ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Халяпина А.И. (г. Ставрополь)

ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается эффективность нового направления психотерапии – логотерапии при коррекции различных речевых и психологических дефектов у дошкольников. Описана роль логотерапии в коррекции речевых патологиях, семейного климата, конфликтам, комплексам и травмирующим ситуациям в детстве. Представлена модель взаимодействия родитель-ребенок, где подчеркивается значение эмоциональной стабильности родителей при зарождающихся дефектах ребенка. Затронута проблема гипердиагностики болезней и устаревший подход лечения всех речевых патологий. Рассмотрена концепция В. Франкла, его экзистенциальный кризис и следующие за ним ноогенные неврозы, способствующие распаду психического состояния и возникновению речевых дефектов, как первичных, так и вторичных.

Ключевые слова: логотерапия, психотерапия, дефект речи, эмоциональное состояние ребенка.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Вопрос о речевом развитии ребенка в настоящее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. В современной педагогической науке выделяется относительно новое прогрессивное направление – логотерапия. Направление логотерапии базируется на принципах гуманистической психологии и психоанализа. Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах, что является пусковым механизмом к формированию новых прогрессивных речевых патологий, как первичных, так и вторичных.

В современном мире среди детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается активный рост дефектов речи, таких как заикание, дисграфия, алалия и дизартрия и ринолалии [6]. Представляется важным исследование речевых особенностей дошкольников и адекватная оценка эффективности логотерапевтичекого вмешательства. Поэтому целью данного исследования стало изучение изменения эмоционального состояния дошкольников, а также динамика речевых изменений с учетом применения логотерапевтических процедур.

 При дизартрии и ринолалии возникает нарушение полноценного процесса коммуникации, что приводит к различным личностным нарушениям, в этой связи коррекционно-педагогическая работа предполагает не только формирование и закрепление правильного механизма голосообразования но и коррекцию личности. Отправной точкой патогенеза изменений личности у лиц с нарушениями является реакция на психотравмирующие обстоятельства, в частности, невозможность полноценного общения. Для устранения выявленных нарушений необходимо комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, реализующееся по следующим направлениям: психотерапевтическое и логотерапевтическое воздействие, развитие физиологического и фонационного дыхания, развитие артикуляционно-резонаторной системы, постановка голоса и расширение его диапазона, развитие речевого слуха и фонетическая ритмика, координация общей моторики. Логотерапия выступает как единый процесс лечебных и педагогических мероприятий, не допускающий замены одних другими. Ведущее значение в логотерапии придается побуждению к активному сознательному участию в борьбе против патологических факторов, когда психотерапия выступает как целостная система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов лечебного воздействия на личность, а через него и на болезнь, активную деятельность больного, преодоление неадекватных болезненных реакций. Применение психотерапии для лечения требует глубокого знания типа личности, ВНД больного, его индивидуальных особенностей характера, темперамента.

Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности» [2]. Уровень развития личности, а именно ребенка дошкольного возраста, определяет речь, которой он обладает и использует в повседневной жизни. Патологии речи сейчас становятся более обширными, имеют различную глубинную природу и зачастую определяются генетически, поэтому очень часто мы можем говорить о наследственных, врожденных, а не приобретенных патологиях.

Речевое развитие ребенка во многом отражает социальную среду, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному. Речевой и психологический дефект определяет развитие различных сторон личности, влияет на все компоненты здоровья: физический, социальный и духовный [2].

В настоящее время существует огромное количество медицинских исследований, направленных на решение проблемы речевой патологии различного генезиса. Специалисты смежных областей: неврологи, психологи, логопеды и дефектологи стремятся разработать новые пути, методики и схемы лечения речевых дефектов, как первичных, так и вторичных. Такие врачи, как П. Брока, К. Вернике, И.А. Сикорский и другие доказали, что в основе многих речевых нарушений лежит функциональная способность структур мозга, образующих как непосредственно речевые центры, так и центры, связанные с речеобразованием.

Функция правильной речи основывается на физиологическом фундаменте: нормальный слух, дыхание, голос, артикуляционный аппарат, и центральная нервная система, регулирующая их деятельность. Малейшее отклонение от физиологической нормы в работе перечисленных структур, следствием отражается на речевом здоровье ребенка. Так, примерно в 70% случаев в этиологии речевых нарушений лежит поражение головного мозга, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов. 25% составляет группа детей, на качество речи которых отразилось в той или иной степени патологическое состояние слуховой, зрительной или дыхательной систем. И лишь 5% составляют нарушения речи, связанные с неблагоприятными условиями окружения и воспитания [7].

