ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Крючкова И.В. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описано исследование, направленное на выявление социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности. Показаны результаты диагностики и сопоставительного анализа уровня тревожности и особенностей социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста.  

Ключевые слова: социометрический статус, дети дошкольного возраста; уровень тревожности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. Этот возрастной этап характеризуется интенсивным психическим развитием. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В связи с этим значительное количество, как отечественных, так и зарубежных исследований посвящено изучению дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, А.-П. Клермон и многие др.).

В дошкольный период развития ребенок начинает интенсивно развивается как субъект общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка на третьем году жизни. К этому периоду сформированы многие составляющие потребности в общении: интерес ребенка к другому человеку, эмоциональный отклик на его действия, стремление привлечь внимание к себе, выяснить оценку другими людьми своих действий и поступков [4].

Существенные изменения претерпевает мотивация дошкольника к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции [6].

Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать, и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. По мере их усвоения дети 6-летнего возраста начинают использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей [4].

Межличностные отношения являются совершенно необходимым условием бытия людей. Для детей дошкольного возраста их важность определяется сензитивностью данного периода к общению и личностному взаимодействию как внутри семьи, так и за ее пределами. В процессе общения формируются все психической функции ребенка, его процессы и свойства его личности. Отношения в дошкольном возрасте становятся тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, и во многом определяет его дальнейшую судьбу [6]. 
Характер отношений дошкольника со взрослыми и со сверстниками во многом влияет на эмоциональное самочувствие и психическое состояние ребенка. Она может быть благоприятным и комфортным, а может вызывать тревогу, беспокойство, волнение и даже невротические реакции [1].

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что количество детей дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности неуклонно растет. Высокий уровень тревожности является самым распространенным поводом обращения родителей к психологу. Проблемой детской тревожности, причинами ее возникновения, динамикой занимались такие ученые, как В. Амен, М.И. Буянов, Х. Граф, А.И. Захаров, И. Лангмейер, З. Матейчик, А.С. Семенюк, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, А.И. Фурманов и др.
Проблема тревожности относится к категории сложных проблем психологии. В зарубежной психологии она представлена достаточно содержательно и обширно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме также начинают приобретать систематичный характер. В последнее время стали появляться работы, отражающие специфику развития тревожности дошкольников при возможности оценки ее уровня у детей начиная с 3-летнего возраста. В большинстве работ, рассматривающих возникновение и развитие тревожности, осуществляется психодинамический подход. Разделяющие его авторы исходят из того, что уже в дошкольном возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний [2]. А.И. Захаров отмечает, что свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении.

В ряде работ по изучению свойств нервной системы убедительно показана важная роль ее силы в динамике психических состояний. Так, Н.Д. Левитов прямо указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.

Причиной тревожности также являются межличностные отношения ребенка со значимыми взрослыми. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем – другие взрослые и сверстники)» [цит. по 5].
Одной из причин повышенного уровня тревожности ребенка может являться его статус в группе дошкольного образовательного учреждения. Расхождение между положением, фактически занимаемым ребенком в группе детей, и положением, которое он стремится занять является одним из значимых источников аффекта, связанного с высокой степенью тревоги.

К старшему дошкольному возрасту можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам [3].
А.М. Прихожан подчеркивает, что повышенная тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного школьного возраста [5]. 
Несмотря на большое количество работ по проблеме тревожности, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.

Гипотетически мы выдвинули предположение, что особенности социометрического статуса дошкольников будут связаны с уровнем их тревожности. Эти два параметра тесно взаимосвязаны. 
Для подтверждения этой гипотезы было организовано исследование социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности.

Цель исследования – изучить особенности социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности.

Экспериментальные задачи исследования. 
Изучение показателей тревожности и социометрического статуса ребенка дошкольного возраста.
Анализ эмпирических данных на предмет наличия различий в социометрическом статусе дошкольников с разным уровнем тревожности.

Методы и методики исследования. Теоретические – анализ психологической литературы по проблемам тревожности и социометрического статуса ребенка дошкольного возраста. Эмпирические – опытно-экспериментальное исследование межличностных отношений в детском коллективе методом игровой социометрии; выявление уровня тревожности при помощи методики: Проективный тест тревожности для детей 4-7 лет Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; игра-беседа «Секрет» Т.А. Репиной. Статистические: методы описательной статистики, χ2-критерия для двух эмпирических распределений с использованием прикладной программы SPSS 18.0

База исследования. В исследовании приняли участие дети старшей группы Муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений Петровского муниципального района Ставропольского края города Светлограда МБДОУ «Детский сад №48 "Одуванчик"», МКДОУ «Детский сад № 44», «Детский сад №47». Исследование проходило индивидуально с каждым ребенком. Средний возраст испытуемых 6,5 лет. Объем выборки составил 60 человек.

Проективный тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена позволяет выявить не только уровень тревожности детей дошкольного возраста, но и определить индивидуальный индекс тревожности, выраженный в процентах. Это дает возможность оценить выраженность тревожности у детей дошкольного возраста более дифференцированно. Так, индекс тревожности, варьирующий в пределах от 0 до 20%, свидетельствует о наличии низкого уровня тревожности, индекс тревожности, варьирующий в пределах от 20 до 50%, свидетельствует о наличии среднего уровня тревожности, индекс тревожности выше 50% свидетельствует о наличии высокого уровня тревожности.

