ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

КАРТИНА МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования картины мира у детей младшего школьного возраста в условиях воздействия средств массовой информации. Обозначено общее понимание концепта «картина мира». Показана роль средств массовой информации в формировании картины мира в младшем школьном возрасте. Представлено описание программы психологического консультирования ребенка младшего школьного возраста, позволяющей сформировать картину мира, значимую для развития личности.

Ключевые слова: картина мира, младший школьный возраст, средства массовой коммуникации, психологическая безопасность личности, развитие личности.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современная ситуация в области человековедения характеризуется расширением влияния средств массовой информации, в центре внимания которых находятся вопросы о специфике существования человека в мире, о природе и внутренних закономерностях формирования человека, его целостности и ценностях. Эти вопросы находят свое разрешение в синтезе различных областей гуманистического познания, взаимопроникновении методов в таких науках, как философия, естествознание, культурология, психология. Так, философский ракурс смыслогенеза в формировании картины мира в анализе онтологических оснований человеческого бытия представлен как в работах классических философов (Ж.О. Ламетри, Б. Паскаль, И. Кант, Г. Гегель), так и в постклассической философии (Э. Гуссерль, Э. Кассирер, Ж.П. Сартр, М. Фуко, М. Хайдеггер). Существенный вклад в разработку процессуальной картины мира внесли отечественные философы Н. Бердяев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет.

Одним из актуальных направлений современной психологии является изучение картины мира личности. Данная категория активно исследовалась в психологии Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, которые внесли собственный оригинальный вклад в решение вопроса о возникновении и функционировании смыслообразующей картины мира, как в индивидуальной психике личности, так и в коллективном психическом. Исследования значений субъективной картины мира, посвященные вопросам формирования и развития индивидуальной системы представлений о мире, обществе, о себе как существующих в социуме смыслов представлены в работах Ю.А. Аксенова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Петренко, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова и др.

Картина мира существует в сознании каждого человека. И.А. Грешилова отмечает, что в историческом развитии человечество с определенной периодичностью проявляло интерес к теме природы, общение с ней, к возможностям ее благотворного воздействия на формирование здоровой психики, всего образа жизни и деятельности человека [1]. Анализ источников показывает, что большинство имеющихся на сегодняшний день исследований базируются на изучении формирования субъективной картины мира, сложившейся в процессе взаимодействия индивида с социумом, беря в расчет события личной жизни, отношение личности к окружающим и к себе. Авторы детально анализируют психологические механизмы присвоения личностью значений в картине видения мира.

Картина мира, согласно Р.М. Гринфильду [12], – это видение мироздания, характерное для того или иного индивида, представления индивидов о самих себе, своей активности в мире. Описание картины мира он называл приемом (исследовательским методом), с помощью которого сам исследователь может посмотреть на мир глазами другого.

Содержание «картины мира» было сформулировано Н.Н. Королевой [3] для обозначения существующей в индивидуальном сознании подвижной системы связанных образов и представлений о системе мироздания, ее структуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности. По мнению автора, фрагменты социального опыта «осаждаются» неповторимым образом, образуют уникальную конфигурацию индивидуального субъективного мира. Картина мира, будучи частью общей картины мира человека, неразрывно связана с картиной мира социального, в частности, с представлениями о том, какова социальная структура общества, как оно функционирует, что нужно делать, чтобы достичь успеха, и т.п. Картина мира складывается из целого ряда компонентов, взаимосвязанных между собой: базисных понятийных и символических концептов, включая центральный концепт событийного ряда; представлений об актуальных проблемах социальной сферы и путях их решения; образов Я и персон. Установлено, что аспекты формирования картины мира и изменение личности к миру и, прежде всего, к себе порождают неизбежные конфликты развивающейся личности как с другими людьми, так и с самим собой (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.А. Реан, А.М. Прихожан, Ст. Холл, К. Левин, Э. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Неадекватная картина мира является основой предпосылкой попадания человека в экстремальные ситуации [5].