При любом подозрении на наличие речевого дефекта, родителям необходимо дополнительно обследовать ребенка у таких специалистов как: ЛОР-врач, невролог, клинический психолог, психиатр, клинический логопед.

Имея развернутую диагностику, уже не субъективного, а объективного плана общего соматического и неврологического статуса составляется индивидуальный медико-коррекционно-логопедический маршрут, куда включаются медикаментозные и физиотерапевтичекие процедуры, рекомендованные узкими специалистами. При этом, медикаментозное лечение проводится дифференцированно, оно включает в себя общеукрепляющую и специальную, строго индивидуальную терапию [4].

Подобный комплексный подход, позволяет не только быстро и качественно исправить речевые дефекты, но и оздоровить речь в целом, базово подготавливая дошкольника к школьному обучению.

Особенно тщательно необходимо подходить к детям с заключениями ТПМПК – ОНР, ТНР отягощенного генеза. Дополнительное обследование этих детей нуждается в обязательном порядке, так как, без медикаментозного лечения эффективность логопедической работы с этими детьми будет носить временный, не всегда эффективный характер [5].

Следовательно, большинство специалистов, в первую очередь рекомендуют медикаментозное лечение, устраняющее причины, провоцирующие дефекты речи. В связи с этим можно подчеркнуть актуальную на данный момент проблему – проблему гипердиагностики. В результате многочисленных исследований был сделан вывод о собирательной природе речевых патологий; было впервые предложено не лечить нарушения речи, а воспитывать их. Недостаточное внимания к эмоционально-психологической сфере нарушения спровоцировало порочный круг речевых нарушений [8].

Логотерапия в данный момент является прогрессивным методом воспитания дефектов речи посредством психоанализа, прорабатывания травмирующих ситуаций детства. Логотерапия проводится комплексно и является составной частью общего лечебно-коррекционного процесса. Совместная работа с неврогологом, психологом и психиатром обеспечивает нормализацию отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизацию механизмов психической адаптации, а также профилактику нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.

Психологическую и логотерапевтическую помощь в зависимости от используемых средств подразделяют на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д. [3]. Лечению логотерапией поддаются речевые патологии, имеющие экзогенную глубинную природу. Логотерапевты впервые ставят под сомнение, что речевые нарушения, а также комплексы, конфликты, детские травмы патогенны сами по себе. Если они становятся таковыми, то это во многом происходит в связи с духовно-психическим состоянием ребенка в раннем детстве. Элизабет Лукас ссылается на данные Лене Скольник: «Часто приводят аргумент, что негативные семейные обстоятельства ведут к неправильному развитию детей. Но факт в том, что большинство детей, у которых были нарушения в раннем развитии и которым пришлось рано страдать, вырастают совершенно нормальными взрослыми.» Травматический опыт страданий в детском возрасте был переоценён [1].

Логотерапия предполагала индивидуальный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и нозологии. Коррекционная работа проводится дифференцированно в зависимости от степени фиксации на своем дефекте и сенсорной модальности. Необходимо добиться активного и сознательного участия пациента в процессе речи и преодоления дефекта, создать положительную эмоциональную установку на выздоровление. Дошкольник не всегда способен адекватно оценить свой речевой дефект, в большинстве случаев ребенок может не замечать искаженной речи. Но есть ряд пациентов, которые очень чувствительны к имеющемуся нарушению, дети стесняются, не хотят вступать в коммуникацию, боятся допустить ошибку. В данном случае требуется особое психотерапевтическая интервенция, а также клинико-психологическое вмешательство. Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу. Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента.

Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, достигается с помощью применения следующих методов:

  • искоренение страха публичных выступлений;
  • тренировка памяти и внимания;
  • тренировка определенных коммуникативных навыков;

Среди индивидуальных методов терапии детей с речевыми патологиями чаще используются рациональная психотерапия и аутогенная тренировка. Рациональная психотерапия в младшем школьном возрасте имеет определенные особенности. При специфических расстройствах речи более эффективны косвенные формы внушения, не слишком вербализованные. Беседы лучше проводить в игровой форме. Целесообразно включать в сеансы психотерапии такие виды занятий, как лепка, рисование и другие, заведомо легко выполнимые для ребенка. Успех в каком-либо виде деятельности и похвала со стороны взрослого наилучшим образом способствуют повышению уверенности в себе и формированию активной жизненной позиции ребенка,  и в целом благотворно сказываются на социализации детей [9].

