ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Зиновьева А.Р. (г. Москва)

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема вовлеченности молодых людей в деструктивные группы сети Интернет. Рассматриваются кризисные периоды молодых людей, подверженных вовлечению в деструктивные группы, психологические особенности, преобладающие у молодых людей, попадающих под категорию «мишеней» деструктивных групп; поведенческие паттерны, формирующиеся под воздействием  деструктивных групп, основные опасности деструктивного поведения, маркеры вовлеченности, а также поведенческие признаки, характеризующие участника деструктивного движения.

Ключевые слова: деструктивное поведение, деструктивные группы, кризисные периоды, маркеры вовлеченности, поведенческие признаки участника деструктивного движения, суицид, суицидальное поведение.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – это одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. На сегодняшний день, активно возрастает популярность так называемых деструктивных групп в сети Интернет.  Доступность компьютерной техники и пользования сетью, помимо большого числа плюсов, к сожалению, привнесли в нашу жизнь и значительно весомые минусы, вытекающие в масштабные проблемы каждого человека и общества в целом. Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир.

Социальная, политическая, экономическая нестабильность и неопределенность в обществе особенно остро касается молодых людей. Молодое поколение находится в постоянном поиске решения: личностных проблем, экзистенциальных, а также в попытках найти свой собственный путь. Зачастую, именно в этот период так называемой неопределенности, люди подвержены воздействию влияния некоторых групп деструктивного плана.

Любой деструктивный культ старается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребности потенциальной «жертвы».   В настоящее время одной из ключевых современных информационных угроз для общества в сфере медиабезопасности становится вовлечение детей и подростков в деструктивные Интернет сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и «культуру насилия» (школьный шутинг, кибербуллинг и др.) [1].

Феномен деструктивных интернет сообществ, а также их социальные и психологические факторы и последствия изучаются в современных исследованиях А.Ю. Акопова, А.В. Гоголевой, Л. Кесельмана, Ц.П. Короленко, Н.П. Фетискина. Согласно А.В. Котлярову, деструктивные культы, в первую очередь, привлекают личностей, стремящихся к власти, авторитету, к утверждению себя за счет других. Властолюбие и тщеславность позволяет таким людям занимать удовлетворяющее их амбиции место в иерархии группы. И. Михель считает, что независимо от фактов предрасположенности именно тщательное психологическое манипулирование заставляет жертву присоединяться к культу и нести психологический ущерб.

Под деструктивными группами, понимаются сообщества в социальных сетях, лидер (или как их принято называть «куратор») которых стремится взять под контроль психику человека и подчинить ее, как и самого участника данного сообщества своей цели, ведя его к социальной дезадаптации и в крайней степени проявления к самоуничтожению (суициду).

Участие молодежи в деструктивных интернет-группах, может быть обусловлено:

  • возрастными и индивидуальными психологическими особенностями: слабой, неустойчивой психикой, повышенной внушаемостью, низкой самооценкой;
  • акцентуациями и психопатическими особенностями личности по шизоидному, паранойяльному типу с интересом к оккультизму, мистицизму;
  • семейными проблемами, нарушением взаимоотношений и неумением взаимодействовать с окружающими, неблагоприятным социальным фоном, которые предрасполагают к вовлечению в деструктивные группы;
  • недостаточной степенью гуманитарного образования и духовно-нравственной воспитанности.

Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях является аналогом вовлечения детей в разного рода зависимости. Целью подобного воздействия является серьёзный подрыв психологического и физического здоровья нации вплоть до истребления.

Деструктивные группы устроены таким образом, что на верхнем уровне, в них нет ничего запрещенного. Это могут быть красивые картинки или общие призывы, вроде «как заработать миллион». Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие и пр.), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, офлайн-действия [2]. Кроме того, группы постоянно мутируют, что затрудняет их блокировку. При этом социальные сети за деятельность групп ответственности не несут, а Роскомнадзор может заблокировать только социальную сеть целиком [3].

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, направленное вовне или на самого себя, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности [4].

