Егорова А.И., Смарышева В.А. (г. Санкт-Петербург)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматривается проблематика кросс-культурных исследований между представителями стран Финляндии и России; взаимоотношений двух этнических культур между собой, их особенности в связи с психологическим складом характера; проблемы изучения личности в представленных странах; а также проявления различных личностных свойств, которые прослеживаются именно у представителей изучаемых народов.
Ключевые слова: этнос, национальность, личность, тревожность, агрессия, интроверсия, экстраверсия, народ, психология, скандинавистика, личностные свойства, личностные особенности, характер.
В настоящее время отношения между Россией и Финляндией терпят многочисленные изменения, это обусловлено такими факторами, как: экономические потребности между двумя соседними странами, политические интересы и заинтересованность в иностранных кадрах. Данные изменения привели к тому, что народы России и Финляндии стали в большей степени контактировать между собой, сотрудничать и развивать различные сферы для комфортной жизни социума. Данные изменения носят позитивный характер, но в связи с различным мировосприятием представленных народов, возникают проблемы психологического характера. Эти проблемы затронули сторону коммуникации и взаимопонимания, а также норм поведения в обществе.
В современном мире эти проблемы возникают либо у студентов, так как стал популярным интернациональный обмен, либо людей, которые работают в иностранных (межнациональных) компаниях и вынуждены пребывать в другой стране. Здесь возникает проблематика этнопсихологического характера, различие в менталитетах и культуре двух стран. Таким образом, возникает необходимость изучения личностных особенностей представителей России и Финляндии, исследование поведения обоих народов. Проведенные кросс-культурные исследования помогут избежать таких трудностей психологического характера, как: адаптация и коммуникация между представителями обеих стран. Благодаря данной работе, человек, прибывший в другую страну с целью обучения или трудоустройства, сможет приспособиться к новой культуре и ритму жизни, без особых психологических трудностей.
Личность занимает большую часть спектра изучения психологии. Личности посвящены множество работ знаменитых ученых-психологов, как зарубежных, так и отечественных. Каждый из авторов придерживается своего психологического подхода, собственной теории по поводу формирования полноценной личности. Благодаря всему многообразию, как мнений ученых, так и подходов, данная дисциплина имеет большую тенденцию к развитию. Такие известные деятели науки как: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, Б.Ф. Скиннер, Джулиан Роттер и другие, создали научные концепции и теории на тему формирования, развития личности, которые стали базисными и широко применяются и в современное время. Именно теории ученых-психологов 20 века дали огромный толчок к формированию такой научной отрасли, как «психология личности» [4].
В странах Европы уделяют достаточно много внимания развитию психологии, психическое здоровье является одним из главных критериев здоровья и счастья нации [3]. В Финляндии были созданы множество центров, для помощи людей, оказавшись в трудной жизненной ситуации, институты, для помощи детям и подросткам, особенно много внимания также уделяется женщинам, оказавшихся в кризисной ситуации. В различных социальных институтах часто говорят о психологическом здоровье, проводятся разные лекции и занятия, посвященные психологии в целом. Также есть множество интернет-ресурсов психологической помощи и номера доверия. Не так давно в Финляндии был высокий показатель суицида, но, государство стало развивать отрасль психологической помощи населения, и в данный период времени Финляндия считается одной из самых счастливых стран в мире [3].
В России же, ввиду менталитета и национального характера русских, дела с психологией обстоят несколько по-другому. В странах Европы, в той же самой Финляндии, к психологической науке относятся серьезно. В России же каждый третий человек психологию наукой не считает, из-за этого следует недоверчивое отношению к специалистам, поверхностное лечение и неизбавление от проблемы. Ввиду недавнего исследования на тему «Кросс-культурное исследование представителей стран Скандинавии и России» Егоровой А.И., было выявлено, что представители России более тревожны и агрессивны, по сравнению с представителями стран Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании.
Этническая общность, как правило, обладает общим языком, общими традициями, культурой, менталитетом и своим общественным сознанием, которое не присуще другим этническим группам. Этнос в переводе с древнегреческого языка переводится как «народ», следовательно, этнос – это устойчивая совокупность людей, обладающая определенными признаками, которые сформировались под воздействием внешней среды, окружающей эту группу людей веками [2]. У определенной этнической общности не только свои особенности языка, поведения, но также они обладают определенными свойствами психики. Для народов характерно наличие этнического самосознания, то есть чувство собственной принадлежности к своему этносу, и этнической идентичности. Этническая идентичность – прежде всего социально сложившаяся черта личности. Этнос формирует общие жизненные ценности для своей группы, обеспечивает поддержку, формирует законы и традиции, общественные нормы [2].