В процессе аутогенной тренировки вырабатываются способности мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться, продуктивно отдыхать, снимать фобические реакции и отрицательные эмоциональные переживания. Для проверки эффективности аутогенной тренировки при коррекции дислексии Н. Frey (1978) произвел сравнение 2 групп детей с дислексией по 60 человек в каждой. Одна из групп участвовала в коррекционных занятиях по стандартной методике; другая – дополнительно в начале урока выполняла упражнения аутогенной тренировки. При сравнении этих групп через год оказалось, что во 2-й группе формирование навыка чтения и спеллинга проходило быстрее, чем в 1-й группе. Кроме того, аутогенная тренировка достоверно снизила у детей с дислексией уровень тревоги и нейротизма [4].

Весьма эффективны методы групповой психотерапии и, в частности, игровые ее варианты. В игровой группе детей со сходными проблемами ребенок быстрее обретает уверенность в себе, легче вступает в контакт со сверстниками. В игре они чувствуют себя уверенно и непринужденно. В работе со старшими дошкольниками предпочтительнее использовать директивный метод руководства игрой. Психотерапевт, берущий на себя директивную роль, руководит ходом и интерпретацией игры. Затем в определенный момент ребенка побуждают играть роль, основанную на его собственной фантазии. Выбор роли для ребенка производится с учетом его индивидуальных особенностей и терапевтических целей. Игры должны включать и упражнения, желательные с педагогической точки зрения. Рекомендуется включать в терапевтические игры музыкально-ритмические упражнения. Они учитывают естественную потребность ребенка в движении и художественном творчестве, развивают чувство ритма и содержат большой эмоциональный заряд.

Ритмико-психомоторная терапия располагает следующими основными упражнениями:

1) упражнения, приучающие ребенка к порядку, укрепляющие дисциплину и способствующие усвоению материала;

2) упражнения на концентрацию внимания;

3) упражнения на усвоение норм социального поведения: коллективизма, умения подчинять личные интересы общественным, брать на себя и адекватно выполнять определенные роли;

4) упражнения на развитие фантазии и представлений. Творческие силы ребенка побуждаются соответствующими ролями [4].

Виктор Франкл писал, что психосоматическая медицина позволяет нам больше понять, почему кто-то остается здоровым, нежели почему он заболевает, и это связано в первую очередь с исполнением смысла. Эмоциональное развитие ребенка, напрямую зависит от психологической осознанности его родителей, от условий жизни, в которых существует ребенок. Франкл дополнил бытующие теории психосоматики ноэтическим измерением, поэтому в логотерапии мы говорим о ноопсихосоматике. Он сформулировал следующее положение: «Иммунное состояние зависит среди прочего от эмоционального состояния, а эмоциональное состояние по большей части зависит от внутреннего исполнения смысла человека.» (Бытующая теория психосоматики относится только ко взаимоотношениям эмоционального состояния и иммунного состояния) [3].

Так как у ребенка эмоциональное состояние тесно связано с духовной направленностью его родителей, их ожиданиями, установками, ориентацией и с тем, как они интерпретирует бытие в мире, оно имеет глубокое влияние на развитие всех систем органов, развитие всех функций, в том числе речевых. Физическое, психологическое и речевое здоровье ребенка зависит от духовного настроя его родителей.

Необходимо применение семейной психотерапии и логотерапии. В лечение различных речевых нарушений и нормализации эмоционального состояния ребенка предлагается система методов направленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдения одним или двумя психотерапевтами одной семьи (супругов, родителей, детей), работа с группой из нескольких семейных пар и др. Может проводиться амбулаторно и стационарно.

Психотерапевтический подход в реабилитации детей с речевым нарушениями немыслим без анализа условий семейного воспитания ребенка, имеющего эти проблемы, и семейного диагноза. Важность этого обусловлена следующими причинами:

