непосредственно измерить и оценить своеобразие личностной адаптации студентов, как внутренней системы их интегральной смысловой саморегуляции, может быть использован как компонент для определения уровня безопасности образовательной среды вуза [1].
Выявленные и описанные смысложизненные особенности студентов разной этноконфессиональной направленности, влияющие на их личностную адаптацию, необходимо учитывать при разработке программ повышения профессиональной квалификации педагогов и управленцев, работающих в вузах в условиях поликультурного образовательного пространства.
Резюмируя содержание данной обзорной статьи, отметим, что проведенная нами теоретико-экспериментальная работа позволила по-новому подойти к проблеме изучения влияния особенностей смыслового развития студентов на их социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде, на проблему устойчивости и безопасности личности студентов разной этноконфессиональной направленности в условиях поликультурного образования.
Литература
- Голубова В.М., Масленников А.А., Юшко Г.Н. Личностная адаптация студентов разной этноконфессиональной принадлежности на начальном этапе профессионального становления. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону. – 2012. № 11. – С. 48-57.
- Масленников А.А. Психологические особенности гражданской идентичности студентов разной этноконфессиональной направленности. // Российский психологический журнал. – 2012. – Том 9. – №2. – С. 48-55.
- Масленников А.А. Социально-экономические аспекты адаптации студентов на начальном этапе обучения в полиэтнической среде вузов. // Теория экономики и управления народным хозяйством. – Ставрополь: РИО ИДНК. – 2012. – №2 (22). – С. 137- 156.
- Осипчукова Е.В. Организационно- педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза. – Дисс. …канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 180 с.
- Федорова Е.Е. Адаптация студентов вузов к учебно-профессиональной деятельности: Дисс. …канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2007. – 187 с.
Масленников Александр Александрович – кандидат психологических наук, ректор Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь.
e-mail:
Масленников А.А. Проблема адаптации студентов разной этноконфессиональной принадлежности в условиях поликультурного образования. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).