Для становления личности важным является воссоздание способов осмысления собственной картины мира и видение мира другого человека. При таком подходе человек предстает не как объект психологического воздействия, а как равноправный партнер в диалоге, эксперт собственной картины мира. Процесс объективации фрагментов собственной картины мира и работы с ними дает возможность перевести в область осознания «проблемные зоны», прочувствовать их, сконструировать и осуществить внутреннюю регуляцию своих представлений о реальности, изменить неконструктивные способы поведения. Формирование адекватной картины мира играет значительную роль в обеспечении психологической безопасности личности [6].

Формирование картины мира младшего школьника происходит в процессе социализации (первичной или ранней). Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс: родители, школа, сверстники, учителя, средства массовой информации, представители средств массовой информации. Все перечисленные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, однако семья, как правило, остается наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и самый мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче ценностей, веры и норм, свойственной данной культуре.

Картина мира школьников – это совокупность эмоционально окрашенных образов и представлений об окружающей действительности [7].

Картина мира школьников сегодня становится предметомприкладных исследований, так как возрастает прагматичный интерес к тому, как в современной ситуации наиболее активно использовать социальные технологии, направленные на повышение доверительных отношений к миру и рассматривается как личностная характеристика, результат мировоззрения, выраженный в представлениях о мире. Механизм формирования у детей различных психических процессов (представлений, мышления, речи и т.п.) исследовали в своих трудах Л. Гримак, Н. Виноградова, О. Тютюник, Ж. Пиаже, С. Дерябо, Д. Петяева. Они обосновали понятие картины мира, определили структуру этого психологического образования, предложили современную инновационную технологию и методологию для детей разных возрастных групп, систему занятий соответствующей тематики.

У школьников приобретенные знания включаются в общую систему их взглядов на жизнь и на свое будущее. В этот период возникает устойчивая иерархическая структура познавательной сферы, которая в развитой ее форме предполагает усвоение определенных ценностей, которые станут доминирующими мотивами дальнейшего поведения. С точки зрения нормального личностного развития уже в младшем школьном возрасте должна появиться потребность реализовывать и направлять активность по отношению к выбранной цели.

М.В. Телегин рассматривает младший школьный возраст как время начала процесса становления мировоззрения человека. Представления о мире рассматриваются как основа изучения мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают как ориентированная основа действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире. Автор подчеркивает, что природа является системным образованием. Эффективным следует признать целостно – системный методологию, при которой каждый элемент становится понятным только в связи с другими, со всей системой [11].

И.В. Егоров рассматривает такую характерную черту мышления младших школьников как артификализм – представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Автор считает, что для детей характерен когнитивный субъективно-прагматический тип отношения к миру [2].

Характер отношения младших школьников к объектам живой природы, в основном, обусловлен степенью развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, другими словами, уровнем развития их познавательной сферы. В то же время для этого возраста характерно анимистическое восприятие мира – наделение физических объектов сознанием, волей, «душой» (anima), т.е. восприятие их как субъектов. Однако свойственная детскому мировосприятию эгоцентричность мышления обусловливает прагматический контекст отношения к природе. Такое отношение к образу мира младших школьников может быть обозначено как субъектно-прагматический и субъектно-познавательное [2].

К серьезным противоречиям, связанным со становлением целостной картины мира в сознании младшего школьника, следует отнести наличие иррационального восприятия окружающих явлений и недостаточная работа со стороны взрослых для поиска путей преодоления этого наивного мировосприятия, так как для успешного развития личности необходимо воспринимать мир не фрагментарно, а целостно. У младших школьников имеются для этого все необходимые объективные психологические предпосылки, есть тенденции для осознанного перехода своего восприятия к причастности миру как целой картины. Познавательная деятельность представляет собой деятельность по социально опосредованному усвоению знаний и умений, необходимых для полного видения картины мира человеком, и которая, кроме того, предполагает саморазвитие личности [10]. У младшего школьника учеба обычно приобретает смысл учебно-познавательной деятельности, начинает развиваться содержательная ценностно-смысловая сфера, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, другим людям.