Результаты диагностики уровня тревожности детей дошкольного показали, что из 60 респондентов 8 имеют низкий уровень тревожности, 20 детей имеют высокий уровень тревожности, 32 – средний уровень тревожности. Таким образом, в исследуемой нами выборке 53,3% детей имеют средний уровень тревожности, 33,3% – высокий, 13,3% низкий уровень тревожности (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста 


Следует отметить, что два дошкольника получили максимальный балл – 100%, что говорит о высокой выраженности тревожности. Четыре дошкольника получили высокий балл, располагающийся в диапазоне от 90 до 100%. Три дошкольника из 60 имеют минимальный индекс тревожности, численный показатель которого располагается в диапазоне от 0 до 20. В целом по группе средний коэффициент тревожности равен 41,3. Данный показатель расположен в диапазоне среднего уровня тревожности.

Качественный анализ результатов, полученных с помощью данной методики, предполагает анализ каждого ответа ребенка отдельно. Так, было выявлено, что дети с высоким уровнем тревожности чаще всего делали отрицательный выбор в следующих ситуациях: рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети с высоким и средним уровнем тревожности делали отрицательный выбор так же в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»).

Следует особо отметить, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Таким образом, исследование уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста выявило наличие преимущественно среднего уровня тревожности.

Анализ исследования социометрического статуса дошкольников показал, что 26,7% дошкольников имеют статус «звезда». Для них характерны следующие черты – жизнерадостность, дружелюбность, отзывчивость, эмпатичность. Такие дошкольники привлекательны для других. 41,7% исследуемых имеют статус «принятый». Это самый благоприятный статус. С ним хотят общаться, тянутся другие дети. Они более спокойно себя чувствуют. 21,6 % детей со статусом «не принятый». Это менее благоприятный статус. Для дошкольников с таким статусом характерно наличие небольшого количества друзей в группе (чаще всего 1 близкий друг). 10% из исследованной выборки составляют дети со статусом «изолированный». Это дети, находящиеся в изоляции, на них не обращают внимание. Это крайне неблагоприятный статус.

Таким образом, по результатам нашего исследования большее количество дошкольников имеют статус «принятый», далее – «звезда», изолированный и менее всего в исследуемой выборке представлен социальный статус «не принятый». Далее исследуем особенности социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности.

Анализ результатов исследования социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности позволил выявить следующее: дошкольники с социометрическим статусом «звезда» имеют преимущественно низкий уровень тревожности (20%). Средний уровень имеют 3,3% детей. Высокий уровень тревожности в группе детей с социометрическим статусом «звезда» не представлен.

Дети с социометрическим статусом «принятый» в большинстве имеют средний уровень тревожности (35%). Высокий уровень у 1,7 % детей. Низкий уровень тревожности у 3,3% дошкольников.
 У дошкольников с социометрическим статусом «не принятый» преимущественно высокий уровень тревожности (11,7%). Низкий уровень не представлен. Средний уровень тревожности в группе с социометрическим статусом «не принятый» показали 5% детей.

Исследуемая группа с социометрическим статусом «изолированный» в большинстве имеет высокий уровень тревожности (15%). Низкий уровень тревожности в данной группе не представлен. Средний уровень тревожности в группе с социометрическим статусом «не принятый» выявлен у 5% детей.
Рассмотрим данные результаты с точки зрения особенностей социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности. 


Рисунок 2. Особенности социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности

Таким образом, дошкольники с низким уровнем тревожности имеют преимущественно статус «звезда» (20%), «принятый» (1,7%). Статусы «не принятый», «изолированный» не представлены. То есть успешные в общении дошкольники преимущественно имеют низкий уровень тревожности. Можно предположить, что тревожность как качество личности является некоторым препятствием в общении дошкольников со сверстниками.

Отсутствие тревожности в некотором роде определяет успешность построения контактов со сверстниками и способствуют выбору не тревожных дошкольников сверстниками.

В группе дошкольников со средним уровнем тревожности представлены все возможные статусы. Но преимущественно дошкольники со средним уровнем тревожности имеют наиболее благоприятный статус «принятый» (35%). Средний уровень тревожности способствует более легкому контакту со сверстниками и позволяет иметь достаточно высокий социальный статус.

Дети с высоким уровнем тревожности преимущественно имеют статус «изолированный» (15%). У 11,7% дошкольников с высоким уровнем тревожности имеется статус «не принятый», который также является неблагоприятным. Вполне возможно, это связано с тем, что у детей с низким социометрическим статусом есть сформировавшиеся личностные качества, которые способствуют затрудненному общению со сверстниками. В частности, недостаточно развитые коммуникативные навыки, инициативность, неумение работать с правилами и другие психологические качества не дают дошкольникам с низким социометрическим статусом возможности организовать и участвовать в игровом процессе. А игра, как известно из многих исследований, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, через игровые отношения происходит и общение со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дошкольники с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятные социометрические статусы, с низким уровнем тревожности – наиболее благоприятные. То есть, гипотеза нашего исследования о том, что у дошкольников с разным уровнем тревожности социометрический статус будет различен, подтвердилась. 

Литература

  1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 288 с.
  2. Колпакова М.Ю. Корни тревоги // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – Т.11. – №3. – С. 74-86. 
  3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003. – 160 с. 
  4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.-Воронеж, 2000. – 304 с. 
  6. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. – 240 с.

Об авторе

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Ссылка для цитирования

Крючкова И.В. Особенности социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).