Зиновьева А.Р. (г. Москва)
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматривается проблема вовлеченности молодых людей в деструктивные группы сети Интернет. Рассматриваются кризисные периоды молодых людей, подверженных вовлечению в деструктивные группы, психологические особенности, преобладающие у молодых людей, попадающих под категорию «мишеней» деструктивных групп; поведенческие паттерны, формирующиеся под воздействием деструктивных групп, основные опасности деструктивного поведения, маркеры вовлеченности, а также поведенческие признаки, характеризующие участника деструктивного движения.
Ключевые слова: деструктивное поведение, деструктивные группы, кризисные периоды, маркеры вовлеченности, поведенческие признаки участника деструктивного движения, суицид, суицидальное поведение.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – это одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. На сегодняшний день, активно возрастает популярность так называемых деструктивных групп в сети Интернет. Доступность компьютерной техники и пользования сетью, помимо большого числа плюсов, к сожалению, привнесли в нашу жизнь и значительно весомые минусы, вытекающие в масштабные проблемы каждого человека и общества в целом. Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир.
Социальная, политическая, экономическая нестабильность и неопределенность в обществе особенно остро касается молодых людей. Молодое поколение находится в постоянном поиске решения: личностных проблем, экзистенциальных, а также в попытках найти свой собственный путь. Зачастую, именно в этот период так называемой неопределенности, люди подвержены воздействию влияния некоторых групп деструктивного плана.
Любой деструктивный культ старается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребности потенциальной «жертвы». В настоящее время одной из ключевых современных информационных угроз для общества в сфере медиабезопасности становится вовлечение детей и подростков в деструктивные Интернет сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и «культуру насилия» (школьный шутинг, кибербуллинг и др.) [1].
Феномен деструктивных интернет сообществ, а также их социальные и психологические факторы и последствия изучаются в современных исследованиях А.Ю. Акопова, А.В. Гоголевой, Л. Кесельмана, Ц.П. Короленко, Н.П. Фетискина. Согласно А.В. Котлярову, деструктивные культы, в первую очередь, привлекают личностей, стремящихся к власти, авторитету, к утверждению себя за счет других. Властолюбие и тщеславность позволяет таким людям занимать удовлетворяющее их амбиции место в иерархии группы. И. Михель считает, что независимо от фактов предрасположенности именно тщательное психологическое манипулирование заставляет жертву присоединяться к культу и нести психологический ущерб.
Под деструктивными группами, понимаются сообщества в социальных сетях, лидер (или как их принято называть «куратор») которых стремится взять под контроль психику человека и подчинить ее, как и самого участника данного сообщества своей цели, ведя его к социальной дезадаптации и в крайней степени проявления к самоуничтожению (суициду).
Участие молодежи в деструктивных интернет-группах, может быть обусловлено:
- возрастными и индивидуальными психологическими особенностями: слабой, неустойчивой психикой, повышенной внушаемостью, низкой самооценкой;
- акцентуациями и психопатическими особенностями личности по шизоидному, паранойяльному типу с интересом к оккультизму, мистицизму;
- семейными проблемами, нарушением взаимоотношений и неумением взаимодействовать с окружающими, неблагоприятным социальным фоном, которые предрасполагают к вовлечению в деструктивные группы;
- недостаточной степенью гуманитарного образования и духовно-нравственной воспитанности.
Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях является аналогом вовлечения детей в разного рода зависимости. Целью подобного воздействия является серьёзный подрыв психологического и физического здоровья нации вплоть до истребления.
Деструктивные группы устроены таким образом, что на верхнем уровне, в них нет ничего запрещенного. Это могут быть красивые картинки или общие призывы, вроде «как заработать миллион». Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие и пр.), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, офлайн-действия [2]. Кроме того, группы постоянно мутируют, что затрудняет их блокировку. При этом социальные сети за деятельность групп ответственности не несут, а Роскомнадзор может заблокировать только социальную сеть целиком [3].
Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, направленное вовне или на самого себя, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности [4].