В настоящее время концепт «картина мира» формируется и под влиянием средств массовой информации. Массовая коммуникация, представляет собой социально обусловленное явление. Ее основной функцией является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

В свое время Г. Маклюэн высказал идею о том, что средства массовой информации следует рассматривать как «посредника», введение которого вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром, реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни. В этом случае все средства массовой коммуникации оказываются внешними расширениями человека, непосредственными техническими продолжениями его тела, органов чувств и способностей. Будучи таким расширением, они в конечном итоге, отделяются от человека и обретают над ним власть [8].

Средства массовой информации выполняют целый ряд социальных функций. К наиболее значимым функциям относятся: информирование, социально-политическое воздействие, экономическое стимулирование потребления и развлечение.

Опираясь на теорию «культурных эффектов», можно сделать вывод о том, что периодическое или постоянное повторение через средства массовой информации одних и тех же идей, стереотипов, интерпретаций влияет на «представления» аудитории об окружающем мире. В рамках данной теории признается важность социальных отношений [9].

Независимо от того, какую функцию по отношению к реальности выполняют средства массовой информации, и какие модели репрезентации ими используются, результатом их актуализации становится создание информационных событий, совокупность которых составляет основное содержание деятельности медиа в процессе конструирования мира.

Средства массовой информации предоставляют механизмы персональных и групповых идентичностей, активно влияющих на социальную структуру и позволяющих поддерживать собственную «картину мира», предполагая воспроизводство ее соотнесения с референтной группой. Можно также говорить о том, что средства массовой информации в целом отвечают за формирование индивидуального смыслового образа «реального мира», который выстраивается на основании информации, поступающей к конечному потребителю с индексом «реальной», прежде всего, новостной информации. Одна из особенностей средств массовой информации заключается в том, что они усиливают воздействие этого индекса за счет эффекта присутствия, предоставляя возможности эмоционального соучастия и непосредственной визуализации «всей картины происходящего».Основным способом организации отражаемой действительности является композиция, объединяющая все его компоненты в довольно жесткую структуру, динамическое представление которой возникает за счет смены, чередования событий, имеющих разную смысловую и оценочную нагрузку.

Манипулятивное воздействие направлено на все функции личностного сознания – мышление, чувство, воображение, внимание, память.Эффективным средством манипуляции общественным сознанием являются социальные мифы, которые в индустриальном обществе целенаправленно фабрикуются и распространяются средствами массовой информации. Подобные явления приводят к разрушению психологической безопасности личности [4]. Задача преодоления обозначенного негатива – в простой и наглядной форме дать ориентиры, способные мобилизовать волю и эмоциональную энергию индивида. Сила воздействия средств массовой информации в том, что они, используют нравственные и эстетические смыслы, предъявляют сюжеты чудодейственного преобразования социальной реальности в прекрасную или ужасную иллюзию. Таким образом, средства массовой информации, используя специфику и возможности воздействия на сознание через манипуляцию образами и чувствами, не только формируют определенную «картину мира», но и наполняют ее транслируемыми смыслами.

Очевидно, что практика психологического консультирования детей младшего школьного возраста должна учитывать воздействие средств массовой информации на личность. Вопрос о выборе образовательного и развивающего маршрута ребенка, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную и социальную среду исходит из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка.

Разработанная нами программа консультативного сопровождения детей органично встраивается в образовательно-развивающую работу с ними, направленную на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи психолога-консультанта; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие задания с элементами когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов.

Цель программы – организация работы педагогов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения психического развития школьников и оказания им помощи в освоении «картины мира» в рамках начального общего образования при помощи средств массовой информации (в том числе интернета).

Программа обеспечивает:

- выявление и удовлетворение особых образовательно-развивающих потребностей младших школьников при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию со средствами массовой информации;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом особенностей психофизического развития;

- создание безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; соблюдение допустимого уровня нагрузки;

- проведение групповых и индивидуальных развивающих занятий.

Корректировка психологического развития осуществляется также в рамках формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами медийной информации.