  1. Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Еще на диагностическом этапе следует прогнозировать объем помощи, на который способны данные родители, их готовность к сотрудничеству. В практике нередко встречались случаи, когда родители выражали полную готовность сотрудничать, но, столкнувшись с необходимостью систематических ежедневных занятий в течение длительного периода времени, быстро прекращали их. Многие из родителей не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются не сразу, и на определенном ее этапе может возникнуть убеждение в бесполезности прилагаемых усилий и ощущение безнадежности. В социально неблагополучных семьях нередко вообще не приходится рассчитывать на помощь. Тогда следует выбирать организационные формы работы, основывающиеся полностью на внесемейных методах коррекции (специализированные школы-интернаты).
  2. Тип родительского отношения к трудностям ребенка существенно влияет на его душевное состояние, адаптивные возможности и позицию во взаимоотношениях с дефектологом. Как справедливо отмечает Д.Н. Исаев (1982), обычно родители при рождении ребенка оптимистически прогнозируют его будущее, успехи в школе и профессиональные достижения в перспективе. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются даже гипертрофированные ожидания повышенной одаренности у ребенка. Когда такие родители узнают о стойких затруднениях ребенка в письме или чтении, их реакция на данный факт не всегда бывает адекватной. Некоторые из них переживают комплекс собственной вины в случившемся, настойчиво выясняют у врача: чья неблагоприятная наследственность могла быть причиной аномалии. Поиски виновного не способствуют семейной гармонии, поэтому врачу следует быть осторожным с подобной информацией. В ряде случаев неоправдавшиеся амбиции порождают у одного из родителей пренебрежение к ребенку или эмоциональное отвержение его. Такие родители лишь формально выполняют рекомендации врача и педагога, сводя их к минимуму, и объясняют это непослушанием ребенка. Сопровождая занятия дома попреками в адрес ребенка и наказаниями за неудачи, они не столько помогают, сколько мешают коррекционной работе. Следствием этого нередко являются депрессивные расстройства у ребенка и стойкое негативное отношение к трудному предмету. Излишне тревожные родители, чрезмерно фиксированные на проблемах ребенка, несмотря на благие побуждения, легко теряются, бросаются в крайности, создают дома нервозную обстановку [8].
  3. Как отмечалось выше, конечной целью психолого-педагогической реабилитации является повышение адаптационных возможностей ребенка. Необходимая при этом гармонизация личности теснейшим образом связана с условиями воспитания в семье. Нередко встречаются патологические типы воспитания: гипоопека, гиперопека, контрастное воспитание, потворствующее воспитание и др. Необходимость создания оптимальных условий для развития ребенка требует психотерапевтической коррекции патологических типов воспитания.

При логотерапевтическом вмешательстве идет активное решение следующих задач:

1) преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитивном развитии;

2) воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических);

3) обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управлять ими;

4) формирование навыков адаптивного поведения в стрессовых ситуациях, обеспечивающего ребенку и окружающим наиболее благоприятную психологическую атмосферу;

5) коррекция и преодоление имеющихся речевых дефектов.

В основе прямой психотерапии лежат методы разъяс­нения, убеждения и обучения. Логотерапия дол­жна носить характер индивидуальных бесед с ребенком и матерью, проводимых в увлекательной, образной, дос­тупной форме. У детей необходимо воспитывать желание и стремление работать над своей речью, веру в свои силы и возможность преодоления дефекта, что положительно влияет на реализацию коррекционно-педагогической ра­боты и активизирует самостоятельную работу над речью. Косвенная (непрямая) психотерапия широко приме­няется в работе и проводится с ближайшим окружением детей с ринолалией Родители, оберегая ребенка от воз­можных насмешек, изолируют его от детского коллекти­ва, друзей и знакомых, что приводит к негативным тен­денциям в развитии личности ребенка [6].

Таким образом, логотерапия является прогрессивным методом исправления дефектов речи. Логотерапия является составной частью общего лечебно-коррекционного процесса и ее можно считать основной технологией коррекции речевых нарушений у дошкольников. Применение логотерапии в комплексной работе специалистов обеспечивает нормализацию отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизацию механизмов психической адаптации, а также профилактику нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.

Литература

  1. Баттиани А., Штукарева С. Логотерапия: теоретические основы и практические примеры. – М.: Новый Акрополь, 2016. – 272 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. – 352 с.
  3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  5. Лукас Э. Практика Логотерапии. // Материалы 5-дневного семинара 2015 года. – М.: Новый Акрополь, 2016. – 224с.
  6. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. // Прикладная логотерапия. – М.: Генезис, 2008. – 128 с.
  7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С.16-24.
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2002. – 512 с.
  9. Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушением речи. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2020. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru

Об авторе

Халяпина Арина Игоревна – студентка направления подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского Федерального университета, г. Ставрополь,
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Прилепко Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского Федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Халяпина А.И. Логотерапия как основная технология коррекции речевых нарушений у дошкольников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).