Основные опасности деструктивного поведения: насилие, убийства, самоубийства, наркомания, алкоголизм, радикализм, сатанизм и т.п.
Деструктивность, в той или иной форме, присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Нагляднее всего это проявляется у подростков, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых могут привести к деструктивным изменениям личности.
Важной особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями (ценности группы – мои ценности).
Существуют маркеры, по которым можно распознать вовлеченность подростка в деструктивные сообщества:
- размещение в своих аккаунтах контента, нацеленного на оскорбление каких-либо социальных групп или категорий, сведение оценки личности к ее физическому, психическому, прочим недостаткам;
- наличие друзей, разделяющих дискриминационные установки и стереотипы;
- инструктивный характер контента в аккаунте подростка;
- перепост видео, в которых отражены оскорбительные действия по отношению к людям, нанесение им физического и морального ущерба;
- доминирование контента, романтизирующего вредные привычки; постов, изображающих различные виды зависимости как веселые и привлекательные занятия, а асоциальный образ жизни – как героический [5].
Под воздействием деструктивных групп, формируются такие устойчивые поведенческие паттерны разрушительного типа как:
- Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения. Отсутствие желания учиться, развиваться, работать. Желание деградировать и быть лучшим из худших.
- Отрицание всякой ответственности. Поиск внешней идеологии, чёткого алгоритма действий, как стремление передать ответственность за свою жизнь другому.
- Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых. Восприятие родителей, учителей, знакомых, как людей отсталых, глупых, ниже себя по уровню развития.
- Обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей. Стремление нарушать правила, бороться и уничтожать. Такое поведение в принципе свойственно для подросткового возраста, в данном случае речь идёт именно о радикальных проявлениях.
- Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло). Все злое воспринимается как насыщенная и яркая жизнь, все нормальное как скучное и тяжелое.
- Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п. Подростки хотят разрушать и быть разрушенными.
На сегодняшний день можно выделить несколько видов поведенческих признаков, характеризующих участника деструктивного движения [6]:
- Внешний вид:
- Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath», «shooting», «A.C.A.B.», «Ave Satan», «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник» и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика, символика СССР и другие агрессивные изображения и надписи;
- Наушники. Подросток большую часть времени ходит в наушниках и избегает общения с окружающими. Такое поведение указывает на стремление подростка закрыться от реального мира, отделиться от окружающих, и желание погрузиться в свой внутренний мир, свои переживания и фантазии;
- Пирсинг. У подростка много пирсинга в ушах и на лице. От 4 и более суммарных проколов у девочек, от 2 и более проколов у мальчиков – свидетельствует о склонности к саморазрушительному поведению;
- Телесные повреждения. На теле подростка есть царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.
- Отклонения в поведении:
- Уводит взгляд. Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги);
- Проявляет нервозность. Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам). Эти признаки должны быть выраженными и длиться продолжительное время (они не должны быть связаны с предстоящей контрольной, родительским собранием и т.п.);
- Демонстрирует преувеличенную эмоциональную реакцию, неадекватную ситуации, например, смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода, или плачет о позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки;
- Проявляет навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу чернилами.
- Социальные отклонения:
- Прогулы. Подросток неоднократно демонстративно отказывается от посещения занятий или от выполнения заданий учителей;
- Конфликт с учителями. Подросток угрожает учителю, запугивает его, или проявляет агрессию в его сторону;
- Изоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных учеников (сидит «на отшибе», уходит из класса во время перемены, после уроков уходит из класса первым); не общается с остальными членами класса в социальных медиа.
- Игнорирование сверстниками. Другие ученики стараются держаться подальше от подростка, обходят его стороной, шарахаются, когда он проходит рядом; либо наоборот, хихикают, когда называют его имя (если он не смеется сам), шутят над ним «не по-доброму», избегают общения с ним в форме игнорирования;
- Угрозы. Подросток прямо или косвенно угрожает: («скоро вы у меня получите», «я все припомню», «недолго вам осталось», «смейся пока можешь» и т.п.);
- Участие в группе. Группа подростков носит похожую одежду или одежду с одинаковой символикой; группа подростков проводит вместе перемены и уходят вместе со школы после уроков, а также прогуливают вместе школу (при этом хотя бы один из них должен иметь другие признаки участия в деструктивных течениях).