Национально-психологические особенности – это такие особенности личности, которые сложились под влиянием культуры, этнической группы, традиций и обычаев, которые функционируют на определенной территории, на которой родился и проживает человек в течение длительного периода времени. Национально-психологические особенности складываются у определенного народа веками, проявляются данные особенности в форме национальной специфики протекания психических процессов, особенностей поведения, коммуникативных навыков, мировоззрение и мировосприятия [2].
В отличие от культурологов и культурантропологов, психологи уделяли мало внимания связям между культурой, в которой человек социализируется и приобретает свои особенные индивидуальные личностные черты, и личностью как целостной структурой. В сравнительно-культурной психологии изучение личности обычно сводится к анализу взаимосвязей между отдельными, изолированными личностными конструктами и культурными переменными. Причины такого положения следует искать в приверженности этнопсихологов «западной» модели человека с ее априорной дифференцированностью – суммой личностных черт, иерархией потребностей и мотивов [1].
В различных этнических общностях для изучения психологических особенностей людей зачастую используют такие стабильные черты и характеристики личности, как уровень тревожности, выраженность экстраверсии или интроверсии, личностная и ситуативная агрессия, мотивация достижений и др. [1]. Данные психологические особенности людей влияют на коммуникативные способности, успешность различного рода деятельности в малых и больших группах, а также на адаптацию людей в других этнических общностях.
В настоящее время проблема исследования этносов является достаточно актуальной, прямым образом из-за того, что этнопсихологических исследований на эту тематику недостаточно, а границы между представителями разных культур имеют свойства исчезать ввиду стремительных изменений в политических, экономических и социальных условиях современности.
Кросс-культурные исследования являются методом научного познания различных этнических обществ, основоположником которых представляются такие науки, как антропология, политология, экономика, социология, этнология, психология, а также культурология. Исследования кросс-культурного (с англ. «пересечение культур») характера направлены на поиск и изучение как отличий между разнообразными этническими общностями, так и их общих черт и характеристик [2].
В двадцать первом веке ввиду стремительного развития разнообразных общественных и социальных структур (таких как: политика, экономика, торговое дело, международный бизнес и др.), из-за упрощения условия для получения специальных документов для посещения стран, развития международных отношений между странами Евросоюза, Азии и стран СНГ, усовершенствования программ образования для представителей различных социальных слоев, интернациональных обменов студентами и рабочими, люди все больше сталкиваются с представителями всевозможных этнических общностей. Коммуникация между группами людей из разных культур происходит не только в профессиональной сфере, но и на остальных уровнях их деятельности. Многие европейские фирмы и компании проявляют интерес в интернациональном разнообразии сотрудников, все государственные и частные университеты готовы принять в свой коллектив представителей разных стран, чтобы обеспечить возможность получения высшего образования и улучшить отношения между этническими группами. Университеты, институты, научные общественные движения ежемесячно проводят межкультурные встречи не только для поиска решений многих социальных и научных проблем, но и для улучшения отношений и изучения различных народов внутри собственных проектов. Изучив данные материалы можно придти к выводу, что каждый народ стремится к гармонии и миру между представителями всех наций.
Специалисты по психическому здоровью, а также социологи и антропологи, этнопсихологи находят объяснение различным личностным свойствам русских в культуре их воспитания и в процессе их социализации[2]. Часто в фокус внимания попадают такие, казалось бы, незначительные вещи как «свивание младенцев». Но подобные отличительные культурные особенности действительно могли повлиять на структуру личности. Те ученые, которые разделяют свои научные взгляды с Дж. Горером и его гипотезой «о причинности свивания младенцев» к одной из основоположников личностных черт русских, считают, что подобные феномены в воспитании детей откладывают определенный отпечаток на психику личности. Они создавали акцент на том, что к «формированию маниакально-депрессивной базовой личности русского этноса» имеют прямое отношение еще ряд факторов, которые могли быть способны сформировать отличительные черты характера русских [2]. Задержка эмоционального реагирования русских в контексте «спокойствия и резкого эмоционального всплеска» зафиксировала К. Касьянова в ходе исследования личностных черт русских людей по средствам методики MMPI [2].
В начале двадцать первого века отечественный ученый Юревич А.В. в ходе своих исследований обнаружил в основе российского национального характера невротический конфликт, обладающий всеми основными свойствами массового невроза [2]. Шмелев А. Г. добавил, что вытеснение невротизма выявляют в автостереотипах русских, которые считают свой этнос лучше других по фактору «моральной оценки» и хуже других по факторам «уверенности в себе» и «эмоциональной стабильности»[2].