Методические принципы построения образовательно-развивающего процесса направлены на обеспечение освоения обучающимися «картины мира» и включают: усиление практической направленности усваиваемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опору на жизненный опыт обучающегося; опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; введение в содержание учебных программ разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения развивающих задач.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

- комплексности: при составлении плана работы с каждым обучающимся учитываются его показатели учебной успеваемости; результаты психологической и педагогической диагностик;

- достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, семьи, условий обучения и воспитания;

- гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

- целесообразности: интеграция усилий педагогического коллектива и родителей.

Программа психологического консультирования позволяет оценить усилия и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Результатом развивающей работы младшего школьника мы рассматривали не столько успешное освоение ими основной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций по видению «картины мира»:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Картина мира младшего школьника проявляется через отношение между его личностным восприятием и окружающей действительностью, которое возникает в смысловой реальности. Картина мира является своеобразным феноменом встречи личности с миром, представляя собой перекресток значений как безличного объективного бытия, содержащего социальную информацию о явлениях, и личностных переживаний о собственных представлениях через субъективное бытие.

2. Картина мира определяется познанием и актуализируется потребностью младшего школьника, отражая как его личностный опыт, так и систему знаний об окружающей действительности. Смыслообразование картины мира происходит двумя способами: осознанно и неосознанно. При осознанном восприятии реальности происходит накопление поверхностной и глубинной информации о картине мира. Если же встреча личности с миром неконструктивна, то смысл восприятия картины мира манифестируется через искажающиеся симптомы.

3. Сущность неадекватности со-бытия личности проявляется во фрустрированности базовых потребностей личности. Структурирование картины мира при этом происходит с помощью разных стратегий взаимодействия мира и личности. Эти стратегии определяются функцией, которую выполняет познание на конкретном уровне видения картины мира.

4. При осмыслении картины мира через источники средств массовой информации осуществляется взаимодействие индивидуально-личностного и социально-личностного понимания себя. Смысловое содержание познания мира при этом функционирует как ориентация личности в мире, являясь индикатором конкретной стратегии в зависимости от осознания, либо не осознания реальной ситуации.

5. Формированию картины мира и необходимых качеств личности младшего школьника в противовес влиянию средств массовой информации способствует специальная программа психологического консультирования, которая оказывает значимое влияние на успешность личностного развития.

Итак, по результатам изучения проблемы влияния средств массовой информации на формирование картины мира ребенка младшего школьного возраста нами была составлена и проведена программа психологического консультирования. Данная программа в плане целостного осмысления мира обеспечила становление и развитие интегральной, целостной личности, способной к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию, к обретению культуры личных смыслов, обусловила рассмотрение смысловую составляющую младшего школьника основой содержания в современной ситуации развития.

 

Литература

  1. Грешилова И.А. Философский образ мира в педагогической антропологии. – М.: Либроком, 2012. – с.44.
  2. Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С. 75.
  3. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: Дисс. ... канд. психол. наук. – СПб., 1998.
  4. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2005. – Т. 53. № 9. – С. 147-148.
  5. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. – 2009. – № 12. – С. 23-31.
  6. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 4. – С.350-354.
  7. Медведева Н.Г. Формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Курск, 2009. – 23с.
  8. Николаев В. Герберт Маршал Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» // Отечественные записки. – 2003. – № 4.
  9. Осипова Н.Г. Теория и практика «влияния» средств массовой информации в современной зарубежной социологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2001. – № 1.
  10. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников: Дисс. … докт. психол. наук. – Ставрополь, 2003.
  11. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – 72 с.
  12. GreenfieldMind and Media: The Effects of Television, Video Games, and Computers. – Cambridge Mass.: Harvard University Press, 2004. – p.32.

Об авторе

Мищенко Ирина Николаевна – студентка магистратуры по направлению 030300.68 – «Психология» (магистерская программа «Психологическое консультирование и психотехники развития личности»)ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мищенко И.Н. Картина мира младшего школьника как объект воздействия средств массовой информации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.