Основные опасности деструктивного поведения: насилие, убийства, самоубийства, наркомания, алкоголизм, радикализм, сатанизм и т.п.

Деструктивность, в той или иной форме, присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Нагляднее всего это проявляется у подростков, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых могут привести к деструктивным изменениям личности.

Важной особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями (ценности группы – мои ценности).

Существуют маркеры, по которым можно распознать вовлеченность подростка в деструктивные сообщества:

  • размещение в своих аккаунтах контента, нацеленного на оскорбление каких-либо социальных групп или категорий, сведение оценки личности к ее физическому, психическому, прочим недостаткам;
  • наличие друзей, разделяющих дискриминационные установки и стереотипы;
  • инструктивный характер контента в аккаунте подростка;
  • перепост видео, в которых отражены оскорбительные действия по отношению к людям, нанесение им физического и морального ущерба;
  • доминирование контента, романтизирующего вредные привычки; постов, изображающих различные виды зависимости как веселые и привлекательные занятия, а асоциальный образ жизни – как героический [5].

Под воздействием деструктивных групп, формируются такие устойчивые поведенческие паттерны разрушительного типа как:

  1. Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения. Отсутствие желания учиться, развиваться, работать. Желание деградировать и быть лучшим из худших.
  2. Отрицание всякой ответственности. Поиск внешней идеологии, чёткого алгоритма действий, как стремление передать ответственность за свою жизнь другому.
  3. Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых. Восприятие родителей, учителей, знакомых, как людей отсталых, глупых, ниже себя по уровню развития.
  4. Обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей. Стремление нарушать правила, бороться и уничтожать. Такое поведение в принципе свойственно для подросткового возраста, в данном случае речь идёт именно о радикальных проявлениях.
  5. Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло). Все злое воспринимается как насыщенная и яркая жизнь, все нормальное как скучное и тяжелое.
  6. Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п. Подростки хотят разрушать и быть разрушенными.

На сегодняшний день можно выделить несколько видов поведенческих признаков, характеризующих участника деструктивного движения [6]:

  1. Внешний вид:
  • Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath», «shooting», «A.C.A.B.», «Ave Satan», «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник» и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика, символика СССР и другие агрессивные изображения и надписи;
  • Наушники. Подросток большую часть времени ходит в наушниках и избегает общения с окружающими. Такое поведение указывает на стремление подростка закрыться от реального мира, отделиться от окружающих, и желание погрузиться в свой внутренний мир, свои переживания и фантазии;
  • Пирсинг. У подростка много пирсинга в ушах и на лице. От 4 и более суммарных проколов у девочек, от 2 и более проколов у мальчиков – свидетельствует о склонности к саморазрушительному поведению;
  • Телесные повреждения. На теле подростка есть царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.
  1. Отклонения в поведении:
  • Уводит взгляд. Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги);
  • Проявляет нервозность. Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам). Эти признаки должны быть выраженными и длиться продолжительное время (они не должны быть связаны с предстоящей контрольной, родительским собранием и т.п.);
  • Демонстрирует преувеличенную эмоциональную реакцию, неадекватную ситуации, например, смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода, или плачет о позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки;
  • Проявляет навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу чернилами.
  1. Социальные отклонения:
  • Прогулы. Подросток неоднократно демонстративно отказывается от посещения занятий или от выполнения заданий учителей;
  • Конфликт с учителями. Подросток угрожает учителю, запугивает его, или проявляет агрессию в его сторону;
  • Изоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных учеников (сидит «на отшибе», уходит из класса во время перемены, после уроков уходит из класса первым); не общается с остальными членами класса в социальных медиа.
  • Игнорирование сверстниками. Другие ученики стараются держаться подальше от подростка, обходят его стороной, шарахаются, когда он проходит рядом; либо наоборот, хихикают, когда называют его имя (если он не смеется сам), шутят над ним «не по-доброму», избегают общения с ним в форме игнорирования;
  • Угрозы. Подросток прямо или косвенно угрожает: («скоро вы у меня получите», «я все припомню», «недолго вам осталось», «смейся пока можешь» и т.п.);
  • Участие в группе. Группа подростков носит похожую одежду или одежду с одинаковой символикой; группа подростков проводит вместе перемены и уходят вместе со школы после уроков, а также прогуливают вместе школу (при этом хотя бы один из них должен иметь другие признаки участия в деструктивных течениях).
  • Опасные группы в социальных сетях можно разделить на две группы:
  • Группа смерти: «Cиний кит», «Разбуди меня в 4. 20», «Тихий дом», «Я в игре», f57, f58, «Рина», «Няпока», «50 дней до моего...»
  • Опасный досуг: «Беги или умри», зацеперы, Заброшенки, челленж 24 часа, анорексичные группы, шоплифтинг.