Э. Эриксон понимал, что тугое пеленание младенцев является нормой в различных культурах, но только в России данное явление продолжалось гораздо больше времени, чем в других общностях. В России исторически было принято строгое воспитание детей и соблюдение определенных социальных норм и правил [4]. Дети подвергались очень ранней социализации с другими элементами русской культуры. Э. Эриксон в изучении русского этноса выделил такие явления, как чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки (активности). Он связывал такую амплитуду с образом крестьянской жизни и сурового климата [4]. Природа в большой степени повлияла на личностные свойства русских людей. Суровые морозы зимой, жара летом, резкие перепады температуры и постоянно меняющаяся погода отразилась на характере русского человека. Так, русский человек часто испытывал чувство стресса и тревожности из-за работы, урожая, неугодной власти и социальных рамок [2].
Многие ученые в своих исследованиях русского народа, заметили то, что в русском человеке сочетаются, казалось бы, совершенно противоположные черты [2]. Ведь русский человек одновременно является и покорным, и не признающим власть, и добрым, и злым, и спокойным, и тревожным, он может быть в одной ситуации наглым, а в другой – смиренным. Н.А. Бердяев предполагал, что такое различие в личностных свойствах русского человека обусловлены «природными, языческими дионисичискими стихиями и аскетически-монашеским православием» [2]. Подобные тенденции русского человека можно встретить как и в литературных произведениях, так и на страницах истории.
Если дать краткое описание русскому этносу, то представители России обладают высоким уровнем этнической идентификации, многие россияне имеют крестьянские корни, воспитаны в строгих правилах и традициях. Русские люди не обделены чувством юмора, ко многим жизненным ситуациям относятся с позитивным настроем. Работа и учеба занимает практически всю жизнь у представителей данного этнического общества, в данной стране есть даже поговорка «Век живи – век учись» [2]. Организм русского человека сильно подвержен влиянию стресса из-за условий комфортного существования, выдвигаемыми обществом. Русские часто жалуются на то, что им не хватает времени на то, чтобы быть в состоянии выполнить все запланированные дела и им необходим хотя бы лишний час в сутках [2]. Главные качества по представлению русских людей – честность, милосердность, доброта и эмпатия.
У представителей России и Финляндии, ввиду различной истории, традиций, культуры и обычаев, сложилось определенное мировоззрение и взгляд на вещи, присущие лишь данному народу. Таким образом, можно сказать, что определенные социально-психологические и социокультурные условия, социально-экономические и этнопсихологические факторы, а также экология, политическая ситуация в стране, исторические события оказали неоспоримое влияние на социализацию и склад личности, а также на отношение к миру и людям.
Условия и предметы социума способствуют приобретению личностью знаний о конкретном обществе, о его политике, экономике, культуре и т.п., то есть формируют мировоззрение человека. Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия.
Личностные особенности, которые принадлежат определенному народу, выраженность у этого народа того или иного проявления (эмотивность, тревожность, любовь к общению) можно определить национально-психологическими особенностями. Данные особенности складываются у народа столетиями, впитывая в себя все исторические события, устройство общества, социально-экономические отношения, а также географическое положение. Из-за климата, окружающей природы и типичной для местности погоды также складываются определенные черты характера народа. Так, например, у финнов есть особая любовь к саунам, ввиду холодной и суровой погоды, большим морозам, длительной зимы и короткого светового дня. Каждые выходные финны с семьей пытаются выбраться в сауну, чтобы снять напряжение, получить недостающее тепло.
Национально-психологические особенности – своеобразие ценностных ориентации, взглядов, интересов, установок, отношений к другим людям. Национально-психологические особенности личности – это чувство национального достоинства, привязанность к традициям и обычаям своего народа, национальное самосознание, понимание своей национальной принадлежности, своеобразие восприятия и мышления; представления и мнения о свойствах и качествах других наций и народностей, их культуре, образе жизни, физическом облике и т.д.; темперамент как национально-своеобразная форма выражения эмоций, чувств и настроений; специфичность речевого общения.
Национально-психологические особенности личности проявляются в традициях и обычаях, реализуемых в поведении и деятельности (способы и приемы внешнего выражения эмоций, мыслей, знаний, приветствий, прощаний и т.д.). Национально-психологические особенности личности не исчерпывают все ее содержание и структуру.
Русским финны кажутся достаточно замкнутыми, эмоционально сдержанными, холодными, и абсолютно неразговорчивыми людьми. Такое мнение у русских возникло вследствие того, что сами русские люди обладают высокими коммуникативными навыками, в большинстве русские люди – совершенно открытые экстраверты, любят делиться эмоциями и своими переживаниями, даже с незнакомыми людьми. Высокая тяга к общению даже с незнакомцами отличает русских от финнов, у которых личные границы другого человека считаются неприкосновенными.