- Опасные группы в социальных сетях можно разделить на две группы:
- Группа смерти: «Cиний кит», «Разбуди меня в 4. 20», «Тихий дом», «Я в игре», f57, f58, «Рина», «Няпока», «50 дней до моего...»
- Опасный досуг: «Беги или умри», зацеперы, Заброшенки, челленж 24 часа, анорексичные группы, шоплифтинг.
У каждой группы есть свой знак, логотип. Это или символика богов, изображения ножей, лезвий, фотографии в черных, серых и красных тонах. Также в группе может присутствовать соответствующая музыка, которая погружает в транс и депрессию. Если человек находится в таком состоянии, им легко управлять.
Проблематика вовлеченности молодежи в деструктивные группы сети Интернет в настоящее время весьма актуальна. Данная проблема не только российская, но и международная.
Огромным фактором риска, является то, что благодаря социальным сетям мы получаем очень широкий охват именно подростковой аудитории.
Одной из главных психологических проблем вовлеченности молодежи в деструктивные группы сети Интернет является суицидальное повеление молодежи. Подростковый возраст, по мнению О.В. Хухлаевой, начинается 10-11 годами и заканчивается 15-16. Данный период в психологии характеризуется кризисом. Это момент перехода от детства к взрослой жизни. Сложность кризиса этого возраста – не только появление внутренних конфликтов, но и конфликтов с окружающим миром. Зачастую трудности и проблемы, возникающие на пути молодого человека, он не в силах решить самостоятельно.
Самоубийство, суицид, – это умышленное лишение себя жизни. Суицидальным поведением называют осознанные действия, направляемые представлениями на лишение себя жизни.
В настоящее время влияние сети Интернет на суицидальное поведение молодежи возрастает. Появляются сайты, посвященные данной тематике, в результате чего проблема в последние годы регулярно получает пристальное внимание средств массовой информации.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение подростков к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.
Как утверждает Е.В. Змановская, суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа. А.Е. Личко отмечает, что всего у 10 % подростков имеется истинное желание совершить самоубийство, в 90 % случаев оно является криком о помощи. Таким образом, можно утверждать, что подростковый суицид обусловлен не истинным желанием умереть, а, скорее, эмоциональной и личностной незрелостью.
Общение в Интернете и социальных сетях, в частности, в деструктивных группах, иногда направлено на поддержку суицидальных устремлений. Ввиду того, что на поведение подростков огромное влияние оказывает группа сверстников, Интернет-ресурсы, посвященные тематике самоубийства, зачастую мотивируют подростка к суициду и «нормализуют» такой способ решения проблем.
Таким образом, сложившаяся к настоящему времени тенденция ухода молодого поколения от внешнего мира в виртуальную реальность в попытках убежать от проблем, поисках стабильности, разрешения внутриличностных конфликтов, поисках «лидера» и попытках самоутвердиться в глазах других, привели к тотальной проблеме вовлеченности молодого поколения в Интернет-сообщества, направленные на дезорганизацию и саморазрушения личности.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 672 с.
- Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // XIII съезд психиатров России. – М., 2019. – С. 285-286.
- Бенедиктова А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 5. – С. 228-236.
- Идрисова Н.Г. Зависимое поведение: механизмы формирования и методы коррекции. – М.: ИИКЦ «Эльф-3», 2018. – 176 с.
- Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М.: Гендальф, 2019. – 279 с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология: учебное пособие для прикладного бакалавриата.– Люберцы: Юрайт, 2016. – 219 c.
Зиновьева Анастасия Руслановна – практический психолог, студентка 4 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное
e-mail:
Зиновьева А.Р. Вовлеченность молодежи в деструктивные группы сети интернет как психологическая проблема. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).