У каждой группы есть свой знак, логотип. Это или символика богов, изображения ножей, лезвий, фотографии в черных, серых и красных тонах. Также в группе может присутствовать соответствующая музыка, которая погружает в транс и депрессию. Если человек находится в таком состоянии, им легко управлять.

Проблематика вовлеченности молодежи в деструктивные группы сети Интернет в настоящее время весьма актуальна.  Данная проблема не только российская, но и международная.

Огромным фактором риска, является то, что благодаря социальным сетям мы получаем очень широкий охват именно подростковой аудитории.

Одной из главных психологических проблем вовлеченности молодежи в деструктивные группы сети Интернет является суицидальное повеление молодежи. Подростковый возраст, по мнению О.В. Хухлаевой, начинается 10-11 годами и заканчивается 15-16. Данный период в психологии характеризуется кризисом. Это момент перехода от детства к взрослой жизни. Сложность кризиса этого возраста – не только появление внутренних конфликтов, но и конфликтов с окружающим миром. Зачастую трудности и проблемы, возникающие на пути молодого человека, он не в силах решить самостоятельно.

Самоубийство, суицид, – это умышленное лишение себя жизни. Суицидальным поведением называют осознанные действия, направляемые представлениями на лишение себя жизни.

В настоящее время влияние сети Интернет на суицидальное поведение молодежи возрастает. Появляются сайты, посвященные данной тематике, в результате чего проблема в последние годы регулярно получает пристальное внимание средств массовой информации.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение подростков к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.

Как утверждает Е.В. Змановская, суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа. А.Е. Личко отмечает, что всего у 10 % подростков имеется истинное желание совершить самоубийство, в 90 % случаев оно является криком о помощи. Таким образом, можно утверждать, что подростковый суицид обусловлен не истинным желанием умереть, а, скорее, эмоциональной и личностной незрелостью.

Общение в Интернете и социальных сетях, в частности, в деструктивных группах, иногда направлено на поддержку суицидальных устремлений. Ввиду того, что на поведение подростков огромное влияние оказывает группа сверстников, Интернет-ресурсы, посвященные тематике самоубийства, зачастую мотивируют подростка к суициду и «нормализуют» такой способ решения проблем.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени тенденция ухода молодого поколения от внешнего мира в виртуальную реальность в попытках убежать от проблем, поисках стабильности, разрешения внутриличностных конфликтов, поисках «лидера» и попытках самоутвердиться в глазах других, привели к тотальной проблеме вовлеченности молодого поколения в Интернет-сообщества, направленные на дезорганизацию и саморазрушения личности.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 672 с.
  2. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // XIII съезд психиатров России. – М., 2019. – С. 285-286.
  3. Бенедиктова А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 5. – С. 228-236.
  4. Идрисова Н.Г. Зависимое поведение: механизмы формирования и методы коррекции. – М.: ИИКЦ «Эльф-3», 2018. – 176 с.
  5. Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М.: Гендальф, 2019. – 279 с.
  6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология: учебное пособие для прикладного бакалавриата.– Люберцы: Юрайт, 2016. – 219 c.

Об авторе

Зиновьева Анастасия Руслановна – практический психолог, студентка 4 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Зиновьева А.Р. Вовлеченность молодежи в деструктивные группы сети интернет как психологическая проблема. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).