Мнение о финнах, как об эмоционально-холодном народе сложилось вследствие того, что другие народы не привыкли сдерживать свои чувства и эмоции. В скандинавском национальном характере же принято не демонстрировать свои эмоции на людях, что говорить много о себе считается неприличным проявлением в процессе коммуникации. Финны и скандинавский народ в целом редко поддерживают дружеские отношениями с коллегами, из-за умения четко разделять работу и личную жизнь. Финны ловко защищают собственные личные границы, правильно распоряжаются своими ресурсами и умеют комфортно функционировать, соблюдая баланс между делами и личной жизнью. Рефлексивность – национальная черта финнов. Финны достаточно спокойные, не испытывающие напряжения люди, они привыкли сдерживать свои эмоции, хотя у данного народа существует такая черта характера, как позитивная агрессивность.
Изучая литературу, направленную на изучение личностных особенностей представителей Финляндии можно выделить следующие личностные черты: практичность и трудолюбие, экологичность, альтруистичность, обособленность, самостоятельность и независимость, эмоциональная сдержанность, пассивность, аккуратность и осторожность [3]. Финны уважают и твердо следуют законам общества, в котором они живут. Также эта нация с уважением относится к правам других людей, ибо в этой стране больше, чем в остальных странах мира развиты социальные структуры и группы, борющиеся за равноправие [3]. Это выражается в демократичности и в толерантном отношении совершенно ко всем людям. Для них недопустимо обидеть кого-то или оскорбить. Финны отличаются рационализмом, а также экономичностью. Они не привыкли выделяться среди других людей и носят базовые и простые вещи. В Финляндии очень популярно планировать свой день за месяц или за несколько недель до его наступления, чтобы успеть сделать как можно больше полезных дел для себя и для своей страны. Также финны очень пунктуальны и обязательны, опоздание в культуре финнов можно принять за неуважение [3]. Также можно выделить уступчивость и неконфликтность, и особо трепетное отношение к ментальному и физическому здоровью.
Говоря о финнах, можно сказать, что данный народ обладает нордическим характером. Таким определением можно описать характер представленной нации. Нордический характер – это внешнее спокойствие и невозмутимость. Человек с нордическим характером внешне холоден, сдержан, немного замкнут, имеет устойчивое мнение и твердые взгляды.
В данный период времени кросс-культурных исследований между представителями Финляндии и России недостаточно, чтобы преодолеть барьер в восприятии и правильном понимании друг друга данными этническими общностями. Финны являются нацией, которая привыкла доводить дело до конца, а не бросать его на половине пути [3]. Национальными чертами финского этнического общества считаются: добросовестность, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства, упрямство, а также сильное чувство ответственности. Национальными чертами русского человека считаются: открытость, общительность, уступчивость, высокая степень эмоциональности, твердость характера, решительность. Финны являются бережливыми, энергичными, замкнутыми, самостоятельными личностями [5].
Кросс-культурные исследования направлены на изучение традиций, обычаев, культуры, этнических стереотипов, психологических свойств народов, их мировоззрения и восприятия, историю возникновения и менталитета этноса, и многих других составляющих, для получения полного портрета среднестатистического представителя той или иной национальности. Кросс-культурные методики изучения народов ищут общее и разное в каждом этносе, исследуют особенности функционирования личностных черт, поведения, биологических и социальных своеобразий [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо развивать этнопсихологические исследования, с целью большего понимания функционирования человеческой психики и ее зависимости от страны, где индивид проживает. Современные исследования носят поверхностный характер и их результаты не могут удовлетворить цели успешной адаптации индивида в другой стране.
Литература
- Лащенко П.В. Проблемные аспекты современного скандинавского общества. // Научно-аналитический журнал «Управление мегаполисом». – Москва: Контент-Пресс, 2014. – №5. – С. 135-139..
- Мандель Б.Р. Этнопсихология: иллюстрированный учебник. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 412 с.
- Пантзар Катя. Сису: поиск источника отваги, силы и счастья по-фински: пер. с англ. Е. Погосян. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 288 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории Личности. – СПб.: Питер, 2016. – 608 с.
- Кашкаров А.П. Обыкновенное финское чудо. – Москва; СОЛОН-Пресс, 2016. – 304 с.
Егорова Александра Игоревна – бакалавр психологии Институт прикладного психоанализа и психологии; университет при МПА ЕврАзЭС г. Санкт-Петербург
e-mail:
Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, проректор по учебной работе по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург
e-mail:
Егорова А.И. Изучение личностных особенностей представителей стран финляндии и россии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).